Научная статья на тему 'Нормативно-правовой механизм внедрения инноваций в систему образования'

Нормативно-правовой механизм внедрения инноваций в систему образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
475
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / инновация / технология обучения / система образования / education / innovation / technology of training / education system

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наталия Ивановна Косякова

Определяются цели, задачи, которые позволяют повысить эффективность внедрения инновационных подходов в деятельности образовательных учреждений и системы образования в целом. Особый акцент в статье делается на совершенствовании законодательства, регулирующего предоставление образовательных услуг, а также преодолению существующих институциональных и теоретико-методологических проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Наталия Ивановна Косякова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STANDARD LEGAL MECHANISM OF INTRODUCTION OF INNOVATIONS IN AN EDUCATION SYSTEM

In this article definite purposes, tasks which allow to increase efficiency of introduction of innovative approaches in activity of educational institutions and education systems in general. The particular emphasis in article is placed on improvement of the legislation regulating providing educational services and also to overcoming the existing institutional and teoretiko-methodological problems.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовой механизм внедрения инноваций в систему образования»

УДК 378 ББК 74

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ

Наталия Ивановна Косякова,

заведующая кафедрой предпринимательского права ИЭУПРГГУ, доктор юридических наук, профессор

E-mail: natalin-201@mail.ru

Научная специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Определяются цели, задачи, которые позволяют повысить эффективность внедрения инновационных подходов в деятельности образовательных учреждений и системы образования в целом. Особый акцент в статье делается на совершенствовании законодательства, регулирующего предоставление образовательных услуг, а также преодолению существующих институциональных и теоретико-методологических проблем.

Ключевые слова: образование, инновация, технология обучения, система образования.

STANDARD LEGAL MECHANISM OF INTRODUCTION OF INNOVATIONS IN AN EDUCATION SYSTEM

Natalia I. Kosyakova,

Head of the department of enterprise right IEUP RGGU, doctor of jurisprudence, professor

Abstract. In this article definite purposes, tasks which allow to increase efficiency of introduction of innovative approaches in activity of educational institutions and education systems in general. The particular emphasis in article is placed on improvement of the legislation regulating providing educational services and also to overcoming the existing institutional and teoretiko-methodological problems.

Keywords: education, innovation, technology of training, education system.

В современном мире инновации различного рода присутствуют в любой области профессиональной деятельности человека. Образовательные технологии также не являются исключением из данного правила. Инновации в образовании занимают важное место среди остальных сфер общественной деятельности ввиду того значения, которое придается необходимости предоставления качественных образовательных услуг населению.

Внедрение инновационных идей в образование применительно к педагогическому процессу означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности преподавателя и обучаемого [2].

Инновационные механизмы развития образования включают:

• создание творческой атмосферы в различных образовательных учреждениях, культивирование интереса к инициативам и новшествам;

• создание социокультурных и материальных (экономических) условий для разработки и реализации разнообразных нововведений;

• инициирование поисковых образовательных систем и механизмов их всесторонней поддержки;

• интеграцию наиболее перспективных нововведений и продуктивных проектов в реально действующие образовательные системы, перевод накопленных инноваций в режим постоянно действующих поисковых и экспериментальных образовательных систем.

В контексте инновационной деятельности образования в современных условиях возрастает роль преподавателя как непосредственного носителя знаний — не только профессиональных по предметной дисциплине, но и современных: в области педагогики, психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе у педагога формируется готовность к восприятию, оцен-

ке и реализации инновационных проектов в образовании [5].

В России новейшие педагогические технологии создаются на базе многолетнего прогрессивного педагогического опыта отдельных преподавателей и целых коллективов, также используются научные разработки, освоенные и используемые уже долгое время. Вместе с тем, внедрение инноваций в образовательной сфере всегда вызывает оживленные споры в научных кругах и среди широких слоев общественности. До сих пор нет устоявшейся теории, которая могла бы стать действенным руководством к практическому внедрению инновационных форм обучения в реальный образовательный процесс. На данный момент времени разработан лишь ряд дис-позиционных концепций, которые определяют отношения обучающихся, преподавателей и коллектива образовательного учреждения к инновациям, и основаны на детализации портретных характеристик участников, образующегося инновационного образовательного пространства, а также синтез их отношений к инноваторам и самим инновациям [6].

Современная система образования отличается изобилием различных нововведений, которые появляются ввиду практической необходимости, когда все реально существующие методики, технологии, пути решения практических задач не подходят для достижения поставленных целей. При этом инновациями в полной мере следует считать только такие нововведения, которые обладают абсолютной новизной. Важным аспектом применения инновации выступает то, что они должны обеспечивать ожидаемый положительный результат, т.е. быть эффективными.

