Бюджетная политика
УДК 336.581
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
В. А. ШЕРИН, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, доцент кафедры экономики, финансов и бухгалтерского учета E-mail:kapital87@yandex. т Инзенский филиал Ульяновского государственного университета
В статье на основании анализа показателей действующей официальной методики выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации предлагается дополнить эти показатели коэффициентом, стимулирующим органы власти субъектов к использованию региональных бюджетных ресурсов для создания инновационных продуктов. Практическое применение этого показателя позволит субъекту, сознательно принимающему на себя относительно более высокие по отношению к иным субъектам обязательства по финансированию за счет регионального бюджета инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение, претендовать на дополнительные преференции из федерального бюджета. Приведены примеры инвестиционных проектов Ульяновской области, которые иллюстрируют важность консолидированной поддержки со стороны федерального и регионального бюджетов таких проектов.
Ключевые слова: методика выравнивания бюджетной обеспеченности, инвестиционный проект, региональный бюджет, стимулирование действий региональных властей.
Правительством Ульяновской области утверждена стратегия социально-экономического развития региона до 2020 г. [10]. Согласно этой стратегии
территория Ульяновской области должна развиваться по инновационному сценарию. Правительством области совместно с бизнесом будет сделан акцент на привлечение в регион инвестиционных проектов, ориентированных на коммерциализацию научных разработок, на производство емких инновационных продуктов, на высокую степень переработки сырья. Это будет способствовать притоку инвестиций, созданию новых рабочих мест, росту объемов производства продукции в отраслях реального сектора экономики и, как следствие, значительному увеличению ВРП.
Стратегия предусматривает на первоначальных этапах реализации инвестиционных проектов их первоочередное финансирование за счет средств федерального и регионального бюджетов. Приходится констатировать, что степень участия отечественного бизнеса в финансировании этих проектов, в том числе и в форме государственно-частного партнерства, далеко не соответствует достигнутому уровню в развитых зарубежных странах. При этом область остается дотационным регионом, которому оказывается поддержка из федерального бюджета. Так, при общем объеме доходов бюджета Ульяновской области на 2011 г. в сумме 21,0 млрд руб. дотация на
выравнивание уровня бюджетной обеспеченности составляет 2,9 млрд руб. [8]. Внешне это обстоятельство (предоставление дотации региону и одновременно финансирование из регионального бюджета инвестиционных проектов) может выглядеть как определенное противоречие, однако его объяснение вытекает из существа действующей официальной методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации [2].
Существующее бюджетное законодательство в части межбюджетных отношений, безусловно, зарекомендовало себя как эффективный инструмент управления бюджетными ресурсами страны на протяжении длительного периода для решения многочисленных задач общественного сектора федерального, регионального и местного уровня.
Вместе с тем динамизм внешних и внутренних условий деятельности субъектов экономических отношений на всех уровнях современного государственного устройства России приводит к изменению как пропорций формирования бюджетных доходов, так и объемов бюджетного финансирования. Эти изменения объективно определяют необходимость их учета в действующем бюджетном законодательстве.
При формировании и принятии федерального бюджета на 2011 г. и на период 2012 и 2013 гг. [3] явно прослеживалось последовательное намерение руководства страны к созданию максимально благоприятных условий для инновационного развития экономики в ближайшей и более отдаленной перспективе. Это выразилось в принятии новых федеральных целевых программ научно-технической направленности, в создании инновационных центров в научной и образовательной сфере, включая инновационный центр «Сколково», в усилении внимания к развитию технико-внедренческих особых экономических зон и т. д. Аналитики отмечают резкий рост расходов федерального бюджета на финансирование прикладных научных исследований в области национальной экономики. В частности, в публикации [1] отмечается, что эти расходы в 2011 г. вырастут по сравнению с уровнем 2010 г. в 1,5 раза.
Представляется, что для перехода к инновационному типу экономики недостаточно усилий одного лишь федерального центра. Важнейшую роль в этом процессе наряду с бизнесом должно сыграть активное участие региональных властей.
В этой связи одним из направлений активизации деятельности региональных властей целесообразно рассматривать введение в действующую методику выравнивания бюджетной обеспеченности показателей, стимулирующих органы власти к использованию региональных бюджетных ресурсов на создание инновационных продуктов.
