Научная статья на тему 'Инновации на предприятиях – путь к успеху'

Инновации на предприятиях – путь к успеху Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновации / конкурентоспособность / эффективность производства / технологии / мировой прогресс / инновационная и инвестиционная привлекательность / инновационная стратегия
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновации на предприятиях – путь к успеху»

Кабулов А. А.

к.э.н., доцент, зам. декана факультета экономики, бизнеса и финансов Ташкентского филиала РЭУ ИННОВАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ - ПУТЬ К УСПЕХУ

Ключевые слова: инновации, конкурентоспособность, эффективность производства, технологии, мировой прогресс, инновационная и инвестиционная привлекательность, инновационная стратегия.

В сегодняшних условиях, когда постоянно растут темпы и масштабы производства, существенно меняется «лицо» самого производства, усиливается конкуренция между товаропроизводителями, а рынок уже не воспринимает устаревшие товары и изделия, инновации становятся катализаторами как экономического, так и технико-технологического успеха предприятий. Благодаря активной инновационной деятельности предприятий в стране обеспечивается макроэкономическая стабильность, укрепляется и развивается промышленно-производственный потенциал, экономика становится самодостаточной и конкурентоспособной. Другими словами, инновации материализуют достижения научно-технического процесса, способствуют повышению эффективности производства, росту производительности труда и профессионализма кадров.

Предприятия, особенно промышленные и крупные, являются созидателями и одновременно потребителями инноваций. Как свидетельствует практика, по сравнению с малыми предприятиями у крупных предприятий больше возможностей для создания и использования инноваций. Однако малые предприятия быстрее реагируют на конъюнктуру рынка и соответственно быстрее реализуют новшества и удовлетворяют инновационный потребительский спрос. Через инновации происходит практическое использование идей и изобретений, что приводит не только созданию лучших технологий, но и производству высококачественных и конкурентоспособных видов продукции и услуг. Поэтому коммерческая реализуемость признается одним из главных условий создания и использования инноваций на любом предприятии - крупном или малом, государственном и частном, совместном и др.

По своей внутренней логике инновации - это новый момент в жизни предприятий, основа экономического успеха и обеспечения их выживаемости в условиях конкуренции. Это хорошо усвоили зарубежные промышленные компании, фирмы, корпорации. Они осуществляют немалые затраты на инновационные разработки. Например, в США эти затраты составляют 2,8% к ВВП, в Великобритании - 1,9, в Швеции - 3,8%. Японские промышленные компании отчисляют на научные исследования и разработки до 10% от всего объёма продаж, понимая, что наибольшую прибыль, выгоду приносят товары, изготовленные с применением современных передовых технологий.

Как показывают наши наблюдения, Узбекистан не стоит в стороне от мирового прогресса. В стране инновационной деятельности придаётся внимания не меньше, если не больше, чем за рубежом. Этому способствуют не только имеющиеся в республике огромные природные и трудовые ресурсы, интеллектуальный потенциал, но и принимаемые на государственном уровне меры по совершенствованию координации и управления развитием науки и технологии, стимулированию внедрения инновационных проектов и технологий в отечественное производство, дальнейшему совершенствованию инвестиционного климата и деловой среды в стране.

В республике ежегодно проводятся ярмарки инновационных проектов, идей и технологий, в которых участвуют представители не только отечественных, но и зарубежных предприятий, фирм и компаний. Так, в ходе состоявшихся в 2008-2015 годах ярмарок было представлено около 3900 инновационных идей и технологий, созданных ученными нашей страны, подписано более 3100 договоров, в результате реализации которых произведено новой продукции почти на 1,8 трлн. сумов.

