Утёмов В. В. Инновации в педагогической практике системы общего и профессионального образования будущего // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 01. - ART 76004. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76004.htm. -ISSN 2304-120X.
ART 76004 УДК 37.014
Утёмов Вячеслав Викторович,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», сертифицированный специалист ТРИЗ, г. Киров [email protected]
Инновации в педагогической практике системы общего и профессионального образования будущего
Аннотация. В статье описываются педагогические инновации системы образования будущего по материалам докладов Открытого университета Великобритании и Европейской комиссии по вопросам образования и культуры. Автором приводятся адаптированные педагогические практики, возможные для использования в деятельности образовательных организаций, даются их возможные формы внедрения с учетом системы российского образования.
Ключевые слова: ФГОС, педагогические инновации, передовой педагогический опыт, международная система образования.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Современная система образования не может развивается темпом более медленным, чем идет развитие науки и техники, поскольку меньшая скорость развития системы образования способствует нарастанию разрыва между научными открытиями, достижениями в технике и готовностью выпускника с ними «завтра» работать.
Система школьного и профессионального образования после принятия государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» получила ориентацию на обновление в целях достижения основного системного приоритета политики в сфере образования - повышение качества результатов образования на разных уровнях [1]. Большая часть инноваций в педагогической практике стала направлена на изменение форм и содержания образования для реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) как в системе общего образования, так и профессионального. ФГОС становится своеобразным ориентиром для понимания качества результатов образования. В тоже время одним из ожидаемых результатов государственной программы является улучшение результатов российских школьников по итогам международных сопоставительных исследований качества общего образования, таких как международные исследования по оценке качества образования PISA (Programme for International Student Assessment), сравнительное исследование качества математического и естественнонаучного образования TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study), оценка подготовки школьников IAEP, исследование по граждановедческому образованию CIVIC, исследование качества чтения и понимания текста PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) и других [2, 3]. Международные программы постоянно обновляют свои диагностические инструментарии, адаптируюсь под результаты развитие науки и техники, в то время как ФГОС, заданные фундаментально, гибкими быть не могут. Поэтому, получив полные результаты после внедрения ФГОС, а это, например, произойдет для системы общего образования в 2022 г., можно констатировать сохранение разрыва между теорией и практикой. Таким образом, крайне важно не только грамотно разрабатывать часть основной образовательной программы, формируемой
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Утёмов В. В. Инновации в педагогической практике системы общего и профессионального образования будущего // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 01. - ART 76004. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76004.htm. -ISSN 2304-120X.
участниками образовательных отношений, но и что важнее, внедрять педагогические инновации в процесс обучения не для повышения качества результатов образования по ФГОС, а для повышения качества результатов образования поставленных при разработке ФГОС.
Педагогические инновации в российском образовании чаще обобщаются уже после успешного внедрения в деятельность образовательных организаций. В мировом образовательном пространстве существует другой подход: прогностический анализ возможных инноваций в образовании в будущем. Такой анализ позволяет уже сейчас проработать их и внедрить. Среди наиболее заметных таких анализов можно отметить доклады групп ученых из Открытого университета Великобритании и Европейской комиссии по вопросам образования и культуры [4, 5]. Остановимся на них.
Открытый университет Великобритании по заказу Европейской комиссии ежегодно подготавливает доклад о инновациях в педагогической практике [6]. К 2015 году по итогам анализа существующего педагогического опыта 2014 года ученые Открытого института выделяют педагогические идеи и технологии, которые в ближайшие годы могут оказать влияние на образование в мире.
На наш взгляд, наиболее заметными в Российском образовании из выделенных пелагических практик являются следующие: открытое социальное обучение; учебные проекты на основе анализа; перевёрнутый класс; свои устройства; метаучёба; динамическое оценивание; событийное образование; пороговые знания; бриколлаж.
Рассмотрим каждое нововведение с позиции организации инновационной деятельности и возможности внедрения в деятельность российских организаций.
1. Открытое социальное обучение. Развитие идеи использования открытых он-лайн-курсов и видеолекций направлено в сторону организации сообществ для сетевого коллегиального обучения. Создание средств обратной связи к существующему медиа-контенту позволит и в электронных образовательных ресурсах перейти на субъект-субъектный подход.
Возможные идеи для внедрения:
- кратковременные дискуссионные группы по предмету;
- использование сетевого эффекта обучения;
- подключение социальных сетей;
- виртуальные миры для разработки проекта;
- рейтинг комментариев обсуждения обучающихся и т. д.
2. Учебные проекты на основе анализа. Разработка учебного проекта дисциплины или серии уроков на основе анализа действий ученика и его интересов: используемого образовательного контента (печатного и электронного), а также результатов предыдущих учебных работ. Логика возможного порядка разработки инновации представлена на рис. 1.
