ESPON has developed, in strong cooperation with EIB and EUROSTAT, an innovative and user-friendly tool for a first benchmarking of European cities [7]. It aims at giving a first indication on suitable locations for urban investment, based on various themes like demography, economy, quality of life or investment climate.
Some experts argue that territorial benchmarking is a new management technology and its methodology hasn’t been developed properly yet. But the majority of specialists in regional development is confident that the success of European and American practice in territorial benchmarking exercises will force a lot of countries around the world to use this relatively new management tool.
References
1. Top 10 Management Tolls // Official website of the international consultancy firm “BAIN&Co” - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bain.com/management_tools/BainTopTenTools/default.asp.
2. Searls B., Mann R., Hogler K. Benchmarking 2030: future of benchmarking // Global Benchmarking Network. Germany, 2013. - P. 70.
3. US Navy Best Manufacturing Practices Center of Excellence. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bmpcoe.org.
4. Harmes-Liedtke U. Benchmarking Territorial Competitiveness // Mesopartner working paper. Buenos Aires, 2007. - P. 33.
5. Huggins R., Izushi H., Prokop D., Thompson P. The Global competitiveness of regions. New York, 2014. - P. 260.
6. Huggins R., Izushi H., Thompson P. Regional Competitiveness: Theories and Methodologies for Empirical Analysis // The Business and Economics Research Journal. - 2013. - № 6.2. - P. 155-172.
7. Official website of the “ESPON” program in Europe. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://espon.geodan.nl/citybench3/index.html.
Гончарова И.А.
Соискатель, Воронежский государственный университет инженерных технологий ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ КАК БАЗОВЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация
В статье рассмотрены основные определения, которые способствовали появления термина «инновационное развитие предприятия». Определен основной критерий, характеризующий инновационную деятельность предприятия.
Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, инновационная активность.
Goncharova 1 A.
Applicant,Voronezh state University of engineering technologies INNOVATIVE ACTIVITY AS A BASIC FACTOR OF DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY OF THE
ENTERPRIS
Abstract
In the article the basic definitions, which contributed to the appearance of the term "innovative development of the enterprise". Defined the main criteria that characterize the innovative activity of the enterprise.
Keywords: innovation, innovative development, innovative activity
В развитии любой системы свойственно возникновение противоречий, разрешение которых вызывает изменение её состояния, характера, качественных и количественных параметров. Количественное и качественное преобладание противоположности задаёт направление движения (функционирования) и развития системы: это преобладание вначале бывает скрытым, потенциальным, затем — актуальным. Изменяется степень интенсивности, остроты и зрелости противоречия как такового, степень его близости к моменту разрешения.
В современном экономическом мире все чаще используется термин «инновационное развитие» предприятия. Прибавляя к уже классическому понятию «развитие» инновационную часть, следует выяснить долю влияния на данную характеристику современного промышленного предприятия [1].
Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства, труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методы планирования, приемы анализа и т. п. Инновация — введённый в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях.
Инновационная деятельность осуществляется в системе научно-исследовательских, проектно-конструкторских, научнопроизводственных организаций либо соответствующих подразделениях производственных объектов. Профиль инновационной деятельности обусловливает особенности их материально-технической базы и кадрового обеспечения и находится в прямой зависимости от того, какой этап инновационного цикла эта деятельность охватывает. Поэтому в понятие эффективной инновационной деятельности следует включить совокупность материально-вещественных, организационно-экономических условий, кадровую и информационную составляющие, а также процессы непроизводственного характера, сопровождающие научно- техническое развитие и экономический рост предприятия [3].
Инструментальная основа активности предприятия состоит из соответствующих инструментов ее оценки, анализа, расчета, прогнозирования. В основе данных инструментов, безусловно, лежат знания человека. К ним можно отнести: методы, механизмы, системы, устройства методика и многое другое. Все внутренние образующие активности - ее мотивационная, целевая, инструментальная основы - представляют собой более или менее связное целое. В сочетании с внешними проявлениями активности и ответными воздействиями среды они образуют систему.
Основываясь на различных подходах к определению активности применительно к деятельности хозяйствующих субъектов, можно выделить следующие характеристики активности предприятия это:
- экономическая деятельность, заключающаяся в организации и развитии производства или оказании услуг, необходимое условие успешной предпринимательской деятельности;
- весь спектр усилий, направленных на продвижение фирмы на рынках продукции, труда, капитала, в более узком смысле - как текущая производственная и коммерческая деятельность предприятия ;
- совокупность действий, способствующих экономическому росту производственно-сбытовой системы на основе согласованного развития её составляющих в гармонии с внешней средой [2].
Одной из главных характеристик инновационной деятельности предприятии является инновационная активность. Основными особенностями инновационной активности заключаются в следующем:
1) инновационная активность - самостоятельная категория, значение которой состоит в том, что с её помощью оценивается характер инновационной деятельности;
2) инновационная активность - целенаправленная поддержка высокой восприимчивости персонала предприятия к нововведениям посредством целенаправленных структур и методов управления;
17
3) инновационная активность предприятия характеризует степень участия предприятий в осуществлении инновационной деятельности в целом или отдельных ее видов в течение определенного периода (в зависимости от периодичности статистического наблюдения - одного года либо трех-пяти лет);
4) инновационная активность представляется как деятельность, направленная на решение творческих нестереотипных задач, доведенное до степени коммерциализации;
5) инновационная активность это комплексная характеристика инновационной деятельности фирмы, включающая степень интенсивности осуществляемых действий и их своевременность, способность мобилизовать потенциал необходимого количества и качества.
