Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Жанна Венедиктовна, Ваганова Ольга Игоревна, Костылева Елена Анатольевна, Бозина Татьяна Анатольевна

В статье рассматривается инновационная деятельность педагога как основа развития цифровых технологий в образовательной среде. Проведен анализ публикаций по теме исследования, который показал значительный интерес современных исследователей к теме образовательной робототехники. В настоящее время в системе образования наблюдаются процессы реформирования и модернизации, на основании этого автором определена основная цель модернизации, которая связана с тем, чтобы на постоянной основе происходило повышение доступности и качества образования. Обновление содержания образовательного процесса возможно достичь только посредством инновационной деятельности. В рамках исследования была разработана модель процесса развития образовательной робототехники в организации. В рамках модели инновационная деятельность педагога видится, как основное направление развития процесса образовательной робототехники в организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Жанна Венедиктовна, Ваганова Ольга Игоревна, Костылева Елена Анатольевна, Бозина Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE ACTIVITY OF THE TEACHER AS THE BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article considers the innovative activity of a teacher as the basis for the development of digital technologies in the educational environment. The analysis of publications on the research topic was carried out, which showed a significant interest of modern researchers in the topic of educational robotics. Currently, the processes of reform and modernization are observed in the education system, on the basis of this, the author determines the main goal of modernization, which is related to the fact that on a permanent basis there is an increase in the availability and quality of education. Updating the content of the educational process can only be achieved through innovation. As part of the study, a model of the development process of educational robotics in an organization was developed. Within the framework of the model, the innovative activity of a teacher is seen as the main direction in the development of the process of educational robotics in an organization.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

Научная статья Original article УДК 338

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_11_638 ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ INNOVATIVE ACTIVITY OF THE TEACHER AS THE BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL

ENVIRONMENT

Ь й московский

■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ^Jj ЖУРНАЛ

Смирнова Жанна Венедиктовна, кандидат педагогических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, ИПТД (Институт пищевых технологий и дизайна) - филиал НГИЭУ, г. Нижний Новгород E-mail: z.v.smirnova@mininuniver.ru

Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Костылева Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, «Институт пищевых технологий и дизайна» - филиал ГБОУ ВО НГИЭУ, Нижний Новгород, Email: gdiptd@gmail.com

Бозина Татьяна Анатольевна, старший преподаватель «Институт пищевых технологий и дизайна» - филиал ГБОУ ВО НГИЭУ, Нижний Новгород, E-mail: tatyana.bozina@inbox.ru

Smirnova ZHanna Venediktovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin, IPTD (Institute of Food Technology and Design) - branch of NGIEU, Nizhny Novgorod E-mail: z.v.smirnova@mininuniver.ru

Vaganova Olga Igorevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin, Nizhny Novgorod

Kostyleva Elena Anatolevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, «Institute of Food Technologies and Design» - branch of GBOU VO NGIEU, Nizhny Novgorod, E-mail: gdiptd@gmail.com

Bozina Tatiana Anatolevna, Senior lecturer «Institute of Food Technology and Design» -branch of GBOU VO NGIEU, Nizhny Novgorod, E-mail: tatyana.bozina@inbox.ru Аннотация. В статье рассматривается инновационная деятельность педагога как основа развития цифровых технологий в образовательной среде. Проведен анализ публикаций по теме исследования, который показал значительный интерес современных исследователей к теме образовательной робототехники. В настоящее время в системе образования наблюдаются процессы реформирования и модернизации, на основании этого автором определена основная цель модернизации, которая связана с тем, чтобы на постоянной основе происходило повышение доступности и качества образования. Обновление содержания образовательного процесса возможно достичь только посредством инновационной деятельности. В рамках исследования была разработана модель процесса развития образовательной робототехники в организации. В рамках модели инновационная деятельность педагога видится, как основное направление развития процесса образовательной робототехники в организации.