В действующей официальной методике [2] конечный (после распределения дотаций) уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ рассчитывается путем корректировки базового (до распределения дотаций) уровня бюджетной обеспеченности. Базовый уровень определяется отношением индекса налогового потенциала к индексу бюджетных расходов субъекта РФ. Абсолютная величина базового уровня занимает основной удельный вес в абсолютной величине конечного уровня: например, доля абсолютной величины базового уровня в конечном среди 11 дотационных субъектов Приволжского федерального округа на 2011 г. колеблется в пределах от 0,68 (Республика Марий Эл) до 0,98 (Нижегородская область) [3]. Следовательно, на конечное распределение дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов первостепенное влияние оказывает именно показатель базового уровня.
Напомним, что в действующей методике [2] индекс бюджетных расходов субъекта РФ определяется как нормированная по удельным весам сумма трех коэффициентов:
— коэффициента дифференциации заработной платы в субъекте с расчетным удельным весом, равным 0,55;
— коэффициента стоимости жилищно-коммунальных услуг в субъекте с расчетным удельным весом, равным 0,1;
— коэффициента уровня цен в субъекте с расчетным удельным весом, равным 0,35.
Не умаляя важности представленных в расчете индекса бюджетных расходов показателей (критериев), стимулирующих органы власти к использованию региональных бюджетных ресурсов на создание инновационных продуктов, автор считает целесообразным рассмотреть вариант расширения числа показателей, принятых к расчету индекса бюджетных расходов.
В качестве дополнительного показателя предлагается использовать коэффициент финансирования инвестиционных проектов за счет средств бюджета субъекта РФ кфИП, определяемый по формуле
кФИП = ин' = (Иг ■ Н/И ■ Нг) ,
г и/н ' '
где И. — объем инвестиций в бюджете 7-го субъекта на финансирование инвестиционных проектов в плановом периоде;
Н — численность постоянного населения 7-го
1
субъекта на конец отчетного периода; И — объем инвестиций в федеральном бюджете на финансирование инвестиционных проектов в плановом периоде;
Н — численность постоянного населения РФ на конец отчетного периода. По существу, смысл этого показателя сводится к достаточно простой и наглядной форме: субъект, сознательно принимающий на себя относительно более высокие по отношению к иным субъектам обязательства по финансированию за счет регионального бюджета инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение, вправе претендовать на дополнительные преференции из федерального бюджета.
В пределах индекса бюджетных расходов коэффициент финансирования инновационных проектов может иметь удельный вес, значение которого, естественно, должно определяться в результате экспериментальных (пробных) расчетов и уточняться по мере практического использования новой модели расчета коэффициента. На первом этапе, возможно, допустимо использование его значения на уровне 0,15 (УФИП = 0,15), в этом случае расчетный удельный вес, например расходов на оплату труда (заработной платы), будет установлен на уровне 0,4 вместо 0,55 (У ЗП = 0,4). Корректировка значения удельного веса расходов на оплату труда представляется оправданной, поскольку к темпам роста заработной платы на фоне динамики производительности труда в РФ накопилось достаточно много вопросов.
В настоящее время нет общепризнанного и, тем более официального определения инвестиционного проекта. По мнению автора, в самом общем виде инвестиционный проект — это комплекс мероприятий по разработке концепции, по проведению научно-исследовательских, изыскательских работ, по проведению комплекса опытно-экспериментальных испытаний и исследований, по разработке проектной документации, по строительству инженерных коммуникаций и основных зданий, по оснащению оборудованием и эксплуатации создаваемого конкурентоспособного продукта (технологии, услуги) в пределах нормативного срока.
Примерами инвестиционных проектов могут служить следующие объекты и объемы инвестиций, предусмотренные как в федеральном бюджете, так и в бюджете Ульяновской области на 2011 г. [3, 8]. К основным объектам относятся:
— портовая особая экономическая зона (ПОЭЗ) на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный». Предполагается размещение на территории ПОЭЗ производств по техническому обслуживанию, ремонту, модернизации и конвертации воздушных судов, создание терминально-логистического комплекса, организация вспомогательных видов деятельности (экспедиционное обслуживание, грузовые автоперевозки, профильный консалтинг и юридическое сопровождение). На создание ПОЭЗ в течение 2011—2013 гг. будет направлено из федерального бюджета 762 млн руб., из областного бюджета — 375 млн руб. [4];
— федеральный высокотехнологичный центр медицинской радиологии в г. Димитровграде, рассчитанный на оказание помощи 40 тыс. чел. в год. Диагностика и лечение больных будут осуществляться с использованием уникальных короткоживущих радионуклидов, производимых в Димитровградском НИИ атомных реакторов (НИИАР). Объем финансирования за счет средств федерального бюджета в течение 2010—2013 гг. составляет 13,9 млрд руб. [9]. Одновременно в размере 225 млн руб. будут профинансированы работы по обустройству территории города в рамках областной целевой программы «Развитие инженерной инфраструктуры Западного района г. Димитровграда на 2010—2012 гг.» [5].
