Инновации в медицине и определение их ценности в зарубежных странах: обзор литературы
Г.Р. Хачатрян1, А.В. Лунева2
1 Автономная некоммерческая организация «Национальный центр по оценке технологий в здравоохранении», Москва, Россия
2 ООО «Такеда Фармасьютикалс», Москва, Россия
Внедрение инновационных медицинских технологий приводит к улучшению исхода заболеваний и качества жизни пациентов, но также значительно увеличивает затраты системы здравоохранения. Дисбаланс между ограниченными ресурсами здравоохранения и потребностями в эффективной медицинской помощи определяет необходимость оценки инновационных медицинских технологий до принятия решений по их финансированию. В статье проанализированы характеристики инноваций в фармацевтической отрасли, а также описаны подходы к оценке инновационности медицинских технологий в некоторых зарубежных странах.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инновация, определение инновации, характеристики инновации, инновационность, оценка инновационности медицинской технологии, инновации в фармацевтической отрасли.
На сегодняшний день ни у кого в медицинском сообществе нет сомнений в том, что внедрение инновационных медицинских технологий, в том числе новых лекарственных препаратов (ЛП), приводит к изменению подходов к диагностике и лечению заболеваний, значительному улучшению исходов и качества жизни пациентов.
В то время как западные страны добились существенных успехов в развитии фармацевтической и медицинской промышленности, позволивших им обеспечить широкий доступ своих граждан к передовым медицинским технологиям, в России эта проблема до сих пор не решена. Так, доля наиболее наукоемкого компонента новых технологий лечения - оригинальных лекарств - в общем потреблении ЛП невелика, составляя, по данным Центра маркетинговых исследований «Фармэксперт», около 12% в стоимостном выражении и около 2% - в натуральном [1]. При этом подавляющее большинство инновационных ЛП на российском рынке произведено за рубежом, доля же новых ЛП отечественного производства ничтожно мала.
Однако внедрение инновационных технологий обычно сопряжено с существенным увеличением затрат системы здравоохранения без пропорционального улучшения состояния здоровья населения. Также следует отметить, что производители ЛП довольно часто (как в нашей стране, так и за рубежом), обоснованно или нет, используют понятие «инновацион-ность» как инструмент их продвижения.
Учитывая сказанное, нами был подготовлен обзор литературы, целью которого являлся анализ понятия
«инновация», различных характеристик инновации в фармацевтической отрасли и подходов к оценке инновационности медицинских технологий в зарубежных странах.
МЕТОДИКА
В рамках представленной работы источниками данных служили поисковая система Google, реферативная база данных Medline, а также веб-сайты ведущих зарубежных агентств или государственных организаций, занимающихся оценкой технологий в здравоохранении (далее - «агентства ОТЗ») (табл. 1). В ходе работы были использованы следующие поисковые запросы: «innovation», «healthcare + innovation», «medical + technology + innovation», «value + healthcare + innovation», «value + medical + technology + innovation».
РЕЗУЛЬТАТЫ
Определение понятия «инновация»
Проблема определения инновации детально раскрыта в руководстве по сбору и анализу данных об инновациях, изданном Статистическим институтом ЮНЕСКО [2].
Согласно данному руководству, инновация - это введение нового или значительно усовершенствованного продукта (товара или услуги) или процесса, нового маркетингового или организационного метода в практику работы компании, организации рабочего пространства или внешних связей. Минимальное требование, предъявляемое к инновации, состоит в том, что продукт,
23
H 2
Таблица 1. Ведущие зарубежные агентства ОТЗ
Страна Агентства ОТЗ Веб-сайт
Великобритания Национальный институт здоровья и клинического совершенствования Великобритании (National Institute of Health and Clinical Excellence, NICE) http://www.nice.org.uk/
США Управление по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных препаратов (Food and Drug Administration, FDA) http://www.fda.gov/
Канада Канадское агентство по лекарственным средствам и технологиям здравоохранения (Canadian Agency for Drugs and Technologies in Health, CADTH) http://www.cadth.ca/
Франция Верховная комиссия по делам здравоохранения (The Haute Autorité de Santé, HAS) http://www.has-sante.fr/portail/jcms/ fc_1249588/fr/accueil-2012
Германия Институт качества и эффективности в здравоохранении в Германии (Institute for Quality and Efficiency in Health Care, IQWIG) https://www.iqwig.de/en/home.2724. html
Италия Агентство по контролю лекарственных средств (Agenzia Italiana del Farmaco, AIFA) http://www.agenziafarmaco.gov.it/en
Швеция Совет по оценке технологий в здравоохранении Швеции (The Swedish Council on Health Technology Assessment, SBU) http://www.sbu.se/en/
d
о
CL <
X
>
d
*
ш 2
24
CL
О
LQ -Q
m
X
Ш
о ^
о
X
X
ш
о
X
m ш
процесс, маркетинговый или организационный метод должен быть новым (или значительно усовершенствованным) для данной компании. Это касается продуктов, процессов и методов, которые компании создают впервые или заимствуют у других компаний или организаций. Общим свойством инноваций является то, что они должны быть введены в практику. Новый или усовершенствованный продукт может быть введен в практику лишь при условии, что он поступает на рынок. Новые процессы, маркетинговые или организационные методы вводятся в практику, когда их начинают фактически использовать в деятельности компании.
