ИННОВАЦИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНАХ РФ
УДК 332.1
Александр Валериевич Бабанов,
Аспирант кафедры Антикризисного управления,
Институт экономики и антикризисного управления Тел.: 89150085156, Эл. почта: Batto@yandex.ru
Государственное регулирование инновационных процессов вызвано недостаточностью и ограниченностью воздействия рыночных механизмов на появление и распространение инноваций в регионах. Предлагается авторское видение повышения инвестиционной привлекательности в регионах РФ, в основе которого заложен принцип инноваций.
Неравномерность и противоречивость современного этапа развития российской экономики, характеризующегося дихото-мичностью рыночно-трансформационных преобразований в условиях макроэкономической стабилизации, требует форми-рова-ния единой концепции развития национальной экономики с учетом выявления общеэкономических закономерностей для развития регионов РФ.
Ключевые слова: инновации, инвестиционный климат, устойчивость региона, тип инвесторов, инвестиционный проект, совершенствование инвестиционного климата в регионах.
Alexander V. Babanov,
Post-graduate student, the Department of Crisis Management,
Institute of Economics and Crisis Management Tel.: 89150085156, E-mail: Batto@yandex.ru
INNOVATION AS A WAY OF INCREASING OF INVESTMENT ATTRACTIVENESS IN THE REGION OF THE RF
Government regulation of innovation processes is caused by lack and limited impact of market mechanisms on nascency and spreading of innovations in the regions. The author suggests his own vision of increasing investment attractiveness of Russian regions the basis of which is the principle of innovation.
The inequality and inconsistency of the present stage of development of Russian economy characterized by dichotomy of market-transformational change in the terms of macroeconomic stabilization require of the formation of unified development concept of the national economy in view of identifying patterns of general economic development of Russian regions.
Keywords: Innovation, investment climate, stability of the region, type of investors, investment project, improving of investment climate in the region.
1. Введение
При появлении на рынке инноваций существовавшие до этого момента конкурентные преимущества устаревают. Инновации способны изменить инвестиционный климат в регионах РФ и активизировать внутренние источники для реинвестирования, являющиеся основными предпосылками в создании конкурентных преимуществ на рынке. Несмотря на это, предпринимаемые на федеральном уровне программы развития недостаточно полноценны и адаптированы для конкретного региона. Таким образом, необходимо усиливать роль инноваций в регионах РФ.
Для организации планомерного и поступательного развития инноваций и обеспечения равномерности необходимо усилить региональную инновационно-инвестиционную программу развития региона РФ.
Создание инновационных структур, позволяющих повысить инвестиционную привлекательности субъектов РФ, - одна из основных задач экономической политики как экономически развитых, так и развивающихся стран. Эти структуры позволяют стабилизировать экономическую ситуацию. Даже в развитых экономических системах они в ряде случаев создаются в период экономического спада, структурной перестройки, сопровождающихся сокращением рабочих мест, уменьшением объемов бюджетных ассигнований на научное развитие, а также в условиях значительного накопления научно-технического потенциала, при отсутствии механизма доведения имеющихся идей до конкретного потребителя и достижения коммерческого успеха.
2. Создание инновационной инфраструктуры
Эффективное управление инновационным процессом требует специальных организационно-экономических механизмов. Это, в первую очередь, связано с условиями неопределенности, которые характерны для инновационной деятельности. Неопределенность охватывает практически все фазы: от научно-исследовательских работ до продажи научно-технической продукции на рынке. Эта проблема может быть решена путем формирования специальной инфраструктуры, поддерживающей инновационный процесс в регионах.
По нашему мнению, инновационная инфраструктура может представлять собой организационную, материальную, финансово-кредитную, информационную базу для создания условий, способствующих эффективному распределению средств и оказанию услуг для развития инновационной деятельности, технологического трансферта, коммерциализации научно-технической продукции.
Создание инновационной инфраструктуры зависит от уровня технологического и экономического развития национальной экономики и экономических показателей субъекта РФ. В странах, имеющих развитую производственную инфраструктуру, наблюдается процесс софтизации (soft infrastructure в отличие от hard infrastructure), характеризующийся повышением роли невещественных, нематериальных факторов производства, информатизацией общества.
Софтизация переплетается с сервизацией - опережающим развитием сферы услуг. Таким образом, формируются реальные возможности создания сети консалтинговых, инжиниринговых, сервисных, информационных услуг, - как элементов инфраструктурной трансформации в целях активизации инновационных процессов.
