Научная статья на тему 'Инновационная деятельность образовательного учреждения'

Инновационная деятельность образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
930
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / СФЕРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ / НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЫСЛИ / ПОНЯТИЯ / ВЗГЛЯДЫ / МЕТОДИКИ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ / СТЕПЕНЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ПЛАНИРОВАНИЕ НОВОВВЕДЕНИЙ / ТИПОЛОГИЯ СУБЪЕКТОВ ИННОВАЦИЙ / ПРОГРЕСС НАУКИ И ТЕХНИКИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АУДИО-ВИДЕОТЕХНИКА / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сысоева Е. В.

В статье делается акцент на том, что сфера образовательных услуг образовательного учреждения является своего рода «продуктом» рынка, который разрабатывается и продвигается с помощью образовательных нововведений, среди которых новые педагогические мысли, понятия, взгляды, способы, методики и средства обучения. Эти нововведения формируют избрание определенной стратегии инновационного поведения данного образовательного учреждения, зависящие от его внешних и внутренних факторов, Степень инновационной деятельности учреждений зависит от видов учреждений, их направленности, спонсорской помощи и прочего. В рамках изучаемой проблемы рассмотрена наука педагогическая инноватика, примерами которой являются: 12-летняя структура школы; разработка принципиально новых образовательных стандартов; единый экзамен и др. В статье рассмотрено планирование нововведений с их характерными чертами. Рассмотрены категории педагогических инноваций, затрагивающие различные звенья образовательной системы, а также типология субъектов инноваций психолога Э. Рождерса, представляющая собой 5 отличительных групп педагогов, с их особенностями проведения занятий. В заключении автор выделяет, что прогресс науки и техники в области информационных технологий, аудио-видеотехники, телекоммуникации и связи их внедрения в системы образования позволяют широко применять различные средства обучения школьников, специалистов, посредством электронной библиотеки, существующих ТВ-сетей, видео информационных систем. Использование данных технологий в обучении образовательных учреждениях необходимо для подготовки молодых, одарённых высококвалифицированных кадров, соответствующих мировому уровню.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сысоева Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность образовательного учреждения»

Инновационная деятельность образовательного учреждения

Сысоева Елена Васильевна

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмента» ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации» Одинцовский филиал, evsysoeva60@mail.ru

В статье делается акцент на том, что сфера образовательных услуг образовательного учреждения является своего рода «продуктом» рынка, который разрабатывается и продвигается с помощью образовательных нововведений, среди которых новые педагогические мысли, понятия, взгляды, способы, методики и средства обучения. Эти нововведения формируют избрание определенной стратегии инновационного поведения данного образовательного учреждения, зависящие от его внешних и внутренних факторов, Степень инновационной деятельности учреждений зависит от видов учреждений, их направленности, спонсорской помощи и прочего. В рамках изучаемой проблемы рассмотрена наука педагогическая инноватика, примерами которой являются: 12-летняя структура школы; разработка принципиально новых образовательных стандартов; единый экзамен и др. В статье рассмотрено планирование нововведений с их характерными чертами.

Рассмотрены категории педагогических инноваций, затрагивающие различные звенья образовательной системы, а также типология субъектов инноваций психолога Э. Рождерса, представляющая собой 5 отличительных групп педагогов, с их особенностями проведения занятий.

В заключении автор выделяет, что прогресс науки и техники в области информационных технологий, аудио-видеотехники, телекоммуникации и связи их внедрения в системы образования позволяют широко применять различные средства обучения школьников, специалистов, посредством электронной библиотеки, существующих ТВ-сетей, видео - информационных систем. Использование данных технологий в обучении образовательных учреждениях необходимо для подготовки молодых, одарённых высококвалифицированных кадров, соответствующих мировому уровню.

Ключевые слова: педагог, сфера образовательных услуг, образовательное учреждение, образовательные нововведения, новые педагогические мысли, понятия, взгляды, методики и средства обучения, стратегии инновационного поведения, степень инновационной деятельности, педагогическая иннова-тика, инновационный процесс , планирование нововведений, типология субъектов инноваций, прогресс науки и техники, информационные технологии, аудио-видеотехника, телекоммуникации.

о

с ^

00

о см

<0

О!

Как и прочие отрасли жизнедеятельности человека, обучение подвергается постоянным переменам. В данной публикации нам предстоит рассмотреть изменения, которые появляются по причине формирования и продвижения образовательных нововведений: новые педагогические мысли, понятия, взгляды, способы, методики и средства обучения.

