Научная статья на тему 'Инновационная деятельность в образовании: основные тенденции и приоритеты'

Инновационная деятельность в образовании: основные тенденции и приоритеты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1294
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ И ПРОЕКТЫ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПЛОЩАДКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ходырева Елена Анатольевна

В статье рассмотрены основные тенденции инновационной деятельности в образовании. Приоритеты инновационной деятельности соотнесены с направлениями государственной политики в сфере образования. Представлена общая характеристика инновационной инфраструктуры системы образования на приме-ре Кировской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ходырева Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность в образовании: основные тенденции и приоритеты»

Ходырева Е. А. Инновационная деятельность в образовании: основные тенденции и приоритеты // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 01. - ART 76010. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76010.htm. - ISSN 2304-120X.

ART 76010 УДК 37.014

Ходырева Елена Анатольевна,

доктор педагогических наук, проректор по учебной работе ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров

Инновационная деятельность в образовании: основные тенденции и приоритеты

Аннотация. В статье рассмотрены основные тенденции инновационной деятельности в образовании. Приоритеты инновационной деятельности соотнесены с направлениями государственной политики в сфере образования. Представлена общая характеристика инновационной инфраструктуры системы образования на примере Кировской области.

Ключевые слова: инновационная деятельность, государственная политика в сфере образования, инновационные программы и проекты, инновационные площадки. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В современных условиях важнейшим условием развития системы образования является инновационная деятельность. Инновационную деятельность в образовании следует рассматривать как систему взаимосвязанных действий, направленных на преобразование сложившейся практики образования, на разрешение существующих в системе образования проблем.

Характеризуя целевые установки, реализуемые инновационной деятельностью, обратимся к ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в котором отмечено, что она «ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования» [1].

Законодательством установлено, что инновационная деятельность в системе образования осуществляется в двух основных формах: через реализацию инновационных проектов и осуществление инновационных программ. В качестве субъектов инновационной деятельности рассматриваются организации, осуществляющие образовательную деятельность, а также иные, действующие в сфере образования организации и их объединения.

Обосновывая тенденции инновационной деятельности в образовании, следует, в качестве основных, отметить следующие:

- обеспечение реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования;

- ориентация инновационной деятельности на приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации;

- учет при осуществлении инновационной деятельности основных направлений социально-экономического развития конкретного региона, муниципального образования;

- обеспечение ориентации на запросы участников образовательных отношений - потребителей образовательных услуг, работодателей, работников образовательных организаций.

Отметим, что инновационная деятельность в образовании в настоящее время является управляемым и системно регулируемым процессом, а ее направленность определяется приоритетами государственной политики в сфере образования.

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

issn 2304-120X Ходырева Е. А. Инновационная деятельность в образовании: основные тен-I II | ^"Ч | | | денции и приоритеты // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 01. - ART 76010. I—I I I I - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76010.htm. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 гг. ориентирована на обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населениями и перспективными задачами развития российского общества и экономики; повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны. Она определяет в качестве приоритетных направлений следующие позиции, определяющие направленность инновационной деятельности в системе образования:

- формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал и обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации;

- развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих равную доступность услуг дошкольного, общего и дополнительного образования детей;

- модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленных на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации;

- создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия;

- обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодежи, развитию потенциала молодежи» [3].

Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг. ориентирована на «создание условий для эффективного развития российского образования, направленного на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации». В качестве приоритетных направлений инновационной деятельности рассматриваются следующие:

- «создание и распространение структурных и технологических инноваций в среднем профессиональном и высшем образовании;

- развитие современных механизмов и технологий общего образования;

- реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы дополнительного образования детей;

- создание инфраструктуры, обеспечивающей условия подготовки кадров для современной экономики;

- формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов» [2].

Конкретная образовательная организация, ориентируясь на данные приоритеты, а также, учитывая позиции внутренних и внешних стейкхолдеров, определяет необходимые для нее задачи и направления инновационной деятельности [4, 5].

Особую роль в реализации инновационной деятельности в образовании в настоящее время приобретает целенаправленное формирование ее инновационной инфраструктуры. Согласно законодательству, она представлена системой федеральных или региональных инновационных площадок.

