а ж s
а
hq
DOI 10.25588/CSPU.2020.160.7.003
УДК 378.937 ББК 74.480.26
Е. В. Гнатышина1, М. А. Щукина2
^RCID № 0000-0002-5960-586X Доктор педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно- педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
2ORCID № 0000-0002-9639-7959 Аспирант кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: shchukina. mariya. 96. ru
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЕ
Аннотация
Введение. В статье на основе анализа актуальных теоретических и эмпирических исследований рассмотрены основания инновационной деятельности как элемента трансформации образовательных технологий.
Материалы и методы. Основным методом исследования является историографический анализ проблемы становления инноваций в образовании, периодизации данного процесса в России. Методологическую основу статьи составили как общенаучные ме-
| тоды формальной и диалектической логики, системного анализа,
I
так и специальные методы социокультурного и историографического анализа.
Результаты. На основании историографического анализа ведущих тенденций в развитии инновационной деятельности в
^ российской системе образования нами была определена категория
«инновационная деятельность» применительно к образовательным
процессам, выявлены периоды развития данных инновации и охарактеризованы возможности инновационной деятельности на каждом этапе.
Обсуждение. Представленные теоретические основания изучения проблемы развития инноваций в России позволяют эффективно реализовать педагогические и управленческие инструменты внедрения инноваций в системе профессионального образования. Мы обосновали, что инновации в современных условиях трансформации всей системы являются одним из оснований ее эффективности.
Заключение. Процесс развития инновационной деятельности является необходимым условием формирования новых образовательных результатов и выдвигает основное требование в виде способности переосмыслить и организовать современного педагога с точки зрения руководителя образовательной организации. ^
Ключевые слова: инновация; инновации в образовании; ис-
ж ж о № а
тория развития; инноватика; инновационная деятельность; иннова- §
ж
ционные процессы.
Основные положения:
- представлены возможности инновационной деятельности на каждом этапе формирования инноваций в России;
- представлена периодизация процесса становления и развития инновационной деятельности в образовании в России.
Й So
определена категория «инновационная деятельность»; о
1 Введение (Introduction)
Социальные изменения, происходящие на данном этапе времени, затрагивают различные сферы человеческой деятельнос- Ж
о S
о* № О
о Й
Й
Й ж
ж о
Й о
а
8 о
№ а
ти, особое место в этой системе занимает образование. а
а
Большинство стран мира реформируют свои образователь- ^ ные системы, и эти изменения не случайны, потому что система об-
а
ж
и
разования зависит от состояния экономического развития и неразрывно связана с положением государства в мире, с передовыми технологиями во всех отраслях производства. Модернизация и внедрение инноваций позволяют государству сделать шаг в будущее через образование.
Трансформация образования требует от педагогов непрерывного творчества, и сегодня именно творчество, как известно, является фундаментальным проявлением личного профессионализма.
Условия нестабильности экономической системы также требуют обновления содержания, структуры, образовательных технологий и методов управления в соответствии с требованиями базовых отраслей промышленности, культуры и услуг, а также ведущими мировыми тенденциями.
Идея трансформационного обновления системы образования содержится во многих документах последних лет, в частности в Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании», национальных проектах «Образование» и «Наука», Государственной программе «Научно-технологическое развитие РФ (Постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 377)».
Цель данной работы заключается в определении этапов развития инновационного образования в России и выявлении их основных особенностей.
§ Задачами выступают: анализ базовых понятий, изучение фаз
I
инновационной педагогической деятельности, выявление готовности педагогов к инновационной деятельности, представление модели инновационной деятельности, проведение аналитического обзора видов педагогических инноваций. * 2 Материалы и методы (Materials and method s)
Теоретическое исследование тенденций в педагогике, фило-
софиии психологии позволило нам сделать вывод о том, что педагогические новшества и вопросы, связанные с методикой совершенствования и улучшения подготовки профессионального образования откликаются в ряде исследований.