Инновационной деятельностью называются любые действия научного, технологического, организационного, финансового или коммерческого характера, результатом которых становится - или должно стать - внедрение инноваций. Некоторые виды инновационной деятельности сами по себе являются инновацией, другие не являются новшеством, но необходимы для внедрения инноваций. К инновационной деятельности относятся также исследования и разработки, напрямую не связанные с созданием конкретной инновации.
Авторы указанного руководства выделяют четыре типа инноваций.
1. Продуктовая инновация - введение товара или услуги, которые являются новыми или значительно усовершенствованными с точки зрения характеристик или целевого назначения. Сюда относится значительное улучшение продукта с точки зрения его технических свойств, качества компонентов и материалов, программного обеспечения, удобства использования или других функциональных характеристик.
2. Процессная инновация - введение в практику нового или значительно усовершенствованного метода производства или доставки. Сюда относятся значительные изменения, затрагивающие технологию, оборудование и/или программное обеспечение.
3. Маркетинговая инновация - внедрение нового маркетингового метода, предполагающего значительные изменения в дизайне или упаковке продукта, его размещении, продвижении или ценообразовании.
4. Организационная инновация - внедрение нового организационного метода в практику работы компании, организации рабочего пространства или внешних связей.
Определение и характеристика инноваций в фармацевтической отрасли
В фармацевтической отрасли инновации могут быть определены как технический прогресс, приведший к созданию совершенно нового продукта либо к снижению стоимости производства или увеличению терапевтического значения существующего продукта [3].
Инновации в фармацевтической индустрии - комплексное явление, которое значительно влияет на общественное благополучие и здоровье. Оно включает различные заинтересованные стороны (отрасль, пациентов, врачей, ученых, правительство, международные организации), и его влияние распространяется не только на фармацевтический сектор, но и на всю экономику [4].
Инновации могут касаться разных характеристик продукта, и по этой причине нельзя измерять степень инновационности препаратов с помощью лишь одного индикатора. До сих пор новые медицинские технологии обычно делят на прорывные препараты (англ. "breakthrough") и препараты-аналоги (англ. "me-too"). Если использовать данную классификацию, то к прорывному препарату, т.е. к значительной инновации, можно отнести новый агент со специфическим клиническим или фармакологическим действием либо новый препарат с таким же клиническим эффектом, как у существующих агентов, но с другим механизмом фармакологического действия. Препарат-аналог, или инкрементная (дающая приращение эффективности)
инновация - это продукт модификации молекулярной структуры существующего препарата, имеющий похожее, но неидентичное фармакологическое действие либо отличающийся по уровню абсорбции, скорости метаболизма или по профилю выведения и, соответственно, по дозировке [4]. Союз инновационных производителей Германии (Verband Forschender Arzneimittel hersteller, VFA), характеризует препараты-аналоги как ЛП, которые лишь незначительно химически изменены по сравнению с препаратом-предшественником, однако обеспечивают терапевтические преимущества для пациентов [5].