Региональные инновационные площадки это организации, осуществляющие образовательную деятельность, и иные действующие в сфере образования организации, а также их объединения, которые реализуют инновационные проекты (про-

issN 2304-120X Ходырева Е. А. Инновационная деятельность в образовании: основные тен-I II | ^"Ч Г~| | денции и приоритеты // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 01. - ART 76010. I—I I IH^I I I - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76010.htm. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал

граммы), имеющие существенное значение для обеспечения развития системы образования и реализации основных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.

В настоящий момент инновационная инфраструктура образования Кировской области представлена 53 региональными инновационными площадками, организациями-кураторами которых являются КОГОАУ ДПО «Институт развития образования Кировской области» и ФГБОУ ВО «Вятский государственный гуманитарный университет». Анализ показывает, что в инновационную деятельность включены образовательные организации всех типов и видов. Так, среди образовательных организаций, являющихся региональными инновационными площадками, - 3 учреждения среднего профессионального образования (6% от общего количества площадок), 3 учреждения дополнительного образования (6% от общего количества площадок), 42 учреждения общего образования (78% от общего количества площадок), 3 специальных коррекцион-ных образовательных организации (6% от общего количества площадок), 2 учреждения дошкольного образования (4% от общего количества площадок).

Анализ показывает, что тематическими приоритетами деятельности региональных инновационных площадок являются следующие направления [6]:

- модернизация содержания образования, обусловленная внедрением федеральных государственных образовательных стандартов - 18 проектов, что составляет 34% от их общего количества;

- развитие сетевых форм взаимодействия и реализации образовательных программ - 7 проектов (13%);

- совершенствование воспитательного потенциала образовательной организации - 7 проектов (13%);

- развитие системы оценки качества образования - 7 проектов (13%);

- развитие инновационных форм реализации образовательных программ, в т. ч. дистанционного образования - 5 проектов (9%);

- развитие адаптивных образовательных программ - 2 проекта (4%);

- инновационные подходы к управлению образовательными организациями различных типов и видов - 1 проект (2%);

- совершенствование профессионально-личностного становления личности педагогов образовательных организаций - 4 проекта, что составляет 8% от их общего количества;

- формирование информационно-образовательной среды образовательной организации - 2 проекта (4%).

Таким образом, в современных условиях инновационная деятельность в образовании, ориентированная на совершенствование образовательной практики и на развитие образовательных систем на основе нововведений, реализуется на всех уровнях образования целенаправленной и системно. Ее приоритеты задаются основными направлениями государственной политики в сфере образования, потребностями социально-экономического развития, запросами внутренних и внешних стейкхолдеров образовательных организаций. Именно инновационная деятельность призвана обеспечить новое качество образования и создать условия развития образовательной системы.

Ссылки на источники

1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : фед. закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7598.

issN 2304-120X Ходырева Е. А. Инновационная деятельность в образовании: основные тен-I II | ^"Ч | | | денции и приоритеты // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 01. - ART 76010. I—I I I I - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76010.htm. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал

2. Российская Федерация. Правительство. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг.: постановление Правительства РФ от 23.05.2015 № 497 // Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 22. - Ст. 3232.

3. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 гг.» : постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 17. - Ст. 2058.

4. Бажин К. С. Управление организационными проектами в системе образования. - Киров: Изд-во ИУУ, 2003. - 64 с.

5. Ходырева Е. А. Виды и специфика инновационных проектов, реализуемых образовательными организациями высшего образования // Проблемы и перспективы социально-экономического развития регионов: в 2 т. Т. 1: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 8 ноября 2015 г., г. Киров. - Киров: Радуга-ПРЕСС, 2015. - 209 с.

6. Кировский институт развития образорвания: офиц. сайт. - URL:http://kirovipk.rn/sites/de-fault/files/files/5-633_-_pril_-_perechen_ploshchadok_-2.pdf.

Elena Khodyreva,

Doctor of Pedagogy, Vice Rector for Academic Affairs, Vyatka State Humanities University, Kirov Innovation activity in education: basic trends and priorities

Abstract. The article examines the main trends of innovation activities in education. Priorities of innovative activity correlated with the directions of the state policy in the sphere of education. A general description of the innovation infrastructure of the education system as an example of the Kirov region. Key words: innovation, public policy in education, innovative programs and projects, innovative platforms.

Рекомендовано к публикации:

Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «<Концепт»

Поступила в редакцию Received 08.12.15 Получена положительная рецензия Received a positive review 10.12.15

Принята к публикации Accepted for publication 10.12.15 Опубликована Published 02.01.16

ISSN ПМ.ШХ

www.e-koncept.ru

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Ходырева Е. А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.