УДК 796.011.3(075)
ИННОВАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В СЕВЕРОВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМЕНИ М.К. АММОСОВА
Александр Александрович Захаров, доцент,
Яна Юрьевна Захарова, старший преподаватель,
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова (СВФУ),
г. Якутск
Аннотация
В данной статье выявлены основные проблемные ситуации, которые возникают при переходе на бакалавриат, это - трудности при внедрении индивидуальной траектории обучения студентов, не разработанность инструментариев определения корректности компетенций, ограниченность в выборе профиля (специализации) по направлению «Физическая культура». Авторы предлагают к обсуждению инновации, реализуемые в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова при разработке основной образовательной программы подготовки бакалавра по физической культуре, которые помогут преодолеть вышеперечисленные проблемные ситуации. В частности, предлагаемая система организации обучения позволяет разработать и утвердить одну базовую программу подготовки бакалавров по направлению «Физическая культура», куда в виде образовательных модульных блоков могут быть включены не только разрабатываемые на сегодняшний день профили, но и предполагаемые в будущем дополнительные профили. Студенту по данной образовательной программе представится возможность получить специальные знания по двум профилям (специализациям) своего направления, при этом предоставляется возможность заменить один профиль на одну «перпендикулярную» специализацию по другому направлению, которая разрабатывается в других институтах или факультетах университета.
Ключевые слова: основная образовательная программа подготовки, бакалавр физической культуры, национальные виды спорта.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.07.89.p62-66
“PHYSICAL CULTURE” BACHELOR EDUCATIONAL PROGRAM INNOVATIONS IN THE NORTH-EAST FEDERAL UNIVERSITY NAMED AFTER M.K AMMOSOV
Alexander Alexandrovich Zakharov, the senior lecturer,
Yana Yur’evna Zakharova, the senior lecturer,
North-East Federal University named after M.K. Ammosov, Yakutsk city
Annotation
The article has revealed the main problems, arising at transition to the bachelor’s program, these are difficulties of the students training individual trajectory introduction, tools crudity for the competencies correctness definition, choice limitation for physical culture profile (specialization). Authors offer to discuss the innovations, realized in the North-East federal University named after M.K. Ammosov, at developing the “Physical culture” bachelor basic educational program, which help to overcome abovementioned problems. In particular, the offered system of the training organization allows to develop and approve one “Physical culture” bachelor basic educational program where in the form of educational modular blocks may be included not only profiles developed today, but also additional profiles assumed for the future. The student is offered under this educational program with possibility to receive special knowledge by two profiles (specializations) of their specialty, thus, the opportunity is given to change one profile to one "perpendicular" specialization of the other specialty which has been developed in other institutes or university faculties.
Keywords: basic educational program, physical culture bachelor, national sports.
Переход на многоуровневую систему профессионального образования, сопровождается разработкой соответствующих образовательных программ бакалавриата и магистратуры. Анализ рекомендуемых базовых программ подготовки бакалавра по физиче-
ской культуре выявил ряд проблемных моментов, которые, на наш взгляд, требуют безотлагательного решения.
Так, во-первых, согласно директив Министерства образования и науки Российской Федерации, при проектировании направления подготовки бакалавра в рамках вариативной части основной образовательной программы, высшему учебному заведению разрешено самостоятельно устанавливать профиль (специализацию) ООП бакалавриата или выбрать его из списка, рекомендованного примерной образовательной программой, если профили (специализации) ООП по этому направлению не определены во ФГОС ВПО [14]. Вместе с тем, рекомендуемые примерные основные образовательные программы и разрабатываемые на их основе вузовские варианты, практически не способствуют переходу на индивидуальную траекторию обучения студентов, так как реализуемые в вузах учебные планы, при разработке которых используется информационная система «ПЛАНЫ», не дают возможности утвердить асинхронный график учебного процесса, что нарушает одно из главных условий организации учебного процесса по логике Болонского процесса.