Получение данных Интеграция данных Использование данных
Собрать и \\ подготовить Организовать прокомментировать // // \\ ' \\ Интегрировать ^ Проанализировать^^ Визуализировать ^ Принять решения
Создать список источников данных и матаданные, которые их описывают Обеспечить доступ к источникам и установить правила контроля над доступом Определить порядок, структуру и значение каждого источника Установить общие требования к представлению данных. Обеспечить доступность данных Проанализировать данные Представить результаты в интерактивной форме, что обеспечит доступность и изысканность Определить дальнейшие действия на основе полученных результатов
Рис 1. Последовательность разработки учебного проекта на основе анализа
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Утёмов В. В. Инновации в педагогической практике системы общего и профессионального образования будущего // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 01. - ART 76004. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76004.htm. -ISSN 2304-120X.
Возможные идеи для внедрения:
- собственная шкала оценивания образовательных результатов с учетом существующих (всероссийские проверочные работы, ОГЭ, ГВЭ, ЕГЭ);
- вариативный перечень заданий по предмету с учетом успешности выполнения учебных заданий всего учебного плана.
3. Перевёрнутый класс. Класс становится пространством для динамического, интерактивного изучения, где учитель помогает применить знания обучающихся, которые они изучили дома. Основная идея «домашнее - на уроке, теория - дома».
Возможные идеи для внедрения:
- серия занятий по предмету, где теоретическая часть программы изучается дома, а в классе с учителем подробно разбираются задания и упражнения;
- рабочие тетради по предмету для организации перевёрнутого обучения.
4. Свои устройства. Учитель максимально задействует на уроке личные март-фоны, ноутбуки, планшеты и другие устройства учеников. Уровень гибкости использования устройств, обучающихся представлен на рис. 2.
Первый Второй Третий Четвертый
Ограничение на личные устройства определенной марки/модели Ограничение на личные устройства для конкретных технических спецификаций Ограничение на личные устройства для конкретных возможностей, связанных с программным обеспечением, приложениями и т. д. Нет ограничений на личные устройства при условии, что они подключены к Интернету
Рис 2. Уровни гибкости использования устройств обучающихся
Возможные идеи для внедрения:
- серия занятий по предмету с задействованными личными устройствами обучающихся по уровням;
- перечень программного обеспечения с открытыми дистрибутивами возможными для использования на каждом уровне гибкости на уроке по определённому предмету.
5. Метаучёба. Главный тезис педагогической идеи - «обучение учиться». В течении жизни мы принимаем новые идеи и развиваем новые навыки. Но, обучая сегодня одним знаниям, мы не предлагаем, какие завтра знания ему могут понадобиться, поэтому обучение должно быть процессом где ученики не только решают и достигают цели, но также и размышляет над рассматриваемыми процессами в целом, подвергая сомнению предположения и рассматривают более эффективные действия. Это помогает им стать независимыми учениками со способностью искать источники знания и использовать разнообразные ресурсы для принятия. Таким образом, обучение должно быть направлено по двойной петле «результаты - действия» и «результаты -цели» (см. рис. 3)
Возможные идеи для внедрения:
- рефлексивные карты, дневники, задания;
- система работы выстроенная на основе договоренности с учеником по стратегиям и содержанию обучения.
6. Динамическое оценивание. Оценки при таком подходе ставятся не за единичные задания, а за прогресс в изучении предмета в целом. Ученика судят не относительно класса, а относительно его самого. Центр динамической оценки находится в будущем развитии, тогда как традиционная оценка измеряет прошлый успех.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Утёмов В. В. Инновации в педагогической практике системы общего и профессионального образования будущего // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 01. - ART 76004. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76004.htm. -ISSN 2304-120X.
Рис. 3. Схема обучения по приёму двойной петли
Возможные идеи для внедрения:
- система двойного оценивания (результат + изменение);
- метод «предварительного вмешательства».
7. Событийное образование. С наибольшим желанием школьники учатся не во время ежедневных походов в школу, а во время образовательных фестивалей и праздников:
- ярмарки производителя;
- фестивали культуры, истории и искусства;
- конференции;
- другие региональные и школьные события.
Возможные идеи для внедрения:
- система предметных событий;
- система воспитательных событий и встреч.
8. Пороговые знания. Пороговое знание - что-то, что, когда изучено, открывает новый образ мыслей о проблеме, предмете или мире. Преподавание должно основываться не на примерах и заданиях, а на неинтуитивных концептах (удивление знаниями), и педагог, в первую очередь, должен не объяснять, как правильно, а разрушать предрассудки, препятствующие познанию.