В условиях трансформирующегося общества инновационная инфраструктура должна способствовать вхождению науки в рыночную среду, развитию предпринимательства в научно-технической сфере, поэтому ее формирование во многом определяется состоянием рыночной инфраструктуры.
В последние годы антикризисное управление находит широкое применение в отечественной управленческой практике, являясь одним из самых «популярных» деловых терминов. Однако до настоящего времени его содержание в российской практике управления бизнес-процессами не достаточно конкретизировано. Это связано, во-первых, с тем, что для многих регионов понятие «кризис» стало элементом инвестиционного климата. Кризис в широком смысле, как смена повы-
Экономика, Статистика и Информатика
№2, 2012
шательнои тенденции понижательной, является неотъемлемой характеристикой рыночной экономики. Таким образом, любое управление можно рассматривать как антикризисное, а содержание и методы традиционного и антикризисного управления в этом случае незначительно отличаются. Таким образом, сложно определить специфическое определение антикризисного управления и раскрыть его содержание.
Считается целесообразным, рассматривать антикризисное управление как комплексный, многоплановый процесс, включая специальные финансовые процедуры (в том числе и банкротство следует рассматривать как некоторую оздоровительную процедуру спасения региона от экономического краха), особый стратегический план и т. д.
Антикризисное управление, по мнению автора, -это управление, способное прогнозировать и смягчать кризисы, а также обеспечить функционирование региона в режиме выживания в период кризиса и вывести его из кризисного состояния с минимальными потерями.
Антикризисное управление считается целесообразным базироваться как на общих закономерностях, присущих управленческим процессам, так и специфических особенностях, связанных с антикризисными процедурами, к которым можно отнести, во-первых, разработку и внедрение системы контроля и обнаружения признаков предстоящей кризисной ситуации. Ключевым моментом антикризисного управления может быть антикризисная стабилизационная программа, представляющая собой многоплановый комплекс взаимоувязанных, взаимообусловленных и своевременных действий (мероприятий), охватывающих все основные факторы бизнеса, включая — человеческий.
По мнению автора, инновационный тип развития экономики в простейшем представлении ассоциируется с ее интенсификацией, в то время как углубленный подход к развитию этого направления предполагает кардинальные изменения в понимании сущностного характера, форм проявления и способов осуществления на институциональном, технико-технологическом, экономико-финансовом, природно-экологичес-ком, образовательно-культурном, психофизиологическом и т. п. уровнях.
Современный бизнес - это инновационный бизнес, это среда, без которой
невозможно его существование. Обычно считают, что нововведения касаются исключительно техники и технологий. Известный теоретик управления Питер Друкер относил новые знания и технологии в число самых последних по значимости (по конечной пользе от их освоения) и в число самых первых по риску источников инноваций в бизнесе. А по-настоящему значительные эффекты достигаются от изменений в методах работы и управления, а также в сфере организационных и социальных нововведений.
Например, современные информационные технологии сами по себе, то есть именно как просто набор технологий по электронной обработке и транспорту информации, не слишком много эффективности добавили бизнесу. Но созданные на их базе принципиально новые деловые бизнес-модели, в основе которых лежит сетевой принцип организации взаимодействия как внутри региона, так и в цепи поставок, привели к подлинной революции создания инвестиционного климата.
3. Повышение устойчивости инвестиционной привлекательности в регионах РФ
Важно отметить, что основные эффекты от инноваций достигаются, как правило, в неких почти нематериальных сферах: в новой организации рабочего и управленческого процесса, в создании оригинальной кооперационной схемы, в изменении образа компании, в улучшении ее коллективного духа и т.д. Но, в чем бы не состояла суть инноваций, главное в них то, что они должны быть постоянными.
Требования поддержания постоянства изменений, это факт, т.к. все в регионе должно быть нацелено на изменения. Инновационная активность последних десятилетий в развитых странах показывает на много нововведений, но это не всегда глубокие изменения.
Поэтому, не отвергая очевидный принцип постоянности инноваций, необходимо особо отметить чрезвычайно важную проблему их содержания и качества. Бизнес нашей страны сегодня находится, по мнению автора, в нижней точке инновационного цикла в развитии инвестиционного климата в регионах. Очень важно, как мы пойдем с этого нижнего предела в рост, какие технологические, управленческие, организационные принципы положим в основание инновационного процесса.
Считается целесообразным, на-
учиться концентрироваться на главном, или как теперь говорят, «развивать сумму компетенций». Следовательно, что любой регион, какой бы большой или малой он ни был, должен оценить свои уникальные возможности, обеспечивающие ему лидирующее положение. Необходимость лидирующего положения - это обязательное требование. Концентрация на главном - условие обеспечения лидерства.
