Научная статья на тему 'ИННОВАЦИИ В БИЗНЕС-ПРОЦЕССАХ'

ИННОВАЦИИ В БИЗНЕС-ПРОЦЕССАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1122
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бизнес-процесс / инновационная деятельность / инновация / нововведение / business process / innovative activity / innovation / innovation
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИИ В БИЗНЕС-ПРОЦЕССАХ»

Быкова А.В.

к.психол.н., доцент кафедры современных технологий управления РТУ МИРЭА

ИННОВАЦИИ В БИЗНЕС-ПРОЦЕССАХ

Ключевые слова: бизнес-процесс; инновационная деятельность; инновация; нововведение.

Keywords: business process; innovative activity; innovation; innovation.

Инновация - это процесс, посредством которого продукт или услуга обновляются и усовершенствуются за счёт применения новых процессов, внедрения новых методов или успешных идей для создания новой ценности.

У организаций есть несколько вариантов повышения своей конкурентоспособности: они могут стремиться к ценовому лидерству или разработать стратегию дифференциации. В обоих случаях необходимы инновации.

Компании, которые выбирают ценовое лидерство, должны обеспечить свою долгосрочную конкурентоспособность, разрабатывая инновационные высокоэффективные процессы. Для них важны оптимизация процессов и постоянное улучшение с точки зрения затрат.

Компании, которые стремятся к стратегии дифференциации, нуждаются в инновациях, чтобы развивать уникальные конкурентные преимущества.

Многие стартапы начинают свою деятельность с разработки инновационного продукта или услуги. Поэтому непрерывные инновации имеют решающее значение для всех компаний. Основное различие заключается в направленности инновационной стратегии, которая значительно варьирует от компании к компании.

Согласно международным стандартам под инновациями следует понимать конечные результаты инновационной деятельности, представленные в виде усовершенствованных или новых продуктов, выводимых на рынок, или используемых на практике процессов. Также инновацию можно определить как результат процесса формирования и распространения качественно отличных от предшествующих аналогов продуктов, услуг, технологий и методов управления. Это инновация, которая приобретает экономическое значение.

Рисунок 1.

Основные свойства инноваций

Это означает, что эти нововведения, новшества и новации, в основном, должны характеризоваться наличием новизны как технико-технологических сдвигов, управленческих или организационных изменений. Кроме того, инновации должны внедряться в производство и реализовываться на рынке, т.е. пользоваться спросом. Нововведения могут считаться инновациями только при соблюдении описанных выше условий.

Таблица 1

Классификация инноваций1

Признак классификации Пункты классификации

Степень радикальности и значимости в развитии экономики инновации - радикальные (базовые) - инновации, основанные на научном открытии или великом изобретении и направленные на освоение принципиально новых продуктов и услуг, технологий новых поколений; - улучшающие - инновации, направленные на улучшение параметров используемых продуктов и технологий, совершенствование продукции и процессов; - модификационные (частные) - нововведения, нацеленные на частичное усовершенствование устаревших поколений техники и технологии, организации производства

1 Мельников О.Н. Инновационный менеджмент как основа стратегического развития предприятия // Вопросы инновационной экономики. 2018. - № 18. - С. 26-31.

Эффективность инновации, которые имеют - экономическую эффективность; - экологическую эффективность; - социальную эффективность; - интегральную эффективность

Технологические параметры - продуктовые - использование новых материалов и полуфабрикатов, а также комплектующих, получающих новые функции (принципиально новые продукты); - процессные - новая технология производства, более высокий уровень автоматизации, новые методы организации производства (для новых технологий)

Частотность применения - разовые; - повторяющиеся

Сферы деятельности предприятия - технологические инновации - создание новых продуктов, технологий и материалов; - производственные инновации - целенаправленное расширение производственных мощностей, диверсификация производственной деятельности и изменение соотношения мощностей производственных единиц; - экономические инновации - изменения в методах и приемах хозяйствования, снижение себестоимости продукции, улучшение конечных финансовых результатов; - социальные инновации, связанные с улучшением условий труда и природы, социальной защищенности, психологического климата и внутренних отношений; - торговые инновации, направленные на изменение торговой, ценовой политики, предложение сопутствующих торговых услуг, расширение системы и методов маркетинга; - управленческие инновации предполагают совершенствование организационной структуры, стиля и методов принятия решений

Масштабы применения - в пределах предприятия (фирмы); - региональные; - отраслевые; - межотраслевые

Причины возникновения - реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на инновации, осуществляемые конкурентами; - стратегические - это нововведения, внедрение которых носит предупредительный характер с целью получения конкурентного преимущества в будущем

Бизнес-инновации подразделяются на поддерживающие и подрывные1.

Поддерживающие инновации направлены на улучшение существующих продуктов. Например, каждая новая модель автомобиля отличается от предыдущих поддерживающими её инновациями: улучшенными системами безопасности, управления двигателем, климат-контролем и т.д.