Abstract. The article considers the innovative activity of a teacher as the basis for the development of digital technologies in the educational environment. The analysis of publications on the research topic was carried out, which showed a significant interest of modern researchers in the topic of educational robotics. Currently, the processes of reform and modernization are observed in the education system, on the basis of this, the author determines the main goal of modernization, which is related to the fact that on a permanent basis there is an increase in the availability and quality of education. Updating the content of the educational process can only be achieved through innovation. As part of the study, a model of the development process of educational robotics in an organization was developed. Within the framework of the model, the innovative activity of a teacher is seen as the main direction in the development of the process of educational robotics in an organization.

Ключевые слова: цифровые технологии, инновации, образовательная среда, конкурентоспособность

Keywords: digital technologies, innovations, educational environment, competitiveness

ВВЕДЕНИЕ

Современный педагог, по представлениям общества, - это педагог, стремящийся преобразовать педагогическую действительность и создать что-то принципиально, новое. Это активная, способная к деятельности личность, выполняющая исследовательские функции в ходе профессиональной деятельности. В условиях реализации новой редакции Федерального закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, национального проекта «Образование» повышается внимание к инновационной деятельности педагогов, привлечение к которой является приоритетным направлением педагогического образования на всех его этапах. С введением новых стандартов меняются требования как к самому образовательному процессу, так и к его результату, следовательно, и к участникам данного процесса [5].

Образование как никакой другой социальный институт нуждается в инновациях, которые обеспечивают человечеству продвижение вперед, совершенствование всей сферы человеческой жизнедеятельности, возможность улучшения будущей жизни. Современная жизнь ставит перед образовательными учреждениями новые задачи, цели, решение которых невозможно, без разработки и внедрения каких-либо конкретных новшеств.

В связи со всем вышесказанным в научной среде проблема инновационной деятельности вызывает особый интерес и требует постоянной разработки, что обусловливает ее актуальность.

В условиях постоянного прогрессивного развития науки и техники общество испытывает потребность во всесторонне развитых личностях, готовых к самосовершенствованию, имеющих творческие способности и технически грамотных. Ввиду этого к числу профессиональных компетенций педагога добавились информационно-коммуникационная и техническая грамотность.

Одним из средств информационно-коммуникационных технологий является образовательная робототехника - относительно молодое научное направление и новейшая педагогическая технология.

Анализ публикаций по теме исследования показал значительный интерес современных исследователей к теме образовательной робототехники, которые работали в следующих направлениях:

— общие и специфические вопросы касательно образовательной робототехники изучались С.А. Воротниковым, А.А. Галютой, Э.Х. Исяндавлетовой, В.Н. Казагачевым, А.Ю. Карпутиной, Н.В. Мерзликиной, Т.В. Никитиной и др. [6].

Актуальность данной темы определяется необходимостью в сфере образования иметь педагогические кадры, готовые к реализации инновационной деятельности с целью развития образовательной робототехники.

Существует потребность в разносторонне развитом персонале образовательных организаций, который сможет направить свое участие в инновационной деятельности в русло развития образовательной робототехники, которая является очень полезным инструментом учебно-воспитательного и развивающего процессов [4].

Данные противоречия позволили обозначить проблему исследования организационно-педагогические условия формирования в образовательных организациях инновационной деятельности педагогов как основы развития образовательной робототехники.

Ввиду стремительного развития науки и техники, а также по причине нехватки специалистов технического профиля, образовательная робототехника приобретает всю большую популярность. В обществе возникла необходимость подготовки всесторонне развитой личности, способной мыслить системно и проявлять себя в инженерно-техническом творчестве [5].

Образовательная робототехника способствует развитию логического и творческого мышления, расширению кругозора, познавательного интереса и мотивации к обучению, навыка регуляции своего образования и развития и т.д. В обучении с применением робототехники, в частности, обучающийся сталкивается с конкретными ситуациями, требующими практических решений и теоретической основы, которая приводит его к увлекательному процессу самообразования. Являясь относительно новой и не до конца изученной сферой, постепенно внедряемой в образование, робототехника открывает широкие возможности для инновационной деятельности.

В настоящее время в системе образования наблюдаются процессы реформирования и модернизации. Прежде всего, они связаны с переходом к инновационной деятельности, которая должна соответствовать требованиям современного общества. Основная цель модернизации связана с тем, чтобы на постоянной основе происходило повышение доступности и качества образования. Обновление содержания образовательного процессе возможно достичь только посредством инновационной деятельности.