Так как лидером нельзя быть во всем, нужна концентрация на главном. Существуют три направления концентрации:
- знания и ресурсы в регионе;
- его товары и услуги;
- рынки, на которых он работает.
При этом нежелательно одновременно сосредотачиваться более чем на одном направлении. Например, регион может лучше других делать данный продукт (то есть она сконцентрировалась и обеспечила лидирующее положение в области технологии и ресурсов). Тогда он может смело диверсифицироваться («рассредоточиться») на других векторах: скажем, выйти с первоклассным продуктом (как следствие уникальных технологических способностей) на разные географические и товарные рынки этого продукта. Или она может выбрать рыночную, а не ресурсную стратегию: то есть при соблюдении средних способностей в области производства, которые обеспечивают просто добротный уровень качества и приемлемые цены, сосредоточиться на умении осваивать и развивать рынки. При этом направления концентрации могут со временем меняться, но не меняется, а все более усиливается само требование сосредоточения на главном.
Основная причина медленного развития данной концепции в нашей стране объясняется объективными российскими условиями - неразвитостью инфраструктур различного вида (судебно-правовой, транспортной, торговой и т.д.), то есть всего того, что обеспечило бы эффективное сотрудничество между специализированными бизнесами. Если этой инфраструктуры нет или она неэффективна, то любого региона необходимо принять меры по минимизации своих затрат, включая в свой состав данные предприятия по отраслевой цепи, она обеспечивает единое «правовое корпоративное пространство», создает и контролирует коммуникации и т.д.
Что касается коммуникаций, то ин-
№2, 2012
8
формационные технологии позволили создать техническую основу для развития адекватной системы управления информацией, а создание транспортно - логистических сетей радикально улучшило каналы товарного обмена. Таким образом, возможность создания гибких и эффективных связей между элементами деловой цепочки позволила дать новое качество экономическим системам.
С управленческими технологиями все сложнее, так как прямого административного контроля над партнерами нет. Складывается контроль, основанный на технологических и управленческих стандартах, сформулированных головной организацией, создающей идею и образ конечного продукта, контролирующей исследования и владеющей каналами сбыта. Она разрабатывает технологические и управленческие правила участия независимых производителей промежуточных продуктов, создания стоимости, обеспечивает жесткий управленческий контроль за текущей координацией и распределяет совокупную добавленную стоимость между отдельными ее элементами.
Новая экономика - это уже реальность, но при этом нужно помнить, что в информационном пространстве нужно конкурировать со всем миром, т.е. всегда быть нацеленным на лидерство.
Неопределенность внешней среды и координационная система организа-
ции повышают роль человека в бизнесе - как руководителя, так и простого работника, так как человек - это потенциально самый творческий и гибкий элемент в системе. Поэтому только активизация человеческой энергии и повышение качества его труда может обеспечить эффективную организацию.
Структура управления - это когда даже рабочий может и должен принимать серьезные управленческие решения, и они могут существенно повлиять на конечные результаты, так как каждый элемент системы управления организации обладает уникальной компетенцией, вносит свой вклад в общий результат. Знания стали экономической категорией, а капитализация знаний -одним из важнейших экономических процессов. Знания - это не информация, а способность применить информацию для эффективного решения конкретной проблемы. Уникальные знания, то есть набор навыков для решения деловых проблем - это именно то, что лежит в основе компетенции и конкурентоспособности бизнеса. Ничем другим он сегодня не может обеспечить себе лидерства, ибо информация, производственные и управленческие технологии стали более или менее равнодоступны и не являются ключевым конкурентным фактором. А носителям знаний являются люди, ибо ни одна техническая экспертная система не может
сегодня творчески преобразовать набор информации и ресурсов в эффективное деловое решение.
Все сказанное выше можно свести к следующему. Ключевая фигура современного бизнеса - человек, ибо только он является носителем главного ресурса нашего времени - знаний, а для этого необходимо повышать качество жизни в регионах. Только уникальные, специализированные знания обеспечивают бизнесу лидерство - главное условие его выживаемости и развития. Совместная работа специализированных бизнесов возможна только благодаря системному управлению в единой производственно - логистической системе. И все эти принципы необходимо заложить в фундамент организации бизнеса для того, чтобы обеспечить непрерывный процесс продуктовых, управленческих, технологических и организационных инноваций.
Следовательно, инновация - это предложение нового, более удачного варианта какого-либо изделия или способа какого-либо действия, повышающее конкурентоспособность компании и позволяющее ей добиться поставленных целей.
