Научная статья на тему 'Инновации в сфере логистики'

Инновации в сфере логистики Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
576
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Митина М. С.

Рассматривается положение информационных технологий в логистической системе, определяется их необходимость и значимость. Частично сравниваются крупные русские и зарубежные фирмы по оказанию логистических услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновации в сфере логистики»

Секция «Информационно-экономические системы»

обеспечении и цифровых услугах, которыми можно было бы управлять изнутри, но которые были бы при этом более экономичными и эффективными. Хотя внедрение облачных технологий в России идет недостаточно активно, все больше предприятий делают выбор именно в их пользу [1].

Выделяют три наиболее крупных типа «облачных» технологий:

- Software-as-a-Service (SaaS; программное обеспечение как услуга) - это предоставление в аренду программного обеспечения, которое разработано поставщиком услуги, а доступ к нему пользователя осуществляется через Интернет.

- Platform-as-a-Service (PaaS; платформа как услуга) - подразумевает предоставление платформы как услуги, например для разработки или тестирования программного обеспечения.

- Infrastructure-as-a-Service (IaaS; инфраструктура как услуга). - в качестве услуги предоставляются аппаратные ресурсы (инфраструктура).

Важно еще различать «облака» по типу «собственности» - public clouds и private clouds. Так, если компания арендует «облако» у стороннего провайдера, то она работает и хранит свои данные в public cloud. Если компания создает собственный центр обработки данных (ЦОД),то это уже private cloud [2].

Нет никакого сомнения, что сервисы, предлагаемые по различным моделям «облачных» технологий будут развиваться и дальше. Об этом можно судить

даже по тому, что уже сегодня их существует множество. Например:

- Документы Google (GoogleDocs). Онлайн инструмент для просмотра, создания и редактирования документов, электронных таблиц, презентаций, хранения файлов и обмена ими с другими пользователями.

- MS Office 365. Облачная версия классического Office от Microsoft.

- Диск Google (Google Drive). Проект, запущенный 24 апреля 2012 года призван заменить собой Документы Google, которые теперь являются частью сервиса и др. [3].

Мы считаем, что использование облачных решений является общемировой тенденцией и дает множественные преимущества. И в будущем все больше компаний будут использовать Облачные технологии взамен дорогостоящего ПО.

Библиографические ссылки

1. URL: http://triaservice.com.ua/services/cloud-solutions/cloud-for-business.html - Применение облачных технологий в бизнесе (дата обращения: 17.12.2012).

2. Чивин А. Облачные технологии в бизнесе URL: http://blog.i-oblako.ru/2012/09/blog-post_27.html.

3. URL: http://webcloudnews.com/ - Облачные системы и технологии.

© Мазай М. В., 2013

УДК 004:658.51

М. С. Митина Научный руководитель - А. П. Багаева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ ЛОГИСТИКИ

Рассматривается положение информационных технологий в логистической системе, определяется их необходимость и значимость. Частично сравниваются крупные русские и зарубежные фирмы по оказанию логистических услуг.

В век, когда в каждой из сфер жизни и работы человека ключевую роль играет информация, технический прогресс уступает место развитию информационных технологий. Не является исключением и сфера логистических услуг. Каждый шаг должен подтверждаться соответствующим документом. Если изначально решающим было усовершенствование техники, так как сама форма оказания логистической услуги была сравнительно проста, то сейчас техника отходит на второй план, так как способы и формы усложняются. Кроме того, изменения касаются не только качества, но и количества услуг. Чтобы не запутаться и обеспечить эффективную работу всей системе, в первую очередь необходимо организовать информационные потоки.

Проблемы управления логистическими информационными потоками в России и за рубежом решается

по-разному. Вернее сказать так, общий смысл инструмента решения один и тот же, а вот техническая реализация отличается, и в некоторых случаях разница весьма ощутима. Первым большим шагом на пути к оптимизации процессов являются логистические информационные системы. Представляя собой автоматизированную систему управления логистическими процессами, она позволяет быстрее и с меньшими затратами использовать информацию, поступающую от всех составляющих процесса, осуществляя их, процессов, управление. Таким образом, весь массив разнородной информации собирается, анализируется и эффективно используется для достижения управленческих целей.

В настоящее время существует относительно большое количество информационных систем в логистики. Рассмотрим две из них: основанную на западных технологиях и российского производства.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Информационные технологии

Мсгобой business Solutions-Axapta - относится к ERP-системам и представляет собой автоматизированную систему управления предприятием. Она построена по модульному принципу, с объединением в контуры. К основным модулям можно отнести такие, как «Расчеты с Поставщиками», «Расчеты с Клиентами», «Управление Запасами», «Управление Складом», «Маршруты».

