Научная статья на тему 'Инновации в управлении развитием молодежного предпринимательства'

Инновации в управлении развитием молодежного предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
265
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОСТЬ / КРИТЕРИИ ИННОВАЦИОННОСТИ / РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Майоров Александр Сергеевич

В статье основное внимание уделено изучению развития малого бизнеса в молодежной среде в нынешних условиях, как инновационной социально-управленческой технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovations in management of development of youth business

In article the basic attention is given studying of development of small-scale business in the youth environment in present conditions, as innovative socially-administrative technology.

Текст научной работы на тему «Инновации в управлении развитием молодежного предпринимательства»

УДК 316.42 04.21.61

Инновации в управлении развитием молодежного предпринимательства

Майоров А.С.

Аспирант кафедры государственного,

муниципального управления и социологии

Казанского государственного технологического университета

В статье основное внимание уделено изучению развития малого бизнеса в молодежной среде в нынешних условиях, как инновационной социально-управленческой технологии.

Ключевые слова: инновации, инновационность, критерии инновационности, развитие молодежного предпринимательства, социальные технологии.

Ключевым фактором развития конкурентоспособности национальных экономик в настоящее время является развитие инновационной среды.

Инновация (англ. «Innovation») - это успешно реализованное новшество (внедренное). Инновация является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, изобретений и рационализации и характеризуется введением на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем [1, с. 68].

А.Р. Тузиковым выделяются следующие критерии инновационности: «уверенность в собственных возможностях (способностях) результативно участвовать в инновационном развитии; желание приложить свои силы в дело развития экономики знаний в нашей республике; в веру в конечный успех проектов инновационного развития» [2, с. 275].

Таким образом, инновационность, определяется, как способность превращать новые идеи в успешные предприятия, которые завершаются производством качественного нового высокотехнологичного продукта/услуги [3, с. 18].

Важным является рассмотрение инноваций (нововведений) как результата творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных форм для поддержки малого бизнеса.

Считаем что, инновационные технологии по поддержке малого бизнеса - это процедура, содержащая

описание организационных инноваций, направленных на решение указанной проблемы.

Необходимость активной государственной политики в области развития предпринимательства, подтверждается и мировым опытом. За рубежом в настоящее время реализуется множество программ поддержки малого и среднего предпринимательства [4]. Например, в Великобритании наряду со снижением ставки налога на доходы мелких фирм сокращен налог на инвестиции в новые сферы малого бизнеса, особенно связанные с высокой степенью риска. В Германии основателям новых малых фирм предоставляются кредиты на срок до 20 лет. Кроме этого из бюджета выделяются средства на создание новых мелких предприятий. Работа по субподряду позволяет малым фирмам получать доступ к технологическим «ноу-хау» больших корпораций. В Австрии снижаются государственные пошлины для индивидуальных изобретателей, предоставляется отсрочка уплаты пошлин или освобождение от них, если изобретение касается экономии энергии. Во Франции практикуется прямое финансирование (субсидии, займы), которые достигают 50 % расходов на создание новой продукции и технологий. Практически во всех западных странах предоставляются ссуды, дотации в том числе без выплаты процентов.

Показателен опыт Сингапура в этой сфере, здесь стоит отметить, что Сингапур занимает 5-е место по развитию малого предпринимательства [5]. Поддержкой малого предпринимательства в Сингапуре занимается специально созданное агентство «Spring»,

которое занимается разработкой и реализацией различных программ содействия малому предпринимательству. В Сингапуре предпринимателям предоставляется огромное количество программ льготного кредитования, страхования рисков, предоставления субсидий. Кроме того правительством финансируется обучение и повышение квалификации кадров, занятых в сфере малого и среднего бизнеса.

Анализ зарубежной практики государственной поддержки малого предпринимательства позволяет выделить общую черту - разнообразие способов и форм поддержки предпринимателей, а также активное взаимодействие государственных органов и общественных организаций.

Тенденции развития современного предпринимательства характеризуются активным включением молодежи. От наличия в обществе молодежного предпринимательского потенциала и уровня его использования непосредственно зависят темпы экономического роста, динамики и масштабов инвестиций, нововведений. Вместе с тем, значительно обострились проблемы, связанные с профессиональным самоопределением, трудоустройством и социальной защищенностью молодежи. Таким образом, государственная молодежная политика в области развития инновационной молодежной предпринимательской среды по нашему мнению должна представлять собой деятельность государства во взаимодействии с общественными институтами, направленную на создание правовых, экономических, социальных условий для развития инновационного потенциала молодежи.

Почти во всех субъектах Российской Федерации разрабатываются региональные программы поддержки малого предпринимательства. Так, например, в Республике Башкортостан разработана и реализуется система мер по поддержке и развитию молодежного предпринимательства: бизнес-инкубаторы, методическая и организационная помощь, конкурсы и гранты бизнес-проектам, школы молодежного предпринимательства. В целях поддержки предпринимательской инициативы молодых бизнесменов и студенческой молодежи проводятся конкурсы: Республиканский конкурс молодежных бизнес-проектов, Региональный этап международного конкурса «Студенты в свободном предпринимательстве», Региональный этап Всероссийского конкурса «Молодой директор года» [6, с. 24].