Во-вторых, еще одна существенная проблема заключается в том, что качество содержания образования и качество учебного процесса являются диагностируемыми (проверяемыми) составляющими образовательной практики, тогда как результаты обучения и освоения образовательных программ, выраженные в описаниях компетенций, сегодня могут быть проверенными с весьма малой вероятностью. Кроме того, в стандартах даже не даны рекомендации по поводу разработки инструментария для определения корректности компетенций [5].
В-третьих, реалии сегодняшнего дня указывают на то, что у студента нет возможности выбирать дополнительный профиль (специализацию) во время обучения в ВУЗе, так как студент обучается только по одному определенному профилю, выбранному ещё при поступлении на учебу. В то же время, на наш взгляд, сегодня необходимо предлагать такие условия, чтобы у студента была возможность обучаться хотя бы по двум профилям. При этом, не исключая возможности получить «перпендикулярную» систему специализации major/minor, при которой minor - это сокращенная программа подготовки по дополнительному направлению, получаемая параллельно с полной программой основной подготовки major.
Таким образом, в порядке преодоления перечисленных проблем предлагаем к обсуждению следующие новации в разработке образовательных программ подготовки бакалавра по физической культуре, реализуемых в Северо-Восточном Федеральном Университете имени М.К. Аммосова:
1. При разработке ООП увеличить количество зачетных единиц (ЗЕ) дисциплин или количества дисциплин, направленных на углубленное изучение:
- иностранного языка;
- информационных технологий;
- научно-методической деятельности;
- практической сферы деятельности физической культуры и спорта.
2. В рамках вариативной части профессионального цикла изучение различных блоков образовательных модулей, которые состоят из нескольких смежных дисциплин. Ниже приводятся примеры блоков образовательных модулей, разработанных на кафедре национальных видов спорта и народных игр, для профиля «Национальные виды спорта и народные игры». Разработка данного профиля продиктована с учетом современной тенденции развития национальных видов спорта, которые признаны не только общероссийскими, но и международными спортивными институтами:
- физические упражнения, игры, развлечения коренных народов мира;
- спортивная тренировка по национальным видам спорта (НВС);
- спортивный менеджмент в сфере НВС;
- научно-методическая деятельность в сфере НВС;
- учитель физической культуры.
Каждый из этих модулей состоит из нескольких дисциплин, общая сумма ЗЕ одного модуля составляет от 10 до 30 ЗЕ. При этом, если трудоемкость дисциплин одного образовательного модульного блока составляет более 20 ЗЕ, то она становится профильной. Студент должен за время обучения набрать не менее 50 ЗЕ, при этом, дисциплины 2-х образовательных модулей должны быть освоены стопроцентно. Такая система организации обучения позволяет разработать и утвердить одну базовую программу подготовки бакалавров по направлению «Физическая культура», куда в виде образовательных модульных блоков могут быть включены не только разрабатываемые на сегодняшний день профили, но и предполагаемые в будущем дополнительные профили. Студенту по данной образовательной программе представится возможность получить специальные знания по двум профилям (специализациям) своего направления, при этом предоставляется возможность заменить один профиль на одну «перпендикулярную» специализацию по другому направлению, которая разрабатывается в других институтах или факультетах университета.
3. Дисциплины по выбору профессионального цикла распределены на модули по выбору. Каждый такой модуль состоит из 2-3 смежных дисциплин с общим количеством ЗЕ 4-6. Количество модулей не ограничивается. По данному разделу по согласованию также можно включить образовательные модули, которые могут быть предложены другими институтами и факультетами университета. В первую очередь, по нашему направлению подготовки наиболее актуальны следующие науки: медицина, биология, психология, физика, химия. Студент за время обучения должен набрать не менее 35 ЗЕ по дисциплинам выбора профессионального цикла, при этом дисциплины 4 образовательных модулей должны быть освоены стопроцентно.