С точки зрения VFA, инновационными являются следующие ЛП [5]:
• новые активные вещества для лечения заболеваний, против которых до этого не было лекарств (например, вакцина против гепатита A);
• ЛП с новым принципом действия при заболеваниях, для которых до сих пор не было достаточно эффективной терапии (например, суматриптан при мигрени);
• новые лекарственные формы, благодаря которым известные активные вещества приобретают большую биодоступность и/или дают меньше побочных эффектов (например, лак против микоза ногтей);
• новые технологии, которые снижают риски, связанные с активным веществом (например, факторы свертывания крови, созданные генно-инженерными методами);
• известные ЛП для лечения по новым показаниям (пример - ингибиторы ангиотензин-превращаю-щего фермента (иАПФ) при сердечной недостаточности);
• комбинация нескольких известных веществ (например, комбинация из трех ЛП для лечения инфекции, вызванной Helicobacter pylori). Изобретения становятся инновацией лишь после
того, как они были успешно применены и адаптированы на рынке. Это предполагает, что потребитель как конечный пользователь и плательщик может использовать ценность инновации и готов за нее платить. Для фармпроизводителей, однако, есть необходимость делать различие между финальным пользователем (т. е. пациентом) и плательщиком, так как часто они не совпадают. Таким образом, любая инновация в фармацевтической индустрии должна либо обладать более благоприятным соотношением эффективности и затрат либо приносить дополнительную пользу для пациента и/или плательщика [4].
На рис. 1 представлены различные характеристики (атрибуты) инноваций, которые следует рассматривать при обсуждении инновационности в фармацевтической индустрии [4]. Эти атрибуты разделяют на 3 большие группы:
1. Польза для здоровья.
2. Удобство для пациента (которое зачастую связано с лучшими результатами лечения).
3. Другие социальные выгоды.
Под «пользой для здоровья» понимают улучшение в любой из следующих областей, являющееся результатом применения нового, предположительно инновационного ЛП [4]:
• эффективное лечение любой новой болезни и/или новое показание к применению;
• улучшение состояния здоровья в исходе лечения новым препаратом в сравнении с ранее существующими, что может заключаться в повышении качества жизни и/или ее продолжительности;
• улучшение состояния здоровья в исходе лечения в краткосрочной перспективе (например, уменьшение периода выздоровления с нескольких недель до нескольких дней может быть важно для пациентов, даже если оно не влияет на такой уже традиционно используемый для оценки эффективности лечения показатель как число лет сохраненной качественной жизни - РАЪУб и др.);
• уменьшение побочных эффектов лечения и/или улучшение его переносимости (что приводит к улучшению состояния здоровья пациентов как напрямую, так и через большую приверженность к лечению);
• уменьшение негативного взаимодействия с другими ЛП;
• возможность более успешного лечения одной или нескольких субпопуляций (подгрупп) пациентов, демонстрирующих слабый ответ на применение стандартных медикаментов.
О пользе для здоровья можно говорить, если новый ЛП воздействует на новое состояние, для которого ранее не было ни эффективной терапии, ни профилактики, или же предоставляет дополнительное преимущество в улучшении здоровья по сравнению с существующей терапией. Не все ЛП могут спасти жизнь, но многие обеспечивают облегчение симптомов и/или улучшают качество жизни [4].
Такая группа характеристик как «Удобство для пациента» включает любые атрибуты, которые повышают удовлетворенность пациентов (например, уменьшают ощущение дискомфорта), а также их приверженность лечению, что в итоге улучшает результаты лечения. Примерами таких атрибутов могут быть: новый метод доставки препарата в ткани, такой как трансдермальные пластыри; возможность для пациента лечиться на дому вместо госпитализации; разработка специальных лекарственных форм для детей [4].
«Удобство для пациента» является одним из аспектов инноваций еще и по причине того, что конечный потребитель (пациент) при наличии такой возможности готов за нее платить. Повышение приверженности
25
н 2
ч
о
о. <
X
>
ч
*
ш 2
26
Рис. 1. Характеристики инноваций в фармации [4].
Р
О ш _0 ш
X
ш
о ^
О X
X
ш
о
X
ш
лечению благодаря большему удобству применения ЛП может также снизить затраты, возникающие при недостаточном выполнении назначений врача [4].
В группу «Другие социальные выгоды» входят высвобождение части ресурсов здравоохранения и повышение продуктивности труда вследствие сохранения и восстановления трудоспособности населения. Эти выгоды больше относятся к провайдерам медицинской помощи и к экономике как таковой, чем к отдельным пациентам. Так, применение нового ЛП, предупреждающего развитие болезни и/или замедляющего ее про-грессирование, позволяет - в настоящий момент или в перспективе - сохранить соответствующие ресурсы здравоохранения. Примером могут быть препараты, снижающие затраты на госпитализацию посредством сокращения продолжительности пребывания в стационаре или устранения самой необходимости в госпитализации. Новые препараты могут также способствовать увеличению производительности труда в результате быстрого возвращения к работе пациентов или ухаживающих за ними лиц либо за счет предупреждения пропуска работы и/или повышения трудоспособности [4].