Возможные идеи для внедрения:
- система пороговых заданий, основанных на содержании предмета;
- система пороговых заданий для освоения метода или способа действий.
9. Бриколлаж - это творческое использование любых инструментов и доступных ресурсов. Первоначально используемый относительно практических действий, таких как плотницкие работы, позднее использование любых предметов для обучения, кроме специально созданных для этого.
Возможные идеи для внедрения:
- разработка уроков с использованием «нетрадиционных» предметов;
- разработка уроков с использованием «нетрадиционных» ресурсов.
Рассмотренные педагогические практики могут стать педагогическими инновациями и для российской системы образования, для этого нужен целенаправленный педагогический эксперимент по их адаптации и детальной проработке, учитывающий возможные риски. Любая инновация всегда привязана ко времени её реализации, поэтому важно не только внедрять эффективные педагогические практики, но и соотносить с их временными реалиями. Для этого возможно рассмотреть доклад Европейской комиссии по вопросам образования и культуры [7, 8].
В докладе комиссии обобщаются тенденции в мировом обучении и их временные перспективы (рис. 4). Выделяются три группы задач: разрешимые, трудные и трудноразрешимые. При этом, на наш взгляд, в российском образовании разрешимыми задачами
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Утёмов В. В. Инновации в педагогической практике системы общего и профессионального образования будущего // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 01. - ART 76004. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76004.htm. -ISSN 2304-120X.
можно назвать интеграцию ИКТ в процесс подготовки педагогических кадров и совмещение формального и неформального обучения. Даты внедрения технологий на практике будет увеличены до 3-5 лет. Как ориентир данная схема позволяет выстроить приоритеты определения ближнесрочных и дальнесрочных педагогических инноваций.
Рис. 4. Тенденции в мировом обучении и их временные перспективы
Таким образом, предложенные выводы в докладах могут стать опорой для определения стратегий педагогических инноваций в практике образовательных организаций и педагогических работников. Педагогический потенциал российского образования - один из самых высоких в мире, согласно констатирующей части государственной программы, поэтому реальный перечень педагогических инноваций будущего может стать другим, но существенные тенденции, отраженные в докладах, сохранятся, достаточно посмотреть формируемый каталог российских образовательных старта-пов EdIndex [9]. Предложенные образовательные идеи становятся еще более значимыми, т. к. часть из них уже подтверждает выводы в новом докладе от 2 декабря 2015 года Открытого университета Великобритании на 2016 год [10].
Ссылки на источники
1. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы».
2. Сайт центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования. - URL: http://www.centeroko.ru.
3. Горев П. М., Утёмов В. В. Оценивание метапредметных результатов освоения программ общего образования на основе коэффициента интеллектуальности // Концепт. - 2014. - № 04 (апрель). -ART 14079. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14079.htm.
4. Сайт Открытого университета Великобритании. - URL: http://www.open.ac.uk.
5. Сайт Европейской комиссии по вопросам образования и культуры. - URL: http://ec.europa.eu/dgs/education_culture.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Утёмов В. В. Инновации в педагогической практике системы общего и профессионального образования будущего // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 01. - ART 76004. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76004.htm. -ISSN 2304-120X.
6. Innovating Pedagogy 2014: Innovation Report 3. The Open University. - URL: http://www.openuniver-sity.edu/sites/www.openuniversity.edu/files/The_Open_University_Innovating_Pedagogy_2014_0.pdf.
7. Сайт совместного исследовательского центра Европейской комиссии по вопросам образования и культуры. - URL: https://ec.europa.eu/jrc/en.
8. Horizon Report Europe: 2014 Schools Edition. Publications Office of the European Union, & Austin, Texas: The New Media Consortium, 2014 - 54 pp. - D0I:10.2791/83258.
9. Онлайн-каталог российских образовательных стартапов. - URL: www.edutainme.ru/edindex.
10. Сайт авторского коллектива института образовательных технологий Открытого университета Великобритании. - URL: http://www.open.ac.uk/blogs/innovating.
Vyacheslav Utemov,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy, Vyatka State University of Humanities, Kirov [email protected]
Innovations in teaching practice the system of general and vocational education of the future Abstract. This article describes the pedagogical innovations of the future of the education system on the reports of the Open University of the UK and the European Commission for Education and Culture. The author provides customized teaching practices for possible use in the activities of educational institutions, given their possible forms of implementation, taking into account the Russian education system. Key words: GEF, pedagogical innovation, advanced pedagogical experience, the international education system.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^ЯЛ
Поступила в редакцию Received 08.12.15 Получена положительная рецензия Received a positive review 10.12.15
Принята к публикации Accepted for publication 10.12.15 Опубликована Published 02.01.16
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Утёмов В. В., 2016
www.e-koncept.ru
9772304120166