ИТ-Приложения, как инструмент повышения конкурентоспособности в логистике
Никитин А.А.,
магистрант кафедры землеустройства ФГБОУВО ГУЗ, decoy90672@gmail.com
Научный руководитель: Германович А.Г., к.э.н, доцент кафедры экономической теории и менеджмента ФГБОУ ВО ГУЗ
Аннотация: В данной статье идет речь о влиянии информационных технологий на конкурентоспособность предприятий. Показывается что существует положительная связь при внедрении технологий. Так же отражается важность ИТ в современном мире.
Summary: This article deals with the impact of information technology on the competitiveness of enterprises. It is shown that there is a positive relationship in the implementation of technology. The importance of it in the modern world is also reflected.
Ключевые слова: логистика, цепочка поставок, конкурентоспособность, ИТ, информационные технологии, информационные системы.
Keywords: logistics, supply chain, competitiveness, it, information technology, information systems.
Одним из основных направлений отвечающих за изменение конкурентоспособности предприятия в современном мире является феномен глобализации. Обычно он рассматривается как процесс, который повышает социальную, политическую и экономическую взаимозависимость, тем самым производит значительные изменения в бизнес-среде. Среди этих изменений, связанных с глобализацией, появляются новые возможности и новые угрозы. Возможности, которые мы приобретаем, могут быть связаны с постоянным ростом потенциальных рынков, клиентов, инвестиционных возможностей, доступностью ресурсов и многим другим. Что касается угроз, то они отражаются в усилении конкуренции на рынке и в сложности предвидения деловой среды.[3]
В процессе адаптации компании к этим изменениям окружающей среды, логистика играет стратегическую роль и рассматривается как конкурентное оружие в руках предприятия.
Понятие которое тесно связано с логистикой — это цепочка поставок, которая включает в себя множество действий, связанных с доставкой продукции: приобретение сырья и компонентов, производство и сборка, хранение и инвентаризация, прием и
управление заказов, распределение каналов, информационные системы — все это необходимо для корректной работы данной деятельности.
Одним простым фактом является то, что с цепочкой поставок тесно связаны информационные технологии (ИТ), которые позволяют эффективней контактировать с клиентами, поставщиками, агентами и стратегическими партнерами. Таким образом, ИТ представляют собой ключевую поддержку для компании в создании конкурентных преимуществ. Благодаря ИТ стало возможным синхронизировать действия и создавать непрерывные потоки без каких-либо перерывов или сбоем, тем самым обеспечивая координацию и интеграцию процессов между агентами, рационализацию задач, уменьшение запасов и улучшение обслуживания клиентов.
Благодаря тенденции развития информационных технологий, компании начали внедрять новые технологии, такие как радиочастотная идентификация(КРГО — Radio frequency identification), дополительная реальность (A.R — Augmented reality) и другие, которые способствовали повышению конкурентоспособности на предприятии и цепочки поставок.
Принимая во внимание процесс глобализации и растущую конкуренцию, компании должны инвестировать в инструменты, которые позволят им усилить свои позиции на рынке.
Учитывая сложившуюся ситуацию, в данной статье хотелось бы обратить внимание влияние ИТ на компании и их конкурентоспособность.
На данный момент современная экономика испытывает давление, вызванное растущей конкуренцией, постоянными изменениями, высоким уровнем неопределенности и непредсказуемости рынка. Кроме того ассортимент предлагаемых продуктов продолжает расти, что создает дополнительные трудности при управлении информационными потоками по всей цепочке поставок. Это заставляет внедрять новые технологии, облегчающие логистические операции с производителями. Таким образом, можно утверждать, что все компании подвержены технологическим разработкам, поскольку их применение необходимо на всех уровнях цепочки поставок, в том числе в связи с поставщиками, производителями, в отношениях с клиентами, а также в управлении международной логистикой, особенно о мировой координации дистрибуции, дизайне продукции, производстве, закупках и запасах.
ИТ можно определить как процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации, которые включают в себя оборудование, базы данных, программное обеспечение, сети и другие устройства.
По мнению ряда исследователей, информационные технологии являются важнейшим инструментом в конкурентной борьбе и сотрудничестве между компаниями, оказывая положительное влияние на эффективность цепочки поставок и на достижение конкурентного преимущества. Среди других преимуществ можно выделить:
- Снижение глобальных ошибок
- Повышение качества ведения бизнеса
- Стратегические преимущества, которые повышают конкурентоспособность компании
- Повышение имиджа компании
- Легкий доступ к рынкам
- Хранение данных с помощью облачных технологий
И так, после того как важность ИТ для компаний и цепочек поставок была определена, необходимо проанализировать технологии, которые позволяют поддерживать конкурентные преимущества организации. В частности хотелось бы привести пример следующих технологий:
а) Радиочастотная идентификация(RFГО — Radio frequency identification)
б) Дополнительная реальность (A.R — Augmented reality)
Радиочастотная идентификация(КРГО — Radio frequency identification)
Это система однонаправленной связи. Данные из метки передаются к бесконтактному считывателю. Система RFID в основном состоит из трех элементов: меток, считывателей электромагнитных данных и ряда вычислительных программ.
