Научная статья на тему 'Новое в механизме межбюджетных трансфертов'

Новое в механизме межбюджетных трансфертов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1404
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ / БЮДЖЕТ / БЮДЖЕТНАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зотова А. И., Кириченко М. В.

Статья посвящена исследованию межбюджетных трансфертов как одного из основных методов бюджетного регулирования, а также определению их места в межбюджетных отношениях на современном этапе бюджетных реформ. Проанализирована эволюция форм финансовой поддержки субъектов РФ и муниципальных образований из федерального бюджета с 2000 г. по настоящее время. Сделан вывод о необходимости повышения роли и значения межбюджетных трансфертов, имеющих долгосрочный инвестиционный характер и направляемых на формирование структурных сдвигов в региональной экономике, а также о повышении налогового потенциала субъектов Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новое в механизме межбюджетных трансфертов»

УДК 336.14

НОВОЕ в механизме межбюджетных трансфертов

а. и. Зотова,

кандидат экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита E-mail: _aizotova@sfedu.ru

м. в. шриченко,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: mvkirichenko@sfedu.ru Южный федеральный университет

Статья посвящена исследованию межбюджетных трансфертов как одного из основных методов бюджетного регулирования, а также определению их места в межбюджетных отношениях на современном этапе бюджетных реформ. Проанализирована эволюция форм финансовой поддержки субъектов РФ и муниципальных образований из федерального бюджета с 2000г. по настоящее время. Сделан вывод о необходимости повышения роли и значения межбюджетных трансфертов, имеющих долгосрочный инвестиционный характер и направляемых на формирование структурных сдвигов в региональной экономике, а также о повышении налогового потенциала субъектов Федерации.

Ключевые слова: межбюджетные отношения, межбюджетные трансферты, бюджет, бюджетная обеспеченность.

Совершенствование межбюджетных отношений в РФ является одним из основных направлений бюджетной политики РФ. Несмотря на многочисленные реформы в этой сфере, проблема развития межбюджетных отношений не теряет своей остроты и актуальности, поскольку бюджетная политика и бюджетный процесс претерпевают структурные изменения в ответ на требования и приоритетные направления развития национальной экономики.

В условиях постоянно изменяющихся подходов к межбюджетному регулированию в части выравнивания бюджетной обеспеченности субъектам Федерации крайне сложно строить бюджетную

политику и эффективно управлять финансовыми ресурсами на вверенных территориях. В периоды нестабильности и кризисных явлений в экономике такие изменения являются дополнительным фактором дестабилизации финансовых отношений.

Актуальным остается проблема поиска способов совершенствования механизмов выравнивания бюджетной обеспеченности, так как для России характерно наличие большого числа регионов, нуждающихся в финансовой поддержке на фоне узкого круга субъектов-доноров. Так, из 83 регионов страны 72 являются дотационными, т. е. убыточными1. Эта диспропорция с внутренними экономическими и социальными проблемами обусловлена рядом объективных причин, в их числе неоднородность и специфичность развития административно-территориальных единиц, отдаленность от центра и труднодоступность отдельных северных территорий, различный уровень концентрации промышленного производства и др.

Согласно прогнозу социально-экономического развития регионов, существенные различия между наиболее экономически развитыми и наименее экономически развитыми регионами сохранятся и в ближайшей перспективе.

Количество субъектов Российской Федерации, получающих дотации на выравнивание бюджет-

1 Игонина Н. А. Пути совершенствования механизмов выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской

Федерации и муниципальных образований // Право и экономика. 2012. № 7. С. 51-56.

14

финансы и КРЕДИТ

ной обеспеченности, в 2012-2013 гг. составит 72 и увеличится по сравнению с 2011 г. на 3 региона (Кемеровская и Липецкая области, а также Пермский край). В 2014 г. планируется сократить число дотационных субъектов до 70 регионов.