Инновационные наработки в сочетании с реализацией политики и принципов ресурсосбережения в экономике получены и в нынешнем году. С начала текущего года освоен выпуск 36 новых видов и 45 новых моделей готовых швейно-трикотажных изделий, 69 новых видов кондитерских изделий, плодоовощной и мясомолочной консервной продукции, 60 наименований новых лекарственных препаратов. В производство внедрены энергосберегающие технологии, достигнуто снижение энергозатратности производственной продукции в среднем на 9,8%. Ориентация предприятий на современные технологии позволяет им успешно функционировать не только на внутреннем, но и на внешнем рынке, развивать с зарубежными предприятиями партнёрские связи, расширять круг потребителей своей продукции как в республике, так и за её пределами.

Например, за первое полугодие 2016 г. объёмы экспорта свежей и переработанной плодоовощной продукции, которой, как известно, славится наша республика, превысили 354 тыс. тонн, или в 1,3 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Возрос объём экспорта и промышленных видов продукции, в частности, полиэтилена в 18,8 раза, молибдена - 2,5 раза, грузовых автомобилей - 1,3 раза, проката чёрных металлов настолько же, хлопчатобумажных тканей - 1,4 раза и других видов продукции с высокой добавленной стоимостью.

По сообщениям зарубежных СМИ, Узбекистан является единственной страной Центральной Азии, которая вошла в число 20 государств мира, имеющих инновационную и инвестиционную привлекательность. Благодаря исполь-

зованию достижений науки и техники, а также передового мирового опыта отечественные предприятия добиваются не только ресурсосбережения, увеличения выпуска качественной и конкурентоспособной продукции, роста экспортного потенциала, но и улучшения своего экономического и финансового положения, обеспечения длительного жизненного цикла.

Инновации - специфический продукт. Они представляют собой результат комплексного процесса, состоящего из создания, разработки, коммерческого применения и распространения новшеств, удовлетворяющих в каждом случае конкретную общественную потребность. В этом процессе не только совершенствуются техника, технология и организация производства и труда, но и создаются новые продукты и услуги, а зачастую одновременно то и другое. Инновации являются, кроме того, основным средством предприятий в конкурентной борьбе за нахождение и укрепление своей ниши на рынке товаров и услуг. Поэтому предприятия должны обладать не только производственной стратегией (что, сколько и кому производить), но и инновационной политикой, позволяющей им застраховаться от производства невостребованной, не пользующейся спросом продукции, не допускать ненужных, непроизводительных затрат, избежать краха и т.д.

Разработка инновационной стратегии должна опираться на следующее:

- получение информации о существовании какого-либо определённого новшества, близкого к деятельности данного предприятия;

- всесторонний анализ свойств, качества и других параметров данного новшества;

- оценка и обоснование целесообразности новшества в качестве объекта внедрения, применения, использования на данном предприятии;

- принятие решения о приемлемости и осуществлении инноваций;

- собственно осуществление и распространение (реклама) инноваций.

В заключении необходимо отметить два важных, с нашей точки зрения, момента реализации инновационной политики. Первое - это то, что стремление к инновациям не должно быть самоцелью и осуществляться любыми способами и средствами. Инновационная деятельность должна опираться, прежде всего, на здравый смысл и ресурсные возможности, а также на целесообразность, важность и необходимость осуществления инноваций в конкретный момент времени. Второе - инновации нельзя рассматривать как рядовое организационно-техническое мероприятие, включаемое в бизнес-план предприятия. Важно иметь ввиду то, что инновации всегда связаны с определёнными затратами, которые должны обязательно окупиться, дать эффект, желаемую отдачу. Без полезной отдачи любые инновации теряют свой смысл, становятся практически ненужными, бесполезными. Речь идёт не только о технической или технологической стороне вопроса, но и об экономической, т.е. коммерческой реализуемости инноваций, и не только для предприятия, но и общества.

Имеющийся на сегодня в Узбекистане промышленно-производственный и научно-технический потенциал позволяет не только использовать, но и расширять зону применения новшеств, овладевать новыми направлениями и сферами инноваций. Это, в свою очередь, является важным индикатором наращивания объёмов производства во всех отраслях и сферах экономики, ускорения научно-технического и общественного процесса, а также быстрейшего вхождения республики в число высокоразвитых государств мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.