УДК 33
ЭН. Латыпова ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТУРИЗМА: ФАКТОРЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
Аннотация. В статье рассмотрены и систематизированы факторы инновационных преобразований на предприятиях туризма. Выделены факторы, препятствующие инновационным преобразованиям на туристских предприятиях. Прослежена связь уровня инновационной активности и уровня конкуренции в отрасли. Проанализировано явление гиперконкуренции в современном туризме. Систематизированы факторы успеха туристского предприятия в условиях гиперконкуренции. Представлены аргументы, обосновывающие необходимость стратегического инновационного развития в условиях гиперконкуренции.
Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, факторы инновационных преобразований, гиперконкуренция, инновационная стратегия.
rnm^a brtypova INNOVATIVE ACTIVITY AT TOURISM ENTERPRISES:
FACTORS AND PROBLEMS OF DEVELOPMENT
Annotation. In the article factors of innovative transformations at tourism enterprises are considered and systematized. The factors interfering innovative transformations at tourist enterprises are allocated. Connection of level of innovative activity and level of the competition in tourist industry is tracked. The hypercompetition effect in modern tourism is analysed. Factors of success of tourist enterprise in the conditions of hypercompetition are systematized. The arguments proving need of strategic innovative development in the conditions of hypercompetition are presented.
Keywords: innovations, innovative activity, factors of innovative transformations, hyper-competition, hypercompetition, innovative strategy.
Инновации обеспечивают функционирование и развитие каждой отрасли. Любое проявление роста эффективности производства, производительности труда и фондоотдачи является следствием внедрения новшеств: новой техники, новых технологий, новых методов организации производства и управления персоналом, вооруженным новыми знаниями и навыками. Термин «инновация» используется в научной литературе для обозначения родственных понятий: «инновационный процесс», «инновационные преобразования», «инновационная деятельность». Этим понятиям также можно дать самостоятельные определения.
Инновационная деятельность предприятия является связующим звеном между наукой и производством. Это система мероприятий по реализации научно-технического и интеллектуального потенциала предприятия, цель которого состоит в получении нового продукта, услуги, способа производства или в их усовершенствовании для удовлетворения спроса отдельных потребителей и потребностей общества в целом [2]. Инновационную деятельность определяют и как комплекс технологических, научных, коммерческих, организационных мероприятий, приводящих к инновациям. Инновационный процесс включает этапы исследований, разработок, апробации и внедрения инноваций, оценки их эффективности. Инновационные преобразования - изменения качественных характеристик продукции, услуг, бизнес-процессов, подходов в результате осуществления инновационной деятельности.
Туристская отрасль, являясь одной из самых динамично развивающихся отраслей, демонстрируя высокие темпы роста, требует постоянного внедрения инноваций на разных уровнях. В туризме, который является сервисной отраслью, инновации имеют свои особенности: они определяются состоянием технологии, так как в этой сфере исчезает грань между технологиями, на базе которых
© Латыпова Э.Н., 2014
построены продукты, и услугами, которые оказываются на основе этих продуктов. Инновации в туризме отличаются тем, что их целью являются:
- улучшение процесса взаимодействия поставщика услуг и клиента;
- более эффективное решение проблем клиента;
- поиск нового применения известным вещам или поиск новых путей оказания услуг, а не поиск новых форм услуг или продуктов;
- улучшение оценки клиентом «качества жизни».
Также инновации в туризме характеризуются тем, что в этой отрасли наблюдается линейная зависимость объема оказанных услуг от трудозатрат, а также ограниченность поля деятельности для инновационных преобразований в рамках предприятия, что делает популярными такие техники управления, как аутсорсинг и имитация, и большой зависимостью от внешних факторов, что делает необходимым максимальное использование существующих природных условий, достопримечательностей, культурного потенциала регионов и дестинаций, которые, в свою очередь, также подвержены динамичным преобразованиям. К факторам инновационных преобразований на предприятиях туризма предлагается отнести следующие:
- меняющиеся потребности потребителей;
- развитие информационных технологий;
- усиление конкуренции (на уровне предприятий, регионов, государств);
- появление новых рынков;
- кризисы и спады в отрасли;
- недостаток ресурсов.