4. Опыт подготовки специалистов убеждает нас в том, что главным фактором, определяющим степень профессиональной готовности выпускника, является умение эффективно применять полученные знания на практике. В связи с чем, проведение практик необходимо предусмотреть на каждом курсе. Примерные названия и направления практик:
- 1 курс - организаторская (организация, проведение, судейство спортивных мероприятий, соревнований по НВС);
- 2 курс - педагогическая (проведение уроков ФК в школах, ССУЗах, ВУЗах);
- 3 курс - спортивно-ориентированная (тренерская деятельность в ДЮСШ, УОР, ШВСМ и т.д.);
- 4 курс - научная работа (проведение научных экспериментов, работа в библиотеке и т.д.).
Однако, скорее всего, не следует питать иллюзий по поводу быстрого достижения высокой степени корреляционной взаимосвязи между внедрением предложенных новаций в образовательные программы и реальными результатами подготовки физкультурных кадров. Достижение такого соответствия зависит от множества факторов, как внешних по отношению к системе образования, так и внутренних: материально-технической оснащенности, мастерства профессорско-преподавательского состава и т.п.
Кроме того отсутствие в научном лексиконе многих стран мира термина «Физическая культура» не позволит нашим выпускникам на равных конкурировать на мировом рынке труда. В связи с чем, кафедра уже сегодня нацеливает систему образования в нашем ВУЗе на подготовку бакалавров и магистров спорта, что безусловно потребует разработки новых образовательных стандартов, учебно-методического обеспечения образовательной среды по данному направлению.
Таким образом, на сегодняшний день учет сформулированных предложений при
разработке образовательной программы подготовки бакалавра по Физической культуре с обязательным уточнением инструментариев контроля овладения компетенциями, а также в ближайшем будущем разработка нового образовательного стандарта Высшего профессионального образования по направлению «Спорт» позволяют, на наш взгляд, задать верный вектор развития образовательной системы. А при верно заданном векторе развития образовательной системы вероятность подготовки современных, конкурентоспособных на мировом рынке труда бакалавров Физической культуры (или же Спорта) становится все же значительно больше.
ЛИТЕРАТУРА
1. О разработке вузами основных образовательных программ, Письмо Директора Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России И.М. Ре-моренко № 03-956 от 13.05.2010 года с приложением [эл. ресурс] // URL : http://www.herzen.spb.ru/img/files/ike/Pismo_Minobrnauki_RF_ot_13_05_2010_N_03-956_O_razrabotke.pdf - Дата обращения 30.07.2012.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего професси-
онального образования по направлению подготовки 034300 Физическая культура (квалификация (степень) «бакалавр») [эл. ресурс] // URL :
http://www.fgosvpo.ru/uploadfiles/fgos/3/20111115115812.pdf - Дата обращения 30.07.2012.
3. О профилях и специализациях ООП высшего профессионального, Письмо Ди-
ректора Департамента профессионального образования Минобрнауки России Т.М Давыденко №12-532 от 31.03.2011 года с приложением. [эл. ресурс] // URL :
http://www.fgosvpo.ru/uploadfiles/mo/2011040200 - Дата обращения 30.07.2012.
4. ПООП баклавриата НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург [эл. ресурс] // URL : http://www.fgosvpo.ru/uploadfiles/poops/1/3/20110626234422.pdf - Дата обращения 30.07.2012.
5. Тютюков, В.Г. О компетентносто-ориентированной подготовке бакалавра физической культуры / В.Г. Тютюков // Материалы конференции "Физическая культура и спорт в современном обществе" / Под ред. С. С. Добровольского и Г. С. Хама. - Хабаровск , 2011. - С. 275-278.
6. Захаров А.А. Перспективные пути совершенствования системы подготовки специалистов на кафедре национальных видов спорта ИФКиС ЯГУ / А. А. Захаров // Материалы конференции "Инновационное обеспечение образовательной деятельности ВУЗа". - Якутск , 2008. С. 258-259.