На данный период времени в науке разработаны аспекты перераспределения дополнительного образования, (М. В. Александрова, Т. С. Панина, З. Н. Сафина, В. Л. Ширяев, Р. М. Шерайсина и др.); а также формы, содержащие методы переподготовки и повышения квалификации преподавателей (Т. А. Каплунович, С. М. Ширяев и др.); описание инновационной деятельности в системе, содержащей непрерывное образование и включающей в себя систематическое и технологическое описание инновационной деятельности (С. Вершловский, В. Клюшкин, М. Левина, Е. Ленская, А. Марон, Л. Монахова, Е. М. Муравьев и др.). Ж
В ряде теоретических концепций мы находим различные взгляды на педагогические инновации (работы З. А. Абасова, С. Я. Ага-ликова и др.). Широко представлено научное понимание отдельных вопросов в области подготовки специалистов, таких как дифференциация и индивидуализация образовательной деятельности (П. А. Ба- | ранов, С. В. Баранов, С. В. Гамидов, В. И. Лазарев, Б. П. Мартиросян, И. Р. Юсуфбекова и другие); аксиологические основы последипломного образования (В. Г. Воронцова, Г. П. Виталецов, В. Н. Максимова и др.) Несмотря на усиленное внимание исследователей, про-
л ж ж о Й о
блема инновации до сих пор является неразрешенной, а изменения во О1
о
внешней среде (ситуация пандемии, усиление цифровизации всех § сфер жизни человека) делают ее звучание особенно острым. Педагогические инновации как феномен в существующих исследованиях
о* ж о Й ж
рассматриваются в контексте следующих видов деятельности (обра- »
зовательная, управленческая и педагогическая деятельность). Мы от-
и
а
ttj
hq
мечаем достаточно низкий уровень теоретического осмысления проблемы инноваций применительно к системе профессионального образования, отсутствие целостного представления об инновационных процессах и деятельности.
Методологической осжовой представленной работы выступает принцип когерентности. Данный принцип дает нам возможность рассмотреть педагогические и исторические явления с точки зрения целостных характеристик: принцип детерминизма, определяющий причинно-следственную связь субъекта; принцип восхождения от общего целостного к индивидуальному и к общему, который реализуется в данном исследовании как переход от теории к практике образовательной деятельности; принцип «восхождения от общего к индивидуальному и наоборот», реализуется в настоящем исследовании как переход от теоретической основы к практической. Данный принцип также подразумевает новую теоретическую модель формирования реальности педагога. Структурированная теория, системный функционал, теория рефлексии и психологический подход применялись в изучении педагогических исключений. В анализ педагогических феноменов вошли так же некоторые теории: теория педагогической системы как целого, самоорганизация и развития сложных систем, теория непрерывного образования с точки зрения управления и концепта.
3 Результаты (Results)
§ Начиная с XIX века, понятие «инновация» появляется и
I
находит отражение в исследованиях ведущих ученых. Первоначально основное понятие складывается во введении элементов од-§ ной целостной культуры в другую. В начале XX века изучению подвергается наука об инновациях и сам процесс закономерностей
^ нововведения в профессиональном образовании [1]. Понятие «ин-
новация» происходит от латинских слов innovationatis (in — «in» и
novus — «новый») и интерпретируется как инновация. В. И. Сло-бодчиков дает определение инновации как нечто новое, не существовавшее ранее и нарушающее процесс.
В. А. Сластенин полагает, что данное понятие заключает в себе введение новейшего в методы и содержание, в формы обучения и воспитания, а также видит в данном понятии организацию совместной деятельности педагогов и обучающихся. [2].
В. С. Лазарев и Б. П. Мартиросян также считают, что «инновация — это процесс внедрения инноваций в систему образования» [3]. Н. Р. Юсуфбекова наполняет анализируемое понятие аналогичным содержанием. «Инновации — это процесс рассмотреть процесс его создания, его понимание педагогическим сообществом и его использование в образовании и педагогической практике» [4].