Мнение автора сводится к тому, что избрание различного рода тактики и стратегии инновационного поведения образовательного учреждения зависит не только от руководства образовательного учреждения, но и от многих факторов, как внешней, так и внутренней среды. Поэтому менеджмент систем совершенствования института школьного образования, управление инновационными процессами, в которых участвуют образовательные учреждения, должно принимать во внимание отличие этих стратегий.

Степень инновационной деятельности зависит от видов учреждений, их направленности. На первый взгляд мнение формируется на общем представлении о сфере, возможностях управленческих действий образовательных учреждений.

За основу учитывается, что начальные, наиболее многочисленные и унифицированные необходимые 1-3 уровни образования в современном обществе встречаются с наименьшей внутренней конкуренцией.

Если вести речь о рыночной конкуренции среди школ, то она существует и ведется небольшим их количеством за специальные спонсорские возможности, вкладывающиеся в предоставление дополнительных услуг, способствующих проведению активной инновационной политики на образовательном рынке.

Особенно необходимо сделать акцент на завершающий этап обучения школьников. Перед сдачей ЕГЭ родители старшеклассников, которые продолжат обучение в ВУЗах, вкладывают значительные средства в дополнительное образование. Иногда оплата за дополнительные занятия носят приватный характер, не идущие непосредственно в образовательные учреждения. В последнее время эти деньги все более активно собирают подготовительные курсы тех ВУЗов, куда собираются поступать выпускники школ. Но такие курсы в малой степени ориентированы на рыночную конкуренцию и ведение соответствующей инновационной политики. Они в основном «натаскивают» на вступительные экзамены с учетом требований конкретного ВУЗа.

Таким образом, чем больше рынок осуществляет контроль качества образовательных услуг, чем выше спрос на «продукт» данного образова-

тельного учреждения, тем выше его инновационная активность.

Следуя Краевскому В.В. и Хуторскому А.В., педагогическая инноватика - «наука, занимающаяся созданием педагогических нововведений, их анализ, применение и познание на практике». [4]

Данная наука довольно молода, первый раз она была упомянута в конце 80-х годов XX века. Именно в это время зародилось направление пе-дагогов-инноваторов. В наши дни педагогическая инноватика находится в процессе развития.

Такие термины, как «нововведение» и «новшество» отличаются по смысловому значению. Так, «новшество» - это некоторая идея, средство, а под «нововведением» мы подразумеваем саму процедуру передачи новшества в практическое использование.

В данной публикации «нововведение» будем расценивать как синоним «инновации». Эти синонимичные фундаментальные понятия «педагогическая инновация» и «инновация в образовании» были впервые внедрены в научно-общественное использование и обоснованы Юсуфбековой Н.Р. [8]

В российском образовании выделяют примеры педагогических инноваций, таких как: 12-летняя структура школы; разработка принципиально новых образовательных стандартов; единый экзамен и др.

Очень не просто разработать новшество, нужно внимательно исследовать отрасли, направления, где его применение будет потенциально возможным, изучить, а также постоянно сопровождать процесс его практического внедрения.

К основному определению в инноватике можно отнести инновационный процесс, который характеризуется следующими факторами [2]: организационно-управленческий, психолого-педагогический, социально-экономический.

Эти факторы неразрывно взаимодействуют с атмосферой и обстановкой, где и осуществляются инновационные процессы развития. Эти факторы как активизируют, так и замедляют течение инновационного процесса. Инновационному процессу свойственно быть стихийным, а также сознательно управляемым.

В системе обучения инновационные процессы называются методические или дидактические. Можно особенно выделить целостность неотъемлемых качеств инновационного процесса: создание, изучение и внедрение новшеств.

Под инновационной деятельностью следует понимать комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на определенном уровне образования, а также и данный процесс. [4]

Главная отличительная черта инновационного процесса - это его цикличность. Иначе, периоды развития можно обозначить так: возникновение -стремительный рост - освоение - распространение - зрелость - рутинизация - насыщение - кризис - завершение.

Инновационную деятельность отличает упорядоченность и неразрывность. Например, внедре-

ние в школе дополнительного элективного курса это пока не инновация, следовательно, инновационные процессы и проводимый локальный эксперимент требуется отличать друг от друга.

