ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
УДК 338.2
И. А. ФИЛИППОВА
ИННОВАЦИИ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ: РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ
Проанализирована роль инноваций в экономике Ульяновской области на современном этапе развития экономики. Выявлены проблемы, сдерживающие рост инновационной деятельности в региональной экономике. Рассмотрены возможности инновационной деятельности и её значение для поддержки конкурентоспособных позиций региона.
Ключевые слова: инновации, развитие, частное государственное партнерство.
Инновации в региональной экономике можно определить как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде усовершенствования способа организации хозяйственной жизни территориально-производственного комплекса в структуре национальной экономики. Причём под «инновациями в региональной экономике» следует понимать новшества, воплощённые на территории регионов как на макро- и мезоуровнях, так и на уровне конкретных предприятий.
В современной экономической системе региональные звенья управления более гибкие, более приспособленные для деятельности, направленной на стимулирование региональных инновационных процессов. Основная специфика процессов формирования нового постиндустриального уклада в экономике такова, что подталкивает к некоторому перераспределению ролей между центром и регионами, смещая центр тяжести экономического роста в пользу последних. Поэтому можно с уверенностью констатировать, что государство должно быть катализатором инновационных процессов, стимулировать проведение научных исследований и инновационную деятельность в стратегически важных для государства отраслях, инициировать конкурентоспособные на международных рынках инновации. С изменением роли государства появляется возможность формирования нового регионального уровня инновационной политики.
Ульяновская область обладает большим научным, научно-техническим и инновационным потенциалом, который позволяет осуществлять уникальные технологические разработки, конкурентоспособные на мировом рынке.
© Филиппова И. А., 2011
К настоящему времени развитие инновационной деятельности Ульяновской деятельности характеризуется следующими проблемами, вызывающими противоречие между существующим инновационным потенциалом и результатами его функционирования:
1) инновационная инфраструктура Ульяновской области недостаточно адаптирована к потребностям предприятий промышленного комплекса, использующих инновации, и организаций научно-технической сферы;
2) отсутствует механизм коммерциализации и передачи передовых технологий, созданных в государственных научных организациях и вузах, технопаркам, а затем организациям Ульяновской области для внедрения в производство;
3) недостаточно развит спрос организаций реального сектора экономики Ульяновской области на перспективные с точки зрения коммерческого применения результаты интеллектуальной деятельности;
4) имеется дефицит квалифицированных специалистов по коммерциализации научно-технических разработок и управлению результатами интеллектуальной деятельности.
И для того, чтобы решить эти проблемы, была утверждена Областная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Ульяновской области» на 2011-2015 годы (утв. постановлением Правительства Ульяновской области от 2 ноября 2010 г. № 40/373-П) [1].
В Программе предусматривается реализация мероприятий по следующим направлениям:
1) разработка и совершенствование нормативных правовых актов в сфере инновационной деятельности;
2) развитие инновационной инфраструктуры;
3) содействие росту количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность;
4) повышение уровня инновационной культуры; информационное обеспечение инновационной деятельности; развитие имиджа Ульяновской области как территории инновационного развития;
5) развитие кадрового потенциала в инновационной сфере;
6) развитие наноиндустрии и нанотехнологий [1].
При планировании ресурсного обеспечения Программы учитывалась реальная ситуация в финансово-бюджетной сфере Ульяновской области .
Предполагаемый объём финансирования Программы составляет 2168,25 млн рублей, в том числе за счёт средств:
• областного бюджета Ульяновской области -369,20 млн рублей;
® иных источников - 1799,05 млн рублей [2].
В ближайшие десять лет правительство Ульяновской области планирует реализовать ряд инновационных проектов на территории региона. В рамках программы будет создан нанотехнологический центр с общим объёмом финансирования более 1 млрд 200 млн рублей и ядерно-инновационный центр в городе Димитровград, общий объём инвестиций в который составит 100 млрд рублей [3].
Основным инструментом стимулирования инновационной активности бизнеса Ульяновская область выбрала кластерный подход, прежде всего, в сфере ядерных технологий. Одним из самых перспективных направлений является здравоохранение - это диагностика, лечение онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний. Именно это направление является базовым в создании ядерно-инновационного кластера в Ульяновской области. Выбор этого направления обусловлен тем, что в данной отрасли Ульяновская область является наиболее конкурентоспособной относительно других крупных мировых игроков. Одновременно в рамках создаваемого кластера будет решаться проблема по повышению уровня внедрения наших разработок.
Основой ядерного кластера станет уникальный Центр медицинской радиологии, который будет оказывать полный набор услуг по использованию современных ядерных технологий для лечения сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. В настоящее время реализация проекта вошла в активную стадию. Центр медицинской радиологии будет введён в эксплуатацию в 2013 году. Его проектные мощности рассчитаны на размещение порядка 18 тыс. стационарных больных, проведение 17 тыс. диагностических исследований и 15 тыс. терапевтических процедур в год, а также более 115 тыс. амбулаторных посещений. Объём инвестиций по про-
екту составляет 14 млрд рублей, а социально-экономический эффект от этого проекта превысит 31,5 млрд руб. в год [3].
Кроме того, планируется строительство завода радиофармпрепаратов, который будет снабжать клиническую базу Центра препаратами на основе короткоживущих и ультракороткоживу-щих радионуклидов.
