Научная статья на тему 'Состояние и перспективы реформирования пенсионной системы РФ'

Состояние и перспективы реформирования пенсионной системы РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economics
Область наук
Ключевые слова
ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / PENSION SYSTEM / НПФ / РЕФОРМИРОВАНИЕ / REFORMS / НЕРАВЕНСТВО / INEQUALITY / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ECONOMIC DEVELOPMENT / КРИЗИС / CRISIS / PRIVATE PENSION FUNDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Танаева Дарья Сергеевна

В работе исследована аргументация различных авторов по вопросу целесообразности, эффективности и перспектив реформирования российской пенсионной системы. Показана целесообразность повышения роли негосударственных пенсионных фондов и описаны способы решения наиболее актуальных проблем в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы реформирования пенсионной системы РФ»

Литература

1. Белов А. М. Оценка необходимости и целесообразности инвестирования развития производства. М.: Юрайт, 2011. 365 с.

2. Бланк И. А. Основы инвестиционного менеджмента. М.: Юрайт, 2013. 480 с.

3. Валинурова Л. С., Казакова О. Б. Управление инвестиционной деятельностью: учебник. М.: КНОРУС, 2010. 384 с.

4. Гиляровская Л. Т. Экономический анализ: учебник для вузов. 2-е изд., доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 423 с.

5. Москвин В. А. Управление рисками при реализации инвестиционных проектов. М.: Финансы и статистика, 2009. 206 с.

The state and prospects of reforming the pension system of the Russian Federation Tanaeva D. (Russian Federation) Состояние и перспективы реформирования пенсионной системы РФ Танаева Д. С. (Российская Федерация)

Танаева Дарья Сергеевна / Tanaeva Daria - студент,

кафедра экономики и организации производства, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень

Аннотация: в работе исследована аргументация различных авторов по вопросу целесообразности, эффективности и перспектив реформирования российской пенсионной системы. Показана целесообразность повышения роли негосударственных пенсионных фондов и описаны способы решения наиболее актуальных проблем в этой сфере.

Abstract: the paper provides a survey of different authors ' argumentation concerning the necessity, efficiency and the prospects of the Russian pension system reforms. It shows the need to increase the role of private pension funds and describes the ways of resolving the most actual problems in the industry.

Ключевые слова: пенсионная система, НПФ, реформирование, неравенство, экономическое развитие, кризис.

Keywords: pension system, private pension funds, reforms, inequality, economic development, crisis.

По справедливому замечанию М. П. Логинова, «учитывая целостность общества как системы, преимущественное развитие только одних из ее элементов будет сдерживаться отставанием или торможением других элементов из-за объективной ограниченности ресурсов. Поэтому проводимые государством реформы по развитию приоритетных сфер общественной жизни часто не дают ожидаемого результата» [5, с. 44]. Одним из таких приоритетов является пенсионная система, процесс реформирования которой известен в нашей стране своей длительностью и отсутствием наблюдаемых результатов.

В 1990 году был создан Пенсионный фонд РФ, что стало первым этапом формирования современной системы пенсионного обеспечения РФ. До 2002 года пенсионная система России носила распределительный характер, когда пенсии выплачивались исключительно из страховых взносов, которые делало работающее население, а все собираемые средства шли на текущие выплаты. С 2002 года

48

действовала распределительно-накопительная система, ориентированная на разделение трудовой пенсии на накопительную, страховую и базовую части, а с 2010 года только на две части - страховую и накопительную.

Сегодня государственный пенсионный фонд выполняет ряд функций, а именно -осуществляет учет всех страховых взносов, поступающих в рамках обязательного пенсионного страхования, назначает размер пенсии гражданам, а также социальные выплаты, взаимодействует с работодателями РФ, выдает сертификаты для получения материнского капитала, занимается программой государственного софинансирования и пр. При этом социальная сфера достаточно высоко чувствительна к изменениям. Вызывает согласие точка зрения А. Г. Поляковой и И. С. Симаровой, которые отмечают, что на стыке интересов различных социальных групп могут возникать диаметрально противоположные импульсы развития и «совпадающие интересы различных групп общества или представителей различных элит могут выступать источником синергетического эффекта, тогда как любые противоречия замедляют общественный и экономический прогресс в пространственном развитии» [10, с. 53].