Прогнозируется, что во всех субъектах Российской Федерации к 2014 г. будет обеспечен рост производства ВРП по сравнению с 2010 г., за исключением Ненецкого автономного округа (ожидается уменьшение показателя на 16,3 %) и Республики Калмыкия (ожидается уменьшение показателя на 4,2 %). При этом стабильный ежегодный рост ВРП планируется обеспечить в 15 субъектах Российской Федерации, в том числе как в экономически развитых регионах: Республика Татарстан, Республика Коми, Московская, Омская и Оренбургская области, Ханты-Мансийский автономный округ, так и в экономически менее развитых регионах: Республика Дагестан, Республика Алтай, Республика Северная Осетия - Алания и Карачаево-Черкесская Республика. Вместе с тем в среднесрочной перспективе состав наиболее экономически развитых регионов (Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Красноярский и Краснодарский края, Московская, Самарская и Свердловская области, Москва и Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ), формирующих более 50 % совокупного ВРП, практически останется неизменным2.

Иными словами, наметившееся восстановление роста основных макроэкономических показателей не приведет к какому-либо изменению состава субъектов Федерации, относимых как к наиболее экономически развитым регионам, так и к экономически менее развитым регионам. Существенные различия в социально-экономическом положении указанных групп сохранятся и на ближайшую перспективу. При этом по уровню бюджетных возможностей (до межбюджетного выравнивания) региональная дифференциация между 10 наиболее и 10 наименее финансово обеспеченными субъектами Российской Федерации увеличивается и составит в 2012-2014 гг. в среднем 6,2 раза против 5,8 раза в 2011 г.

Уменьшить сложившуюся диспропорцию можно с помощью механизмов межбюджетного регулирования при условии обеспечения прозрачности распределения, равноправия субъектов, со-

2 Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (утв. Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 07.10.2011 № 47К (814).

гласования интересов и взаимной ответственности участников межбюджетных отношений.

Как отмечается в Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 г.3, в настоящее время достигнут высокий уровень прозрачности и предсказуемости межбюджетных отношений. Более 95 % объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета распределяется на основе единых методик исходя из объективных показателей, адекватно отражающих факторы, определяющие потребность в финансировании. Распределение свыше 70 % объема межбюджетных трансфертов утверждается в рамках федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. Установление объективного порядка распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетов субъектов РФ позволило обеспечить гарантированный уровень доходов бюджетов субъектов Федерации для финансирования расходных обязательств.

В то же время (несмотря на предпринимаемые усилия органов власти) ситуация с предоставлением межбюджетных трансфертов до настоящего времени не прозрачна на всех уровнях бюджетной системы.

По мнению некоторых экспертов, в последние несколько лет в России отмечается регресс в развитии механизмов трансфертов, начали множиться каналы «ручной» передачи трансфертов, выходящие за рамки имеющихся механизмов перераспределения4.

Расчет дотаций на основе оценки минимальной потребности в условиях нестабильной макроэкономической ситуации, высокого уровня инфляции привел к тому, что основой расчета стали не сметные затраты, обусловленные функциональными особенностями предоставления бюджетных услуг, а некие средневзвешенные расходы, рассчитанные из отчетных показателей прошлого периода с применением повышающих коэффициентов, учитывающих инфляционные факторы5.

3 О Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года: распоряжение Правительства РФ от 08.08.2009 № 1123-р.

4 Андряков А. Было бы правильно реформировать// Взгляд -деловая газета. 29.03.2012.

5 ЗавьяловД.Ю. Совершенствование формирования фондов

финансовой поддержки: вариант решения // Финансы. 2012. № 6. С. 14-18.

Анализ сложившейся практики межбюджетного регулирования также не позволяет рассматривать действующие механизмы межбюджетного регулирования с применением таких форм межбюджетных трансфертов, как дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в качестве эффективного инструмента выравнивания бюджетной обеспеченности регионов. Имеют место факты передачи дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности из Федерального фонда финансовой поддержки регионов на целевые расходы, в то время как дотации в отличие от субсидий и субвенций не имеют целевого назначения.

Принцип самостоятельности бюджетов в соответствии с действующим бюджетным законодательством в том числе означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов.

Межбюджетные трансферты являются одним из основных методов бюджетного регулирования и представляют собой средства, передаваемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ. Как разновидность межбюджетных трансфертов Бюджетным кодексом выделяются дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.

Общий объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации, в 2012 г. по сравнению с предыдущим годом снизился на 10,8 %, а в 2013-2014 гг. - на 14,6 и 6,2 % соответственно6. Доля указанных трансфертов будет снижаться как в общих расходах федерального бюджета, так и относительно объема ВВП.

На дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в 2012-2014 гг. предусматривается выделить по 397,0 млрд руб. в год, что соответствует уровню 2010-2011 гг.

По всем формам межбюджетных трансфертов в 2012-2014 гг. предусматривается сокращение расходов федерального бюджета, наиболее существенное

6 Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (утв. Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 07.10.2011 № 47К (814).

снижение расходов федерального бюджета проектируется по субсидиям, объем которых в 2014 г. составит всего 55 % от их объема в 2011 г.

Вместе с тем следует отметить, что расходы федерального бюджета на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации в 2014 г. по сравнению с 2008 г. снизятся всего на 6,9 %. При этом объем субсидий сократится на 35,6 %, а иных межбюджетных трансфертов - на 69,7 % (объемы дотаций и субвенций увеличатся на 18,5 и на 57,6 % соответственно).

Общий объем межбюджетных трансфертов к ВВП ежегодно снижается и составит в 2014 г. всего 1,4 % (в 2008 г. - 2,7 %, в 2011 г. - 2,7 %). Аналогичная тенденция прослеживается и по показателю доли межбюджетных трансфертов в общих расходах федерального бюджета7.

При анализе форм финансовой поддержки федерального бюджета четко прослеживается тенденция предоставления субъектам РФ большей самостоятельности в формировании бюджетов - даже в Бюджетном Кодексе законодатель «ушел» от формулировок, касающихся «финансовой помощи».

Название гл. 16 Бюджетного кодекса РФ, которая в первоначальной редакции именовалась «Межбюджетные отношения», было изменено на «Межбюджетные трансферты», что, с одной стороны, сузило круг регулируемых данной главой отношений, с другой - отразило сложившуюся в настоящее время практику межбюджетных отношений.

С 2011 г. внесены изменения и в бюджетную классификацию в части выделения в самостоятельную группу межбюджетных трансфертов общего характера (подп. 14 п. 3 ст. 21 БК РФ), включающих в себя: дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований, иные дотации, прочие межбюджетные трансферты общего характера.

Положениями разд. III «Классификация расходов бюджетов» Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федера-ции8 установлено, что одним из существенных требований структуры классификации расходов бюджетов, которые необходимо соблюдать федеральным органам государственной власти и

7 Там же.

8 Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (в ред. приказа Минфина России от 26.06.2012 № 89н): приказ Минфина России от 21.12.2011 № 180н.

* Статья 133 БК РФ (Федеральный закон от 09.07.1999 № 159-ФЗ «О введении в действие Бюджетного кодекса РФ»).

** Статья 133 БК РФ (в ред. Федерального закона от 05.08.2000 № 116-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации»).

*** Статья 129 БК РФ (в ред. Федерального закона от 20.08.2004 № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений»).

**** Статья 129 БК РФ (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации»).

Таблица 1

Эволюция форм финансовой поддержки из федерального бюджета рФ на основании Бюджетного кодекса РФ

показатель Формы финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ* Формы финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ** Формы межбюджетных трансфертов из федерального бюджета*** Формы межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы РФ****

Дотации Дотации на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ Дотации на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ Финансовая помощь бюджетам субъектов РФ, в том числе дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и иных дотаций и субсидий Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ

Субвенции Субвенции на финансирование отдельных целевых расходов Субвенции и субсидии на финансирование отдельных целевых расходов Субвенции бюджетам субъектов РФ из Федерального фонда компенсаций и иные субвенции Субсидии бюджетам субъектов РФ. Субвенции бюджетам субъектов РФ

Финансовая помощь Финансовая помощь бюджетам отдельных муниципальных образований

Иная финансовая помощь Иные безвозмездные и безвозвратные перечисления Иные межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ

Кредиты Бюджетные кредиты Бюджетные кредиты бюджетам субъектов РФ

Ссуды Бюджетные ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта РФ Бюджетные ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта РФ

Трансферты Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов

местного самоуправления и органам управления государственных внебюджетных фондов при формировании соответствующих бюджетов, является отнесение расходов на предоставление межбюджетных трансфертов (за исключением дотаций и иных межбюджетных трансфертов общего характера) на соответствующие подразделы в соответствии с их отраслевой направленностью.