О. А. Лапина считает, что основной этимологией «иннова- ^
ж
ж о
№ а
-К и
о ж ж
ции» выступает направление на четкое введение, то есть на создание и использование инновации в любом роде. [5]
Вместе с тем следует отметить, что у понятий «инновация» и «новизна» присутствует четкое различие [6]. Инновация более
цессом и инновацией. Чаще всего упоминание инновационного процесса можно встретить как применение в дальнейшем и как целостный компонентный подход физических лиц к созданию [8].
е ¡о
применима к разработке и применению на практике. В исследовани- о
с
ях мы находим понимание инноваций как идей, как механизмов вза- $
№
имодействия, технологий или систем функционирования, что позво- §
е
ляет нам сделать вывод, что инновации — это то, что было намеренно |
ж
х
спроектировано и разработано [7]. Мы также считаем необходимым Й
о
провести характерную черту различия между инновационным про- О
о
№ а
О* ж
о
Й ж
Как считает А. В. Хуторской, инновационный процесс »
включает в себя ряд действий и средств для способности транс-
а
ж а
а
сц
формировать инновационный процесс. Термин «образовательная инновация» подчиняется трактовке как процесс контролируемый и как процесс, где присутствуют создание, оценка, и применение образовательных инноваций на практике [9].
Рассматривая и изучая содержание инновационного процесса, мы приходим к выводу, что основной состав ученых связывают данный процесс с характеристикой, осмыслением, изучением и обобщением опыта.
Иными словами, при практическом применении понятия «инновация» и «инновационный процесс» чаще всего выступают синонимами друг друга.
Инновационная деятельность, в свою очередь, интерпретируется как «специальная деятельность, направленная на примирение нарушений процессов обучения и преподавания в результате инноваций» [10].
Инновации отражают характер деятельности педагогов, внедрение и освоение инноваций педагогами профессиональных образовательных организаций.
Иными словами, инновационная деятельность трактуется как действия, направленные на изменение и корректировку уже имеющихся форм обучения, также форм обучения посредством сопоставления новых целей и методов их достижения.
§ Экспериментальная работа выступает в роли основы инно-
I
вационной деятельности, которая характеризуется двумя направлениями: освоение нечто нового, творческое направление в трудовой деятельности, тестирование новизны и ее применение. Основание на индивидуализированном подходе и направленность на создание ин-
^ дивидуальной программы развития личности составляют базовые
характеристики инновационной педагогической деятельности [11].
Основной особенностью инновационной педагогической деятельности является главенствующая ориентация, которая выражает ценность не только со стороны педагогов, но и со стороны всего педагогического коллектива. Особо важную роль играют внутренние мотивы, побуждающие к действию и достижению в процессе результата [12].
Как считает В. И. Загвязинский, основную роль новейшего играют еще ранее не использованные подходы и методы, а также некоторые особенности и элементы педагогического процесса. Решающим фактором является их прогрессивное начало и эффективный подход к решению проблемы образования и воспитания [13].
Активное рассмотрение инновационных процессов в России началось лишь в конце 19-го века - начале 20-го века. Педагогическое развитие общества и изменение подходов к образованию нача- Ж
ж о
№ а
К и
о
ж ж
лось с появлением новых концепций, что являлось основной характеристикой данного периода [14].
