УДК 338.33
Саенко Мария Юрьевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин филиала Тюменского государственного нефтегазового университета в г. Новом Уренгое
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТОВ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
Saenko Maria Yuryevna
PhD in Economics, Assistant Professor, Department for Socioeconomic Subjects and the Humanities, Tyumen State Oil and Gas University, branch in Novy Urengoy
INNOVATIVE ACTIVITIES OF UNIVERSITIES AS A MAJOR CONDITION OF ECONOMY MODERNIZATION
Резюме:
Согласно положениям государственной программы РФ о развитии образования на 2013-2020 гг., ключевым фактором модернизации экономики является возможная интеграция науки, образования и производства. Именно такая форма взаимодействия обеспечит страну необходимым кадровым потенциалом и наукоемкими инновационными технологиями.
Инновационная деятельность вузов должна осуществляться в двух основных направлениях: это разработка программ обучения высококвалифицированных специалистов и активизация научной деятельности в области инновационных исследований.
Инновация - это конечный результат творческой научной деятельности, востребованный, имеющий товарные характеристики в виде продукции, услуги или технологии, реализуемых на рынке. Университеты сегодня являются субъектами первых двух стадий разработки инновационного продукта: этапов генерации идей и создания опытных образцов продуктов и технологий.
По мнению автора статьи, инновационная деятельность высших учебных заведений создает принципиально новый ресурс - инновационные знания, достижения и технологии будущего.
Ключевые слова:
инновации, инновационная деятельность, высшая школа, инновационная инфраструктура, инновационная модель.
Summary:
According to the theses of the state program of the Russian Federation on the development of education for 2013-2020, the key factor of economic modernization is the potential integration of science, education and industry. It is the described form of interaction that provides the country with the necessary human resources and knowledge-based innovation technologies.
Innovative activities of universities should be carried out in two main directions: the development of training programs for highly skilled professionals and the enhancing of research activities in the field of innovation studies.
The innovation is the final result of the creative scientific activity, it is important and has marketable characteristics in the form of a product, services or technologies being sold in the market. The contemporary universities are the subjects of the first two stages of the innovative product development: the stages of idea generation and prototyping of products and technologies.
According to the author, the innovative activities of higher education institutions create a fundamentally new resource - innovative knowledge, breakthroughs and future technologies.
Keywords:
innovations, innovative activity, higher school, innova-tional infrastructure, innovational model.
Утверждение инноваций в качестве доминирующего фактора развития высшей школы является одной из значимых характеристик нашего времени. Инновационные технологии являются одним из главных базисов построения «экономики знаний», основанной на высоких технологиях, научно-промышленном потенциале и интеллектуальной собственности [1].
Инновационная модель развития экономики предполагает системное внедрение достижений науки в промышленность и реальный сектор экономики, активизацию инновационной деятельности предприятий и организаций. Важнейшую сферу такой модели экономики занимает инновационная деятельность высшей школы государства. Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» определены приоритетные задачи модернизации в сфере профессионального образования, где четко обозначена задача интеграции науки, образования и производства.
Именно такое взаимодействие способно обеспечить страну необходимым кадровым потенциалом и наукоемкими инновационными технологиями [2]. Исходя из этого, вузы должны участвовать в развитии национальной экономики, уделяя внимание двум важным направлениям:
- разработке программ обучения высококвалифицированных специалистов;
- ведению активной научной деятельности в области разработок инновационных технологий, услуг.
- 1G9 -
Роль высшей школы состоит прежде всего в содействии формированию инновационного пути развития отечественной экономики, то есть в активном участии вузов в становлении и развитии национальной инновационной системы.
Инновационное развитие высшей школы рассматривается как:
- процесс качественных изменений системы, предпосылкой, условием и содержанием которых выступают инновации и нововведения, обеспечивающие ее оптимальное и устойчивое развитие;
- процесс сохранения системного качества развивающегося вуза.
Следует отметить, что высшее учебное заведение в современных условиях имеет двойственную природу. С одной стороны, ведущий вуз или университет является особым учреждением и организацией. Он имеет наивысший суммарный интеллект работников. В то же время высшее учебное заведение является субъектом рыночной экономики, товаропроизводителем интеллектуального продукта и образовательных услуг.
Главными функциями высшей школы являются:
- сохранение культурно-образовательного национального потенциала;
- повышение уровня образованности населения и научно-технического развития страны;
- воспроизводство накопленных знаний и опыта поколений;
- стимулирование инновационных процессов в отечественной экономике через создание наукоемких продуктов и технологий;
- подготовка инновационно мыслящих специалистов.
Сегодня в России происходит активное инновационное развитие университетских комплексов, включающих целую систему инновационно-технологических единиц, тесно связанных с федеральными и региональными структурами.