Востребованность инновации в образовании диктуется назревшими и осознанными противоречиями, разрешение которых и вызывает к необходимости применения тех или иных новых подходов в организации и осуществлении воспитательного процесса. Противоречия, как правило, назревают между существующими, традиционными путями решения учебно-воспитательных задач и выдвигаемыми требованиями времени к системе образования. Противоречия актуализируют формулировку цели предполагаемого содержания нововведения и комплекса задач по его внедрению.

Проблемы внедрения инноваций в сфере образования во многом определяются институцио-

нальными и теоретико-методологическими проблемами:

1) долгие годы в систему образования не привносилось ничего кардинального нового и интересного, менялись лишь методики и способы восприятия, на которые ставились акценты при передаче информации, что породило некую «стагнацию» в образовании. Учебники, ранее, на наш взгляд, не являются достаточно информативными и пригодными к обучению, в силу сложности повествования, некоторых неточностей и выражении одного авторского мнения по спорным вопросам;

2) существующий порядок обучения педагогов не справляется с большим количеством информации и изменяющимися требованиями информационного общества. В итоге, на выходе из вуза возникает потребность в переаттестации и повышении квалификации выпускника, что негативно сказывается как на положении высшего образования в обществе, так и на личностном отношении человека к получаемым знаниям;

3) как известно, процесс внедрения инноваций, которые, в большинстве случаев, придумываются и продвигаются молодыми и энергичными людьми, не происходит вследствие их отсутствия в местах получения образования, т.к. учебным процессом руководят педагоги старой закалки, полагающиеся на свой опыт и проверенные методики, нежели на «безумные идеи» младшего поколения;

4) на данный момент, методика построения занятий и вкладываемые в него знания являются недостаточно эффективным способом передачи информации, ввиду крайней незаинтересованности обучающихся в получении знаний традиционным путем. В связи с этим, остро встает проблема повышения мотивации к процессу обучения среди обучающихся [4].

Материализуя поле инновационной образовательной деятельности и мобилизуя всех без разбора к применению инноваций, образование в России теряет свою самобытность, сеет вирус усталости и недоверия к необходимости быть компетентным профессионалом и носителем важной информации. Стихийно определяющаяся инновационная политика в образовании приводит к дисгармонии и негативным последствиям посредством отрицания устоявшихся традиционных форм обучения пост-

советского пространства, активизации абсолютно всех субъектов образовательной сферы и с продвижением к инновационной образовательной деятельности, при этом провозглашая: «даешь инновации ради инноваций», «давайте жить по-новому», «будем учить как в Европе» и т.п. Присутствие недо-зированной инновационности в образовательном учреждении позволяет любителю внедрения инновационных форм обучения перекладывать ответственность на самих обучающихся, ослабляя их качество обученности.

На фоне часто и быстро изменяющихся приоритетных направлений в системе образования, провозглашающихся новых образовательных парадигм и образовательных ценностей, статусная инновационная политика может надолго задержаться в своем развитии. Сегодня можно зафиксировать ключевую диспозицию: правовой статус документов, определяющих инновационную образовательную политику в системе образования, непрерывно снижается и, более того, они представлены совокупностью подзаконных актов (распоряжений), не имеющих нормативного характера и не содержащих определенных процедур по контролю исполнения.

Необходимо помнить, что инновации являются одним из многосторонних, многоплановых предметов, т.к. само понятие «образование» многоаспектно. Поэтому правомерно рассматривать многообразие инноваций в образовании. Например, актуальной с методологических позиций выглядит систематизация инноваций по различным основаниям (по объектам образования, по типу новизны, источникам инноваций, авторству, масштабам их внедрения и др.).

Согласно стандартного подхода после детальной разработки инновации должны обеспечиваться ее апробация и проведение эксперимента по проверке надежности и эффективности нововведения [1]. При этом, если требуется, то должна осуществляться корректировка инновации и только после всего этого комплекса работ можно внедрять инновацию в практику деятельности. Как мы видим, процесс разработки и внедрения инновации многоэтапен и занимает достаточно много времени, но именно такой подход позволяет сделать инновацию надежной, высокоэффективной и со временем стать высокопродуктивной традицией.

Важными вопросами для совершенствования внедрения инноваций в образовательную среду выступает изучение деятельности педагогических работников образования при разработке и внедрению инноваций, а также масштабы внедрения инноваций.

