Научная статья на тему 'Инновационная деятельность как форма реализации политики ресурсосбережения региона'

Инновационная деятельность как форма реализации политики ресурсосбережения региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
220
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ / ПОЛИТИКА РЕГИОНА / ИННОВАЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕСУРСНАЯ СТРАТЕГИЯ / RESOURCES USE SAVING / POLICY OF REGION / INNOVATIONS / ECONOMIC DEVELOPMENT / RESOURCE STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хадарцев Александр Валентинович

В данной статье рассмотрены предпосылки реализации стратегий ресурсосбережения через активизацию инновационной деятельности. Определена двойственная связь инновационной деятельности и ресурсосбережения. Выделена ключевая роль региона в решении данной проблемы. Дана характеристика современному состоянию инновационной деятельности в Украине. Определены основные пути решения данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative activity as a form of realization of policy of resources use saving of region

This article deals with the preconditions of resource strategies through the activation of innovative activities. The dual relationship of innovation and resource conservation is defined. The dominant role of the region in solving this problem is distinguished. The characteristic of the current state of innovation activity in Ukraine is given. The main ways of solving this problem are determined.

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность как форма реализации политики ресурсосбережения региона»

УДК 330.3+338.2

INNOVATIVE ACTIVITY AS A FORM OF REALIZATION OF POLICY OF RESOURCES USE SAVING OF REGION

Khadartsev Alexander Valentinovitch, assistant, Poltava National Technical Yuri Kondratyuk University, Ukraine, alexkhadarcev@ukr.net

Abstract. This article deals with the preconditions of resource strategies through the activation of innovative activities. The dual relationship of innovation and resource conservation is defined. The dominant role of the region in solving this problem is distinguished. The characteristic of the current state of innovation activity in Ukraine is given. The main ways of solving this problem are determined.

Keywords: resources use saving, policy of region, innovations, economic development, resource strategy

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ РЕГИОНА

Хадарцев Александр Валентинович, ассистент, Полтавский национальный технический университет им. Ю. Кондратюка, Украина, alexkhadarcev@ukr.net

Аннотация. В данной статье рассмотрены предпосылки реализации стратегий ресурсосбережения через активизацию инновационной деятельности. Определена двойственная связь инновационной деятельности и ресурсосбережения. Выделена ключевая роль региона в решении данной проблемы. Дана характеристика современному состоянию инновационной деятельности в Украине. Определены основные пути решения данной проблемы.

Ключевые слова: ресурсосбережение, политика региона, инновации, экономическое развитие, ресурсная стратегия

Современные мировые экономические и геополитические тенденции, усиление конкурентной борьбы на внутренних и на внешних рынках требуют незамедлительных действий по оптимизации и повышения эффективности использования ресурсного потенциала. Причем это прямо относится как к отдельному субъекту хозяйствования, так и определённому административно-территориальному образованию в целом. Необходимости внедрения ресурсосберегающего типа экономического развития посвящено большое количество исследований, публикаций в научных и периодических

изданиях. Особенно акцентируется внимание на такой составляю-

48

щей как энергосбережение, которое имеет весомое, и вместе с этим же и неоднозначное влияние на экономику стран постсоветского пространства. В частности для Украины характерны проблемы связанные как с использованием энергоресурсов, так и существенная зависимость от их внешних поставщиков. К сожалению, сегодня мы видим, что вторая составляющая данной проблемы, превратилась в инструмент политических распрей и манипуляций, что никак не способствует эффективному решению вопросов устойчивого экономического развития и взаимовыгодного сосуществования. Забывается тезис о том, что в долгосрочной перспективе невозможно решать проблемы социального развития, без обеспечения стабильного роста экономики. Причем определяющим фактором (как указывалось выше) будет конкурентоспособность отечественных экономик, по сравнению не только с развитыми государствами, а и странами, которые динамично развиваются сегодня и претендуют на роль новых мировых лидеров. Всемирно известный ученый Б. Гаврилишин считает, что социальная жизнеспособность общества требует определенного соответствия между стремлениями-надеждами и достижениями-свершениями, между мечтами и реальностью, осознанием своих прав и их реализацией, а экономическое развитие в основном обеспечивается человеком. Но, учитывая растущую ценность ресурсов в связи с исчерпанностью их запасов, экономические перспективы развития страны тем лучше, чем больше природные богатства она, хотя лишь наличия ресурсов недостаточно, чтобы начать и поддерживать устойчивое экономическое развитие [1, с. 23].