Когда тег проходит через внешний электронный ридер, данные в памяти тега воспроизводятся и затем передаются. Эта память состоит из интегральной микросхемы или микрочипа и способна хранить значительное количество информации:
- Электронный код продукта
- Дата производства
- Сроки доставки
- Сроки годности
- Информация о поставщиках
Существует множество исследований получения выгоды в случаях, где применялся RFID. Но реальность такова, что полученная выгода от использования данного продукта всегда будет отличаться между компаниями, даже если они находятся в одном и том же сегменте рынка. Ведь эффективность ее использования зависит не только от ее способностей, но также и от экономических и организационных факторов.
ц
Таблица 1 — Преимущества, связанные с использованием RFID
Пользователь Преимущества
Поставщики - Более подробная информация об продукции - Более эффективные решения о пополнении запасов - Повышение производительности - Обновление системы отслеживания движения материалов/продукта, что приводит к повышению эффективности выполнения заказов - Более высокая норма прибыли в результате снижения себестоимости - Снижение затрат на техническую поддержку
Дистрибьюторы - Больше информации об пролукннн (кол-во, отслеживание) - Сокращение потерь продукции - Эффективность сбора данных - Сокращение операций по инвентаризации -Более эффективное управление хранением и транспортными каналами - Высокий уровень точности доставки
Магазины - Улучшение обслуживания клиентов - Улучшение идентификации целевой аудитории - Облегчение потребностей клиентов - Уменьшение краж - Проверка достоверности продукта: которая позволяет обнаружить подделку
Несмотря на то, что RFID можно рассматривать как эффективную технологию, в ней все же существуют некоторые недостатки:
- Высокая стоимость программного обеспечения и оборудования
- Затраты на установку меток на продукты
- Затраты на обучение и реорганизацию сотрудников
- Помехи, которые могут затруднять передачу между меткой и считывателем
- Нарушение конфиденциальности потребителей
- Ассортимент продуктов, которые достигают экстремальных температур, могут повредить метку.
Дополнительная реальность (A.R — Augmented reality)
Благодаря технологическим прорывам, число владельцев смартфонов и планшетов продолжает расти, что позволяет широко использовать AR-системы. AR-система — это результат введения в поле восприятия любых сенсорных данных с целью дополнения сведений об окружении и улучшения восприятия информации.[4] В пример можно привести компанию Google, которая пыталась одеть на нас свои очки^оо§1е Glass). В следующей таблице представлены несколько преимуществ от использования AR.
Таблица 2 - Преимущества, связанные с использованием AR.
Пользователь Преимуществ а
Поставщики - Более высокая ннтерактнвносгь н меньше ошибок - Улучшение производительного процесса (инструкция по сборке/разборке с помощью анимации, изображений или видео) - Повышение производительности (пользователь становится более сфокусированным) - Снижение затрат на рабочую силу
Дистрибьюторы - Быстрая идентификация упакованного продукта - Фокусирует внимание человека (Посредством стрелок, символов, отображения объектов и анимации) - Повышение эффективности принятия решения - Улучшение планирования и распределения
Магазины - Улучшение взаимоотношений клиента и бренда - Улучшение продвижения продута - Вызывает интерес потребителя - Более быстрое решение о покупке - Возможность видеть продукт через его упаковку
Однако, как и в случае с RFID, технология AR также имеет свои недостатки:
- Сложность принятия технологий социумом
- Веб-камера должна четко видеть маркер, поэтому ограниченный угол обзора, чрезмерное освещение и качество камеры могут вызвать некоторые проблемы с отображением 3D-модели.[1]
К примеру хотелось бы привести компанию Deusche Post DHL. Это лидер по европейским наземным перевозкам, основанный в 1969 году в Германии, насчитывающий более 6.500 офисов в более чем 220 странах, где работают более 475.000 сотрудников. DHL предоставляет множество услуг для своих клиентов, такие как транспортировка, хранение и распределение грузов и много другое. Принятие AR было обусловлено главным образом необходимостью компании унифицировать и улучшить свою систему данных, используемую во всем мире, поскольку было зафиксировано несколько сбоев и расхождений в том, что касалось сбора данных. Внедрив эту систему, компания DHL получила огромное количество информации, что позволило ей снизить затраты и повысить операционную эффективность, а так же произошло:
- Сокращения времени на поиск заказов
- Виртуальная визуализация процессов хранения
- Снижение стоимости хранения
- Снижение затрат на процессы планирования
- Дополнительная информация и инструкции по обработке каждого заказа(АК-считыватели, которые по коду предоставляли подробную информацию о заказе)
- Визуализация инструкций по сборке или ремонту в 3D, что уменьшило число ошибок(специальные очки, которые показывают 3D изображения и поддерживают определенные команды)
- Помощь клиентам при определении типа упаковки, что означает улучшение отношений с клиентами(Приложение для смартфонов, помогает определить тип упаковки)
Так же хотел обратить внимание на то, что в большинстве стран у компании есть колл-центры. В них клиенты обращаются, чтобы получить информацию о тарифах, продуктах DHL, статусе своего заказа и т.д.