Несомненно, что внедрение инноваций в систему образования должно иметь четко определенную и выверенную логику. Обсуждая цель инновации, поступательный переход инновации в традицию и время продуктивной жизни традиции в образовательной среде, необходимо узаконить политику внедрения инноваций повсеместно и во всех образовательных учреждениях в частности, поскольку во всех инновациях и экспериментах материалом являются люди, а в школах — дети. Инновационная политика должна быть классифицирована по запросам современных технологических процессов, синхронизирована с изменениями в общественно-экономической формации, и соответствовать статусу образовательного учреждения.

Инновационная политика образования в каждом образовательном учреждении и в самой системе образования в России обязана иметь качественную разработку методологии исследований. Последние десятилетия характерны превалированием лишь количественных (в первую очередь, социологических и экономических) методов при обосновании и принятии решений [3].

Ни в коей мере не оспаривая эффективность этих методов при решении технических вопросов, следует понимать их неэффективность для понимания проблем на уровне образовательной практики, экспертизы гуманитарной ситуации в образовании, динамики его человеческого потенциала, анализа внутренних рисков образовательных практик и систем. Самобытность отношения к инновационным формам обучения приветствовалась в образовательном учреждении без особой доли результатов вводимых инноваций и степени их разработанности.

Настало время обратить особое внимание и на регуляцию вводимых инновационных форм обучения. Так, например, в дискуссии ученых принято считать, что защита диссертаций по методике преподавания предполагает высокую степень разработанности проекта внедряемых форм обучения, но исследования показывают, что, к сожалению, востребованность во внедрении этих инноваций часто

отсутствует у педагогов. Ценность таких инновационных форм обучения часто остается просто незамеченной.

Сегодня наличие документов (хотя бы на местном уровне) и компетентных доказательных аргументов на внедрение инновационных форм в образовательном учреждении полностью отсутствуют. Отсутствует и документ обоснования участия той или иной группы обучающихся в педагогическом эксперименте, как отсутствует и практика документального обобщения результатов, проведенных педагогических экспериментов коллегами и самими участниками эксперимента.

На данное время о выводах и результатах внедрения инновационных форм обучения можно случайно прочитать лишь авторские выводы в материалах конференций. Данная ситуация приводит к устоявшейся диспозиционной концепции в образовательной среде. Необходимость инновационной политики в образовательном учреждении очевидна, и перевод программных документов в локальный нормативный акт административного документооборота выглядит обязательным.

Таким образом, сегодня в системе образования Российской Федерации по-прежнему существует ряд нерешенных проблем в области внедрения инноваций — как институционального характера, так теоретико-методологического и прикладного характера. При решении существующих проблем необходимо учитывать, что работа с инновациями требует очень серьезного и системного подхода на всех ее

этапах. Только такой подход позволит обеспечить качественное решение проблемы востребованности и эффективности инноваций в системе образования.

Литература

1. Анисимов Ю.П. Менеджмент инноваций: учебное пособие / Ю.П. Анисимов, В.П. Бычков, И.В. Куксова. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. 147 с.

2. Ильин Г.Л. Инновации в образовании: учебное пособие / Г.Л. Ильин. М.: Прометей, 2015. 425 с.

3. Мандель Б.Р. Открытые инновации — новые возможности в образовании / Б.Р. Мандель. М.: Вузовский Учебник, 2015. 21 с.

4. Сазонов Б.В. Проблемы и пути модернизации российского образования / Б.В. Сазонов // Научный фонд Г.П. Щедровицкого [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fondgp.ru/lib/mmk/49.

5. Тодосийчук А.В. Проблемы и перспективы развития инновационной деятельности в образовании / А.В. Тодосийчук // Официальный сайт Бим-Бад Б.М. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_ full.php?aid=765.

6. Шаталова Н.П. К проблеме внедрения инноваций в образовательном учреждении / Н.П. Шаталова // Интерактивное образование [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://io.nios. ru/articles2/1/36/k-probleme-vnedreniya-innovaciy-v-obrazovatelnom-uchrezhdenii (дата обращения: 23.06.2017).

г

И.И. Ординарцев

РОССИЙСКОЕ КНИГОИЗДАНИЕ

ТЕНДЕНЦИИ

СТРАТЕГИИ ПЕРСПЕКТИВЫ

Российское книгоиздание.

Тенденции. Стратегии. Перспективы.

Монография. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Ординарцев И.И.; под ред. Н.Д. Эриашвили. Изд-во ЮНИТИ, 2015. 135 с.

Автором предпринята попытка проанализировать современное состояние российской отрасли книгоиздания. Выявлены ключевые факторы успеха, определены стратегии и перспективы развития рынка книгоиздания. Предложена авторская концепция развития отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.