Научная статья на тему 'Инновации в образовании: сущность и социальные аспекты'

Инновации в образовании: сущность и социальные аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1728
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / КОНСЕРВАТИВНЫЙ ТИП / ДЕКЛАРАТИВНЫЙ ТИП / КОЛЕБЛЮЩИЙСЯ ТИП / ПРОГРЕССИВНЫЙ ТИП / ОДЕРЖИМЫЙ ТИП

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бессонова Лариса Петровна

В статье дается сущность понятия «инновация», прослеживаются его основные социальные аспекты в области современного образования. В качестве примера выявления и обобщения инновационных педагогических инициатив представлен опыт проведения педагогических чтений в г. Майкопе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновации в образовании: сущность и социальные аспекты»

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ

УДК 37.01 ББК 74.00 Б 53

Л.П. Бессонова

ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ: СУЩНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

(Рецензирована)

Аннотация. В статье дается сущность понятия «инновация», прослеживаются его основные социальные аспекты в области современного образования. В качестве примера выявления и обобщения инновационных педагогических инициатив представлен опыт проведения педагогических чтений в г. Майкопе.

Ключевые слова: инновация, консервативный тип, декларативный тип, колеблющийся тип,

прогрессивный тип, одержимый тип.

L.P. Bessonova

Innovations in education: essence and social aspects

Abstract: The paper provides the essence of concept “innovation” and its basic social aspects in the field of contemporary education. Experience in realization of pedagogical readings in Maikop is presented as an example of revealing and generalization of innovational pedagogical initiatives.

Key words: an innovation, conservative type, declarative type, varying type, progressive type, possessed type.

Каждое время выдвигает свои требования к образованию, главные функции которого, по мнению ученого В. Розина, - воспроизводство опыта, накопленного в культуре, и создание условий для его целенаправленного изменения. Как составная часть социума, образование должно гибко адаптироваться к изменениям социальной среды и, как следствие, меняться само» [1, с. 63].

Контент-анализ работ по инновационной проблематике помогает выделить в качестве своеобразных стержневых понятий такие, как «новшество», «нововведение» и «инновация». Причём, как отмечают некоторые исследователи, первоначально появился термин «инновация», который вошел в «разговорное пространство» ещё в XIII веке, обозначая при этом «придумывание чего-нибудь нового, опережающего своё время». Затем, уже в XIX столетии, он приходит в сферу научного знания, но в разных областях научного знания играет достаточно различающиеся роли.

Так, в лингвистике за термином «инновация» скрывалось явление изменения грамматических форм при их переносе из одного культурного ареала в другой. В юриспруденции под инновацией понимался акт замены существующего обязательства на другое. В естествознании термин использовался для обозначения изменений, обретаемых в процессе роста организма. В начале XX века термин перекочевал в экономическую науку, где на основе исследований виднейшего философа-экономиста И. Шумпетера

нововведения стали рассматривать как важнейшее средство преодоления циклических кризисов.

Таким образом, понятие «инновация» в её трактовке вырисовывается как нечто общее, так и особенное. Но все же речь идёт о возникновении некоторого нового качества, не присущего ранее объекту инновации.

Инновационные процессы в области педагогики, по мнению исследователей О.Г. Хомерики, М.М. Поташника, А. В. Лоренсова, стали предметом специального изучения на Западе с конца 50-х гг. и в последние десятилетия XIX века в нашей стране. «Как и многое в мировой культуре, педагогическая инноватика как научная дисциплина до последних лет для нас не существовала», - считает видный исследователь проблем педагогической

инноватики С.Д. Поляков. «Нельзя сказать, что советская педагогика вообще не занималась исследованием введения нового в народном образовании. Но эта проблема ограничилась внедрением достижений науки и распространением передового педагогического опыта. Причем в этих исследованиях возникал образ учителя как человека, которого достаточно наполнить новыми знаниями и умениями (предъявить к нему разумные требования), чтобы он стал вдохновенно и результативно использовать новые идеи и способы работы» [2, с. 56].

Демократические перемены последних лет предоставили педагогам дополнительные возможности для реализации своих смелых идей и начинаний, законодательно закрепив право на свободу педагогического творчества. Развитие инновационной деятельности преподавателя является одним из стратегических направлений в образовании. Решение этой задачи имеет важное значение сегодня, когда любые инновации в сфере образования могут быть реализованы, если они внутренне будут приняты и поддержаны педагогами-инноваторами.

Реформа образовательной системы в ближайшей и отдаленной перспективе всецело зависит как от профессионального уровня педагогического корпуса, так и от степени заинтересованности и участия каждого педагога в развитии инновационной деятельности в образовании. Педагоги же, в свою очередь, воспринимают инновации неоднозначно.

В социологии существуют различные мнения о природе человека: по одним -человек склонен к принятию нововведений, по другим - он консервативен, в большей степени ориентируется на существующее, чем на новое, непроверенное.