Основной вклад в развитие и применение инновационных методов внесли ученые: Д. Дьюи, Л. Н. Толстой, С. Шацкий, М. Мон-
в форме частного авторства, где в процессе обучения были использованы новейшие методы обучения. Описанный период мы определяем как теоретическую подготовку педагогов с элементами иссле-
е ¡о
тессори, А. Г. Равин, А. Н. Леонтьев и другие. Методы ученых ос- о
с
новывались на использовании новаторства и прошли реализацию $
№ с
о
е
ее е
ж ж о
й о
дований и инноваций в преподавании [15]. а
о
Следующий этап развития инноваций в области образования а проходил с конца 1950-х до начала 1970-х годов. Для данного периода характерна разработка концепций гуманизма в образовании, а
0* ж
о
Й ж
также активизация познавательной деятельности обучающихся. ад
Отмечаем, что в данный период была разработана новая теория,
47
а н и
а
сц
включающая в себя оптимизацию и формирование психических действий с точки зрения прогрессии.
В середине 1980-х годов возвращение к авторской педагогике стало новой надеждой на инновации в образовании. Нововведения, предложенные учеными того периода, невозможно охарактеризовать полнотой научного обоснования, они формировали эмпирическую базу в большей степени под влиянием конкретного общественного контроля. Образовательное общество в данный период времени буквально погружается в творческие инновации, но тем не менее педагоги того времени не всегда апробировали успешный предыдущий опыт, копирование нового формата без осознанного подхода чаще всего становилось неудачным.
Обсуждение рациональности подготовки работников образовательных организаций к инновациям начали обсуждать лишь в конце 1980-х годов. Начало зарождения тенденций перехода от авторского к социально-педагогическому движению (ассоциация педагогов, инновационные комплексы, «Новая школа», «Эврика» и т. д.) [16]. Н. У Посталюк отмечает, что фокусом социальных исследований в области образования становится именно этот период, с присущей ему проблемой инновации и концептуальной поддержки [17].
Термины «педагогическая инновация» и «педагогическая инноватика», используемые в качестве синонимов, находят научное
§ подкрепление в работах И. Р. Юсуфбековой и вводятся в категори-
I
альный аппарат педагогики [18].
Также нам хотелось бы отметить, что в описываемое ранее время инновационная практика оставалась фактически без контроля, становилась неуправляемой. Адаптации инновационных тех-
^ нологий, существовавшие ранее, отличались от концептуальной базы.
В данном контексте реализация идеи останавливалась на вы-
боре нескольких образовательных учреждения, в которых практикующее специалисты несли ответственность за внедрение инноваций от момента разработки до достижения результата.
Механизм инновационной деятельности выступает перед нами в следующих стадиях:
Первая стадия — зарождение и происхождение инновации. Этап обусловлен законом цикличности педагогических инноваций: возрождение старого в новых условиях работы, предоставленных образовательной организацией. Подход к педагогам старого поколения с основной задачей подготовки к новому. Данную стадию мы можем охарактеризовать как повторение нечто устарелого по отношению к потребностям современного общества.
Вторая стадия — развитие инноваций. Фаза приобретает хаН
рактер тенденции к зарождению и увеличению потребности в но- О
№
вых знаниях. Формулируется решение о принятии или непринятии. -к
о
Основываясь на практике, мы делаем вывод, что группы выработа- §
ли три подхода к принятию решений по инновациям.
1. Формулировка педагогической задачи; анализ педагогической задачи; анализ средств решения задачи; выбор средств решения
е ¡о
Ж
о
о
о*
задачи путем нововведений; прогнозирование последствий реше- О
ния; одобрение (возможно отклонение нововведения). ^
й
2. Формирование представлений об инновации (вид перво- ° начальной информации); усиление интереса (поиск дополнитель-ной ^
1 Л 8
информации); оценивание инновации и решение о ее контроле; § одобрение (возможный отказ от инновации).
о
3. Консервативный подход («рутина»), инновации становят- Й
а
ся «традицией», привычным способом организации процесса. §
г
На третьей стадии инновации начинают применяться в ши -
а н и
а
роких масштабах. Этот этап обусловлен двумя законами: законом о конечной реализации инновационной деятельности и законом о стереотипах педагогической инновации.
Обычно в инновационной педагогической деятельности наблюдается определенный ряд структур.
