Научная статья на тему 'Инновационная деятельность промышленных предприятий: проблемы и перспективы'

Инновационная деятельность промышленных предприятий: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1655
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / НОВОВВЕДЕНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / INNOVATION / INNOVATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецов В. П., Андряшина Н. С.

В статье представлены результаты изучения инновационной активности промышленных предприятий. Выявлены причины низкой инновационной активности российских предприятий, а также предложены рекомендации по её повышению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation activity of industrial enterprises: problems and prospects

The article presents the results of the innovative activity study in industrial enterprises. The authors expose the reasons for the low innovation activity in the Russian companies besides they give recommendations on improving.

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность промышленных предприятий: проблемы и перспективы»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

УДК 338.45:621

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ:

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

© В. П. КУЗНЕЦОВ, н. С. АНДРЯШИНА Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, кафедра экономики организации e-mail: [email protected]

Кузнецов В. П., Андряшина Н. С. - Инновационная деятельность промышленных предприятий: проблемы и перспективы // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 408-410. - В статье представлены результаты изучения инновационной активности промышленных предприятий. Выявлены причины низкой инновационной активности российских предприятий, а также предложены рекомендации по её повышению.

Ключевые слова: инновация, нововведение, инновационная активность.

Kuznetsov V. P., Andryashina N. S. - Innovation activity of industrial enterprises: problems and prospects // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 408-410. - The article presents the results of the innovative activity study in industrial enterprises. The authors expose the reasons for the low innovation activity in the Russian companies besides they give recommendations on improving.

Keywords: innovation, innovation, innovative activity.

В настоящее время Россия занимает в мировой экономике место экспортера топлива, сырья и сырьевых товаров невысокой степени переработки. Лишь в одном высокотехнологичном сегменте российский экспорт еще удерживает значимые позиции на мировом рынке - в производстве вооружений. Россия импортирует потребительские товары и, в меньшей степени, продукцию инвестиционного назначения.

Такая ориентация экономики России в среднесрочной, а тем более в долгосрочной перспективе, ведет в тупик. Поэтому Президентом РФ и Правительством РФ стратегией развития выбран инновационный путь.

Вследствие этого такие понятия как инновация, новшество, нововведение, инновационный процесс прочно вошли в деятельность предприятий и организаций России, но ещё не выработано единого понимания употребляемых терминов.

Самое первое и наиболее полное описание инновации было предложено Й. Шумпетером в работе «Теория экономического развития». По Й. Шумпетеру, инновация - это изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

В труде «Международная конкуренция»

М. Портер замечает, что нововведением называется получение конкурентного преимущества за счёт поиска новых способов конкуренции и выхода с ними на рынок. При этом в широком смысле нововведением

является как улучшение технологии, так и совершенствование способов и методов ведения дел.

Джеймс Брайт определил научно-техническое нововведение как процесс преобразования научного знания в физическую реальность, объединяющую общество. Он так же предостерегал от понимания инновации как простого обновления продукции в связи с тем, что данный подход сужает возможности применения новой техники и не всегда является экономически оправданным.

Таким образом, понимание инновации, как простого нововведения в той или иной области деятельности предприятия дополняется требованием обязательной экономической эффективности проекта.

По мнению З. П. Румянцевой, Н. А. Соломатина, Р. З. Акбердина и др. под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Нововведение означает процесс использования новшества.

В. Г. Медынский и С. В. Ильдеменов определяют нововведение как прогрессивное новшество, задействованное в динамике, которое является новым для организационной системы, принимающей и использующей её. Инновация в свою очередь - это объект, внедрённый в производство в результате проведённого научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

Итак, сформируем основные требования, которым должна удовлетворять инновация. В зарубежной

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►>

практике инновация рассматривается как деятельность или процесс, в то время как в отечественной -как результат инновационной деятельности. Таким образом, под инновационной деятельностью понимается процесс трансформации идей в новый или усовершенствованный продукт или в новый или усовершенствованный процесс. Следующим важным фактором является новизна внедряемого товара либо процесса. Третий ключевой момент - экономическая эффективность инновации.