Образование рассматривается в качестве важнейшего социального института с традиционной и инертной системой. При этом ее деятельность определяется посредством преемственности опыта педагогов. Вместе с тем, осуществляемые общественно-экономические преобразования недостаточно эффективны без реализации инновационных

процессов образовательной деятельности. Инновационная деятельность в дополнительном образовании опирается, прежде всего, на следующие нормативные акты:

1) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», который был принят 29.12.2012 года № 273-Ф3;

2) Концепцию общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Она была утверждена Президентом РФ 03.04.2012 [1];

3) Концепцию развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р) [1];

4) Стратегию развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015).

Анализ данных нормативно-правовых актов показывает, что они направлены на необходимость развития ребенка, содействия его творческому потенциалу, формирования критического мышления. При этом в них рассматриваются возможности использования передового опыта и инновационных технологий для того, чтобы достигались задачи воспитания и образования гармонично развитой личности ребенка. Например, в ФЗ «Об образовании в РФ» указано, что реализация экспериментальной и инновационной деятельности должна происходить в системе образования в целях модернизации и развития образовательной системы при учете основных направлений социально-экономического развития страны [1]. Следовательно, федеральные акты подчеркивают необходимость применения инновационных технологий в образовательном процессе, поскольку они позволяют развивать всю систему, делая ее более эффективной и качественной.

Инновационная стратегия рассматривается с точки зрения целенаправленной деятельности по определению значимых направлений, выбору приоритетов и перспектив развития организации дополнительного образования. Отметим, что инновационная стратегия выстраивается в соответствии с политикой государства, реализуемой в отношении образовательной деятельности, а также социальным заказом и местными особенностями. Инновационная стратегия должна включать в себя общие установки, концептуальные подходы управления системой образования [7,8].

По мнению Ш.К. Максимкуловой, когда осуществляется разработка стратегии управления инновационной деятельностью, необходимо предпринять важнейшие действия, в числе которых такие, как:

1) деятельность по разработке нормативной базы о внедрении инновационного направления;

2) определение основного содержания внедряемой инновации;

3) разработка методического обеспечения для реализации инновационной деятельности;

4) деятельность по разработке системы непрерывного образования;

5) обновление материально-технического обеспечения;

6) поддержка педагогического творчества;

7) включение методики экспертизы инновационных направлений;

8) внедрение дополнительных услуг образовательного характера

Таким образом, инновационная деятельность в образовании представлена системой включения в процесс нововведений и инноваций, позволяющих организовывать эффективную деятельность педагога.

Для успешного внедрения инноваций и управления используются различные механизмы, в числе которых были выделены такие, как планирование, то есть необходимо планировать внедрение инновации и ожидаемые результаты, инновационный педагогический эксперимент, заключающийся во включении инновации в процесс деятельности организации дополнительного образования и отслеживания эффективности ее использования, мониторинг, связанный с анализом действия инноваций на педагогический обучающий процесс. Вместе с тем, в настоящее время происходит активное развитие различных инноваций в робототехнике, которые внедряются в деятельность организаций дополнительного образования [6].

В рамках исследования была разработана модель процесса развития образовательной робототехники в организации. Представим ее на рисунке 1.

Инновационная деятельность педагога

Внедрение в процесс деятельности активных форм обучения

Пополнение методической базы по о бр азов ательн он робототехнике с изучением зарубежного опыта V _/

Привлечение обучающихся к экспериментальной деятельности с опорой на индивидуальный подход к

каждому ребенку ■_/

Развитие коммуникативных навыков обучающихся через проектные формы работы -раскрытие потенциала каждого ребенка

Постоянное внедрение новых форм и методов работы с

о буч ающими с я. активизирующими их на творческую деятельность

Рисунок 1 - Модель процесса развития образовательной робототехники в

организации

Анализ рисунка позволяет отметить, что в рамках нашей модели инновационная деятельность педагога видится, как основное направление развития процесса образовательной робототехники в организации. При этом, с целью развития такой деятельности необходимо внедрять в процесс педагогической деятельности активные формы обучения, которые представлены в виде экспериментальных исследований, проводимыми детьми и проектными видами работ. Вместе с тем, чтобы дети не привыкали к монотонной деятельности, педагогу необходимо пополнять методическую базу по образовательной робототехнике, изучать зарубежный опыт и на основе его внедрять новые формы и метода работы для развития творческих способностей детей.