Итак, отметим, инновационная деятельность представляет из себя деятельность, которая позволяет воплотить идеи, замыслы и концепции в нововведения.

Рассмотрим методологию проектирования инновационного обучения.

Характерной чертой нынешнего образования является большое количество нововведений - это различные проекты, планы, стратегии и примеры их применения на практике. По сути, внедрение очередной инновации предполагает создание определенного подхода и тактики для ее осуществления, разработку своей стратегии и метода.

Планирование нововведений заключает в себе комплекс мероприятий [6]:

1. Подготовка педагогического состава к инновациям, которая предполагает знакомство со стратегией, желаемыми целями, важнейшими условиями и ожидаемыми результатами;

2. Освоение и выявление специфических особенностей отдельной стратегии; интеграции стратегий разного рода нововведений; объединении образовательных учреждений в данном районе по инновационным программам;

3. Изучение результативности рассматриваемой инновационной стратегии в рамках выдвинутых условий и требуемых обстоятельств;

4. Поднятие духа состязательного характера между школами, выявление наиболее слабых и сильных претендентов, предполагаемой схемы отдельных стратегий.

Инновация, в общей сложности, - это конечный результат инновационной деятельности, который выражен в зарождении нового или сравнительно модернизированного продукта, технического развития, новейшей тактики подхода к образовательным или социальным услугам [5].

Исследуя типологию педагогических нововведений можно утверждать, что инновации по степени проведенных поправок, изменений подразделяют на следующие виды:

- модифицирующие инновации - влекут за собой еле заметное усовершенствование конечного продукта, жизненного цикла, тактики, процедуры. Предоставляют возможность немного быстрее и с наименьшими денежными вложениями достичь конечного результата. Здесь, как пример, можем отметить опорные конспекты В.Ф. Шаталова, так как они способствуют намного быстрее и лучше изучить программу, а также будет проще вести подготовку к экзамену.

- улучшающие инновации - содействуют обеспечению существенных преимуществ и усовершенствований, но не основываются на принципиально новых методах, технологиях. В качестве примера - система общеобразовательной средней школы, где можно выделить профильное старшее звено.

о О го -о т

т

т х х О т

П

т Д А

х т о т; О т

О сл -о А ы О ГО А

X

^

т

о

с ^

00

о сч

О!

- прорывные инновации - основываются на качественно новых способах и методиках, которые позволяют осуществлять прежде недостижимые цели новым, наиболее результативным, нежели предшествующим способом.

- интегрирующие инновации - применение схемы предыдущих первых трех упоминаемых типов, конечная стадия инновационного процесса, где реализуются непростые наукоемкие товаро - и услугообразующие системы, которые пользуются спросом на рынке и имеют определенную нишу. Как пример, приведем дистанционное образование и использование интернет-ресурсов.

Педагогические инновации можно разделить на следующие категории [4]:

1. Нововведения, затрагивающие структурные звенья образовательной системы - задачи, постановку целей, сущность образования и поведения, типов, способов и методов, технологий и порядка обучения, концепций исследования, проверки, анализа результатов и т.д.

2. Нововведения, затрагивающие индивидуальное развитие каждого человека. Охватывает сферу становления способностей преподавателей и учащихся, область развития их знаний, опыта, грамотности и методов работы.

3. Нововведения по сфере педагогического продвижения, представляющие собой учебный курс, просветительскую среду, уровни механизмов обучения, системы образования, менеджмента образования.

4. Нововведения, делящиеся на категории взаимодействия всех причастных к педагогическому процессу.

5. Нововведения, затрагивающие функциональные ресурсы. Делятся на нововведения-продукты (педагогические планы, мероприятия, средства), нововведения-условия (создают преобразование социальных и культурных условий образовательной среды), управленческие нововведения (качественно новые решения в структуре образовательных систем, управленческих мероприятиях, гарантирующих их функционирование).

6. Нововведения, отличающиеся по способам осуществления - систематические, плановые, стихийные, спонтанные, периодические.

7. Нововведения, отличающиеся по масштабам распространения - в работе отдельного преподавателя, целой школы, нескольких школ, района, федерального масштаба, мирового масштаба и др.

8. Нововведения, отличающиеся по социально-педагогической важности, предназначены для образовательных предприятий конкретного характера, для профессионально-типологических групп преподавателей.

9. Нововведения, отличающиеся по масштабам новаторских действий - глобальные, массовые, локальные.