Инновации возможны во всех сферах деятельности человека. Исходя из многовариантных возможностей, инновации различаются по сфере приложения, масштабам распространения и по характеру.

По сфере приложения инновации подразделяются на научно-технические, организационно-экономические, социально-культурные и государственноправовые.

По масштабам распространения различают глобальные, национальные, региональные, отраслевые и локальные (на предприятии, в компании) инновации.

По характеру они могут быть эволюционными и радикальными.

Однако инновации, которые оказывают наибольшее воздействие на экономику предприятия, -это технические инновации: новые продукты, изделия, техника, технологические процессы.

В настоящее время нет оснований говорить о крупномасштабных технологических прорывах в промышленности, интенсивном освоении результатов исследований и разработок.

Восприимчивость бизнеса к нововведениям, особенно технологического характера, остается низкой. В 2010 году разработку и внедрение технологических инноваций осуществляли 9,3 % общего числа российских промышленных компаний. для сравнения: в Германии их доля равнялась 69,7 %, в Ирландии -56,7 %, в Бельгии - 59,6 %, в Эстонии - 55,1 %, в Чехии - 36,6 %. К сожалению, в России низка не только доля инновационно активных предприятий, но и интенсивность затрат на технологические инновации, которая составляет 1,9 % (аналогичный показатель в Швеции - 5,5 %, в Германии - 4,7 %).

Низкая отдача от реализации технологических инноваций замедляет развитие инновационной активности предприятий. Рост объемов инновационной продукции (в 1995-2009 годах на 34 %) совершенно не соответствует темпам увеличения затрат на технологические инновации (за тот же период втрое). В результате, если в 1995 году на рубль инновационных затрат приходилось 5,5 рубля инновационной продукции, то в 2009 этот показатель снизился до 2,4 рубля.

Инновационная активность предприятий заметно сдерживается состоянием институциональной среды. Это характерно как для всех видов экономической деятельности - промышленного производства (включая малое предпринимательство) и сферы услуг, - так и для всех типов инноваций - технологических, организационных, маркетинговых.

к инновациям более всего расположены крупные, экономически состоятельные предприятия, имеющие достаточные финансовые, кадровые и интеллектуальные ресурсы. Очевидные успехи демонстрируют высокотехнологичные отрасли, предприятия которых не отличаются ни объемами производимой продукции, ни крупными инвестициями. Их инновационная активность превысила 30 %, что близко к среднеевропейскому уровню. В их случае значение имеют не только более развитый научный потенциал, наличие квалифицированных кадров, высокая интенсивность инновационных затрат и ориентация на внешние рынки сбыта, но и определенная поддержка со стороны государства в ее различных формах. Однако из-за ограниченности объемов производства эти сектора пока слабо влияют на инновационное «качество» российской экономики в целом.

В среднетехнологичных отраслях интенсивность инновационных процессов в 1,5-2 раза, а в низкотехнологичных - в 5 раз ниже, чем в высокотехнологичных секторах. Среди устойчивых аутсайдеров -издательская и полиграфическая деятельность (2,7 %), производство одежды (3,3 %), обработка древесины и производство изделий из дерева (4,6 %).

Во всем мире важная роль в интенсификации инновационных процессов принадлежит малым предприятиям, что обусловлено их инициативностью, гибкостью, способностью быстро приспосабливаться к новым требованиям. В условиях растущей диверсификации и индивидуализации производства они призваны обеспечивать результативное освоение технологий и выпуск мелкосерийной инновационной продукции.

В последние годы приоритеты инновационной деятельности отечественных промышленных предприятий неуклонно смещаются от интеллектуальной (научно-исследовательской) к практической, внедренческой стадиям инновационного цикла. В долгосрочной перспективе такая динамика может привести к снижению качества и уровня нововведений и, в конечном итоге, к дальнейшему ухудшению показателей инновационной активности. Сегодня рост заметен только для тех типов инноваций, которые непосредственно связаны с внедрением: приобретение оборудования, производственное проектирование, технологическая подготовка производства и др.