К факторам, препятствующим инновационным преобразованиям на предприятиях сферы туризма, относятся:
- низкий уровень развития инновационной культуры в обществе в целом и на предприятиях;
- отсутствие тесной связи между наукой и производством туристского продукта;
- отсутствие государственной поддержки инновационных инициатив в турбизнесе;
- отказ предприятий от радикальных разработок, требующих значительных денежных средств и имеющих долгий срок окупаемости проекта;
- отсутствие единой правовой базы, регулирующей развитие инноваций;
- низкий уровень экономического развития потребительского рынка [1].
Усиление конкуренции является фактором, способствующим инновационным преобразованиям. Современный рынок имеет определенные особенности, главной из которых является процесс глобализации. Глобальность рынков означает глобальность конкуренции. Конкуренция наполнилась более сложным содержанием и гиперконкуренция является ее новой формой. При гиперконкуренции конкурентные факторы, ранее изолированные друг от друга, начинают влиять на предприятия совокупно, а также гиперконкуренция означает большое число поставщиков, борющихся за одних и тех же потребителей, что ведет к снижению цены.
По мнению экономистов, большинство отраслей движутся от рынков с умеренной конкуренцией к рынкам с гиперконкуренцией. В первую очередь это относится к рынкам высокотехнологичных отраслей производства (компьютеры, мобильные телефоны, программные продукты и пр.), на которых растет количество глобально действующих потребителей. Р. Д'Авени определил гиперконкуренцию как конкуренцию, характеризующуюся непрерывно усиливающимся соперничеством, проявляющемся в сокращении времени осуществления научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, быстром появлении товарных инноваций, агрессивной ценовой конку-
ренцией и конкуренцией компетентностей, а также экспериментами с новыми подходами к обслуживанию покупательских потребностей [4].
Уровень конкуренции, который в настоящее время наблюдается в российской туристкой отрасли, настолько высок, что ее можно назвать гиперконкуренцией. Гиперконкуренцию многие авторы называют конкуренцией инноваций. Она характеризуется тем, что все большую роль в конкурентной борьбе играет способность к постоянному развитию путем внедрения инноваций. Высокая скорость изменений в рамках туристской отрасли и ее отдельных предприятий требует постоянного внедрения новшеств. Гиперконкуренция в туризме имеет следствием изменения конкурентных сил на рынке, банкротство ряда предприятий, ценовой демпинг. В условиях гиперконкуренции, которая делает практически невозможным точное прогнозирование рыночной конъюнктуры туризма, менеджменту туристских предприятий необходимо сосредоточивать усилия на целой системе конкурентных параметров.
Технологию инновационных преобразований определяет инновационная стратегия, и в развитии предприятия в условиях гиперконкуренции она играет основную роль. Инновационная стратегия определяет наиболее эффективный путь изменений, развития и реализации нововведений и базируется на долгосрочном прогнозировании, учете внутренних и внешних факторов и ресурсных ограничениях.
Стратегическое инновационное планирование требует тщательного анализа внешней и внутренней среды туристского предприятия, в ходе которого анализируются изменения, ожидаемые в планируемом периоде, выявляются факторы, угрожающие положению предприятия и благоприятствующие деятельности предприятия, планируются нововведения, которые позволят предприятию укрепить свои рыночные позиции. Принимая ту или иную стратегию в качестве руководства к действию, необходимо учитывать три основных фактора:
1. Уровень риска, который организация считает приемлемым при внедрении инновационной стратегии.
2. Знание прошлых стратегий и результатов их применения, что позволит предприятию более успешно разрабатывать новую стратегию.
3. Стратегия должна быть внедрена в подходящий момент времени.