Рис. 1 характеризует инновации как многомерный феномен, оцениваемый в отдельный момент времени, т.е. отражает срез во времени. Но когда речь идет о выгодах, которые могут проявиться после того, как новый препарат стал применяться на практике, необходима и оценка влияния инновационного ЛП в динамике. Авторы работы [4] подчеркивают, что опыт,
приходящий в процессе использования ЛП, крайне важен для фармацевтического рынка. После выхода нового препарата на рынок и его внедрения в реальную клиническую практику можно ожидать прироста эффективности лечения по двум направлениям, а именно при использовании данного препарата:
1) по основным показаниям;
2) по дополнительным показаниям.
Кей1ег [6] показал, каким образом опыт, полученный после выхода ЛП на рынок, может привести к новому или лучшему использованию продукта:
1. Новая форма препарата, изменение дозировки или способа применения могут повысить безопасность и эффективность лечения или расширить показания к применению ЛП в основной терапевтической области.
2. Возможно расширение терапевтических областей использования ЛП при применении уже известных фармакологических воздействий.
3. Возможно неожиданное терапевтическое использование препарата, выявляемое обычно случайным образом.
веЩш и МоБко'Ш^ [7] подтвердили последний пункт, заметив, что инновации в любой области, в том числе в медицине, содержат высокую степень интуитивной прозорливости и креативности, которые не могут быть спланированы заранее.
Для каждого отдельного препарата или группы препаратов соответствующие атрибуты инновацион-ности могут со временем изменяться как в положи-
тельную, так и в отрицательную сторону. Важность опыта, полученного в процессе использования ЛП, подразумевает необходимость гибкости в определении инноваций, которая должна включать не только ожидаемые, но и неожиданные медицинские выгоды от применения препарата на практике [4].
Оценка степени инновационности медицинских технологий в некоторых зарубежных странах
Степень инновационности ЛП может анализироваться как на этапе получения доступа на рынок (маркетинговая авторизация, или регистрация), так и при решении вопроса о возмещении затрат на данный ЛП из средств системы здравоохранения и, соответственно, о стоимости препарата.
Примером анализа инновационности ЛП на этапе маркетинговой авторизации может служить деятельность Управления по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных препаратов (Food and Drug Administration, FDA) США.
FDA при рассмотрении заявления на регистрацию оценивает не только новизну ЛП как химического вещества, но и терапевтические преимущества, которыми обладает препарат [8].
В зависимости от химического состава препаратов FDA выделяет следующие 7 групп ЛП:
• новая молекулярная структура (или новое химическое соединение, ранее не присутствовавшие на рынке США в какой-либо форме);
• химическое производное одобренного ранее лекарственного вещества (но не являющееся новой молекулярной структурой);
• новая форма выпуска одобренного ранее ЛП (но не новое химическое соединение и не новая соль известного вещества);
• новая комбинация двух и более лекарственных веществ;
• воспроизведенные ЛП (т.е. от нового производителя);
• известные препараты, применяемые по новым показаниям (включая переход препарата из группы рецептурных в группу безрецептурных);
• находящиеся в обращении ЛП, которые ранее не были одобрены FDA.
В зависимости от особенностей применения и терапевтических преимуществ, которыми обладает или не обладает (по данным исследований) препарат, FDA выделяет три группы ЛП: «P», «S» и «O» [8].
В группу «P» - приоритетную («priority review drug») - попадают ЛП, обладающие значительными терапевтическими преимуществами по сравнению с существующими препаратами. Заявки на регистрацию таких ЛП подлежат первоочередному рассмотрению.
К группе «S» («standard review drug») относят ЛП, обладающие эффектом, схожим с эффектом доступ-
ных в настоящее время препаратов, и потому рассматриваемые в обычном (стандартном) порядке.
В группу «O» («orphan drug») входят препараты для лечения редких заболеваний, получающих совершенно отдельный регистрационный статус.
Не все новые по молекулярной структуре ЛП классифицируются FDA как препараты группы «Р», так же как и препараты, включенные в группу «P», необязательно являются новыми соединениями (это могут быть модификации ранее известных ЛП либо препараты с новой сферой применения).
С точки зрения ценообразования и обоснования цен на лекарства, наиболее важным вопросом является оценка инновационности конкретной медицинской технологии на основе ее ожидаемой полезности для пациента. В разных странах существуют собственные подходы к классификации инноваций и определению степени их инновационности. Наглядным примером учета инновационности при решении вопроса о возмещении затрат на ЛП может служить Италия, где разработан четкий алгоритм оценки характеристик ЛП и их классификации по степени инновационности [9].