10. Нововведения, отличающиеся по мере предполагаемых изменений - модифицирующие, корректирующие, радикальные, революционные, модернизирующие.

Отношения педагогов к инновациям очень различны.

Типология субъектов инноваций психолога Э. Рождерса [4]:

1 группа - новаторы (примерно 2,5% коллектива);

2 группа - ранние реализаторы (примерно 13,5%). Идут за новаторами, разумные реализаторы, к ним относятся все лидеры.

3 группа - предварительное большинство (примерно 34%), нечасто выступают в роли лидеров. Им требуется более длительное время, нежели лидерам для принятия управленческих решений.

4 группа - средние реализаторы или позднее большинство (34%). С опаской смотрят на новшества. Принимаются к исследованию нововведений только после одобрения всего коллектива.

5 группа - колеблющиеся (около16%). Для них важны классические каноны. Неохотно соглашаются с нововведениями, тормозят осуществление инноваций.

Как считает Й. Шумпетер, «готовность субъекта к систематическому внедрению нововведений включает в себя высокую предрасположенность к риску, готовность к разрушению старого и созданию нового» . [7]

Стандартизация внутреннего мира и манера поведения педагога характеризуется применением инструктивных распоряжений, предписаний. Это позволит ему привыкнуть к педагогическому составу, но, однако уменьшит его творческие способности.

Руководитель - инноватор. Любопытно проанализировать реакции персонала, начальник которого - инноватор. Реакция человека (учителя, руководителя, заместителя директора) на принуждение ему новшества преодолевает, обычно, несколько этапов: отрицание - сопротивление - исследование -вовлеченность - традиционализация.

В первую очередь руководящему составу необходимо наладить «обратную связь», а лишь тогда, как коллектив примет неотвратимость преобразований, следует всем вместе выработать долгосрочные планы, цели, сконцентрироваться на разработке новых традиций и символов.

Нынешняя жизненная ситуация вынуждает руководителя и педагога к инновационным действиям и поступкам, которые способствуют по максимуму сформировать педагогическую индивидуальность. Но чтобы это осуществить, желательно освободиться от психологических преград и стереотипов, ведь именно они являются препятствием к реализации инновационной деятельности [3].

В данном контексте необходимо рассмотреть факторы, препятствующие нововведениям. Главная сложность управления нововведениями - это «феноменом сопротивления».

Данное понятие «сопротивление» в словаре Д.Н.Ушакова толкуется так - свойство, способность оказывать противодействие каким-нибудь воздействиям, изменениям. [9]

Аргументы против введения новшеств:

- «здесь не все равноценно»,

- «это у нас уже есть»,

- «это не решает главных проблем»,

- «есть и другие предложения»,

- «это требует доработки»,

- «это у нас не получится».

Нововведения в учебном процессе. В учебном

процессе у нововведений присутствуют структурно-качественные, систематические, деятельност-ные характеристики. Самые важные новшества учебного процесса - способы, методы, технологии и формы обучения.

Иногда требуется просто изменить принципы проведения традиционного занятия, то есть начать с другого этапа, например: проверка новой, ранее неизученной темы с целью выявления знаний у учащихся, тогда как традиционно занятие начинается с проверки домашнего задания. Этот процесс можно будет назвать инновационным, а новшество - определенная цепочка этапов проведения занятия.

Кроме того, можно ввести в занятие новые виды деятельности. Например, эвристическую, в которой предусматривается целеполагание, проектирование, обнаружение появляющихся проблем, а также поиск способов в их решении, усвоение и понимание способов и методов учебной деятельности (включая рефлексивные).

Самоорганизация обучения [3]. Здесь можно рассмотреть спроектированную на опыте (уроки физики по теме: «Тепловые явления») технологическую программу обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На вводном уроке предстоит вызвать заинтересованность участников к деятельности, безусловно прибегая к практике, с помощью опытов.

Ключевую часть занятий можно поделить на несколько блоков, где будут семинары, посещение находящейся рядом котельной, коллективный метод работы, лабораторные эксперименты и наконец, заключительный этап - форум (конференция) «Тепловые двигатели».

Вопреки тому, что все ученики по-разному восприняли нововведение, задача выполнена, цель достигнута. Ученики обрели практический опыт самоорганизации в обучении, а также усвоили учебную программу на том уровне, котором усваивали его в привычном традиционном режиме.