Комплексная информационная система «ГАЛАКТИКА», так же как и MS Axapta, состоит из крупных самодостаточных модулей. Она позволяет автоматизировать планирование и управление материальными и финансовыми потоками, обеспечивает полный информационный контроль. Использует архитектуру «клиент - сервер». Контур логистики включает в себя следующие основные модули: «Управление договорами», «Управление сбытом», «Управление снабжением», «Складской учет», «Расчеты с поставщиками и покупателями». Кроме этого, система является отечественным продуктом, что говорит о существующих возможностях развития «нашего» логистического обслуживания.

Следующим серьезным шагом на пути к оперативному получению информации об объекте стала технология бесконтактной идентификации. В этом направление так же существуют различия между технологией отечественных компаний и зарубежных.

На отечественном рынке зачастую используют технологию штрихового кодирования, где каждому предмету присваивается уникальный код. Штриховой код представляет собой символ, состоящий из определенного рисунка полос и пространств между ними. Компьютер считывает информацию, которая представлена в виде кода букв и чисел двоичной системы, со штрихового кода и преобразует ее в данные. С одной стороны, это увеличивает скорость ввода данных и снижает вероятность ошибок. С другой стороны, данная система вынуждает пользователя производить сканирование каждого объекта отдельно. Кроме того, данные, поступающие в компьютер весьма ограниченны по размеру, т. е. невозможно отобразить всю необходимую информацию об объекте используя штрих-код, только основные ее составляющие.

Зарубежная компания DHL предлагает использовать технологии радиочастотной идентификации (RFID технологии, Radio Frequency Identification). Система RFID работает почти так же, как и система штрихового кодирования, но является скорее ее усовершенствованной моделью. Она позволяет получить информацию единовременно от нескольких товаров. Кроме того, информации может вместиться намного больше, по сравнению со штриховым кодом, так как используется микро чип, размером до нескольких килобайт, что может сэкономить время для полной проверки груза.

Компания FedEx использует устройство SenseAwareSM, сделанное на базе радиопередатчика.

Данная система дает возможность контролировать процессы, происходящие с грузом на всем пути его перевозки почти в реальном времени. Используя мультидатчики, SenseAware собирает информацию прямо из пакетов, коробок, контейнеров, складов и передает ее контрольному центру, используя радиосвязь. В центре контроля информация разбивается на пять категорий: непосредственное место нахождения, температура, световое воздействие, относительная влажность и атмосферное давление. Так же существует система тревожного сигнала, который позволяет заказчику задать оптимальные параметры для каждой категории.

Таким образом, наши компании, в отличие от зарубежных, пока еще не могут обеспечить полный контроль над грузом. Поэтому, на рынке товарооборота российские компании проигрывают, так как не имеют возможности предоставить заказчику и его клиентам полные сведения о состоянии груза.

Тем не менее, информацию о контрольном местоположении заказчик может получить как на сайтах зарубежных компаний, так и на сайтах отечественных, например «Деловые линии», Express.ru. Кроме того, существуют так называемые «калькуляторы», с помощью которых можно рассчитать примерную стоимость груза определенного веса и на определенное расстояние. Такая возможность легко находится на сайте «Деловые линии» и сайте DHL.

Большим недостатком российских компаний является колоссальное количество бумажного информационного потока. Не смотря на то, что заявку можно оформить on-line, основную часть документов приходится распечатывать и заполнять вручную. Существуют проблемы и в передачи всех документов, некоторые из них, не связанные с основной проверкой, не доставляются получателю груза, и их надо высылать специальным курьером.

Используя EDI (Electronic Data Interchange, электронный обмен данными), компания в разы сокращает время запроса/ответа и снижает возможные затраты времени и денег на внесение изменений и дополнений. С помощью автоматизированной системы создания, отправки, получения и обработки любых электронных документов увеличивается производительность рабочих, что положительно влияет на работу всего предприятия.

К сожалению, на сегодняшний момент разница между качеством отечественных услуг и зарубежных весьма заметна. Хотя, наши компании, как на уровне технической поддержке, так и на уровне работы с клиентами, постоянно развиваются и улучшаются. Что положительно воспринимается клиентами, так как некоторые зарубежные услуги могут обойтись для русского человека намного дороже, чем отечественные.

© Митина М. С., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.