Пенсионная система, будучи элементом системы социального обеспечения, находится в стадии продолжающегося реформирования, однако, как пишет Т. М. Малева, «институты, которые позволяли бы среднему классу в среднем возрасте справиться с такими серьезными нагрузками, как поддержка детей и пожилых, сегодня не созданы» [7, с. 97]. Кроме того, в свете разворачивающихся трендов модернизации существенная часть перспективных образов, призванная отражать состояние системы в долгосрочном периоде, становится неактуальной [9, с. 19]. Так, с февраля 2016 года страховые пенсии неработающих пенсионеров были проиндексированы на 4 процента, и после этого средний размер страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты составил 13,2 тыс. руб. По состоянию на апрель 2016 года средний размер социальной пенсии составил 8,6 тыс. руб., средний размер социальной пенсии детям-инвалидам - 12,9 тыс. руб. Средние размеры пенсий граждан из числа инвалидов вследствие военной травмы и участников Великой Отечественной войны, получающих две пенсии, равнялись 30,0 тыс. руб. и 32,9 тыс. руб.

Для оптимального функционирования ПФР было принято решение об учреждении негосударственных пенсионных фондов (НПФ), что позволило распределять средства в управляющие компании. Собственно решение было продиктовано как необходимостью либерализации рынка пенсионных накоплений, так и доводами о том, что государство является менее эффективным собственником, характерными для «традиционного экономического мышления, где собственность является одним из конституирующих элементов экономической системы, определяющим механизм её функционирования» [8, с. 78].

Сегодня вопросы, связанные с накопительной частью, носят чрезвычайно острый характер. Правительство, сокращая расходы на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда, в течение трех лет замораживает перевод накопительной части негосударственным пенсионным фондам и управляющим компаниям. В 2016 году было заморожено 342 млрд. руб.

В России, как и во всем мире, все чаще выводятся на первый план вопросы реформирования пенсионной системы. Например, Т. М. Малева и О. В. Синявская пишут о необходимости повышения фактического пенсионного возраста, не связывая этот вопрос с текущей экономической ситуацией и рассматривая его в контексте общемировых трендов [8, с. 117], которые, по свидетельству М. С. Санталовой, проявляются и в регионах России, где сокращение численности населения, занятого в экономике, сопровождается увеличением доли работающих старших возрастов [11, с. 105].

Значимым элементом действующей пенсионной системы является сегмент НПФ, которым переданы в управление пенсионные резервы тех граждан, которые изъявили такое желание. Резервы НПФ на конец первого квартала 2016 года на 10 %

49

превышали объемы средств, находящихся в управлении Внешэкономбанка -уполномоченного оператора средств Пенсионного Фонда России: объемы средств составили 2 трлн. рублей и 1,8 трлн. рублей соответственно. Такое опережение сложилось в результате передачи 260 млрд. руб. активов из ВЭБ в НПФ. Эти активы представлены накоплениями тех граждан, которые в 2015 году приняли решение перевести свои пенсионные резервы в НПФ.

Дальнейшее наращивание активов НПФ и ВЭБ будет не столь резким, поскольку основными источниками пополнения будут доходность от инвестирования и текущие пенсионные отчисления. При этом инвестиционные портфели НПФ по своей фундаментальной структуре проигрывают ВЭБу, поскольку из-за имеющегося риска оттока клиентской базы НПФ вынуждены держать значительную часть резервов в наиболее ликвидных инструментах, отличающихся сравнительно меньшей доходностью. В этом смысле требования мегарегулятора, как отмечает Т. Г. Шелкунова, являются вполне оправданными с точки зрения поддержания ликвидности портфеля активов на должном уровне в долгосрочной перспективе [12, с. 191]. Кроме того, инвестиционная политика НПФ находится в значительной зависимости от целей и интересов акционеров соответствующих фондов, что иногда идет вразрез с требованиями ликвидности, обеспеченности и доходности.

С точи зрения участников рынка капитала, желающих привлекать инвестиции в крупных объемах, негосударственные пенсионные фонды становятся все более востребованы, в связи с чем профессиональные участники рынка постепенно подстраивают свои инвестиционные продукты под интересы, требования и ограничения негосударственных пенсионных фондов. Аналогичный интерес проявляют и государственные компании, чьи облигации потенциально могут быть выкуплены за счет средств резервов, аккумулированных в НПФ. При этом есть основания поддержать А. И. Александрову, усматривающую значительный потенциал в использовании средств НПФ для целей финансирования национальной инновационной системы посредством их перераспределения через фонды венчурного капитала [1, с. 32].