Подрывная инновация предполагает разработку и продвижение ноу-хау и коренным образом меняет ситуацию на мировых рынках. К «подрывным» инновациям относятся продукты, созданные на основе новой и ещё относительно несовершенной технологии и уступающие существующим традиционным продуктам, но обеспечивающие новые потребительские свойства, делающие данные продукты более удобными, простыми и мобильными, компактными в использовании. Однако из-за неразвитости технологий данные продукты могут быть дороже существующих продуктов в абсолютном выражении или дороже в пересчёте на удельную стоимость.

Инновационная деятельность любого хозяйствующего субъекта представляет собой совокупность определенных бизнес-процессов, для которых характерны следующие основные черты2:

1. Продолжительность инновационного процесса.

Инновация является самым продолжительным из всех бизнес-процессов, таких как реальные инвестиции, производство, продажи и т.д. временной процесс. Имеющиеся данные позволяют предположить, что срок окупаемости инновационных разработок достаточно высокого уровня радикальности составляет не менее одного-двух бизнес-циклов.

2. Высокая степень неопределенности и рисков инновационного процесса. Инновации отличаются от других бизнес-процессов повышенной неопределенностью, высокими рисками, низкой предсказуемостью результатов и, как следствие, проблематичностью вероятной отдачи.

3. Способность смягчать структурные изменения. Успешная инновационная деятельность существенно влияет на положение предприятия, его организацию и иерархию, структуру отрасли и отраслевого рынка, экономику в целом. При этом характер изменений тем неопределеннее, чем радикальнее само новшество.

Таким образом, чем мощнее стратегический ресурс инновации, тем сложнее учесть её последствия в стратегическом управлении предприятием. Например, радикальная продуктовая инновация в случае успеха создает новый спрос, который за счёт эффекта замещения изменяет логику и структуру отрасли, запуская детерминированные и неформальные (нелинейные) механизмы изменений, ещё более усиливающие структурные изменения.

4. Основным и решающим инновационным ресурсом является человеческий капитал, творческая способность генерировать и реализовывать новые идеи. Данное свойство можно определить как «человеческий потенциал» инноваций. Инновационная деятельность отличается от других видов экономической деятельности предельной степенью

1 Алексеев А.А. Инновационный менеджмент: учебник. - М.: Юрайт, 2019. - 259 с.

2 Володина О.А. Инновационный менеджмент: учебное пособие / О.А. Володина, Е.Ю. Фаддеева, А.А. Неретин. - М.: МАДИ, 2019. - 96 с.

самомотивации. В этом отношении она близка к искусству. Инстинкт любознательности придаёт деятельности новаторов внутреннюю устойчивость и целеустремленность.

5. Неприменимость жесткого целеполагания. Недостижение изначально поставленных целей, в отличие от других сфер бизнеса, не всегда означает провал инновационного проекта, а их достижение (в частности, разработка нового продукта) не равнозначно коммерческому успеху инновации.

6. Неформальные механизмы в инновационном процессе. Инновации сталкиваются не только с рыночными неопределенностями, но неизбежно меняют структуру рынка, сами инициируют изменения - эффекты слабые или неформализованные, т.е. в значительной степени неопределенные. Эти плохо формализованные эффекты из-за сложности и многофакторности являются нелинейными.

Для инноваций характерно внутреннее противоречие (парадокс) новаторства. К числу парадоксальных характеристик инновационной деятельности Ф. Янсен относит:

- инновация как созидательное разрушение;

- успешная инновация требует как хаоса, так и контроля;

- управление инновациями направлено на снижение неопределенности и одновременное использование этой неопределенности;

- инновацию можно рассматривать как событие и как процесс;

- инновация направлена на устранение барьеров или слабых мест, но, в свою очередь, создает новые барьеры и слабые места, причем не только ожидаемые, но и непредсказуемые1.

Не будет преувеличением сказать, что большинство таких «странностей» инновационного процесса являются его фундаментальными свойствами: как бизнес-процесс инновация является творческим высокорисковым процессом.

Как инновации могут занять достойное место в жизни компании? Первый шаг -принятие принципиального решения об инновационном развитии. Предприятия, руководители которых считают, что инновациями достаточно заниматься время от времени, не смогут реализовать тотальные инновации на практике.

Стереотипы присущи любой компании. Устоявшиеся модели поведения и шаблонное мышление неизбежно возникают в результате успешного прошлого опыта, но важно отказаться от использования имеющегося опыта в качестве основы для ведения бизнеса.

Компании должны принимать обоснованные решения об устранении стереотипов, мешающих инновациям, а менеджеры должны подавать личный пример образа мышления и поведения, которого они хотят добиться от своих сотрудников.

Для внедрения тех или иных инноваций в компании руководство должно ответить на ряд важных вопросов: где, когда и как внедрять инновации, какие инновации дадут наибольшую отдачу: стоит ли инвестировать в изобретения, менять ли бизнес-идеи; или изменения должны быть внесены в сам продукт и т.д.

Чтобы правильно инвестировать в инновации, необходимо оценить финансовые риски организации, в полной мере использовать знания отраслевой специфики, технологий и поведения клиентов: при правильных финансовых ориентирах это поможет создать полезную ценность как для самой компании, так и для целевой клиентской базы.

1 Янсен Ф. Эпоха инноваций. - М.: Инфра-М, 2017. - 308 с.

619

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.