В Италии ключевую роль в лекарственной политике государства играет правительственное Агентство по контролю лекарственных средств (Agenzia Italiana del Farmaco, AIFA). AIFA оценивает инновационность лекарств, классифицирует их по категориям иннова-ционности, ведет переговоры о ценах с фармацевтическими компаниями, устанавливает пределы возмещения затрат на ЛП в амбулаторном секторе и контролирует назначение лекарств [9]. Заявки на включение ЛП в перечень препаратов, затраты на которые должны возмещаться государственно регулируемой системой здравоохранения (возмещаемые препараты), рассматриваются в Италии одновременно с ценообразованием, хотя переговоры о цене с производителем могут начаться только тогда, когда оценка обоснованности возмещения уже завершена. В случае, если соглашение с производителем не достигнуто, препарат не включают в перечень возмещаемых. При ценообразовании на лекарства в расчет принимаются следующие критерии [9]:
1) терапевтическая ценность препарата;
2) данные о безопасности его применения;
3) стоимость препарата в других странах Европейского Союза;
4) цены на аналогичные препараты той же анато-мо-терапевтически-химической (АТХ) группы;
5) численность больных - потенциальных потребителей препарата.
Практика показывает, что наиболее важными критериями являются добавленная терапевтическая эффективность препарата и его стоимость. AIFA оценивает ин-новационность лекарства, опираясь на модели, разработанные Motola и соавт. и опубликованные в 2004 г. [10].
27
н 2
ч
о
о. <
X
>
ч
*
ш 2
28
Рис. 2. Оценка инновационности новых ЛП в Италии [9].
Р
О ш _0 ш
X
ш
о ^
О X
X
ш
о
X
ш
Все ЛП предварительно разделяются на 6 классов в соответствии с их зарегистрированными терапевтическими показаниями [9]. К классу А относят препараты, применяемые для лечения тяжелых заболеваний, которые отвечают хотя бы одному из следующих критериев:
• смертельное заболевание;
• заболевание, требующее госпитализации;
• болезнь, угрожающая жизни;
• болезнь, ведущая к инвалидности.
Класс В состоит из препаратов, применяемых для лечения заболеваний, которые считаются фактором риска смертельных исходов (например, гипертензия или ожирение).
Лекарства, отнесенные к классу С, применяются для лечения менее серьезных болезней (например, аллергический ринит). В класс Б входят вещества, используемые в диагностике, в класс Е - меняющие образ жизни, в класс Б - вакцины. Последние 3 класса исключаются из дальнейшей оценки, поскольку считаются терапевтическими технологиями, затраты на которые не возмещаются государством.
Дальнейшая оценка инновационности проводится отдельно для каждого класса лекарств (А, В, С), так как влияние препаратов, принадлежащих к разным классам, на состояние пациента и общество в целом может быть различным. Степень инновационности оценива-
ется в два этапа (рис. 2) [9]. Прежде всего, анализируется наличие альтернативных способов лечения. Это позволяет выделить три основных категории лекарств (А, В и С), обладающих дополнительным терапевтическим эффектом и показанных в следующих ситуациях:
• А - при болезнях, для которых на момент утверждения препарата не имелось адекватного и эффективного лечения;
• В - при наличии субпопуляции пациентов, слабо поддающихся лечению применяемыми фармакологическими или нелекарственными средствами, или не отвечающих на 1-ю линию терапии;
• С - при заболеваниях с уже существующими методами лечения. Препараты этой категории подразделяют еще на три субкатегории:
■ С1 - более эффективные и безопасные, чем существующие лекарства,
■ С2 - фармакологическая инновация, т.е. препараты с лучшей фармакокинетикой или новым механизмом действия,
■ С3 - технологическая инновация, т.е. новый химический биотехнологический продукт, сравнимый по терапевтическому действию с уже имеющимися препаратами.
После этого оценивается степень терапевтического эффекта препарата. Категория А классифицируется
как лекарства, значительно улучшающие такие важные клинические (конечные) точки, как смертность и заболеваемость и/или валидизированные суррогатные точки. Категория B - это лекарства, частично улучшающие клинические или валидизированные суррогатные точки, либо имеющие ограниченные доказательства значительного улучшения. Категория C - лекарства, которые оказывают небольшое или временное влияние на некоторые аспекты заболевания (например, частичное облегчение симптомов серьезного заболевания).