Так, например, предлагается авторское видение повышения устойчивости инвестиционной привлекательности в регионах РФ на рис. 1.
Как было отмечено выше, процесс управления представляет собой сово-
Рис. 1. Устойчивость инвестиционной привлекательности в регионах РФ до 2030 года
Экономика, Статистика и Информатика^!^ №2, 2012
купность системных, взаимосвязанных действий, направленных на достижение поставленной цели. С позиций современных теорий научного менеджмента процесс управления рассматривается как стратегическое управление, ориентированное на перспективу, сосредоточенное на выработке глобальных целей и направлений развития управляемого объекта, так и оперативное управление, которое ориентируется на обеспечение устойчивого функционирования фирмы, создание потенциала для ее развития в ближайшем будущем.
Успешная реализация задач, стоящих перед предприятиями определяется многими факторами объективного и субъективного характера, реализация которых отражается на эффективности принимаемых управленческих решений с целью повышения качества оказания услуг населению.
В процессе управления необходимо иметь информацию о состоянии объекта в каждый конкретный момент времени. Для наиболее полного, рационального и грамотного использования этой информации требуется оперативно фиксировать данные, надежно и безопасно хранить их, производить быстрый поиск необходимых показателей, всесторонне обрабатывать информацию, используя методы математического и статистического анализа и своевременно выдавать информацию и результаты ее обработки. Для этого внедряются и повсеместно используются информационные системы. Они предоставляют пользователю возможность грамотного управления изучаемым объектом и достижения максимального успеха в процессе управления. При-
менение компьютерных технологий позволяет облегчить и ускорить сбор и обработку информации, разработку различных вариантов планов и нахождения оптимальных планов стратегии и тактики специалистов в процессе управления экономикой.
Рыночные отношения предполагают использование наряду с организационно-распорядительными и социально-экономических методов управления, применение которых на практике оптимизирует процессы, связанные с выработкой новой стратегии функционирования предприятий на рынке. Возникает необходимость диверсификации структуры управления и внедрения в нее новых элементов.
В соответствии с теорией М.Порте-ра конкурентное развитие страны происходит на основе факторов производства, инвестиций, инноваций и благосостояния (высший уровень развития). Страны, входящие в мировое технологическое ядро (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция) в настоящее время развиваются преимущественно на основе активизации инновационной деятельности. Российской экономике необходимо с первого и второго уровней развития переходить на третий - на основе инноваций. В условиях современного рынка система, недооценивающая роль инновационного потенциала в регионах, сталкивается с ослаблением своих позиций на рынках, потерей потребителей и снижением размеров прибыли. Все это способствует возникновению кризисной ситуации и приводит к краху всей системы. Необходимо отметить, что часть вышеперечисленных "симптомов" также при-
менима и к государственному сектору, который, по своей природе, является поставщиком специфических услуг для особенного потребителя - общества в целом. Таким образом, развитие инновационного сектора в регионах является одним из приоритетных направлений государственной политики в условиях стремления общества и государства выйти на качественно новый уровень развития.
Федеральная и региональные системы сформируют единую Российскую инновационную систему. К настоящему времени в этой сфере уже сложились многоуровневые отношения между регионами и Федерацией, в рамках которых решаются вполне определенные задачи. На федеральном уровне определяются приоритеты развития экономики в целом, разрабатываются и реализуются программы и проекты, имеющие значение для всех регионов. На региональном уровне определяются приоритеты субъекта Российской Федерации, формируются и выполняются региональные программы и проекты. На федерально-региональном уровне - формируется единая нормативно-правовая база инновационной деятельности, обеспечивается согласование интересов государства и регионов, определяется степень участия федерации в решении региональных проблем, а регионов - в решении федеральных. На межрегиональном уровне решаются проблемы взаимодействия регионов при реализации задач, представляющих интерес для нескольких регионов, в частности, в рамках федеральных округов. На муниципальном уровне осуществляются конкретные меропри-
Рис. 2. Совершенствование инвестиционного климата в регионах
№2, 2012Щ 10
ятия по обеспечению жизнедеятельности и развития территорий.
Существует ряд объективных причин, определяющих повышение роли региональных органов управления в развитии научно-технической деятельности. Во-первых, инновационная деятельность по природе своей тяготеет к децентрализованному управлению. Региональные звенья управления лучше приспособлены к решению ее задач. Во-вторых, на региональном уровне, на основе существующих неформальных контактов и общих интересов, объединяющих различные организации и местные власти, как правило, полнее обеспечивается необходимое взаимодействие между образованием, наукой и высокотехнологичным производством, соединение образовательного, научного и промышленного потенциалов, являющееся ключевым условием успешного продвижения новшеств по инновационной цепочке. Предлагается в этой связи адаптировать Российскую двухуровневую (федерально-региональную) инновационную систему как систему генерации и поддержания инновационных процессов, действующую в рамках реализации инновационной политики государства.