Представим этапы, которые мы включаем в контексте разворачивания стадий анализа и внедрения педагогических инноваций:
1. Уровни, определяющие выбор и цель средств инноваций, а также анализирующие ситуации в данной сфере международный, национальный, региональный и локальный.
2. Выборка из предоставленных средств реализации инновации. Под данным выражением мы понимаем материальные и технические ресурсы, финансовую базу организации, ее правовой статус, проведение работ, включающих в себя экспериментальную часть.
Результат этапа заключается в определении и сопоставлении объема инновации, а также реализации исследования в разработке проекта в области выбранного нами инновационного направления.
3. Подготовка программы эксперимента и научное подкрепление в области инноваций. Особое внимание при разработке программы уделяется определению критериев и ее этапов, диагностике результатов и выделению соотношения новизны с прошлым опытом. Научно-методическое обеспечение выступает как выражение и
на содержание инноваций, а также в качестве гарантии ее способно-
I
сти внедрения в практику. Итогом третьего этапа, по нашему мнению, будет выступать реализация программы в образовательной среде. Немаловажную роль здесь играет процесс создания обеспечения по разработке рекомендаций широкого применения в инно-
^ вационных процессах и деятельности.
сц
4. Внедрение новшества в практику и превращение его в тра-
дицию. Данный этап характеризуется разработкой положений, включающее в себя содержание и финансовое право обеспечивать инновационную деятельность. Основной акцент заключается здесь в рассмотрении результатов инновационной деятельности, которые способны определить степень ценности инноваций и их уровни.
Данный процесс демонстрирует приверженность к традиционному «внедрение науки в практику». Учитывая персонализированную парадигму образования, необходимо планировать ситуации включения тем инновационного образования в процесс его применения и при необходимости его трансформации. Однако для перехода к инновационному способу развития организации образования решающим фактором является подготовка учителя к инновациям.
Основной функцией инноваций в обществе является увеличение ресурсов для мышления и деятельности. Инновации — ^ естественное и необходимое условие для развития образования в соответствии с регулярно меняющимися потребностями общест -ва [19].
4 Обсуждение (Discussion) Под новаторством мы понимаем, таким образом, созданную | в результате преобразований педагогическую систему, которая приобретает новые существенные качества, постепенно меняющие ее состояние. В анализе существенных характеристик «инновации», «педагогические инновации», «инновационные процессы», «инно-
н н
о
й о
вационная деятельность», «инновационная подготовка», «иннова- §
О
ционное образование» основное место занимает понимание того, § что инновационные процессы — это явление создания, освоения и применения на практике в образовательной среде, целью которых
о* Ж
о к. ж
является разрешение конфликтующих противоречий между теори- »
ей и практикой. Инновационное образование являет собой глобаль-
ные изменения в содержании образования привычного нам, а также носит системность и существенно отличается от традиционного образования.
5 Заключение (Conclusion)
На основе проведенного историографического анализа мы выделяем следующие основные особенности развития инновационной системы образования на всех уровнях: нестабильность (зависимость от внешних факторов); разделение процессов образования; ориентация на развитие творческого потенциала всех субъектов образования; необходимость изменений в системе управления.
Проанализировав ведущие исследования в данной области, мы определили сущностные особенности инновационной деятельности, выявили стадии развития инновационной деятельности, определили этапы внедрения педагогических инноваций в практику.
Инновации являются естественным и необходимым условием для развития образования в соответствии с регулярно меняющимися потребностями общества. Таким образом, можно акцентировать внимание на механизме внедрения инноваций в современной образовательной парадигме и сделать вывод, что государственная стратегия в области образования заключается в решении комплекса социальных проблем стабилизирующего, развивающего и прогностического характера.
¡3
g Библиографический список
1. Корнеенков С. С. Инновационные психолого-педагогические технологии обучения и саморазвития личности // Вестник Читинского государственного
Si
¡з университета. 2012. № 5 (84). С. 59-64 с.
s
а
¿5
2. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М. : Магистр, 2017. - 224 с.