За результатами исследований, проведенных Украинским

центром экономического и правового анализа энергоемкость ВВП

49

Украины почти в 3 раза выше, чем у стран ОЕСР та у 2,4 раза выше за среднюю энергоемкость в мире. В структуре затрат в экономике Украины материальные затраты занимают 59,5%, а у промышленности - 72,1% [2]. За уровнем потребления природного газа Украина находится в десятке стран наибольших потребителей, вместе с Российской Федерацией, США, Великобританией, Германией, Японией и т.д. Но уровень потребления Украины составляет 0,36 куб. м на 1 дол. ВВП, при том, что уровень потребления США -

0,07 куб. м, Великобритании - 0,07 куб. м, Германии - 0,04 куб. м, Японии - 0,03 куб. м. И хотя темпы потребления энергии на единицу ВВП имеют тенденцию к уменьшению, по заключению аналитиков это, в большей степени, происходило за счет эффекта масштаба и экономии на условно-постоянных расходах, чем за счет модернизации экономики.

Таким образом, ключевым фактором экономического доминирования в долгосрочном периоде является обеспеченность мощным ресурсным потенциалом, умноженным на уровень инновационного развития экономики.

Данная стратегия экономического развития, которая заключается в оптимизации потребления и необходимости повышения эффективности использования ресурсов, должна рассматриваться в трех аспектах:

1. Ресурсосбережение как способ хозяйствования по повышению эффективности использования ресурсов, привлекаемых в процесс общественного производства, за счет снижения удельных затрат ресурсов на единицу общественного блага.

2. Ресурсосбережение как воспроизводство природноресурсного потенциала территории, улучшения экологической си-

туации и социально-экономических условий, привлечения альтернативных видов ресурсов, добыча и/или разработка которых имеет меньшее негативное воздействие на окружающую среду.

3. Ресурсосбережение как сфера экономических интересов субъекта хозяйствования, определяет цель его деятельности, формирует стратегии развития, и устанавливает место в общественном разделении труда.

Регион играет ключевую роль в реализации ресурсосбережения. В связи с этим необходимо комплексное представление роли региона механизма ресурсосбережении. Под термином «регионализация» понимается объективная тенденция ориентирования процессов экономического воспроизводства, объемов, характера и территориально-хозяйственных пропорций общественного производства в соответствии региональным предпосылкам развития и общественно-экономическим потребностям социумов регионального уровня [3]. В таком случае регион правомерно рассматривать с двух позиций:

1) Регион как пространство, на котором происходит процесс общественного производства. Такое определение обуславливает совокупность субъектов хозяйствования, расположенных на определенной территории под влиянием объективных предпосылок. Совокупность субъектов хозяйствования характеризуется соответствующими производственными и межотраслевыми связями, наличием региональных рынков товаров и ресурсов, институционально - правовой средой и т.п. Эффективное функционирование субъектов хозяйствования данной территории определяет экономическое развитие региона.

2) Регион как субъект хозяйствования (экономическая система), который имеет определенную цель деятельности, для достижения которой привлекает ресурсы в процесс общественного производства. Определяющим фактором цели функционирования в данном случае, является удовлетворение совокупности потребностей населения региона.

В широком смысле регион правомерно считать специфическим ресурсом. Территориальная совокупность субъектов хозяйствования формируется под влиянием объективных факторов, а именно: закономерности эффективного размещения производительных сил, закономерности комплексного развития и размещения производительных сил, закономерности территориального разделения труда, закономерности территориальной концентрации производства. Данные закономерности являются следствием природноресурсного потенциала территории, трудового потенциала территории, наличия потребителей и развитой инфраструктуры (производственной, коммуникационной, социальной) [4] . Кроме данных факторов, существенное влияние оказывает наличие межрегиональных и международных связей региона, места региона в государстве. Наличие таких связей расширяет возможности доступа на новые рынки, как продукции, так и ресурсов. В условиях растущей глобализации мировой экономики и специализации региональных экономик, такие связи играют значительную роль в расширенном воспроизводстве региона. Исходя из этого, ресурсосбережение должно быть направлено на повышение качества региона, то есть в восстановление природно-ресурсного потенциала, создания соответствующих условий для обеспечения эффективной хозяйственной деятельности, развитие региональной инфраструктуры.

Таким образом, в региональном аспекте ресурсосбережения имеет двойственное влияние. С одной стороны оно должно влиять на уровне субъектов хозяйствования, а с другой создавать региональные условия устойчивого роста экономики, а также повышение качества региона как соответствующего ресурса. Реализация ресурсосбережения осуществляется через проведение регионом соответствующей социально-экономической политики. Исходя из вышеприведенного, политика ресурсосбережения должна формироваться на базе механизма регионального развития. При формировании такого механизма, должен соблюдаться комплексный подход, предусматривающий учет совокупности условий и факторов социальноэкономического потенциала территории, достижения целей развития территории, согласование целей в отраслевом и территориальном аспектах. Система целей, заложенная в данный механизм должна учитывать интересы всего региона и обеспечивать рациональное использование его потенциала.

В наиболее общем виде главная цель региональной политики - изменение пропорций и тенденций, сложившихся в распределении социально-экономической деятельности, благосостояния и ресурсов, то есть сведение к минимуму неравенств, существующих между регионами. Важные значение приобретают присущие каждому региону конкурентные преимущества, обеспечивающие приоритет его развития в современных условиях конкуренции [5]. Одна из задач органов управления региона заключается в целенаправленной деятельности по выявлению, формированию и эффективному использованию конкурентных преимуществ. Первое направление поиска конкурентных преимуществ связано с резервами роста конкурентоспособности субъектов хозяйствования, расположенных на

53

территории региона, а также производимых ими товаров и услуг. Второе направление связано с резервами роста конкурентоспособности непосредственно региона как субъекта.