Иными словами, с 2012 г. в бюджетной классификации межбюджетные трансферты разделены на два вида: межбюджетные трансферты общего характера и «отраслевые» межбюджетные трансферты, которые обособленно не выделяются.

Раздел 1400 «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» состоит

из трех подразделов и аккумулирует расходы по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, не отнесенных к другим разделам и подразделам.

По подразделу 1401 «Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» подлежат отражению расходы на предоставление межбюджетных трансфертов в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных районов (городских округов) и поселений.

По подразделу 1402 «Иные дотации» подлежат отражению расходы на предоставление дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также иных дотаций бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.

По подразделу 1403 «Прочие межбюджетные трансферты общего характера» подлежат отражению расходы на предоставление межбюджетных трансфертов в форме субсидий и иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований, имеющих целевое назначение, отнесение которых на соответствующие разделы и подразделы классификации расходов не представляется возможным, в том числе межбюджетных трансфертов на развитие региональной и муниципальной инфраструктуры, а также на

реализацию отдельных мероприятий федеральных целевых программ.

Расходы бюджетов на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям отражаются по соответствующим кодам раздела, подраздела классификации расходов бюджета:

- исходя из вида деятельности бюджетного или автономного учреждения, предусмотренного его учредительным документом и соответствующего коду ОКВЭД;

- по соответствующим кодам раздела, подраздела классификации расходов, по которым законом (решением) о бюджете предусмотрен наибольший объем бюджетных ассигнований в общем объеме бюджетных ассигнований на предоставление субсидии бюджетному (автономному) учреждению.

Изменения в бюджетной классификации представлены в табл. 2.

Отнесение расходов к межбюджетным трансфертам, а также форма межбюджетного трансферта, предоставленного из федерального бюджета, определяются видом расходов.

В результате изменений, внесенных в бюджетную классификацию, органы государственной власти субъектов РФ лишены возможности получать достоверные данные об объеме межбюджетных трансфертов, представляемых субъектам РФ в рамках субсидирования различных видов расходов.

Таблица 2

Структура межбюджетных трансфертов в 2010 и 2011 гг.

Показатель 2010 2011

Код Раздел, подраздел Код Раздел, подраздел

Межбюджетные трансферты 1100 Межбюджетные трансферты 1400 Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований

Дотации 1101 Дотации бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований 1401 Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований

Иные дотации - - 1402 Иные дотации

Субсидии 1102 Субсидии бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований (межбюджетные субсидии)

Субвенции 1103 Субвенции бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований - -

Иные трансферты 1104 Иные межбюджетные трансферты 1403 Прочие межбюджетные трансферты общего характера

Иные межбюджетные трансферты 1105 Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов

Источник: Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (в ред. приказа Минфина России от 26.06.2012 № 89н): приказ Минфина России от 21.12.2011 № 180н.

Субвенции; 20,1

Структура распределения межбюджетных трансфертов по формам их предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации в 2012 г. представлена на рис. 1.

В 2012 г. существенных изменений в структуре межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации, по сравнению с 2011 г. не произошло. В 2013-2014 гг. в связи с уменьшением расходов федерального бюджета на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации их доля в структуре межбюджетных трансфертов уменьшится с 35,8 % в 2011 г. до 31,5 % в 2013 г. и 27,5 % в 2014 г., а доля дотаций увеличится с 38 до 43,4 и 45,4 % и субвенций - с 22,5 до 21,5 и 23,7 % соответственно.

При этом увеличивается доля дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Федерации в общем объеме межбюджетных трансфертов (с 27,8 % в 2011 г. до 31 % в 2012 г., до 36,5 % в 2013 г. и до 39 % в 2014 г.) 9.

Следует отметить, что на 2012 г. расходы федерального бюджета на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации были предусмотрены по 13 разделам классификации расходов, а на 2013-2014 гг. - по 12 разделам классификации расходов (за исключением разделов «Средства массовой информации, и «Обслуживание государственного и муниципального долга»).

В 2012 г. на долю межбюджетных трансфертов, предусмотренных в разд. 14 «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», приходится 44,01 %, а на долю межбюджетных трансфертов целевого характера, включенных в другие разделы классификации расходов, - 45,99 % их общего объема. В последующие два года доля межбюджетных трансфертов по разд.