В качестве итога необходимо отметить, что сложно не согласиться с Т. М. Малевой и О. В. Синявской в том, что, в зависимости от того, по какому «макроэкономическому сценарию пойдет дальнейшее развитие России, санация пенсионной сферы еще долго останется одной из самых актуальных социально-экономических проблем», и «рано или поздно вновь возникнет вопрос о существенной трансформации самих принципов, лежащих в основе пенсионной системы» [6, с. 14].

Литература

1. Александрова А. И. Проблемы развития венчурной индустрии как формы реализации инновационных проектов // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право, 2012. № 6. С. 31-35.

2. Кожевина О. В. Переходная экономика как фактор неравновесия социально -экономических систем // Известия Алтайского государственного университета, 2003. № 2. С. 7-10.

3. Кожевина О. В., Сиротенко М. В. Использование сбалансированной системы показателей для разработки программ развития муниципальных образований // Вестник Университета (Государственный университет управления), 2014. № 9. С. 46-51.

4. Колмаков В. В. Подходы к терминологической идентификации региональной собственности // Перспективы науки, 2010. № 9 (11). С. 78-80.

5. Логинов М. П. Коноидный подход к исследованию систем // Экономический анализ: теория и практика, 2011. № 14. С. 40-44.

50

6. Малева Т., Синявская О. Пенсионная реформа в России: о политической экономии популизма. // Отечественные записки, 2005. № 3. С. 14.

7. Малева Т. М. Российский средний класс: вчера, сегодня, завтра. // Уровень жизни населения регионов России, 2008. № 11-12. С. 94-98.

8. Малева Т. М., Синявская О. В. Повышение пенсионного возраста: pro et сойга // Журнал новой экономической ассоциации, 2010. № 8 (8). С. 117-137.

9. Полякова А. ^Vision-технология как инструмент перспективного развития региона // Экономический журнал, 2011. Т. 22. № 2. С. 12-20. С. 19.

10. Полякова А. Г., Симарова И. С. Региональное экономическое пространство и территориальное развитие: оценка действия сил связанности // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление, 2014. № 2. С. 48-60. С. 53.

11. Санталова М. С., Диденко С. С. Анализ социально-трудовой политики Воронежской области // Социально-экономические явления и процессы, 2013. № 11 (57). С. 105-109.

12. Шелкунова Т. Г., Гасиева Д. К. Мониторинг управления ликвидностью кредитных организаций в России // Актуальные вопросы экономических наук, 2014. № 38. С. 183-193.

Protecting documents with electronic digital signatures Cherkasov D.1, Ivanov V.2 (Russian Federation) Защита документов при помощи электронной цифровой подписи Черкасов Д. Ю.1, Иванов В. В.2 (Российская Федерация)

1Черкасов Денис Юрьевич / Cherkasov Denis - студент; 2Иванов Вадим Вадимович /Ivanov Vadim -студент, кафедра компьютерной и информационной безопасности, Институт кибернетики Московский институт радиотехники электроники и автоматики, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский технологический университет, г. Москва

Аннотация: статья посвящена анализу проблемы защиты документов при помощи электронной цифровой подписи. Рассматриваются виды и алгоритмы ЭЦП, а также её функции и области применения.

Abstract: this article analyzes the problems of protection of the documents using digital signatures. We consider the types and algorithms of digital signature as well as its functions and application areas.

Ключевые слова: электронная цифровая подпись (ЭЦП), защита документа, криптография, закрытый ключ, открытый ключ, ключевая пара, сертификат открытого ключа.

Keywords: electronic digital signature (EDS), document protection, cryptography, private key, public key, key pair, a public key certificate.

Электронной подписью (ЭП), или электронной цифровой подписью (ЭЦП), называется реквизит электронного документа, представляющий собой программно-криптографическое (то есть зашифрованное определённым образом) средство - число, полученное в процессе изменения электронного документа как цифровой последовательности с помощью закрытого ключа автора. Такая цифровая обработка информации позволяет: а) зафиксировать отсутствие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.