УДК: 001.895
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И
ПЕРСПЕКТИВЫ
Дудник А.Г.
Научный руководитель: Пискун Е.И., д.э.н., профессор Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия
Аннотация: В Российской Федерации принят инновационный путь развития. Инновационная деятельность реального сектора экономики сопряжена с рядом проблем, вместе с тем существуют перспективы выхода российских предприятий на мировой рынок, опираясь на научный и инновационный потенциал.
Ключевые слова: Инновационная деятельность, инновационный потенциал, проблемы, перспективы.
THE INNOVATIVE ACTIVITY OF RUSSIAN ECONOMY: PROBLEMS AND PROSPECTS
Dudnik A.
Research supervisor: Piskun E.I., Doctor of Economic Sciences, Associate Professor, Professor,
Sevastopol State University, Sevastopol, Russia
Abstract: In the Russian Federation adopted an innovative way of development. Innovative activity of the real sector of the economy faces a number of challenges, however, there are prospects for output of Russian companies on the world market, based on the research and innovation potential. Keywords: Innovative activity, innovative potential, problems, prospects.
Благоприятный рост и развитие любого государства зависит от многих факторов (природные ресурсы, географическое положение, эффективность управления, трудовые ресурсы и многие другие). Одним из них является научный потенциал страны, а также грамотное ведение и реализация инновационной деятельности. Данные виды деятельности всегда были и будут наиболее привлекательным, так как инновации влияют на любую отрасль. В последние десятилетия инновационная деятельность проникает во все сферы производства. Благодаря инновациям товары и услуги модернизируются, становятся более доступными, а так же создаются новые. На данный момент в России инновационная деятельность стремительно развивается, но существует множество проблем. Основной целью инновационной политики должна стать модернизация всех отраслей промышленности и сферы услуг на каждом этапе деятельности.
Роль государства в развитии инновационной деятельности состоит в финансовой помощи предприятиям посредством предоставления субсидий, грантов на развитие новых технологий, продуктов, услуг; улучшении законодательства в сфере инноваций; финансировании новых и перспективных программ; расширении технической поддержки государства тем компаниям, которые пытаются преодолеть технологические барьеры; повышении коммерческой значимости исследований, уже финансировавшихся государством, особенно проводившихся в университетах и государственных лабораториях [3]. Но поскольку условия функционирования рыночной системы расширяются и усложняются, участие государства в инновационных процессах изменяется: оно может
возрастать или сдерживаться в зависимости от конкретных исторических, геополитических, национальных и временных условий.
В настоящее время в Российской Федерации заинтересованность инвесторов во вложении средств в инновационную деятельность значительно ниже, чем в других странах (США, Германия, Япония, Китай). В условиях конкуренции российские компании должны перенимать опыт других стран и производить инновационные продукты и услуги, ориентированные на мировой рынок. К сожалению, инновационная активность российских предприятий продолжает падать с 10,4% в 2010 году до 9,4% в 2013 году. Для сравнения, данный показатель по отдельным странам ЕС (Международная конференция по укреплению потенциала в области коммерциализации и защиты Стран ЕС) в 2010 году был значительно выше: в Португалии - 26%, Греции -29%, Дании - 71%, Ирландии -74%; в целом по странам ЕС - 59,5% [4].
Значительное количество компаний работает на внутреннем рынке и не имеют возможности выхода на внешний из-за слишком высоких барьеров и требований. Так же в большинстве случаев существует проблема нескоординированности участников инновационного процесса (научной сферы и бизнеса).
Российской Федерация по-прежнему остается сырьевым государством, о чем свидетельствуют статистические данные. Так, более 70% экспорта составляют минеральные ресурсы, в то время как на высокотехнологичные товары приходится около 5%, на технику для производства (машины и оборудование) - 6%. Согласно последней публикации «Глобального рейтинга инноваций» 2015 года
Российская Федерация занимает лишь 48 место по уровню инновационного развития и научно-технического прогресса (исследование проводилось среди 141 страны и было рассмотрено свыше 80 показателей) [1]. Наиболее высокий уровень инновационной активности показывают организации в области производства летательных аппаратов (37%), фармацевтические компании (28%) и предприятия химической промышленности (24%) [2]. Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что в Российской Федерации мало развита инновационная деятельность в сфере услуг.
В РФ также наблюдается тенденция превышения импорта высокотехнологической продукции над экспортом. В большинстве случаев производство нового высокотехнологического продукта является эффективным только внутри страны, так как на внешнем мировом рынке он не является новым и революционным, а имеет более совершенные и дешевые аналоги в других странах. Исходя из этого, можно сделать вывод, что важным этапом инновационной деятельности является изучение внешнего рынка, а именно той области, в которой работает предприятие.
В последнее время важной предпосылкой для роста инновационной активности в Российской Федерации является увеличение количества малых и средних предприятий. Это вызвано тем, что государство ведет политику по поддержке данных компаний. Предприятия такого типа могут производить инновационные товары и услуги в различных отраслях, так как в крупных предприятиях присутствует эффект «конвейера», а в малых предприятиях исследователи могут отойти от традиционных методов и создать
конкурентоспособный товар для экспорта. С целью снижения рисков кредитования государство активно внедряет специальные программы по реализации программ гарантий малому и среднему бизнесу, то есть государство берёт на себя часть рисков наукоёмкого бизнеса и в случае провала проекта выплачивает часть кредита.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что в Российской Федерации существует
достаточное количество проблем, но, вместе с тем, высокий научный и инновационный потенциал будут способствовать повышению конкурентоспособности российских предприятий на мировом рынке. Успешность развития инновационной деятельности зависит от правильной политики государства и направленности национальной экономики, а именно, выход предприятий на мировой рынок со своими конкурентоспособными товарами и услугами.
Список используемых источников
1. Cornell Univercity, INSEAD. The Global innovation index 2015 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipogii_2015.pdf
2. Министерство экономического развития РФ, Федеральная служба государственной статистики, Высшая школа экономики. Индикаторы инновационной деятельности: 2015. [электронный ресурс]. - URL: https://www.hse.ru/data/2015/04/07
3. Евтушенкова В. П., Кириенко С. В., Чубайс А. Б. Инновационное развитие - основа модернизации экономики России: Национальный доклад. - М.. ИМЭМО РАН, ГУ - ВШЭ, 2008. - 168 с.
4. Пискун Е.И. Оценка результативности реализации стратегии инновационного развития производственно-экономических систем / Е.И. Пискун // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Сер. 3, Экон. Экол. - 2014. - № 5 (28). - С. 55-68.
5. Богомолов А.И., Иванус А.И., Невежин В.П. Управление экономической системой на основе её фундаментальных свойств / Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского гос. университета. 2016. № 1. С. 21-28.
6. Клейнер Г.Б. Инновационные программы подготовки современных менеджеров (монография) / Г.Б Клейнер, О.В. Голосов, И.Н. Дрогобыцкий, В.П. Невежин, Н.В. Гринева / Под ред. Клейнера Г.Б. - М.: Научные технологии, 2013. - 84с