Гиперконкуренция является причиной инновационных действий туристских предприятий по следующим направлениям их работы:
- поиск новых средств борьбы за рынок: ценовые войны невозможно вести длительное время, и это делает необходимым использование иных инструментов конкурентной борьбы - начинается борьба за качественные показатели;
- использование новых технологий, новых ресурсов, инновационных решений, которые призваны обеспечивать сложность копирования продукта;
- борьба за рыночный сегмент, препятствование вторжению конкурентов в рыночный сегмент, сферу деятельности или регион, которые контролирует предприятие;
- использование новых форм сотрудничества: крупные предприятия, располагающие значительными ресурсами, устраняют мелких конкурентов. Мелкие предприятия формируют и развивают альянсы [3];
- поиск устойчивых конкурентных преимуществ на фоне осуществления тактических действий - удерживать конкурентные преимущества становится все сложнее, поэтому необходим поиск таких конкурентных преимуществ, которые конкурентам будет сложно скопировать. Все это требует высокой инновационной активности и больших усилий менеджмента по созданию инновационной среды на предприятии.
Гиперконкуренция сегодня бросает вызов инновационной активности туристских предпри-
ятий, которые должны мгновенно отмечать изменения рыночной обстановки и реагировать на них. Менеджмент туристских предприятий должен руководствоваться при принятии решений изменениями на рынке, однако при этом не отклоняться от глобальной стратегии.
К факторам успеха туристского предприятия в условиях гиперконкуренции относятся:
- постоянный мониторинг изменений на туристском рынке, его развития, положения туроператоров на нем;
- мониторинг не только существующих, но и будущих запросов потребителей - туристов и посредников - турагентов;
- активное применение информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих быстроту и удобство обмена информацией и идеями;
- правильная оценка временного параметра конкуренции. Новые продукты поступают на рынок со все более коротким временным интервалом. Готовность к подобному инновационному давлению является условием успеха в конкурентной борьбе;
- использование эффекта совместных действий с партнерами путем создания стратегических союзов. Многие предприятия под давлением конкуренции и быстро меняющихся запросов потребителей вынуждены выходить за границы привычных сфер влияния, которыми для туроператоров могут быть туристские направления, крупные поставщики услуг или крупные покупатели - агентские сети. Заключение стратегических союзов дает возможность преодолевать барьеры рынков, снижать издержки, развивать новые технологии;
- способность и готовность коллектива предприятия к изменениям. Управление процессом изменения корпоративной культуры предполагает преодоление множества внутренних барьеров.
Результаты инновационной деятельности туристских предприятий могут быть положительными или отрицательными. Неоднозначные итоги внедрения инноваций зависят от уровня инновационной активности предприятия, которая показывает связь между намеченным содержанием инновационной деятельности и ее результатами. Инновационная активность туристских предприятий определяется внешними и внутренними факторами влияния. К внешним факторам влияния относятся:
- нестабильность туристского рынка, особенно учитывая явление гиперконкуренции;
- высокая зависимость туристского бизнеса от нестабильной внешней среды;
- инновационный и инвестиционный климат в отрасли.
К внутренним факторам влияния на инновационную активность относятся:
- открытая и гибкая политика туристского предприятия по отношению к инновациям,
- компетентность менеджмента предприятия,
- мотивация специалистов предприятия к инновационной деятельности.
Библиографический список
1. Асаул А.Н. Модернизация экономики на основе технологических инноваций / А.Н. Асаул АНО ИПЭВ, 2008. - 606 с.
2. Большаник П.В. Рекреационная география: учеб. пособ / П.В. Большаник. - Омск, 2003.
3. Новиков В.С. Инновации в туризме / В.С. Новиков. - М.: ИЦ «Академия», 2007.
4. Aveni D'. R. Hypercompetition: Managing the Dynamics of Strategic Maneuvering. New York, 1994.
[и др.]. - СПб:
The Free Press,