Инновационная деятельность высшего учебного заведения направлена на:
- использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества продуктов и услуг;
- совершенствование технологии изготовления продуктов и услуг с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежном рынках.
Инновационная деятельность вуза предполагает целый комплекс организационных, научных, технологических, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновационным результатам. Вероятность коммерческого успеха инноваций резко возрастает благодаря формированию специальных институтов, организаций и систем обеспечения инновационного процесса университетских комплексов, сформированных в единую инновационную сферу [3; 4; 5].
Центральную роль в инновационной сфере университетского комплекса играет инновационная инфраструктура, которая представляет собой мощную базу для создания условий развития инновационной деятельности.
На основе вышеизложенного можно обозначить место университета в инновационном процессе. Университет активно осуществляет фундаментальные исследования, следовательно, является непосредственным субъектом (зачастую главным) первой стадии инновационного процесса - этапа генерации идеи.
Начиная с XIX в. вузы (особенно технические) ведут прикладные исследования и создают опытные образцы продуктов и технологий, являясь, таким образом, субъектами второго этапа инновационного процесса. Что касается следующих этапов, здесь роль вузов значительно ниже, особенно это относится к выполнению маркетинговой функции. Причем надо отметить, что в условиях современной России показатель внутренних затрат на НИОКР в сопоставлении с другими странами невысок.
Важными приоритетными направлениями в развитии инновационной деятельности университета являются совершенствование информатизации образования и создание высококачественной информационно-образовательной среды.
Задачами совершенствования информатизации образования в университете являются:
- повышение качества и эффективности образовательного процесса;
- упрощение процесса доступа к необходимой информации, которое повысит рейтинговые оценки образовательного процесса;
- включение в образовательный процесс новой тематики, которая отражает самые современные научные достижения;
- улучшение качества и увеличение объема восприятия материала учащимися.
Выделяя сущность и содержание процесса инновационной деятельности, важно отметить,
что собственно понимание инноваций имеет достаточно глубокий экономический смысл, то есть
инновация есть конечный результат творческой научной деятельности, востребованный, имеющий товарные характеристики в виде продукта, услуги или технологии, реализуемых на рынке.
Целью инновационной деятельности в системе высшей школы является повышение эффективности функционирования вузов в условиях рыночной экономики. Важной задачей системы образования является подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности. Для достижения обозначенной цели необходимо совершенствовать систему управления научной, научно-технической и инновационной деятельности вузов, а именно - ориентировать данную деятельности на рынок и потребителя.
Из всего вышеизложенного следует, что инновационная деятельность вузов должна быть направлена на решение следующих задач, которые будут способствовать повышению конкурентоспособности вузов на рынке образовательных услуг:
- развитие и совершенствование национальной и региональной инновационных систем;
- эффективное и рациональное использование интеллектуальных ресурсов вуза, формирование устойчивого интеллектуального потенциала, способного инициировать и реализовывать инновационные проекты различной сложности и направленности;
- коммерциализация научных идей, оригинальных инновационных проектов;
- расширение спектра рабочих мест и баз практики для студентов, аспирантов на основе создания фирм и совместных предприятий, в том числе с вузами других стран;
- повышение уровня предпринимательской культуры и подготовка квалифицированных кадров в сфере малого и среднего бизнеса.
Конкуренция, основанная на инновациях, их качестве и своевременности, является относительно новым и весьма важным параметром выживаемости вузов и служит решающим фактором ускорения разработки и реализации новых научных продуктов [6].
В целях формирования инновационной среды, развития взаимодействия между образовательными учреждениями и промышленными предприятиями необходимо:
- развитие инновационной инфраструктуры;
- поддержка малого инновационного предпринимательства.
Таким образом, инновационная экономика, наука и образование становятся главными приоритетами, обусловливающими национальную стратегию развития государства в XXI в., а инновационная деятельность высших учебных заведений создает принципиально новый ресурс -инновационные знания, достижения и технологии будущего.
Ссылки:
1. Инновационная политика высшей школы России. Концепция и программа действий. М., 2000. Ч. 1-2.
2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (утв. Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_165072/ (дата обращения: 25.09.2014).
3. Завлин П.Н. Инновационная деятельность в современных условиях // Инновации. 2001. № 8 (45).
4. Кельчевская Н.Р. Финансово-правовое регулирование инновационного управления государственным вузом. Екатеринбург, 2003.
5. Лаптев В.В., Писарева С.А. Интеграция науки и образования как фактор развития общества // Инновации. 2004. № 6.
6. Стриханов М.Н., Суворинов А.В. О развитии инновационной деятельности и малого предпринимательства в системе профессионального образования // Инновации. 2003. № 9.