негосударственные
пенсии -
бюджетникам
инновации в управлении региональной программой негосударственного пенсионного обеспечения
работников бюджетной сферы
_Аннотация
В статье предлагаются подходы к управлению региональной программой негосударственного пенсионного обеспечения. Предложена модель софинансирования дополнительной пенсии, повышающая эффективность частно-государственного партнерства в социальной сфере.
Ключевые слова: инновации, региональная экономика, рынок коллективных инвестиций, пенсионный фонд, негосударственное пенсионное обеспечение, бюджетные учреждения, социальная сфера
Бахарева О.В.
канд. экон. наук, негосударственный пенсионный фонд «Волга-Капитал», г. Казань OBakhareva@ Volga-Capital.ru
зг:
российа
Новым подходом в управлении и финансировании программ негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) стали инициативы регионов и муниципальных образований Российской Федерации по реализации программ негосударственного пенсионного обеспечения, финансируемых за счет региональных бюджетных средств, что отвечает задачам повышения социальной поддержки пенсионеров-бюджетников, в том числе заслуженных работников отраслей в регионе.
В восьми регионах и шести городах страны приняты и действуют комплексные и целевые программы негосударственного пенсионного обеспечения, ориентированные на отдельные отрасли. В семи субъектах федерации разрабатываются, либо приняты к рассмотрению комплексные программы (см. табл. 1 на с. 17).
Таблица 1 _
Сведения по реализации программ негосударственного _
пенсионного обеспечения работников бюджетной сферы _
в отдельных регионах России _
РЕГИОНЫ КАТЕГОРИИ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ -1
Комплексные региональные системы - осуществляют НПО работников всех или основных _
отраслей бюджетной сферы региона РФ за счет средств областных и муниципальных бюджетов —
Ленинградская область Работники государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты населе-
ния, культуры, искусства, учреждения сферы молодежной
политики
Ханты-Мансийский АО Работники бюджетной сферы, лица, имеющие награды и за-
слуги, госслужащие и иные граждане
Целевые региональные системы - осуществляют НПО работников отдельных отраслей бюджетной сферы субъекта федерации за счет средств областных и муниципальных бюджетов —
Республика Саха (Якутия) Сельские жители (в том числе учителя, библиотекари, иные бюджетники)
Свердловская область Врачи, учителя, работники социальной сферы -1
Бурятия Врачи, учителя, работники социальной сферы
Комплексные муниципальные системы - осуществляют НПО работников всех или основных отраслей бюджетной сферы муниципального образования за счет муниципальных бюджетов —
г. Лесной Свердловской области Работники учреждений бюджетной сферы города —
40% подразделений бюджетной сферы города участвуют в -1
г. Череповец программе (комитет социальной защиты, организации здравоохранения, образования, культуры и спорта, городская администрация) —
Целевые муниципальные системы - осуществляют НПО работников отдельных отраслей бюджетной сферы муниципального образования за счет муниципальных бюджетов —
г. Тольятти Работники муниципальных учреждений социальной сферы г. Тольятти —
Муниципальные служащие организаций: —
г. Нижний Новгород - детских дошкольных учреждений; - библиотек; —
- младший медицинский персонал лечебных учреждений; -1
- учреждений физкультуры и спорта —1
г. Томск Работники бюджетных учреждений социальной сферы
г. Магнитогорск Работники муниципальных учреждений
г. Красноярск Социальная сфера
г. Норильск Работники бюджетных учреждений социальной сферы -1
ые п
в восьми регионах
_и шести городах
_России приняты
_и действуют
комплексные
и целевые программы негосударственного пенсионного
Пенсионное обеспечение в Татарстане
В 2003 году в Татарстане была принята программа негосударственного пенсионного обеспечения работников бюджетной сферы пяти отраслей региона [2]. Реализация программы позволяет повысить уровень жизни и социальной защиты работников бюджетной сферы республики при выходе на пенсию.
Кабинетом министров Татарстана утверждено Положение о негосударственном пенсионном обеспечении работников республиканских министерств: здравоохранения, образования и науки, культуры, по делам молодежи и спорту, труда, занятости и социальной защиты (далее - Положение). В Положении отражены условия приобретения права на дополнительную пенсию, порядок ее назначения, размер и продолжительность выплат государственных пенсий [3]:
- негосударственные пенсии назначаются работ-икам организаций бюджетной сферы Татарстана, оторым назначена трудовая пенсия по старости
или по инвалидности до 1 января 2012 г.;
- условиями назначения пенсии являются расторжение трудового договора, стаж работы в бюджетной организации для женщин - не менее 20 лет, для мужчин - не менее 25 лет;
- назначенные пенсии выплачиваются в течение 10 лет;
- проводится ежегодная индексация пенсий.
В настоящее время по действующей программе НПО за счет регионального бюджета выплачиваются негосударственные пенсии бывшим работникам бюджетной сферы Татарстана.
Пенсионное софинансирование
Рост доходов российского бюджета и интерес к участию в региональных пенсионных программах способствовали созданию и реализации с 2008 года госпрограммы софинансирования пенсионных накоплений граждан за счет федерального бюджета и средств Фонда национального благосостояния [1].
Механизм осуществления господдержки создания пенсионных накоплений россиян имеет важное
отличие от большинства республиканских пенсионных программ. Основой формирования пенсии является личное участие россиянина, внесение на свой пенсионный счет в Пенсионном фонде РФ от 2 до 12 тыс. руб. в год.
По условиям государственной программы софинан-сирования в течение 10 лет с момента первого взноса Российская Федерация по итогам каждого календарного года вносит равный взнос на пенсионный счет участника программы.