Таким образом, в рамках исследования определен процесс по внедрению инновационной педагогической деятельности. Он направлен на поиск новых форм и методов педагогического воздействия. Для того чтобы в деятельность организаций дополнительного образования внедрялись инновационные направления, могут использоваться управленческие механизмы: планирование, инновационный педагогический эксперимент и мониторинг.

Список источников

1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы: утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/16479/ (дата обращения: 12.11.2022).

2. Концепция развития дополнительного образования детей: утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2015 M 1726-р [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/420219217 (дата обращения: 30.11.2022).

3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05. 2015 г. M 996-р [Электронный ресурс]. URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/docs/14598/ (дата обращения: 30.10.2022).

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. M 287 [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru (дата обращения: 28.10.2022).

5. Гасанова Д.И. Подготовка педагога к инновационной деятельности // Профессионализм учителя как условие качества образования. Казань: Отечество, 2018. С. 141-144.

6. Железнякова О.В. Психологическая готовность педагогов общеобразовательной школы к инновационной деятельности // Инновационная наука. 2018. M 5. С. 83-85.

7. Aлешугина E.A., Ваганова О.И., Aбрамова Н.С., Смирнова Ж.В. Реализация когнитивной технологии в учебном процессе вуза // Aзимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. M 2 (35). С. 20-23

8. Смирнова Ж.В. Игровой метод обучения как эффективная организация образовательной деятельности в вузе // Педагогическое образование. 2022. Т. 3. M 3. С. 77-81.

References

1. Koncepciya Federal'noj celevoj programmy razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gody: utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 29.12.2014 M 2765-r [Elektronnyj resurs]. URL: http://government.ru/docs/16479/ (data obrashcheniya: 12.11.2021).

2. Koncepciya razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detej: utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot09.2015 M 1726-r [Elektronnyj resurs]. URL: https://docs.cntd.ru/document/420219217 (data obrashcheniya: 30.11.2022).

3. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda: utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29.05. 2015 g. M 996-r [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/docs/14598/ (data obrashcheniya: 30.01.2022).

4. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshchego obrazovaniya: utverzhden prikazom Ministerstva prosveshcheniya RF ot 31 maya 2021 g. № 287 [Elektronnyj resurs]. URL: https://fgos.ru (data obrashcheniya: 28.11.2021).

5. Gasanova D.I. Podgotovka pedagoga k innovacionnoj deyatel'nosti // Professionalizm uchitelya kak uslovie kachestva obrazovaniya. Kazan': Otechestvo, 2018. S. 141-144.

6. ZHeleznyakova O.V. Psihologicheskaya gotovnost' pedagogov obshcheobrazovatel'noj shkoly k innovacionnoj deyatel'nosti // Innovacionnaya nauka. 2018. № 5. S. 83-85.

7. Aleshugina E.A., Vaganova O.I., Abramova N.S., Smirnova ZH.V. Realizaciya kognitivnoj tekhnologii v uchebnom processe vuza // Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya. 2021. T. 10. № 2 (35). S. 20-23

8. Smirnova ZH.V. Igrovoj metod obucheniya kak effektivnaya organizaciya obrazovatel'noj deyatel'nosti v vuze // Pedagogicheskoe obrazovanie. T. 3. № 3. S. 77-81.

Для цитирования: Смирнова Ж.В., Ваганова О.И., Костылева Е.А., Бозина Т.А. Инновационная деятельность педагога как основы развития цифровых технологий в образовательной среде // Московский экономический журнал. 2022. № 11. URL: https://qje. su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij -ekonomicheskij -zhurnal-11 -2022-8/

© СмирноваЖ.В., Ваганова О.И., Костылева Е.А., Бозина Т.А., 2022. Московский

экономический журнал, 2022, № 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.