Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 1. С. 101 — 105. Education. Science. Scientific personnel. 2022;(1):101 — 105.
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ
Научная статья
УДК 347 NIION: 2007-0062-1/22-024
doi: 10.24411/2073-3305-2022-1-101-105 MOSURED: 77/27-004-2022-01-224
Инновации в образовательном законодательстве как средство повышения эффективности правового регулирования отношений в сфере образования
Шорена Семеновна Шушания
Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Статья посвящена комплексному исследованию юридических инноваций в сфере образования. Сформулировано понятие и приведена типология таких инноваций. В системе образования Российской Федерации по-прежнему существует ряд нерешенных проблем в области внедрения инноваций — как институционального характера, так теоретико-методологического и прикладного характера. При решении существующих проблем необходимо учитывать, что работа с инновациями требует очень серьезного и системного подхода на всех ее этапах. Только такой подход позволит обеспечить качественное решение проблемы востребованности и эффективности инноваций в системе образования. Особый акцент в статье делается на совершенствовании законодательства, регулирующего предоставление образовательных услуг, а также преодолении существующих институциональных и теоретико-методологических проблем. Это позволило сделать вывод, что инновации в образовательном законодательстве выступают средством повышения эффективности правового регулирования отношений в сфере образования. Отражая уровень развития юридической и педагогической доктрины, они способствуют легальному и легитимному достижению поставленной перед современным образованием цели.
Ключевые слова: инновации, юридические инновации, инновации в сфере образования, образовательное законодательство, правовое регулирование отношений в сфере образования, эффективность правового регулирования
Для цитирования: Шушания Ш.С. Инновации в образовательном законодательстве как средство повышения эффективности правового регулирования отношений в сфере образования // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 1. С. 101 — 105. doi: 10.24411/2073-3305-2022-1-101-105.
PUBLIC LEGAL (STATE LEGAL) SCIENCES
Original article
Innovations in educational legislation as a means of increasing the efficiency of legal regulation of relations in the field of education
Shorena Semenovna Shushania
Moscow Financial and Industrial University "Synergy", Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The article is devoted to a comprehensive study of legal innovations in the field of education. The concept is formulated and the typology of such innovations is given. In the education system of the Russian Federation, there are still a number of unresolved problems in the field of innovation, both of an institutional nature, and of a theoretical, methodological and applied nature. When solving existing problems, it must be taken into account that working with innovations requires a very serious and systematic approach at all its stages. Only such an approach will provide a qualitative solution to the problem of the demand for and effectiveness of innovations in the education system. Particular emphasis is placed in the article on improving the legislation governing the provision of educational services, as well as overcoming existing institutional, theoretical and methodological problems. This led to the conclusion that innovations in educational legislation are a means of increasing the effectiveness of legal regulation of relations in the field of education. Reflecting the level of development of legal and pedagogical doctrine, they contribute to the legal and legitimate achievement of the goal set for modern education.
Keywords: innovations, legal innovations, innovations in the field of education, educational legislation, legal regulation of relations in the field of education, the effectiveness of legal regulation
For citation: Shushania Sh.S. Innovations in educational legislation as a means of increasing the efficiency of legal regulation of relations in the field of education // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2022;(1):101 — 105. (In Russ.). doi: 10.24411/2073-3305-2022-1-101-105.
© Шушания Ш.С., 2022
Социально-экономическое развитие современного общества определяется его инновационным характером, который находит отражение не только в насыщении экономики эффективными научно обоснованными нововведениями, но и в развитии системы образования. Перестройка системы образования направлена на удовлетворение потребностей индивида и общества. Отвечая вызовам транзитивности, новое образование должно создать условия для формирования человека, способного к саморазвитию и развитию общества и экономики в ситуации трансформации.
В этих условиях особая роль отводится праву как социальному регулятору и средству конструирования новой социальной реальности. Критерием достижения необходимого уровня совершенства права выступает способность образовательного законодательства обеспечивать эффективное регулирование общественных отношений, их адаптивность как к внутренним, так и внешним изменениям. Решение этой задачи возможно, прежде всего, путем создания нормативных основ проведения образовательной реформы, направленной на инновационное социальное развитие [6, с. 7—24].
Заложенная в Федеральном законе «Об образовании в РФ» инновационность образования была ответом на вызов времени и предполагала перестройку системы образования на новых принципах, которые, с одной стороны, отвечали транзитивному состоянию российского общества, а с другой — были направлены на формирование нового человека, способного не только адаптироваться к постоянным трансформациям, но и эффективно использовать их в индивидуальных, групповых и социальных интересах.