3. Лазарев В. С., Мартиросян Б. П. Педагогическая инноватика : учеб-
сц
hq ник. Москва : Издательство «Багира-2», 2006. - 360 с. - ISBN 5-98352-035-0.
4. Алексеева С. Г., О. Ю. Ермоловская Анализ и перспективы развития системы образования в РФ // Вестник Академии : научный журнал Московской Академии предпринимательства. 2014. № 2. С. 93-96.
5. Лапина О. А., Пядушкина Н. Н. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва : Издательский центр «Академия» 2008. - 160 с. - ISBN: 978-5-7695-3934-3.
6. Городнова О. Н. Похищение ребенка одним из родителей как уголовно наказуемое деяние // Вестник Чувашского университета. Юриспруденция. 2015. № 1. С. 129-135 с.
7. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения. М. : Издательский центр «Академия», 2016. - 176 с.
8. Александрова С. А. Формирование элементов предпринимательской культуры школьников в образовательной области «Технология» : дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2017. - 258 с.
9. Хуторской A. B. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. М. : Изд-во «УНЦ ДО», 2005. - 222 с. - ISBN 5-88800-289-5.
10. Волков В. Н. Роль экспертизы инновационных практик в образовании как средства управления образовательным учреждением // Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. 2017. № 4 (38). С. 7-14.
11. Дьяконов М. Ю., Кузнеченкова А. В. Современные инновации в образовании // Системные технологии. 2017. № 24. С. 58-61.
12. Клячко Т. Л., Синельников-Мурылев Г. Н. Стратегии для России: образование. М. : Издательский дом «ДЕЛО» РАНХиГС, 2018. - 118 с. (Научные доклады: образование). - ISBN 978-5-7749-1338-1.
13. Загвязинский В. И., Селиванова О. А. Социальная педагогика. М. : Изд-во «Юрайт», 2019. - 448 с.
14. Кабанов В. Л. Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей как компонент российского права // Семейное и жилищное право. 2014. № 1. С. 28-32.
15. Мартиросян Б. П. Теоретические модели и практика инновационной деятельности школ : пособие для руководителей школ. М. : ИОСО РАО, 2003. - 104 с.
16. Стенякова Н. Е. Инновационные процессы в образовании : учебно-методическое пособие для магистров, бакалавров, студентов очного и заочного
cv Й
So
Ж
о о S
о* № о о
Й
Й Й ж ж о Kl о
а
8 о
№ Ö
О* ж
о
K
Ж 3
а д и
отделений, слушателей программ дополнительного образования педагогического университета. Пенза : Пензенский государственный университет, 2013. — 98 с.
17. Посталюк Н. Ю. Педагогика сотрудничества: путь к успеху : учебное пособие для слушателей факультетов повышения квалификации преподавателей вузов. Казань : Казанский государственный университет, 2016. - 108 с.
18. Юсуфбекова Н. Р. Педагогическая инноватика: возникновение и становление // Вестник Московского государственного педагогического университета. 2010. № 4 (14). С. 8-17.
19. Гавриленко Л. С., Кутугина В. И., Лукин Ю. Л. Инновационная педагогика : учебное пособие. Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2019. - 137 с.
Ye. V. Gnatyshina1, M. A. Shchukina2
^RCID No. 0000-0002-5960-586X Doctor of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Pedagogy and Psychology, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
2ORCID No. 0000-0002-9639-7959 Postgraduate at the Department of Pedagogy and Psychology, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: shchukina. mariya. 96. ru
INNOVATIVE ACTIVITY IN THE MODERN EDUCATIONAL PARADIGM
Abstract
Introduction. Based on the analysis of current theoretical
§ and empirical studies, the article considers the foundations of in-
"i
"§ novation as an element of the transformation of educational tech-
a «
t
a
cB £
nologies.
