УДК 378.014+378.02 ББК Ч34(2)+Ч484(2)
ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Б.А. Куган
Институт развития образования и социальных технологий (г. Курган)
INNOVATIONS IN KURGAN REGION EDUCATIONAL SYSTEM
B. Kugan Institute of Education and Social Technologies Development (the town of Kurgan)
Показано, что в современных условиях для обеспечения развития системы образования значимой становится инновационная деятельность. Для координации, экспертизы и системного внедрения в практику современных технологий развивается инновационная инфраструктура.
Ключевые слова: инновационная инфраструктура, инновационная деятельность, сетевой проект, инновационная площадка.
It is shown that in modern conditions for providing educational system development innovation activity becomes significant. For coordination, examination, and system implementation into practice of modern technologies innovation infrastructure is developing.
Keywords: innovation infrastructure, innovation activity, net project, innovation
area.
В условиях модернизации современной системы образования возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает все более массовый характер, так как возникает потребность существенного обновления содержания образования, достижения его нового качества на основе инновационных инициатив по приоритетным направлениям образовательной деятельности.
В образовательных учреждениях Курганской области осуществляются следующие виды инновационной деятельности: экспериментальная, проектная, научно-исследовательская. Экспериментальная и проектная деятельность осуществляются на инновационных площадках разных типов, научно-исследовательская - педагогами-исследователями, научно-исследовательскими коллективами, творческими группами.
Для обеспечения научно-методического сопровождения развития системы образования в институте создана инновационная инфраструктура, обеспечивающая координацию деятельности кафедр, отделов института по научно-методическому сопровождению приоритетных направлений инновационной деятельности в области (см. рисунок).
В областной системе образования создана преемственная сеть инновационных площадок: экспериментальных, внедренческих, стажерских, пилотных.
Инновационная деятельность в региональной системе образования обеспечивается областным экспертным советом по инновационной деятельности (ОЭСИД), в компетенцию которого входят координация, систематизация и экспертиза инновационных проектов и программ.
В 2010 году отработана и получила распространение такая форма организации инновационной деятельности, как сетевые инновационные проекты. Под сетевым проектом мы понимаем особую форму организации деятельности участников инновационного проекта, предполагающую сетевую кооперацию в осуществлении научно-исследовательской, проектной, образовательной деятельности, имеющей общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего регионально значимого результата [1].
В 2010-2011 годах в соответствии с приоритетными направлениями развития образования разработаны и начали реализовы-
Куган Б.А.
Инновации в системе образования Курганской области
Механизм координации инновационной деятельности
ваться 13 сетевых инновационных социальнообразовательных проектов: «Малая академия наук», «Внедрение региональной модели
профориентационной работы», «Внедрение ФГОС нового поколения в начальной школе, учреждениях профобразования», «Межведомственная модель работы с одаренными детьми», «Успех в твоих руках», «Образовательная игротехника», «Интерактивная школа», «Социальноактивное образовательное учреждение», «Ответственное родительство» и др.
Успешным является сетевой проект «Развитие инновационной деятельности детей и молодежи в сфере науки, техники и технологии» (Малая академия наук), реализуемый с 2009 года в образовательных учреждениях Курганской области. Цель проекта -развитие научно-технического творчества обучающихся, их активное включение в процесс самообразования через учебно-исследовательскую, конструкторскую деятельность, усиление практической направленности процесса обучения. В проекте участвуют более ста образовательных учреждений: от дошкольных до учреждений среднего и высшего профессионального образования.
Сегодня успешно развиваются все его направления: «Школьный технопарк» (для обучающихся 8-11-х классов и студентов), «Ресурсный центр „Школа естественных наук“»
(для обучающихся 5-11-х классов) и «ЛЕГО-парк» (для дошкольников, учащихся 1-11-х классов, студентов), где ребята занимаются техническим творчеством, исследовательскими работами.
Проведенный анализ реализации проекта показывает его первые образовательные и социальные эффекты (хотя на быстрый результат трудно рассчитывать): увеличилось количество детей, вовлеченных в проект; учащиеся, занимающиеся в школьном технопарке, продолжают обучение по техническим специальностям в УСПО и вузах; развивается конкурсное движение, увеличивается число участников конкурсов технического творчества, Легофестиваля; участие и первые победы на федеральном уровне во Всероссийской олимпиаде «Созвездие», конкурсах исследовательских работ, соревнованиях по робототехнике в Москве в 2011 году «Робофест-2011».
С целью внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс под руководством Института развития образования и социальных технологий реализуется сетевой проект «Интерактивная школа», включающий 2 подпроекта: «Мультимедийная школа» и «Дистанционная школа». В проекте участвует 31 образовательное учреждение Курганской области. Одной из важнейших задач проекта является
Серия «Образование. Педагогические науки», выпуск 16
19
Теория и практика управления образованием
формирование практических умений учащихся применять компьютерные технологии в образовательных целях, использовать современные электронные ресурсы, владеть способами получения информации для решения учебных задач, чтобы обеспечить возможность продолжать образование в течение всей жизни.
Таким образом, в качестве позитивных тенденций развития инновационной инфраструктуры можно выделить: совершенствование нормативно-правовой базы инновационной деятельности на региональном уровне; развитие форм внедрения результатов инновационной деятельности: авторские школы, стажерские площадки, научно-методические лаборатории, сетевые инновационные проекты; расширение спектра технологий внедрения
инноваций в социально-педагогическую практику; повышение уровня готовности педагогов к инновационной деятельности (творческие группы, проектные команды); создание системы научно-методического мониторинга инновационных процессов на различных уровнях региональной системы образования [2].
Литература
1. Заир-Бек, Е.С. Педагогическое проектирование в системе образования: метод. материалы / Е.С. Заир-Бек. - СПб.: Изд-во СПбГДТЮ, 1994. - 362 с.
2. Куркин, Е.Б. Управление инновационными проектами в образовании: учеб. пособие / Е.Б. Куркин. - М. : Педагогика-Пресс, 2001. -328 с.
Поступила в редакцию 26 января 2012 г.