Общий инновационный характер новой системы образования предполагает существование как внутреннего, так и внешнего механизма трансформации. Это обусловливает необходимость учета социальных факторов развития образования и разграничения понятий «образовательные инновации» и «инновации в образовании». Последнее из них существенно шире и включает в себя не только изменения в организации учебного процесса и деятельности образовательной организации, но и трансформацию всей системы образования.
Обобщая исследования инноваций в образовании в отечественной педагогической науке, это явление можно определить как целенаправленную деятельность, организационное решение, систему, процедуру или метод осуществления деятельности, направленной на организацию, управ-
ление, функционирование и развитие отношений в сфере образования, которые существенно отличаются от устоявшейся практики и направлены на повышение уровня эффективности системы образования в условиях конкуренции.
Инновации в образовании включают в себя педагогические инновации, научно-методические, образовательно-технологические инновации, направленные на трансформацию образовательных организаций, а также научно-технологические, инфраструктурные, экономические, социальные, юридические, управленческие и другие инновации, связанные с обновлением целей, средств и условий образовательной деятельности [5, с. 56—62]. На наш взгляд, наиболее значимыми среди инноваций в образовании являются юридические, поскольку они позволяют придать этому процессу легальный характер и распространить его на все образовательное пространство России.
Юридические инновации в образовании можно рассматривать как совокупность нормативных правовых актов, определяющих и регулирующих принципиально новые или обновленные в значительной степени порядок организации, управления, функционирования и развития системы образования.
Следствием этого является изменение вектора социальных трансформаций. Если в динамично развивающемся обществе юридические инновации обусловлены необходимостью привести правовой массив в соответствие с существующими общественными потребностями, то в транзитивном обществе проводимые политической элитой реформы могут быть не обусловлены внутренними потребностями и, напротив, выступают в качестве стимулирования социума к обновлению [4, с. 14]. Однако это диктуется не только транзитивностью общества, но и переходом к фрактальной детерминации социальных явлений в условиях постмодерна [8]. Обращение к идеям социологической феноменологии позволяет обозначить этот процесс как социальное конструирование образовательной реальности.
Осознание государством значимости образования в социально-экономическом развитии, что нашло отражение в документах стратегического планирования, обусловило усиление внимания к правовому регулированию отношений в сфере образования. Речь идет не только о переходе на новую систему федеральных государственных образовательных стандартов, основанных на ком-петентностной парадигме [10, с. 135—147], но и о принятии и постоянном совершенствовании ФЗ «Об образовании в РФ». Значение данного Зако-
на в правовом регулировании не ограничивается лишь отношениями в сфере образования. Ряд юридических инноваций, нашедших отражение в процессе его разработки, принятия, содержания и функционирования, имеет принципиальное значение для совершенствования российской правовой системы в целом.
Анализ разработки и содержания ФЗ «Об образовании в РФ» позволяет заключить, что данный Закон объединяет классические и постмодернистские тенденции к обновлению правовых основ развития системы образования. Поэтому его инновации, по классификации Е.Ю. Куры-шева [7], можно рассматривать в качестве эндогенно-экзогенных. С одной стороны, онтологически Закон ориентирован на освоение правового опыта регулирования отношений в сфере образования зарубежных стран [11]. С другой стороны, аксиологически Закон стремится примирить индивидуализм основанных на евроатлан-тической правовой доктрине конституционных антропоориентированных ценностей с традиционными для России ценностями соборности и этатизма [9].
Юридические инновации в образовании имеют практическую направленность и призваны повысить не только онтологическую, но и аксиологическую и праксиологическую эффективность развития и функционирования системы образования. При этом фактически речь идет о создании принципиально новой системы образования. Хотя на первый взгляд она не претерпела существенных изменений, ФЗ «Об образовании в РФ» не только легализовал ее структуру и содержание, но и артикулировал ее ценность в социальной реальности [2].
Руководствуясь телеологическим подходом к исследованию правовых явлений, мы определяем цель юридических инноваций в образовании как идеально предполагаемую и гарантированную государством модель образовательной системы, реализация которой позволяет обеспечить правовое регулирование образования на максимально эффективном уровне в контексте достижения легально артикулированной цели образования и современных социально-экономических потребностей общества.
Юридические инновации в образовании можно рассматривать в трех аспектах: предметно-правовом, методологически-правовом и юриди-ко-техническом. При этом цель инновационной деятельности в первом аспекте будет связана с совершенствованием системы образования, а во втором и третьем — с изменением правовой реальности.