Таблица 2 _
Модель расчета пенсии при участии в программе государственного _ софинансирования пенсии (взнос - 4 тыс. руб. в год) _
ВЗНОСЫ (руб.)
Гражданин (вносит в конце года) 4 000 в год -1
Государство (вносит в мае следующего года) 4 000 в год -1
В течение 10 лет
Доходность в период накопления 10% годовых —
Пенсионная сумма по истечении 10 лет 123 724 —
Затем начинаются пенсионные выплаты (мужчина 60 лет)
Выплаты ежемесячные пожизненные, в конце месяца
Доходность в период выплат 10% годовых -1
Размер выплат 1 582 —1
Таблица 3
Модель расчета пенсии при участии в программе государственного софинансирования пенсии (взнос - 12 тыс. руб. в год)
ВЗНОСЫ (руб.)
Гражданин (вносит в конце года) Государство (вносит в мае следующего года) 12 000 в год 12 000 в год
В течение 10 лет -
Доходность в период накопления 10% годовых
Пенсионная сумма по истечении 10 лет 371 173
Затем начинаются пенсионные выплаты (мужчина 60 лет) —
Выплаты ежемесячные пожизненные, в конце месяца —
Доходность в период выплат 10% годовых
Размер выплат 4 746 —
_основой Максимальный размер господдержки увеличения
формирования пенсии пенсионного капитала может составить при взно-
_является личное се россиянина 12 тыс. руб. в год и равном взносе из
_участие россиянина, российского бюджета 12 тыс. в год. За 10 лет размер
_внесение на свой пенсионного капитала участника программы увели_пенсионный счет чится на 240 тыс. руб. (без учета инвестиционного
_в Пенсионном дохода).
_фонде РФ Прогнозные модели расчета пенсии при участии в
_от 2 до 12 тыс. руб. программе софинансирования, исходя из 10 пров год центной годовой доходности, приведены в табли-__цах 2,3 (см. с. 19).
ые п П
Региональная пенсионная программа
Прогнозные расчеты увеличения пенсий за счет участия государства показывают возможность значительного увеличения пенсионных выплат для россиян. Так, на примере Республики Татарстан - до текущего среднего размера трудовых пенсий. о данным Пенсионного фонда РФ, из 70 млн рабо-ющих в России граждан в программе приняло Ьучастие 2,1 млн человек (около 3% занятых граждан, или 1,5% граждан, проживающих в стране). За I квартал 2010 года личные взносы граждан по Программе государственного софинансирования пенсий составили 500 млн руб., что в два раза превышает сумму взносов I квартала 2009 года (244,3 млн рублей). За первый год действия программы и I квартала 2010 года общая сумма взносов составила 3,02 млрд руб. [4].
По нашему мнению, для региональных (муниципальных) администраций представляется важным использовать возможности предложенной государственной программы как источника дополнительного финансирования пенсионного капитала жителей региона.
В управлении региональной программой негосударственного пенсионного обеспечения предлагается введение двухуровневой пенсии для работников бюджетной сферы.
Для этого необходимо осуществление перехода от действующей пенсионной программы с участием только работодателя (республиканского или муниципального бюджета) к пенсионной программе с личным участием работника в рамках государственной программы.
Механизм развития программы
Механизм развития региональной программы может быть следующим. Расширяется круг участников программы НПО за счет участников программы софинансирования. Водится дополнительное условие назначения негосударственной пенсии - ежегодный взнос участника программы софинансирования от 2 тыс. руб. В результате расширения параметров региональной программы НПО возможно решение ряда задач, к которым относятся:
- повышение уровня материального обеспечения наименее социально защищенного слоя населения: пенсионеров - бывших работников организаций бюджетной сферы;
- увеличение численности участников программы негосударственного пенсионного обеспечения;
- привлечение работников бюджетной сферы к участию в формировании пенсионных накоплений личными средствами. Базовая часть негосударственной пенсии будет назначаться независимо от участия граждан личными добровольными взносами.
Предлагаемая модель софинансирования дополнительной пенсии актуальна, соответствует основным принципам российской политики формирования пенсионных накоплений. Она может быть рекомендована руководителям регионов для решения социально значимой задачи повышения благополучия работников бюджетной сферы.
Литература
1. Федеральный закон Российской Федерации от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
2. Указ Президента Республики Татарстан от 01.04.2003 № УП-234 «О развитии негосударственного пенсионного обеспечения в Республике Татарстан».
3. Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 30.12.2004 № 584. «О негосударственном пенсионном обеспечении отдельных работников бюджетной сферы Республики Татарстан».
в управлении
региональной
программой
негосударственного
пенсионного
обеспечения
предлагается
введение
двухуровневой пенсии для работников бюджетной сферы
4. C начала 2010 года платежи россиян в рамках Программы госсофинансирования пенсии превысили 500 миллионов рублей // Пенсионный фонд Российской Федерации. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://pfrf.ru/press_center/14676. html.
5. Четыркин Е.М. Актуарные расчеты в негосударственном медицинском страховании. - М.: Дело, 2000 - 120 с.
6. Харченко О.В. Методы оценки и алгоритмы расчета корпоративных пенсионных программ: Дисс. ... канд. экон. наук. - М., 2005.
Bakhareva O.V.
Cand. of Econ. Sciences, Volga-Capital Private Pension Fund, Kazan
Innovations in Management of the Regional Program of Private Pension Schemes for the Public Sector Employees
Abstract
The article presents approaches to management of the regional program of private pension providing. The author suggests a model for co-financing of additional pension which increases the effectiveness of public and private partnership in the social sphere.
Keywords: innovations, regional economy, market of collective investments, pension fund, private pension provision, budget institutions, social sphere
■V-
^росси