Решение поставленных задач возможно только через активизацию инновационной деятельности субъектов хозяйствования. Причем влияние инновационной деятельности на ресурсосбережение может быть как причиной, так и следствием. Инновационная деятельность является источником создания и внедрения ресурсосберегающих форм и методов хозяйствования, видов техники и технологии ориентированной на повышение отдачи ресурсов или использование альтернативных ресурсов. Реализация инноваций в результате мотивов субъектов хозяйствования (с целью завоевания рынков, увеличения прибыли и т.п.) позитивно отображается на экономическом развитии в целом. В тоже время реализация социально-экономической политики региона осуществляется через поддержку или непосредственную реализацию инвестиционных проектов и программ, то есть создание стимулов для активизации инновационной деятельности. Следовательно, политика региона обязательно должна иметь две категории инструментов экономического регулирования и развития:

1) непосредственная поддержка инновационной деятельности с использованием финансово-экономических, технико-технологических и организационно-правовых рычагов;

2) создание таких экономических условий, способствующих задействованию рыночных рычагов активизации инновационной деятельности, с целью повышения мотивации субъектов хозяйствования.

Инновационное развитие Украины и ее регионов сегодня достаточно низкое. Хотя на технологические инновации в 2010 г. и было потрачено 8,0 млрд. грн. (на приобретение машин, оборудования и программного обеспечения - 5051,7 млн. грн., на приобретение внутренних научно-исследовательских разработок - 818,5 млн. грн., внешних - 177,9 млн. грн., приобретение других внешних знаний - 141,6 млн. грн., в целом на обучение и подготовку персонала для создания и внедрения инноваций - 1855,7 млн. грн.) [6], этого не достаточно для обеспечения конкурентоспособного экономического развития. Количество предприятий, внедряющих инновации, составляет 12-14% , что меньше в 3-4 раза, чем в развитых странах, а наукоёмкость промышленного производства находится на уровне 0,3 %.

В обосновании «Стратегии инновационного развития Украины на 2010-2020 годы» указано, что главная системная проблема заключается в том, что структурно отсталая технологически низко-укладная отечественная экономика, полученная в наследство от СССР, а также система предпринимательства, сложившаяся под влиянием навязанных Украина извне неолиберальных реформ, остаются крайне неприемлемыми с современными достижениями науки и технологических инноваций [7] . Одним из ключевых вызовов в данной стратегии является безальтернативность устойчивого экономического развития для каждой страны и наращивания в мире темпов технологического прогресса, переход национальных экономик на высокие технологические уклады, что опять же актуализирует проблемы ресурсного обеспечения инновационного развития.

Именно инновационное развитие и активизация инновационной деятельности позволят обеспечить планомерное и устойчивое экономическое развитие в долгосрочной перспективе, причем будут достигнуты цели эффективного использования и воспроизводства ресурсного потенциала, что создаст необходимое условие перехода экономик стран постсоветского пространства на более высокий технологический уклад, а также эффективно конкурировать в мировой экономике.

Литература:

1. Гаврилишин Б. До ефективних суспільств: Дороговкази в майбутнє: доп. Римському Клубові / Б. Гаврилишин; упоряд. В. Рубцов. - Вид. 3-тє, допов. - К.: Унів. вид-во «Пульсари», 2009. - 248 с.

2. Енергоефективність в Україні: сучасний стан і перспективи. Звіт у рамках проекту «Покращення політики енергозбереження в Україні». - Київ: УЦЕПА, 2005. - 35 с.

3. Регіональна політика: методологія, методи, практика / НАН України, Інститут регіональних досліджень; Відповід. ред. М. Долішній. - Львів, 2001. - 368 с.

4. Варналій З. Регіони України: проблеми та пріоритети соціально-економічного розвитку: Монографія / За ред. З.С. Варналія -К.: Знання України, 2005. - 498 с.

5. Жаліло Я. Конкурентоспроможність економіки України в умовах глобалізації: Монографія / За ред. Я.А.Жаліла. - К.: НІСД, 2005. - 388 с.

6. Наукова та інноваційна діяльність в Україні. Статистичний збірник / Державна служба статистики в Україні. Відп. за вип. І.В.

Калачова - К.: ДП «Інформаційно-видавничий центр Держстату України», 2011. - 282 с.

7. Стратегія інноваційного розвитку України на 2010-2020 роки в умовах глобалізаційних викликів / Авт.-упоряд.: Г. О. Анд-рощук, І. Б. Жиляєв, Б. Г. Чижевський, М. М . Шевченко. - К.: Парламентське вид-во, 2009. - 632 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.