Выводы от введенного новшества:

- основная преграда - примитивность образовательной установки преподавателей, которые склонны сводить задачу к передаче знаний;

- социальная направленность на поступление в высшее учебное заведение, не предполагающая выставление отметок за научный интерес, философский образ мыслей, специфические вопросы к комиссии, методологический опыт. Из этого следует, что все перечисленные звенья образования, которые, по сути, должны являться основными для образования учеников, не стали такими в действительности;

- в программах школ не ставится акцент на познание мира, на умение задавать познавательные вопросы и давать на них ответ.

Нововведения в содержании образования. Целостность представлений учащегося об окружающем мире - вот самый закономерный и необходимый результат его познания. Российские современные школы по сей день не могут предоставить такого результата. Все это благодаря тому, что свои знания ученик получает «расчлененно», из отдельных предметов. Анализ преобладает над синтезом, а сами знания подразделяются на «биологические», «физические», «химические» и пр. У учеников нет осознания личной взаимосвязи с миром, его философского осмысления. Данный предметоцентризм не дает свободу творческой самореализации учащегося.

Между тем изучение многообразия явлений окружающей действительности рано или поздно приводит каждого человека к выводу о существовании единых первооснов, «стягивающих» все происходящее к общим основаниям. К примеру, число 7 является магическим - символизирует ноты, дни недели, цвета, чудеса света, события из сказок.

Инновационные идеи дидактических систем [4]. Учителя - новаторы: Амонашвили Ш.А., Балабан М.А., Давыдов В.В., Гончаров И.Ф., Громыко Ю.В., Католиков А.А., Щетинин М.П. и др. Рассмотрим основные инновации этих педагогов.

1. Идея опоры. Обобщенные планы ответов, рисунки-концепты, таблицы, алгоритмы, планы сочинения. Допускается создание учеником новых опор.

2. Идея укрупнения блоков. Здесь речь идет о конструировании всего материала отдельным блоком (консультация, лекция, зачет) с последующей его проработкой.

3. Идея «от частного к общему». Подход через единично личностное к осознанию общего. Решение определенной задачи может помочь решить другие не только учебные, но и жизненные проблемы.

4. Использование диаметральных объектов. Методы работы - учебный диалог, диспут, дискуссия.

5. Идея перспективы. Суть - включение некоторых вопросов из будущих тем в нынешний материал, благодаря неожиданности способствует активации умственных способностей учащихся, пробуждает интерес, позволяет накопить необходимый материал будущей трудной темы еще до момента ее изучения.

6. Идея погружения. Организация уроков в течение 3-5 дней подряд по одному предмету, а также система чередующихся «погружений» по разным предметам.

7. Идея интерактивности. Использование анимационных фильмов, мультимедийных программ.

8. Идея интеграции учебных знаний. Здесь можно, к примеру, на естественно-математических курсах использовать произведения искусства, что стимулирует эмоциональное восприятие школьников материала и даст возможность отыскать те сведения, которые в скры-

о О го -о m

т

m х х О m

П

m Д А

х m о т; О m

О сл -о А ы О ГО А X S

m

о

с ^

00

0 сч

<0

01

том виде содержатся в сказках, поговорках и полотнах художников.

Дистанционное обучение как инновация. Дистанционное обучение является одним из масштабных новшеств российской системы образования.

«Идея непрерывного образования находит свое отражение в реализации дистанционной формы обучения, которое получило такое название в первую очередь благодаря своей «гибкости» в отношении выбора места, времени, а иногда и темпа обучения». [1]

В скором будущем, как прогнозируют эксперты, дистанционным формам образования будет отводиться 40% от общего учебного времени, при этом они будут переплетаться с очной формой обучения (40%) и 20% времени будет отводиться самообразованию [3].

Перемены в традиционной модели «учитель-ученик», предусматривающей личное взаимодействие двух сторон, привели к появлению очных и дистанционных субъектов учебного процесса -дистанционный ученик, дистанционный учитель, модератор, локальный координатор и пр.

Дистанционное обучение осуществляется удаленно, посредством использования средств телекоммуникаций - веб-ресурсов, электронной или обычной почты, видеосвязи и пр.

Перед очным, дистанционное обучение имеет ряд преимуществ:

- оперативных - преодоление времени и пространства, мгновенная обратная связь;

- информационных - доступность удаленных образовательных массивов;

- коммуникационных - оперативность взаимодействия субъектов обучения;

педагогических - интерактивность и большая мотивация обучения;

- психологических - комфортные условия, снятие психологических барьеров от очного общения;

- экономических - экономия на транспортных расходах, на содержании помещений, сокращения «бумажного» делопроизводства;

- эргономических - индивидуальный график, темп обучения, подходящее оборудование.