В качестве предметно-правовой цели образования можно обозначить формирование образовательного законодательства как комплексного института, регулирующего обеспечение конституционного права человека на образование. Методологически-правовая цель инноваций заключается в создании на примере образовательного законодательства новых методов обсуждения, принятия и введения в действие нормативных правовых актов. Юридико-техническую цель инноваций мы видим в конструировании новых средств и форм выражения и закрепления нормативных основ правового развития применительно к сфере образовательного законодательства.
Специфичностью юридических инноваций в образовании являются их незаконченный характер и стремление государства к продолжению как педагогических, так и правовых трансформаций в этой сфере. Несмотря на то, что с момента принятия ФЗ «Об образовании в РФ» прошло уже 8 лет, в него постоянно вносятся изменения и дополнения, которые вызваны не только динамизмом образования в транзитивном обществе, но и трансформацией правовой доктрины. Особенно это заметно при анализе изменений образовательного законодательства в части обновления легальной дефиниции понятия «воспитание», которые обусловлены усилением гражданственности как принципа социального взаимодействия в российском обществе (ст. 1 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»).
Исходя из адресно-смысловых и функциональных характеристик, юридические инновации в образовании можно классифицировать на несколько групп.
1. Правотворческие юридические инновации в образовании. В первую очередь, в этом контексте можно рассматривать участие общества при обсуждении законопроекта, размещенного в интернете, направленное на легитимацию закона, повышение его качества, включение в текст Закона передовых педагогических и правовых идей, а также внесение предложений по изменению и дополнению законопроекта субъектами отношений в сфере образования. Благодаря электронному обсуждению законопроекта его принципы и нормы не только были доведены до непосредственного адресата, но и вовлекли его в процесс правообразования.
Кроме того, вступление ФЗ «Об образовании в РФ» в силу было отложено на 8 месяцев (ст. 111), чтобы привести в соответствие право-
вое регулирование системой образования (ст. 108— 110) на разных уровнях (в том числе принятие законов об образовании в субъектах). Данную юридическую инновацию можно интерпретировать в двух аспектах. Во-первых, специфика образовательного процесса, который начинается с 1 сентября, предполагает, чтобы переход на новые нормативные основы регулирования отношений в сфере образования произошел именно с начала учебного года. Это должно гарантировать, что обновленная система образования не только будет нормативно и организационно подготовлена, но и не произойдет нарушения эффективности функционирования имеющейся системы образования, основанной на прежнем законодательстве. Тем самым в жизнь воплощается идея, что даже в случае прохождения системой точки бифуркации предшествующее развитие и функционирование объекта должно трансформироваться, а не подвергаться революционной ломке и созданию совершенно нового объекта.
2. Юридико-технические инновации в образовании. Синтез юридической и педагогической доктрины при конструировании легальных дефиниций в ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 2) должен был гарантировать не только повышение единообразия в интерпретации положений нового образовательного законодательства в подзаконном и локальном правотворчестве и правоприменении, но и обеспечить большую понятность правовых основ регулирования отношений в сфере образования педагогическому сообществу. Благодаря этому новый Закон можно рассматривать не только как средство правового регулирования, но и способ правового воздействия на сознание и поведение субъектов, которым он адресован.
Включение в ФЗ «Об образовании в РФ» раздела о внесении изменений в законодательство в связи с принятием нового закона свидетельствует об усилении системности законодательства, стремлении государства к формированию внутренне непротиворечивой системы законодательства, ориентированной на беспробельность и бес-коллизионность. Применение подобного подхода к регулированию отношений в сфере образования, отражая их комплексный характер, создает условия для более эффективной правореа-лизации в этой области [3]. Благодаря этому распространение юридических инноваций в образовании приобретает целенаправленный характер и включает в себя последовательную адаптацию положений данного Закона к социальной реальности через законы субъектов и подзаконные акты федерального и регионального уровня.
3. Нормативные инновации в образовании. С принятия ФЗ «Об образовании в РФ» в России последовательно реализуется единое образовательное пространство как важнейший элемент не только юридических, но и социально-культурных гарантий обеспечения существования, развития и функционирования централизованной федерации как формы политического и правового единства многонационального народа нашей страны. Именно в этом контексте необходимо рассматривать иерархизацию правового регулирования отношений в сфере образования путем приведения в соответствие федерального и регионального законодательства. Несмотря на то, что в ФЗ «Об образовании в РФ» проведено четкое разграничение полномочий федеральных органов государственной власти (ст. 6), органов государственной власти субъектов (ст. 7, 8) и органов местного самоуправления (ст. 9), нормативно закрепленная идея о верховенстве федерального регулирования в этой сфере последовательно реализована подзаконным правотворчеством, в том числе ФГОС по отдельным уровням и направлениям.