Отношению субъектов инновации к новшествам посвятили свои исследования многие ученые, среди которых Э. Роджерс, К. Ангеловски, А. Неймер, С. Поляков, К. Ушаков, Н. Анисимов, М. Поташник, О. Хомерики, А. Лоренсов и др. Самой удачной считается классификация Э. Роджерса. К. Ангеловски модернизировал предложенную Роджерсом типологию. Сохранив ее содержательную основу, он несколько видоизменил форму ее организации. При этом основным признаком, так же, как и в классификации Роджерса, выступает не сущностная сторона - инновационность как качество педагога, - а временная дистанция включения субъекта в освоение новшества. В результате получилось следующее распределение:

- новаторы, считающие, что новое хорошо уже потому, что оно новое - 6,7 %;

- передовики, полагающие, что новшества нужно внедрять, как только они появляются в педагогической действительности - 44,7%;

- умеренные, поскольку они не стремятся быть первыми, но и не хотят оказаться последними и приступают к освоению нового только тогда, когда оно уже воспринято значительной частью коллег- 17,7%;

- предпоследние, больше сомневаются, чем верят в новое, и воспринимают его только после того, как общественное мнение подавляющего большинства положительно отнесется к новшеству — 8, %;

- последние, действующие по принципу «пусть лучше последние, но нужно убедиться в правильности того, что мы совершаем» - 22,7 %.

Еще одним из важнейших факторов, детерминирующих успех внедрения новшеств, является отношение руководителя организации к данному новшеству, характер его позиции в инновационном процессе. Исследователь Ю.Л. Неймер выделяет 5 типов руководителей по их отношению к инновационному процессу:

1. Консервативный. Относясь к новому с предубеждением, руководитель данного типа ориентирован на традиционные способы работы. Под давлением инициативы сверху старается достойно «увильнуть» или растянуть сроки.

2. Декларативный. Поддерживая на словах любое новшество, на деле, однако, избегает проведения в жизнь нововведений, требующих коренных изменений и больших затрат.

3. Колеблющийся. Решения его порой поражают своей противоположностью, зачастую попадает под влияние своих ближайших помощников, в случае неудачи пытается переложить на их плечи всю ответственность за принятое решение. Нововведений боится.

4. Прогрессивный. Занят поиском новых путей достижения целей, новых, прогрессивных технологий.

5. Одержимый. Данный тип руководителя постоянно занят перестройкой деятельности своей организации. Не утруждая себя предварительным расчетом, действует под девизом «перемены ради перемен».

На наш взгляд, для успешного осуществления инновационного процесса целесообразен стиль руководства, не подавляющий творческой инициативы преподавателей начальствующими директивами, а, наоборот, стимулирующий

сотрудников к самостоятельной работе, «подталкивающий» их к самоопределению будущих задач. В результате вырабатывается новая система управленческого мышления и деятельности - система сотрудничества и координации.

Сегодняшний день в сфере образования невозможно представить себе без инновационных поисков. Значительное внимание теоретиков и практиков уделяется преподаванию, построенному на применении различных новых подходов:

компетентностного, когнитивного, целостно-мотивационного, принципа интенсификации, направленного на развитие готовности обучающихся к объективной оценке своего труда и др. Обращенность к современности стимулирует также и поиск форм, необходимых для выявления и поддержки педагогических инициатив в создании и применении инновационных методов в учебно-воспитательном процессе.

С этой целью в нашем городе 25-27 февраля 2009 года были организованы и проведены педагогические чтения «Инновации в методиках, формах и организации учебновоспитательного процесса на материале отдельных предметов, системы внеклассных мероприятий, исследовательской деятельности», в которых приняли участие лучшие педагогические работники образовательных учреждений, представители органов

управления образованием, преподаватели вузов и сузов. В рамках педагогических чтений была организована работа тематических секций по следующим направлениям:

- «Повышение качества образования через внедрение новых технологий и методик обучения и воспитания»;

- «Исследовательская деятельность как эффективный метод формирования компетентности»;

- «Инновационные подходы в сфере реализации возможностей воспитательной работы»;

- Организация экспериментальной деятельности в образовательных учреждениях»;

- «Информационная культура как условие повышения качества образования».

В ходе работы педагогических чтений был рассмотрен широкий круг теоретических и практических проблем, связанных с использованием различных инновационных подходов к обучению, обсуждены представленные новые педагогические системы, технологии, методики, перспективы применения этих инновационных средств в учебном процессе. Была подчеркнута актуальность разработки в городе модели обеспечения связей в системе «школа-вуз», развития системы довузовской подготовки, расширения образовательной среды и др.

Таким образом, вопросы, рассмотренные на педагогических чтениях, подтверждают актуальность темы инновации для современного образования, являющейся решающим фактором развития социокультурной сферы.

Примечания:

1. Розин В. Образование как синергетическая система // Лицейское и гимназическое образование. 1998. № 2.

2. Поляков С.Д. В поисках педагогической инноватики. М., 1993.

3. Рыбакова В.И. Инновационная деятельность в образовании. Проблемы управления. Ярославль, 1996.

4. Шукшунов В.Е., Взятышев В.Ф., Романкова Л.И. Инновационное образование: идеи, принципы, модели. М., 1996.

References:

1. Rozin V. Education as a synergetic system // Lyceum and gymnasia education. 1998. N 2.

2. Polyakov S.D. In search for pedagogical innovations. M., 1993.

3. Rybakova V.I. Innovational activity in education. Problems of management. Yaroslavl, 1996.

4. Shukshunov V.E., Vzyatyshev V.F., Romankova L.I. Innovational education: ideas, principles and models. M., 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.