В каждом колл-центре сотрудники использовали свою базу знаний (а иногда и несколько таких баз) при ответе на вопросы клиентов. Единой системы управления знаниями не было.
Руководство компании приняло стратегическое решение - внедрить такую единую систему знаний. Благодаря ей операторы должны были начать искать информацию быстрее. А точность их ответов должна была возрасти.
Это должно было улучшить опыт взаимодействия клиентов с компанией и повысить их лояльность. Операционные расходы также должны были сократиться благодаря уменьшению среднего времени разговора.
Также DHL рассчитывала использовать систему управления знаниями для обучения новых сотрудников. Удобная единая система должна была сделать обучение проще и короче. А значит — сэкономить средства компании.
Для решения поставленных задач DHL выбрала систему управления знаниями KMS Lighthouse. Её легко можно было интегрировать с уже существующими ИТ-системами. Она обеспечивала потоковый поиск управление информацией.
После внедрения KMS Lighthouse помог синхронизировать и унифицировать работу контакт-центров DHL по всему миру. Операторам стало проще искать информацию. Они смогли больше проблем решать при первом звонке. А ошибок стало значительно меньше.
Внедрение KMS Lighthouse позволило сократилась длительность звонков и среднее время разговора с клиентом на 15%. Благодаря этому на операционную деятельность компания начала тратить меньше. При этом удовлетворённость клиентов от общения с колл-центрами росла.
Время обучения новых сотрудников сократилось на 50%. Операторам стало проще осваивать информацию о внутренних процедурах, продуктах и тарифах. Это также помогло компании экономить средства.
В целом внедрение окупилось через 6 месяцев.[2]
Таким образом, в данной статье мне хотелось обратить внимание на тот факт, что ИТ необходимы в современном мире, особенно в логистике. Они помогают оптимизировать различные задачи, поставленные предприятием, на различных его стадиях. Не стоит отказываться от современных технологий, ведь они повышают конкурентоспособность вашей логистики и предприятия в частности. Если информационные системы при грамотном использовании оптимизируют и улучшают деятельность предприятия, то это значит что компания находится на правильном пути.
Список использованной литературы
1. https://habr.com/ru/post/419437/
2. https://dis-group.ru/customers/customer-success-stories/dhl
3. Naghi, R., and I., P., 2013. The effects of globalization on marketing. GSTF Business Review, 2(3), 168-173.
4. DHL, 2014. Augmented Reality in Logistics: Changing the way see logistics - a DH L perspective. Retrieved August, 2014
5. Фомин А.А. Разные корзины. Российская газета. 2012. С. 24.
6. Шагайда Н.И., Фомин А.А. Продовольственная независимость, продовольственная безопасность и продовольственные санкции. Интеграл. 2014. № 5-6. С. 57-59.
7. Рубанов И.Н., Фомин А.А. Последствия присоединения к ВТО для сельского хозяйства России. Хлебопродукты. 2014. № 6. С. 4-7.
8. Рубанов И., Фомин А. Последствия присоединения к ВТО для сельского хозяйства России. Международный сельскохозяйственный журнал. 2014. № 3. С. 48-56.
9. Фомин А.А., Рубанов И.Н. Перспективы импортозамещения в отечественном сельском хозяйстве. Хлебопродукты. 2015. № 7. С. 6-7.
10. Волков С., Фомин А., Черкашина Е., Черкашин К. Землеустроительное обеспечение перехода от категорий земель к территориальному зонированию в Российской Федерации land relations and land management. Международный сельскохозяйственный журнал. 2015. № 5. С. 3-8.
11. Фомин А.А. О состоянии и перспективах машинно-тракторного парка сельхозпредприятий России. Международный сельскохозяйственный журнал. 2015. № 3. С. 56-60.