Параллельно с этим Росатом, оценив уникальность существующей исследовательской базы НИИАРа, должен продолжить развитие этого научного потенциала. В рамках федеральной целевой программы «Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года» на базе НИИАРа будет реализован целый ряд проектов с суммой инвестиций более 40 млрд руб. [3]. Одним из наиболее важных является строительство многоцелевого быстрого исследовательского реактора (МБИР), который дополнит существующую базу центра коллективного пользования и позволит вывести его на принципиально новый международный уровень. Кроме того, в рамках частно-государственного партнёрства начинается реализация проекта по строительству экспериментального свинцово-висмутового быстрого реактора (СВБР) энергетической направленности.
Перспективным направлением работы в сфере образования должен стать переход на инновационные технологии. Надо реально осознавать, что будущее за теми, кто развивает «экономику знаний». Сегодня в России нет региона-лидера, который стал бы, помимо столичных городов, центром инновационной активности. Ульяновская область готова и способна выступить в такой роли. Об этом постоянно говорит наш губернатор Сергей Морозов. По его мнению, в ближайшее время важно создать в регионе все необходимые условия для появления технологических инноваций, перейти к модели «опережающего развития», когда наука будет активно предлагать свои результаты к практической реализации.
Поэтому именно реализация инновационной научно-технической политики будет способствовать созданию и обеспечению эффективного функционирования в Ульяновской области целостной, способной к воспроизводству и саморазвитию инновационной научно-технической системы, ориентированной на производственно-технологическую сферу с большой добавленной стоимостью и на сферу высококвалифицированных услуг, то есть на экономику, основанную на знаниях, на рост на межрегиональном и мировом рынках доли конкурентоспособной высокотехнологичной продукции Ульяновской области и занятие видного места в межрегиональной и международной кооперации и разделении труда.
Кроме того, необходимо отметить, что для стабильного функционирования инновационной системы и на уровне государства, и на уровне региона прежде всего необходимо сформировать законодательную базу. Потому что любой рядовой исследователь или инноватор, вкладывающий свои деньги и ресурсы в инновационные разработки, должен быть уверен в защищённости своих прав на изобретение и на получение соответствующего /дохода от его использования третьими лицами. В этом направлении предприняты серьёзные шаги, что отражено в принятии 4-й части Гражданского кодекса.
Многое делается и в направлении переориентации национальной экономики с сырьевой на производственную. Правительство ясно понимает, что «сырьевое благополучие» играет большую роль в финансовом благополучии, однако его роль нельзя переоценивать, так как в скором времени конъюнктура рынка нефти изменится, и будет необходимо изыскивать новые источники финансирования возросших потребностей. Поэтому уже сейчас из средств внебюджетных фондов начинается создание инфраструктуры будущей инновационной системы, которая послужит базой для переориентации экономики.
Пока у нас ещё остаётся определённый запас в ряде отраслей, особенно военно-промышленном комплексе и по некоторым отдельным разработкам в области электроники и космоса. Однако скорость, с которой этот запас тает, внушает серьёзные опасения за отечественные перспективы. В мире скорость научных исследований растёт с каждым годом, причём получили широкое распространение специализация и привлечение крупного бизнеса к фундаментальным разработкам. В нашей стране это посыл был принят, и в разработке планов на техническое развитие и перевооружение фигурируют чёткие направления развития науки. Хотя на организационном уровне ощущается нехватка кадров и понимания роли инноваций на местах. Особенно это касается муниципалитетов.
Например, в Федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России 2007-2012» можно увидеть чёткую линию правительства структурировать инновационные усилия в рамках государства, выбрать приоритетные и организовать их финансирование [4, 5]. Это очень важный шаг для России, он отражает понимание верхами требований времени и необходимости адекватного ответа на них, однако делать такой шаг рискованно.
Во-первых, деньги выделяются немалые, но не дотягивают до уровня мировых лидеров. «На нанотехнологии (а это один из приоритетных
проектов), в рамках данной программы, планируется израсходовать 4,4 млрд руб. за 6 лет, то есть около 27 млн долл. США в год» [4]. Для сравнения: одна полноценная лаборатория, занимающаяся исследованиями в этой области, требует финансирования в объёме около 200 млн долларов. В целом позитивная динамика в этом направлении есть. Недостаток финансирования можно частично покрыть за счёт образования целевых фондов, совместных предприятий и концентрации усилий на узких, наиболее эффективных направлениях.
Во-вторых, в нашей инновационной системе отсутствуют крупные высокотехнологичные фирмы, которые способны брать на себя решение финансовых и технологических задач. На Западе, несмотря на развитие малого бизнеса и огромную роль государства, ключевым звеном в создании инноваций остаётся крупное предпринимательство, поскольку именно здесь возможна наиболее полная реализация инновационных стимулов за счёт выхода на рынки и получения сверхприбыли.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Постановление Правительства Ульяновской области от 2 ноября 2010 г. № 40/373-П «Об утверждении областной целевой прог раммы «Развитие инновационной деятельности в Ульяновской области» на 2011-2015 годы».
2. http://www.expert.ru/2010/11 /ЗО/когт/
«ЕхрегЮпПпе»: Владимир Козин, Ульяновская область, ОпНпе-интервью «Инновационное развитие Ульяновской области».
3. «Кластер как инструмент повышения инновационной активности» (материалы III Международного форума по нанотехнологиям) // «Димитровград-панорама». - 2010. - 9 ноября.
4. Распоряжение Правительства РФ №165-166 (756-757)977-Р от 06.07.2006. - Об утверждении концепции федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса РФ» на 2007-2012 годы.
5. Постановление Правительства РФ №54 от 29.01.2007. О федеральной целевой программе «Национальная технологическая база» на 2007-2011 годы.
Филиппова Ирина Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая теория» УлГТУ. Область научных интересов - инновационное развитие и инвестиционная деятельность, региональная экономика.