Таким образом, при анализе инновационного состяония предприятия, с целью разработки стратегии развития, следует уделять особое внимание инновационной аткивности.
Литература
1. Саликов, Ю. А. Системно-функциональные факторы развития современного менеджмента и его инструментария [Текст] : монография /
Ю. А. Саликов . - Воронеж : Научная книга, 2008. - 324 с.
2. Ковалев, В. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст] : учебник / В. В. Ковалев, О. Н. Волкова. - М. : Проспект, 2009.- 424 с.
3. Моисеева, Н. А. Маркетинговая активность [Текст] / Н. А. Моисеева,
М. М. Конышева // Маркетинг. - 2010. - № 6. - С. 26-29.
References
1 Salikov, Y. A. Systemic-functional factors in the development of modem management and its instruments [Text] : monograph / Y. A. Salikov . - Voronezh : Scientific book, 2008. - 324 S.
2. Kovalev, V. C. Analysis of economic activity of the enterprise [Text] : textbook / V.V. Kovalev, O. N. Volkova. - M. : Prospect, 2009.- 424 S.
3. Moiseeva, N. A. Marketing activity [Text] / N. A. Moiseyeva, M. M. Konysheva // Marketing. - 2010. No. 6. - S. 26-29
Дербина Е.С.
Аспирант, Орловский филиал РАНХиГС
ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ: РЕЗУЛЬТАТЫ И
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
Аннотация
В настоящее время в экономике ряда развитых и развивающихся стран широкое распространение принимает новая особая форма взаимодействия государства и частного бизнеса - государственно-частное партнерство. Государственно-частное партнерство представляет собой организационное и институциональное объединение государства и частного бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов в масштабе всей страны или отдельных территорий. Значительные изменения происходят в формах и методах управления производственной и социальной инфраструктуры, по традиции находящиеся в государственной собственности: коммунальные и энергетические сети, морские и речные порты, аэропорта; здравоохранение, образование, правоохранительная и военная области.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, Россия, проблемы, результаты.
Derbina E.C.
Graduate, Orel branch of Ranepa
THE PRACTICE OF IMPLEMENTATION OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN RUSSIA: RESULTS AND
PROBLEMS OF DEVELOPMENT
Abstract
Currently, the economy of a number of developed and developing countries widespread adopts a new special form of interaction between government and private business - public-private partnership. Public-private partnership represents the organizational and institutional consolidation of the state and the private sector for the implementation of socially important projects in the country as a whole or of individual territories. Significant changes occur in the forms and methods of management of industrial and social infrastructure, traditionally owned by: municipal and energy network, sea and river ports, airports, health, education, law enforcement and military field.
Keywords: public-private partnership, Russia, problems, results.
Эти изменения характеризуют ослабление непосредственного влияния государства в экономике и параллельное усиление ее государственного регулирования в различных формах. Причиной такого поведения является недовольство государства работой публичных служб по обеспечению и обслуживанию общества. Вытекающее из этого следствие представляет собой партнерство государства и частного сектора.
Проанализировав различные варианты взаимодействия бизнеса и власти в мировом масштабе, рассмотрим развитие и успехи взаимоотношений государственного и частного секторов в России.
В жизни российской экономики сама возможность партнерских отношений между государством и бизнесом до начала текущего столетия казалась маловероятной. В советское время государство, при руководящей роли партии, исполняло роль строгого, но рачительного опекуна, заботящегося об ускорении роста, перестройки экономики и т.п., с развитием же либеральных реформ наметилась противоположная тенденция - освобождение экономики от прямого государственного вмешательства, доминировавшего в экономической стратегии, из-за слабости механизмов экономического регулирования в условиях спада во второй половине 90-х годов. Вследствие этого взаимовыгодное партнерство между государством и бизнесом было признано необходимым элементом государственной политики только в начале 2000-х гг., когда в экономической жизни страны стал насущным переход от экономики, основанной на эксплуатации сырьевых отраслей, к экономике знаний и развитию высоких технологий. В результате первостепенное значение приобрели вопросы, касающиеся четкого законодательного сопровождения развитию партнерства и определения самого понятия государственно-частного партнерства. Вопросы приобрели особую остроту при появлении признаков мирового финансового кризиса.
В России законодательное определение государственно-частного партнерства появилось в 2005 году в разделах Гражданского кодекса, определяющих типы собственности, а также в положениях Конституции Российской Федерации о признании и защите форм собственности. Основные нормативные акты, принятые в 2005 году: 1)федеральные законы «О концессионных соглашениях», "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". Согласно закону особой экономической зоной считается часть территории РФ, на которой действует особый режим предпринимательской деятельности: налоговый, таможенный, визовый и лицензионный. Далее закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (доля госзаказа для малого бизнеса 10-20%). Следует отметить, что частично проработан механизм взаимодействия между тройкой хозяйствующих субъектов — государством, бизнес - структурами и некоммерческими организациями — в недавно принятом Законе "Об автономных учреждениях". В нем, в частности, предусмотрено создание института наблюдательных советов, в которые входят представители исполнительных органов власти, бизнеса, некоммерческих организаций, а также независимые эксперты и ученые; 2)федеральные законы «О Банке развития», «О морских портах в РФ», «Об
18