5 типов дистанционного обучения [1]:

1. «школа - Интернет». Ученики в школе совместно с учителем взаимодействуют с удаленной информацией, с другими учениками и учителями посредством Интернета.

2. «Школа - Интернет - школа». Взаимодействие дистанционного обучения с очным. Общие дистанционные образовательные проекты двух и более школ из разных городов (стран).

3. «Ученик - Интернет - учитель». Дистанционное частично заменяет очное обучение. Ученики (один или несколько) обучаются в реальной школе, однако кроме реальных педагогов с ними периодически работает «виртуальный» учитель. Например, для подготовки к поступлению в высшее учебное заведение.

4. «Ученик - Интернет - центр». Ученики (один или несколько) обучаются в дистанционном центре. Они могут быть из разных школ. Это поз-

волит ученикам выбрать удобный темп, форму и уровень их общеобразовательной подготовки.

5. «Ученик - Интернет». Разные образовательные предметы изучаются учеником в разных учреждениях или у различных педагогов. Это позволяет учитывать личностные цели и особенности ученика.

Таким образом, в заключении хочется отметить, что термин «педагогическая инновация» впервые был введен в общее употребление в 1980-х годах XX века. В нашей работе приведены 10 подтипов инноваций, раскрыто понятие инновационной деятельности, приведены примеры инноваций.

Прогресс науки и техники в области информационных технологий, аудио-видеотехники, телекоммуникации и связи их внедрения в системы образования позволяют широко применять дистанционные средства обучения школьников, студентов, специалистов, например, посредством электронной библиотеки, используя для этой цели как существующие ТВ-сети так и перспективные видео информационные системы. Широкое развитие сети ТВ-вещания с представлением пользователям различных видов сервисных услуг, видеоизображений и дополнительной информации, потребовали разработать и внедрить эффективные средства для их защиты от несанкционированного доступа.

Осуществляется постепенный переход цифро-визации ТВ систем и его составных частей, исследуются возможности представления абонентам различных дополнительных услуг, в том числе подключения их к сети Internet. Следовательно, важно рассмотреть возможности полной широкополосной цифровизации сетей, где услуги телевидения охватывают не только учрежденческий, но и квартальные сектора, что позволит сохранить расходы на средства связи.

Новый «информационный» этап развития мировой системы образования объективен и необратим. Использование информационных технологий в дистанционном обучении и внедрения дистанционного обучения в образовательных учреждениях для подготовки молодых, одарённых высококвалифицированных кадров, соответствующих мировому уровню, является единственно возможный сегодня путь поступательного развития системы образования и в первую очередь, высшей школы.

Литература

1. Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения. М.: РАО, 1999. - 213 с.

2. Арсланова А.А. Педагогическая инноватика: связь педагогических традиций и проектирование будущего (на примере деятельности ВУЗа) // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - Новосибирск: Издательство «Центр развития научного сотрудничества», 2010. - №16-1. - С. 326-331.

3. Гирба Е.Ю. Мониторинг качества образовательного процесса в школе: Монография / Ши-

шов С.Е., Кальней В.А., Гирба Е.Ю. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 206 с.

4. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 352 с.

5. Леньков Р.В. Теория социального управления в высшей школе : монография / Р.В. Леньков. - 2-е изд., испр. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 183 с. — (Научная мысль).

6. Романова Т.Е. Организация исследовательской деятельности в процессе обучения естественнонаучным дисциплинам в школе и вузе : монография / П.Ю. Романов, Т.П. Злыднева, Т.Е. Романова [и др.]. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 260 с.

7. Шумпетер Й. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры)/ Пер. с нем. Вст. статья А.Г. Милейков-ского и В.И. Бомкина. Общ.ред.акад. А.Г. Милей-ковского. - М.:Прогресс, 1982. - С. 91.

8. Юсуфбекова Н.Р. Тенденции и законы инновационных процессов в образовании// Новые исследования в педагогических науках. - 1991. -№2. - С. 6-9.

9. http://ushakova-slovar.ru/description/soprotivlenie/72599

10. Попова Е.В. Роль Российской академии наук в национальной инновационной системе // Инновации. 2008. № 1. С. 3-10.