REFERENCES
1. About the basic educational program developing by the Higher Educational Institu-
tions. Letter of the director of Department of the State policy in education of the Ministry of education and science of Russian Federation I.M Rimorenko № 03-956 under date 13.05.2010 with supplement, avaliable at:
http://www.herzen.spb.ru/img/files/ike/Pismo_Minobrnauki_RF_ot_13_05_2010_N_03-956_O_razrabotke.pdf (accessed 30 Yuly 2012).
2. Federal State Educational Standard of the Higher Professional Education of the “Physical culture” specialty (qualification (degree) bachelor), available at: http://www.fgosvpo.ru/uploadfiles/fgos/3/20111115115812.pdf (accessed 30 Yuly 2012).
3. About profiles and specializations of the Basic Educational Program of the Higher professional Education, letter of the director of Department of professional education of the Ministry of education and science of Russian Federation T.M. Davidenko №12-532 under date 03.2011 with supplement, available at: http://www.fgosvpo.ru/uploadfiles/mo/2011040200 (accessed 30 Yuly 2012).
4. POOP of the Bachelor’s program of the NSU named after P.F. Lesgaft, St.-
Petersburg, available at: http://www.fgosvpo.rU/uploadfiles/poops/1/3/20110626234422.pdf (accessed 30 Yuly 2012).
5. Tyutyukov, V.G. (2011), “About physical culture bachelor competence-oriented training”, Conference proceedings "Physical culture and sport in contemporary society", Khabarovsk , pp. 275-278.
6. Zakharov, A.A. (2008), “Perspective ways of the specialists training system improvement in the national sports and nation games department of the Institute of physical culture and sport of the Yakut State University”, Conference proceedings "Innovational maintenance of the Higher Educational Institution activity", Yakutsk, pp. 258-259.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 31.07.2012.
УДК 378
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ НА НАЧАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Александр Евгеньевич Катков, старший преподаватель,
Михаил Антонович Дасько, старший преподаватель, Санкт-Петербургский им. В.Б.Бобкова филиал Российской таможенной академии
Аннотация
В статье представлены определения деятельности таможенного специалиста, способы формирования у них необходимых умений и навыков, а также различные средства и методы профессионально-прикладной физической подготовки студентов таможенной академии для адаптации к профессиональной деятельности, проведение и обсуждение необходимых экспериментальных исследований. В процессе педагогического эксперимента полученные данные подтвердили положение о том, что реализация индивидуальных особенностей обучаемых возможна в рамках существующих программ по физической подготовке в Российской таможенной академии, в том числе и по профессионально-прикладным разделам. Также полученные данные позволяют утверждать об эффективности в этом направлении предложенной нами методики.
Полученные результаты заслуживают обобщения с целью внедрения в учебновоспитательный процесс вузов таможенной направленности на начальном этапе профессионального становления таможенных специалистов.
Ключевые слова: студенты таможенной академии, профессионально-прикладная физическая подготовка, экспериментальные исследования.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.07.89.p66-72 PROFESSIONALLY-APPLIED PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS OF THE RUSSIAN CUSTOMS ACADEMY IN THE INITIAL PERIOD OF TRAINING
Alexandr Evgenjevich Katkov, the senior lecturer,
Mihail Antonovich Dasko, the senior lecturer,
Bobkov Russian Custom Academy, Saint-Petersburg Branch
Annotation
The article gives definitions of activity of the customs expert, ways of formation among them the necessary skills, and various means and methods of professionally applied physical preparation of students of customs academy for adaptation to professional activity, carrying out and discussion of necessary pilot studies. In the course of pedagogical experiment, the obtained data confirmed situation that realization of specific features of trainees is possible within existing programs on physical preparation in the Russian customs academy, including professionally applied sections. In addition, the obtained data allow arguing about efficiency in this direction of the technique offered by us.