Materials and methods. The main method of research is a historiographic analysis of the problem of the formation of innovations in education, the periodization of this process in Russia. The methodological basis of the article was made up of both gen-
eral scientific methods — formal and dialectical logic, system analysis, and special methods — comparative law and historicism.
Results. Based on the historiographic analysis of leading trends in the development of innovation activity in the Russian education system, we defined the category of "innovative activity" in relation to educational processes, identified periods of development of these innovations and described the opportunities for innovation activity at each stage.
Discussion. The presented theoretical grounds for studying the problem of the development of innovations in Russia make it possible to effectively implement pedagogical and managerial tools for introducing innovations in the professional education system. We substantiated that innovation in the modern conditions of transformation of the entire system is one of the foundations of its effectiveness.
Conclusion. The process of innovation development is a prerequisite for the formation of new educational results and requires a rethinking of the methodology for organizing the professional training of a modern teacher, the head of an educational organization.
Keywords: Innovation; Innovations in education; The history of developme; Innovatics; Innovative activity; Innovative processes.
Highlights: ^
3
The category "innovative activity" has been defined; g
R
Presented by opportunities of innovative activities at each &
S'
stage of the formation of innovations in Russia; i
a
The periodization of the process of formation and devel- g opment of innovative activity in education in Russia is presented. 03
s S
o §
ft X
R &
& ft
o
References
1. Korneenkov S. S. (2012), Innovatsionnyye psikhologo-pedago-gicheskiye tekhnologii obucheniya i samorazvitiya lichnosti [Innovative psycho-pedagogical technologies of training and self-development of personality]. Vestnik Chitinskogo gosudarstvennogo universiteta, 5 (84), 59-64. (In Russian).
2. Slastenin V.A. & Podymova L.S. (2017), Pedagogika: innovatsion-naya deyatel'nost' [Pedagogics: innovation activity]. Magistr, Moscow, 224 p. (In Russian).
3. Lazarev V.S. & Martirosyan B. P. (2006), Pedagogicheskaya inno-vatika (uchebnik) [Pedagogical innovation (a textbook)]. Izdatel'stvo "Bagi-ra-2", Moscow, 360 p. ISBN 5-98352-035-0017. (In Russian).
4. Alekseeva S.G. & Ermolovskaya O.Y. (2014), [Analysis and prospects for the development of the education system in the Russian Federation]. VestnikAkademii, 2, 93-96. (In Russian).
5. Lapina O.A. & Pyadushkina N.N. (2008), Vvedeniye v pedagog-icheskuyu deyatel'nost' (uchebnoye posobiye dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy) [Introduction to pedagogical activity: a textbook for students of higher educational institutions]. Izdatel'skiy tsentr "Akademiya", Moscow, 160 p. ISBN 978-5-7695-3934-3. (In Russian).
6. Gorodnova O.N. (2015), Pokhishcheniye rebenka odnim iz rodite-ley kak ugolovno nakazuyemoye deyaniye [Kidnapping of a child by one of the parents as a criminal offence]. Vestnik Chuvashskogo universiteta. Yuris-prudentsiya, 1, 129-135. (In Russian).
7. Panina T.S. & Vavilova L.N. (2016), [Modern ways to enhance learning]. Izdatel'skiy tsentr "Akademiya", Moscow, 176 p. (In Russian).
n
8. Alexandrova S.A. (2017), Formirovaniye elementov predprini-
uh
J^ matel'skoy kul'tury shkol'nikov v obrazovatel'noy oblasti "Tekhnologiya'
^ (dissertatsiya na soiskaniye uchenoy stepeni kandidata pedagogicheskikh
nauk) [Formation of elements of entrepreneurial culture of schoolchildren in the educational field of "Technology" (dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences)]. Moscow, 258 p. (In Russian). ^ 9. Khutorskoy A.B. (2005), Pedagogicheskaya innovatika: metod-
<si ologiya, teoriya, praktika [Pedagogic iinovatika: methodology, theory, prac-
Y
a in
intysh
ta n
tice]. Izdatel'stvovo "UNTS DO", Moscow, 222 p. - ISBN 5-88800-289-5. (In Russian).