другой важной проблемой является имитационный характер российской инновационной системы, ориентированной на заимствование готовых технологий, а не на создание собственных прорывных инноваций. Их мотивы связаны, как правило, со стремлением в кратчайшие сроки обновить материальнотехническую базу, повысить технологический уровень производства, быстро окупить вложенные средства, что оправдано как самой природой инновационных процессов, требующих постоянной модернизации производственного аппарата, так и текущей экономической ситуацией в стране.

крайне острая проблема, с которой сталкиваются отечественные инноваторы, - нехватка квали-

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Общественные науки ♦ № 28 2012 г.

фицированного персонала. Инициирование инноваций, освоение сложных технологических процессов и новой продукции требует кадров соответствующей квалификации, серьезный дефицит которых наблюдается практически во всех отраслях.

В масштабах экономики России эффект от инновационной деятельности практически не заметен. В 2010 году крупными и средними предприятиями было произведено инновационной продукции на сумму 1165,7 млрд. рублей, а ее доля в общем объеме товаров, работ, услуг составила всего 4,9 %.

В высокотехнологичных секторах доля инновационной продукции в два раза выше. Самые же высокие значения отмечаются в среднетехнологичных отраслях высокого уровня (13,8 %), в том числе в производстве автомобилей - почти 24,4 %. Однако в целом как уже отмечалось, малочисленность отечественных предприятий, способных осуществлять технологические инновации, не позволяет переломить ситуацию, поднять производство конкурентоспособных отечественных товаров, наполнить ими внутренний рынок.

Низкая в целом результативность инноваций заметно ослабляет конкурентные позиции российских производителей на внешних рынках. Подавляющая часть их экспорта приходится на продукцию, не подвергавшуюся технологическим изменениям, а доля инновационных товаров, работ и услуг составляет всего 7,9 %.

Таким образом, недостаточный уровень инновационной активности усугубляется низкой отдачей от реализации технологических инноваций.

Приоритетные направления стимулирования и поддержки инновационной деятельности предприятий включают:

• прямое организационное стимулирование крупных компаний государственного сектора, а также компаний, функционирующих в сфере естественных монополий, к формированию и реализации программ инновационного развития;

• предоставление на конкурсной основе малым, средним и крупным компаниям грантов (субсидий) по приоритетным направлениям их инновационной деятельности;

• поддержка развития внутрифирменной науки, в том числе за счет обеспечения доступа компаний

к уникальному исследовательскому оборудованию, к услугам по испытанию и сертификации принципиально новой продукции;

• совершенствование инструментов налогового стимулирования инновационной деятельности предприятий;

• усиление инновационной направленности деятельности специализированных банков и финансовых институтов развития;

• совершенствования системы поддержки экспорта высокотехнологичной, новой продукции (услуг);

• определение механизмов поддержки импорта отдельных передовых зарубежных технологий, которые характеризуются высоким потенциалом для распространения в экономике и способствуют переходу к новым технологическим укладам.

Крупные компании с государственным участием являются одним из важнейших структурных элементов российской экономики. Переход этих компаний к реализации активной инновационной политики позволит существенно расширить спрос на инновации, сформировать значимые прогрессивные технологические изменения в российской экономике.

Таким образом, можно предположить, что реализация указанных мероприятий обеспечит формирование основ инновационной экономики, что, в свою очередь, позволит достичь весомых результатов в социально-экономическом развитии страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Балдин К. В., Передеряев И. И., Голов Р. С. Инвестиции в инновации. М.: Дашков и Ко, 2011. 238 с.

2. Баранчеев В. П. Измерение инновационной активности компании как её конкурентной силы // Менеджмент сегодня. 2005. № 4. С. 29-33.

3. Кокурин Д. И. Инновационная деятельность. М.: Экзамен, 2008. 576 с.

4. Литвинова А. Инновационная активность в России стабильна, но не выдерживает международной конкуренции [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.rbcdaily.ru/2011/05/11/focus/562949980227449

5. Спицын А. Инновационные приоритеты развития // Экономист. 2009. № 5. С. 58-62.

6. Фотонов А. Г. Россия: инновации и развитие. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010. 431 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.