Также Стратегией-2020 предусмотрено дальнейшее развитие авиационного кластера при значительной бюджетной поддержке. К 2013 г. ЗАО «Авиастар-СП» должно выйти на серийное производство авиалайнеров семейства ТУ-204 (до 20 самолетов в год). Активно продолжаются подготовка производства нового транспортного самолета Ил-476 и процесс изготовления деталей и узлов авиастроения на основе композитных материалов. С этой целью в рамках ОЦП «Ульяновск — авиационная столица» на 2009—2011 гг.» предусмотрено финансирование мероприятий программы за счет средств областного бюджета в размере 492 млн руб. и за счет средств федерального бюджета в объеме 1 242 млн руб. [6].
Важнейшими региональными объектами бюджетной поддержки территорий области являются
промышленные зоны, создаваемые в соответствии с принятой ОЦП «Формирование и развитие промышленных зон на территории Ульяновской области на 2011—2014 гг.» [7]. Основная идея создания промышленных зон состоит в обустройстве отдельных территорий региона объектами производственной инфраструктуры за счет средств областного бюджета до прихода на эту территорию потенциальных инвесторов. Предполагаемый объем финансирования программы — 2,4 млрд руб., в том числе средства областного бюджета Ульяновской области — 2,1 млрд руб.
Принципиально новое направление бюджетной поддержки территорий Ульяновской области связано с организацией в г. Димитровграде ядерно-инновационного кластера на базе НИИАР. Развитию кластера способствуют значительные объемы финансирования на развитие опытно-промышленной базы НИИАР. В частности, в федеральном бюджете на 2011—2013 гг. предусмотрено выделение на эти цели 6,4 млрд руб. [3].
Таким образом, на основании представленных сведений можно сделать некоторые выводы.
Бюджетная поддержка стратегических инвестиционных проектов в регионах требует консолидированных решений со стороны федеральных и региональных органов власти. В особенности это касается первоначальных этапов реализации таких проектов.
Одним из направлений активизации деятельности региональных властей целесообразно рассматривать введение в действующую методику выравнивания бюджетной обеспеченности показателей, стимулирующих органы власти к использованию региональных бюджетных ресурсов на создание инновационных продуктов. В качестве дополнительного показателя предлагается использовать коэффициент финансирования инвестиционных проектов за счет средств бюджета субъекта РФ. Использование этого показателя позволит субъекту, сознательно принимающему на себя относительно более высокие по отношению к иным субъектам обязательства по финансированию за счет регионального бюджета инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение, претендовать на дополнительные преференции из федерального бюджета.
Приведенные примеры инвестиционных проектов Ульяновской области иллюстрируют важный и очевидный посыл: без консолидированной поддержки со стороны федерального и регионального бюджетов этих проектов в регионе в принципе не могут быть реализованы стратегические направления социально-экономического развития, у региона в этом случае просто нет будущего.
Список литературы
1. Гурвич Е. Читаем бюджет. Рос. газ. Федеральный выпуск № 5365 от 17.12.2010.
2. О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 22.11.2004 № 670.
3. О федеральном бюджете на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг.: Федеральный закон от 13.12.2010 № 357-ФЗ.
4. О создании на территории Ульяновской области портовой особой экономической зоны: постановление Правительства РФ от 30.12.2009 №1163.
5. Областная целевая программа «Развитие инженерной инфраструктуры Западного района города Димитровграда на 2010—2012 гг.»: утверждена постановлением Правительства Ульяновской области от 06.11.2009 № 40/369-П.
6. Областная целевая программа «Ульяновск — авиационная столица» на 2009—2011 гг.»: утверждена постановлением Правительства Ульяновской области от 23.09.2009 № 35/342-П.
7. Областная целевая программа «Формирование и развитие промышленных зон на территории Ульяновской области на 2011—2014 гг.»: утверждена постановлением Правительства Ульяновской области от 26.10.2010 № 39/356-П.
8. Об областном бюджете Ульяновской области на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг.: Закон Ульяновской области от 29.11.2010 № 190-ЗО.
9. Об осуществлении бюджетных инвестиций в проектирование и строительство федерального высокотехнологичного центра медицинской радиологии (г. Димитровград, Ульяновская область) : постановление Правительства РФ от 17.03.2010 № 145.
10. Стратегия социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 г.: утверждена распоряжением Правительства Ульяновской области от 07.10.2008 № 522-пр.