10. Volkov V.N. (2017), Rol' ekspertizy innovatsionnykh praktik v obrazovanii kak sredstva upravleniya obrazovatel'nym uchrezhdeniyem [The role of expertise of innovative practices in education as a means of managing the educational institution]. Akademicheskiy vestnik. Vestnik Sankt-Peterburgskoy akademii postdiplomnogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 4 (38), 7 -14. (In Russian).
11. D'yakonov M.Yu. & Kuznechenkova A.V. (2017), Sovremennyye innovatsii v obrazovanii [Modern innovations in education]. Sistemnyye tekhnologii, 24, 58-61. (In Russian).
12. Klyachko T.L. & Sinel'nikov-Murylev G.N. (2018), Strategii dlya Rossii: obrazovaniye [Strategies for Russia: Education]. Izdatel'skiy dom "DELO"» RANKhiGS, Moscow, - 118 c. ISBN 978-5-7749-1338-1. (In Russian).
13. Zagvyazinskiy V.I. & Selivanova O.A. (2019), Sotsial'naya peda-gogika [Social pedagogy]. Izdatel'stvo "Yurayt", Moscow, 448 p. (In Russian).
14. Kabanov V.L. (2014), Konventsiya o grazhdansko-pravovykh aspektakh mezhdunarodnogo po-khishcheniya detey kak komponent ros-siyskogo prava [Convention on the Civil Aspects of International Child Abduction as a Component of Russian Law]. Semeynoye i zhilishchnoye pravo, 1, 28-32. (In Russian).
15. Martirosyan B.P. (2003), Teoreticheskiye modeli i praktika inno- s
o
vatsionnoy deyatel'nosti shkol (posobiye dlya rukovoditeley shkol) [Theoreti- a
ti
cal models and practice of innovative activity of schools (a guide for school e
A
leaders)]. IOSO RAO, Moscow, 124 p. (In Russian). |.
16. Stenyakova N.Ye. (2013), Innovatsionnyye protsessy v obra- i zovanii (uchebno-metodicheskoye posobiye dlya magistrov, bakalavrov, stu-dentov ochnogo i zaochnogo otdeleniy, slushateley programm dopolnitel'nogo n
obrazovaniya pedagogicheskogo universiteta) [Innovative processes in educa- r
n
tion (a teaching aid for masters, bachelors, full-time and part-time students, d
uc
students of additional education programs at a pedagogical university)]. Pen- t zenskiy gosudarstvennyy universitet, Penza, 98 p. (In Russian). na
17. Postalyuk N. Yu. (2016), Pedagogika sotrudnichestva: put' k us- pa
ra
pekhu (uchebnoye posobiye dlya slushateley fakul'tetov povysheniya kvalif- i
gm
ikatsii prepodavateley vuzov) [Pedagogy of cooperation: the way to success
a-
e
(Textbook for students of faculties of professional development of university teachers)]. Kazanskiy gosudarstvennyy universitet, Kazan', 108 p. (In Russian).
18. Yusufbekova N.R. (2010), Pedagogicheskaya innovatika: voz-niknoveniye i stanovleniye [Pedagogical innovation: origin and formation]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 4 (14), 8 -17. (In Russian).
19. Gavrilenko L.S., Kutugina V.I. & Lukin Yu.L. (2019), Inno-vatsionnaya pedagogika (uchebnoye posobiye) [Innovational pedagogics (textbook]. Sibirskiy federal'nyy universitet, Krasnoyarsk, 137 p. (In Russian).
a in ki
u
uhc
chS
a in
intysh ta
cB £