Соответственно, оценки степени терапевтической инновационности - важная, умеренная, малая - присваиваются согласно алгоритму, который подробно показан на рис. 2.
Подводя итог, следует отметить, что инновационные технологии сегодня вносят серьезный вклад в повышение качества медицинской помощи, и именно это требует поиска рационального баланса между доступностью новых ЛП и признанием их необходимости, включающим, в частности, и финансирование инновационной деятельности. Заявленные планы российского Правительства о государственной поддержке инновационного пути развития фармацевтической отрасли подтверждают актуальность разработки в нашей стране единой системы оценки и классификации степени инновационности той или иной медицинской технологии. При этом нельзя не учитывать и международный опыт, свидетельствующий о значимости инновационных ЛП, и, соответственно, их адекватной оценки для системы здравоохранения и пациентов. Также обращают на себя внимание комплексность различных характеристик инноваций и детальная проработка подходов к определению инновации в целом, представленные в научной литературе. Постоянно растущая востребованность подходов к оценке медицинских технологий, основанных на анализе доказательств, а также неуклонно растущее число специалистов, работающих в этой области, неизбежно ведут к тому, что в системе здравоохранения, основанной на доказательствах, новые препараты будут вознаграждаться пропорционально их инновационности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Власова И. Российский фармрынок ждет инноваций не раньше 2018 года. URL:http://www.gzt.ru/topnews/business/-rossiiskii-farmrynok-zhdet-innovatsii-ne-ranjshe-/334927.html
2. UNESCO Institute for Statistics. Oslow Manual. The Measurement of Scientific and Technological Activities, 3rd Edition. 2005; 164 p.
3. Innovation in the pharmaceutical sector. A study undertaken for the European Commission by: Charles River Associates. 8th November 2004; p.171.
4. The many faces of innovation by OHE Consulting for the EFPIA, February 2005.OHE Consulting Office of Health Economics, London, UK. 34 p.
5. Вольская Е. О фармацевтических инновациях. Ремедиум. 2007; № 12: 6-10.
6. Kettler H. Competition through innovation, innovation through competition. Office of Health Economics, London, 1998.
7. Gelijns A., Moskowitz A. Capturing the unexpected benefits of medical research, in: Capturing the Unexpected Benefits of Medical Research, Pritchard, C. (ed.), Office of Health Economics, London, 2000.
8. U.S. Food and Drug Administration: Drug Development and Review Definitions. URL: http://www.fda.gov/drugs/developmentapproval-process/howdrugsaredevelopedandapproved/approvalapplications/ investigationalnewdrugindapplication/ucm176522.htm
9. AIFA, Model for ranking the therapeutic innovation for a new drug. URL: https://www.agenziafarmaco.it/allegati/intergral_document.pdf
10. Motola D., Ponti F., Rossi P., et al. Therapeutic innovation in the European Union: analysis of the drugs approved by the EMEA between 1995 and 2003. British Journal of Clinical Pharmacology, 2004; Vol. 59(4): 475-478.
Сведения об авторах:
Хачатрян Георгий Рубенович
научный сотрудник Автономной некоммерческой организации «Национальный центр по оценке технологий в здравоохранении»
Адрес для переписки:
117335, Москва, а/я 90 Телефон: +7 (916) 479-7524 E-mail: revenant87@yandex.ru
Лунева Анна Витальевна
специалист по фармакоэкономике ООО «Такеда Фармасьютикалс»
Адрес для переписки:
119048, Москва, ул. Усачева, д. 2, стр. 1 Телефон: +7 (495) 933-5511 доб. 5264 E-mail: Anna.Luneva@takeda.com
29
INTERNATIONAL EXPERIENCE
Characteristics of Innovations in Medicine and Assessment of its Value: a Literature Review
G.R. Khachatryan, A.V. Luneva
An implementation of innovative medical technologies results in better outcomes of diseases and quality of life, but also greatly affectsthe costs in healthcare. Imbalance in limited resources of healthcare system and demand for medical care determines that estimation of value of innovative medical technologies should be carried out before making decision on its funding. In the present article we have analyzed characteristics and definition of innovation in pharmaceutical industry and described different approaches for valuing innovativeness of medical technology in some foreign countries.
KEYWORDS: innovation, definition of innovation, characteristics of innovation, innovativeness, valuing innovativeness of medical technology, innovations in pharmaceutical industry