11. Сысоева Е.В. Моделирование системы управления при взаимодействии субъектов образовательного процесса // Педагогический журнал. 2017. Т. 7. № 1A. С. 57-68.

12. Перцев В. Гимназическое образование в России: из уроков истории // Alma mater (Вестник высшей школы). 2006. № 5. С. 55.

Innovative activity of an educational institution Sisoeva E.V.

Moscow State Institute of International Relations (University) of the

Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation The article focuses on the fact that the educational services of an educational institution are a kind of "product" of the market, which is developed and promoted through educational innovations, including new educational ideas, concepts, attitudes, methods, methods and means of teaching. These innovations form the election of a certain strategy of innovative behavior of a given educational institution, depending on its external and internal factors. The degree of innovative activity of institutions depends on the types of institutions, their focus, sponsorship and other things. Within the framework of the problem under study, the science of pedagogical innovation is considered, examples of which are: 12-year school structure; development of fundamentally new educational standards; uniform exam, etc. The article describes the planning of

innovations with their characteristic features. The categories of pedagogical innovations affecting various parts of the educational system, as well as the typology of the subjects of innovations of the psychologist E. Rogers, which are 5 distinctive groups of teachers, with their features of conducting classes, are considered. In conclusion, the author emphasizes that the progress of science and technology in the field of information technology, audio-video equipment, telecommunications and their introduction into the education system allows the wide use of various means of teaching schoolchildren, students, specialists through the electronic library, existing TV networks, video - information systems. The use of these technologies in teaching educational institutions is necessary for the training of young, gifted, highly qualified personnel who meet international standards.

Keywords: teacher, educational services, educational institution, educational innovations, new pedagogical thoughts, concepts, attitudes, teaching methods and tools, strategies of innovative behavior, degree of innovation, pedagogical innovation, innovation process, innovation planning, typology of innovation subjects, progress science and technology, information technology, audio-video, telecommunications

References

Literature 1. Andreev A.A. Didactic basics of distance learning. M .: RAO, 1999. - 213 p.

2. Arslanova A.A. Pedagogical innovation: the connection of pedagogical traditions and the design of the future (on the example of the activities of the university) // Psychology and Pedagogy: methods and problems of practical application. -Novosibirsk: Publishing "Center for Development of Scientific Cooperation", 2010. - №16-1. - p. 326-331.

3. Girba E.Yu. Monitoring the quality of the educational process at

school: Monograph / Shishov SE, Kalnei VA, Girba E.Yu. - M.: SIC INFRA-M, 2016. - 206 p.

4. Kraevsky V.V., Khutorskoy A.V. Basics of learning. Didactics and methods: studies. manual for students of higher educational institutions / V.V. Kraevsky, A.V. Farmhouse. - M .: Publishing Center "Academy", 2007. - 352 p.

5. Lenkov R.V. Theory of social management in higher education:

monograph / R.V. Lenkov. - 2nd ed., Corr. and add. - M.: INFRA-M, 2017. - 183 p. - (Scientific thought).

6. Romanova T.E. Organization of research activities in the process of teaching natural sciences in schools and universities: monograph / P.Yu. Romanov, T.P. Zlydneva, T.E. Romanov [and others]. - M.: INFRA-M, 2017. - 260 p.

7. J. Schumpeter. The Theory of Economic Development (Study of

entrepreneurial profits, capital, credit, interest and business cycle) / Per. with him. Int. article A.G. Mileikovsky and V.I. Bomkina. General ed. A.G. Mileykovsky. - M.: Progress, 1982. - p. 91.

8. Yusufbekova N.R. Tendencies and laws of innovative processes

in education // New studies in the pedagogical sciences. -1991. - №2. - pp. 6-9. http://ushakova-slovar.ru/description/soprotivlenie/72599 Popova E.V. The role of the Russian Academy of Sciences in the national innovation system // Innovations. 2008. No. 1. S. 3-10.

Sysoeva E.V. Modeling the control system in the interaction of subjects of the educational process // Pedagogical journal. 2017.V. 7. No. 1A. S. 57-68.

Pertsev V. Gymnasium education in Russia: from the lessons of history // Alma mater (Bulletin of higher education). 2006. No. 5. P. 55.

9 10.

11

12.

О О го -о m

m

m x x О m

П

m Д А

x m о т; О m

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О сл -о А u О ГО А X

m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.