Иные межбюджетные трансферты; 2,9

Дотации; 39,1

Субсидии; 37,9

Источник: Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (утв. Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 07.10.2011 № 47К (814).

Рис. 1. Структура межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам субъектов РФ в 2012 г., %

14 «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» увеличится и составит в 2014 г. 48,51 %.

Динамика межбюджетных трансфертов общего характера по данным Минфина России имеет устойчивую тенденцию к снижению (плановые данные). Динамика межбюджетных трансфертов общего характера представлена на рис. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Современный этап развития в Российской Федерации взаимоотношений между органами власти всех уровней по вопросам оказания государственных услуг предполагает дальнейшее совершенствование межбюджетных отношений и повышение эффективности управления государственными и муниципальными финансами.

Развитие межбюджетных отношений в последние годы в соответствии с Концепцией межбюджетных отношений10 было направлено на решение ряда задач, в числе которых:

- корректировка механизмов оказания финансовой помощи органам государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления;

- совершенствование системы разграничения расходных обязательств между органами государственной власти и местного самоуправления;

9 Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (в ред. приказа Минфина России от 26.06.2012 № 89н): приказ Минфина России от 21.12.2011 № 180н (п. 9.1.10.).

10 О Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года: распоряжение Правительства РФ от 08.08.2009 № 1123-р.

623,4

700

600

500

400

300

200

100

553,9 503 444.7

2011 2012 2013 2014

Источник: данные Минфина России. URL: http://info. minfin. ru/project_fb_rashod. php.

Рис. 2. Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований в 2011-2014 гг., млрд руб.

- дальнейшее развитие стимулов к увеличению доходов бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований.

Несмотря на то, что указанные задачи отчасти решены, сложившаяся структура межбюджетных отношений не способствует развитию инновационной экономики регионов. В структуре межбюджетных трансфертов в настоящее время основной удельный вес занимают трансферты, направляемые на обеспечение текущих расходов. При сохранении такой структуры межбюджетных трансфертов субъекты Федерации, имеющие низкий уровень экономического потенциала, будут продолжать оставаться зависимыми от финансовой помощи из федерального бюджета и недостаточно заинтересованными в самостоятельном экономическом развитии.

Поэтому в сложившейся ситуации необходимо повысить роль и значение межбюджетных трансфертов, имеющих долгосрочный инвестиционный характер и направляемых на формирование структурных сдвигов в региональной экономике и повышение их налогового потенциала.

Кроме того, нельзя не отметить тот факт, что в сложившейся в настоящее время системе межбюджетных отношений исчезла прозрачность для гражданского общества и для научных кругов. Одной из задач реформирования межбюджетных отношений было усиление целевой направленности трансфертных потоков за счет четкой привязки к сферам экономики. В результате - большая часть трансфертов относится на те или иные отрасли экономики, а не отражается в бюджете обособленно по отдельному разделу. В сложившейся ситуации объективно оценить объем межбюджетных потоков можно только владея в полном объеме данными об

исполнении бюджета, что не всегда представляется возможным для стороннего пользователя.

В области межбюджетных отношений необходимо продолжить работу по достижению оптимального баланса между объективно необходимым выравниванием бюджетной обеспеченности и созданием стимулов для экономического роста, увеличения налогового потенциала субъектов Федерации, по снижению уровня их дотационности, а также по совершенствованию механизмов предоставления межбюджетных трансфертов и формированию более эффективной системы управления региональными и местными финансами.

список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 145-ФЗ (ред. от 25. 12.2012). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Завьялов Д. Ю. Совершенствование формирования фондов финансовой поддержки: вариант решения // Финансы. 2012. № 6.

3. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (утв. Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 07.10.2011 № 47К (814). URL: http:// www. ach. gov. ru/m/expert/before/?id=684.

4. Игонина Н. А. Пути совершенствования механизмов выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований // Право и экономика. 2012. № 7.

5. О Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года: распоряжение Правительства РФ от 08.08.2009 № 1123-р. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (в ред. приказа Минфина России от 26.06.2012 № 89н): приказ Минфина России от 21.12.2011 № 180н. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.