В Республике Мордовия сложилась единая и эффективная государственно-общественная молодёжная политика, гармонично соединяющая в себе государственную поддержку молодёжи и молодёжные инициативы.

В Республике Татарстан в целях развития предпринимательской инициативы молодежи, и активизации самостоятельной деятельности в сфере бизнеса молодых граждан разработаны программы

«Бизнес-школа» и «Бизнес-старт», занятия в которых проводятся с участием специалистов Агентства по развитию предпринимательства, инвестиционно-венчурного фонда Республики Татарстан, инновационно-производственного технопарка «Идея». В рамках программы «Дети Татарстана» совместно с общественной организацией «Достижения молодых» ежегодно проводится Республиканский конкурс по основам предпринимательской деятельности «Слет школьных бизнес-компаний». В целях стимулирования студенческой активности, развития интереса к научной и инновационной деятельности в Республике Татарстан были учреждены стипендии и премии: премии и гранты молодым учёным Республики Татарстан, специальная государственная стипендия РТ, именная стипендия руководителей муниципальных образований РТ, гранты конкурса Инвестиционно-венчурного фонда Республики Татарстан, Академии наук Республики Татарстан «50 лучших инновационных идей Республики Татарстан» и другие.

Все эти меры создают предпосылки для динамичного развития предпринимательства среди молодежи как будущего потенциала для устойчивого развития экономики.

В то же время стоит отметить, что все эти программы несколько разобщены, преодолеть эту проблему позволила бы разработка и принятие целевой программы поддержки малого предпринимательства среди молодежи на федеральном уровне.

По нашему мнению, в современных условиях молодежная среда является решающим фактором в обеспечении занятости населения, и как следствие, развития предпринимательства.

Мы считаем, что молодежь необходимо заинтересовать в получении знаний и желании заниматься предпринимательской деятельностью. К основным задачам содействия развитию предпринимательства в молодежной среде мы отнесем:

- создание условий для самозанятости молодежи;

- формирование и разработка правовых и нормативных документов;

- консультационное и методическое обеспечение деятельности молодежи;

- обучение молодых предпринимателей;

- содействие в получении кредитных ресурсов.

В свою очередь развитие молодежного предпринимательства будет способствовать решению следующих проблем:

- созданию новых рабочих мест, снижению уровня безработицы;

- производству новых продуктов и новых услуг, расширению ассортимента товаров, работ, услуг;

- обеспечению и поддержки среды, которая берет на себя расширенное воспроизводство знаний;

- росту налоговых поступлений;

- увеличению доходов молодежи, молодых семей и населения в целом;

- формированию и усилению конкурентных позиций;

- активизации научно-технического прогресса.

Вышесказанное позволяет нам рассматривать

молодежное предпринимательство как вид деятельности, на базе которого возникает и развивается особый социальный слой общества. По нашему мнению, молодое грамотное поколение может повлиять на формирование и повышение предпринимательской активности в обществе в целом.

Молодежное предпринимательство значимо для всех сфер жизнедеятельности общества. Молодые люди наиболее приспособлены к инновационной деятельности. В рамках молодежного бизнеса эффективно решаются многие социальные проблемы, прежде всего, проблема трудоустройства молодежи. И наконец, развитой бизнес, в который вовлечено большое количество молодежи, выступает важным фактором стабильности общества. Именно поэтому решению вопросов поддержки и созданию условий для развития предпринимательства среди молодежи, должно уделяться особое внимание.

Литература:

1. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. - М.: Экзамен, 2001. - 576 с.

2. Тузиков А.Р. Перспективы инновационного развития сквозь призму оценок населения (на примере Республики Татарстан) // Вестник КГТУ. 2010. - № 4. - С. 267-276.

3. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления: В.Н. Иванов, В.И. Патрушев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2007.

- 327 с.

4. Механизмы государственной поддержки инновационного предпринимательства: анализ международного опыта / Под. ред. О.П. Молчановой.

- М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. - 196 с.

5. Бизнес в Сингапуре: малый бизнес по-сингапурски. - URL: http://www.openbusiness.ru/html_euro/ singapur_open2.htm

6. Шабаров А.Б., Шевцов А.В. Стратегии, модели и механизмы инновационной сферы региона. - Тюмень: Изд-во «Вектор Бук», 2004. - 44 с.

Innovations in management of development of youth business

A. Majors

The Kazan State Technological University

In article the basic attention is given studying of development of small-scale business in the youth environment in present conditions, as innovative socially-administrative technology.

Key words: innovations, инноeационностb, criteria unnoea^onuocmu, development of youth business, social technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.