Таким образом, особенность инноваций в образовательном законодательстве как средства повышения эффективности правового регулирования отношений в сфере образования заключается в том, что они должны не только учитывать комплексный характер указанных отношений, но и способствовать достижению поставленной перед современным образованием цели по интеллектуальному, духовно-нравственному, творческому, физическому и профессиональному развитию человека, удовлетворению его образовательных потребностей и интересов. Однако речь должна идти не только о нормативном обеспечении педагогических инноваций, но и о собственно юридических инновациях в образовании. Именно последние в наибольшей степени способны придать образованию легальный характер и обеспечить его соответствие потребностям человека и общества системно.
Список источников
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 31 июля 2020 г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 сентября 2020 г.) // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
2. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
3. Бланкенбург Э. Юристы и правовые инновации в Германии и США / / Государство и право. 1997. № 5. С. 100—108.
4. Грибанов Д.В. Правовые основы национальной инновационной системы: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2014.
5. Дружинина Н.С. Инновации в современном образовании: понятие, сущность, классификация // Социальная компетентность. 2018. Т. 3. № 3. С. 56—62.
6. Иванов О.Б., Бухвальд Е.М. Указы Президента Российской Федерации как инструмент стратегического целеполагания в Российской экономике / / ЭТАП: Экономическая теория, анализ, практика. 2019. № 3. С. 7—24.
7. Курышев Е.Ю. Внутреннее инновационное обновление права // Молодой ученый. 2019. № 18 (98). С. 374—377.
8. Меньчиков Г.П. Детерминизм XXI: проблемы и решения. М.: Спутник +, 2015.
9. Скоробогатов A.B., Скоробогатова А.И., Краснов A.B. Очерки по юридической антропологии / под ред. А.В. Скоробогатова. Казань: Изд-во «Познание» Казанского инновационного университета, 2019. С. 77—83.
10. Ульянина O.A. Компетентностный подход в научной парадигме российского образования // Психолого-педагогические исследования. Электрон. журнал. 2018. Т. 10. № 2. С. 135—147.
11. Шадрин В.М. Зарубежный опыт конституционно-правового регулирования права на образование // Правопорядок: история, теория, практика. 2014. № 1 (2). С. 51 — 56.
References
1. Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FZ (as amended on July 31, 2020) "On Education in the Russian Federation" (as amended and supplemented, effective from September 1, 2020) //
Collection of legislation of the Russian Federation. 2012. No. 53 (part 1). Art. 7598.
2. Federal Law of July 31, 2020 No. 304-FZ "On Amendments to the Federal Law "On Education in the Russian Federation" on the Education of Students" // Official Internet Portal of Legal Information http://www.pravo.gov .ru.
3. Blankenburg E. Lawyers and legal innovations in Germany and the USA / / State and law. 1997. No. 5. P. 100—108.
4. Gribanov D.V. Legal foundations of the national innovation system: Ph.D. dis. ... doc. legal sciences. Yekaterinburg, 2014.
5. Druzhinina N.S. Innovations in modern education: concept, essence, classification // Social competence. 2018. V. 3. No. 3. P. 56—62.
6. Ivanov O.B., Bukhvald E.M. Decrees of the President of the Russian Federation as an instrument of strategic goal-setting in the Russian economy // ETAP: Economic theory, analysis, practice. 2019. No. 3. P. 7—24.
7. Kuryshev E.Yu. Internal innovation renewal of law // Young scientist. 2019. No. 18 (98). pp. 374—377.
8. Menchikov G.P. Determinism XXI: problems and solutions. M.: Sputnik+, 2015.
9. Skorobogatov A.V., Skorobogatova A.I., Krasnov A.V. Essays on legal anthropology / ed. A.V. Skorobogatov. Kazan: Publishing House "Knowledge" of the Kazan Innovative University, 2019. P. 77—83.
10. Ulyanina O.A. Competence-based approach in the scientific paradigm of Russian education // Psychological and pedagogical research. Electron. magazine. 2018. V. 10. No. 2. P. 135—147.
11. Shadrin V.M. Foreign experience of constitutional and legal regulation of the right to education // Law and order: history, theory, practice. 2014. No. 1 (2). pp. 51 — 56.
Информация об авторе
Ш.С. Шушания — кандидат юридических наук, доцент кафедры правового регулирования бизнеса и прикладной юриспруденции.
Information about the author
Sh.S. Shushania — candidate of legal sciences, associate professor of the department of legal regulation of business and applied jurisprudence.
Статья поступила в редакцию 20.01.2022; одобрена после рецензирования 18.02.2022; принята к публикации 28.02.2022.
The article was submitted 20.01.2022; approved after reviewing 18.02.2022; accepted for publication 28.02.2022.