Основная цель системы - обеспечение условий для устойчивого развития экономики страны на основе интенсификации инновационной деятельности. Для достижения этой цели, прежде всего, должна быть разработана и законодательно утверждена федерально-региональная инновационная политика, предусматривающая приоритетное развитие научно-технологического комплекса страны и высокотехнологичной промышленности. На Рис. 2 представлено авторское видение совершенствования инвестиционного климата в регионе.
4. Заключение
Неравномерность и противоречивость современного этапа развития российской экономики, характеризующегося дихотомичностью рыночно-трансформационных преобразований в условиях макроэкономической стабилизации, требует формирования единой концепции развития национальной экономики с учетом выявления общеэкономических закономерностей. Это обусловливает необходимость теоретико-методологического анализа содержания инновационного типа развития экономики и экономического роста, базирующегося на историко-генети-
ческом изучении системы важнейших социально-экономических параметров индустриально развитых и развивающихся стран.
Литература
1. Галица, Игорь Александрович. Стратегические аспекты государственного регулирования инновационно-инвестиционного потенциала в условиях постоянных качественных скачков / Игорь Александрович Галица, Николай Николаевич Шевченко, Александр Сы-соевич Галица // Весшк Беларускага дзяржаунага эканашчнага ушверспэта.
- 2011. - № 3. - С. 11-19. - (Методологические проблемы экономической науки). - Библиография: с. 19 (11 назв.).
2. Казьмин, Е. В. Проблемы выбора условий развития инновационной деятельности в рыночной экономике / Е.
B. Казьмин; Севастопольский национальный технический университет (Украина) // Экономика глазами молодых : материалы III Международного экономического форума молодых ученых (Вилейка, 28-30 мая 2010 г.). - Минск, 2010. - С. 179-181. - (Секция 3, Инновационное развитие субъектов хозяйствования в условиях кризиса).
3. Кондратьев, Владимир Борисович. Автопром: кризис и инновации / В. Кондратьев // Мировая экономика и международные отношения. - 2011. - № 3. -
C. 12-21. - (Экономика, экономическая теория).
4. Справочник кризисного управляющего /под.ред. проф. Э.А. Уткина. -М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 2008.
5. Фокин, Г. Интеллектуальная собственность: особенности софтверного бизнеса в России / Г. Фокин // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. - 2011. - № 10. - С. 14-23. - (Менеджмент ИС).
6. Шувалова Е.Б., Шувалов А.Е., Со-лярик М.А., Федоров П.Ю., Ермаков В.В., Аксенова А.А., Самуйлов И.В., Михайловская Д.М. Монография «Теория и практика государственного налогового контроля на этапе инновационного развития экономики Российской Федерации», М.: МЭСИ, 2011.
7. Ряховский Д.И. Оптимизация нормативно-правового, административного и налогового регулирования в целях активизации инвестиционной деятельности// Вестник университета «Государственный университет управления»
- М., 2010.-№37. - с. 25-29.
8. Ряховский Д.И. Оптимизация форм и методов налогового контроля// Бизнес в законе -М., 2011.-№6.- с.102-206.
References
1. Galitca, Igor Aleksandrovich. Strategic aspects of state regulation of is innovative-investment potential in the conditions of constant quantum leaps / Igor Aleksandrovich Galitsa, Nikolay Nikolae-vich Shevchenko, Alexander Sysoevich Galitsa//Vestnick Belorussia State University of economics. - 2011. - № 3. - p. 11-19.
- (Methodological problems of an economic science). - the Bibliography: p. 19 (11.).
2. Kazmin, E. V.Problemy of a choice of conditions of development of innovative activity in market economy / E. VKazmin; the Sevastopol national technical university (Ukraine)//Economy eyes of the young: materials of III International economic forum young scientific (Vile-jka, on May, 28-30th, 2010). - Minsk, 2010.
- p. 179-181. - (Section 3, Innovative development of subjects of managing in the conditions of crisis).
3. Kondratyev, Vladimir Borisovich. Car industry: crisis and innovations / V.Kondratyev//World economy and the international relations. - 2011. - № 3. - p. 12-21. - (Economics, the economic theory).
4. A directory of the crisis managing director/pod.red. Prof. E.A.Utkin. - М: Association of authors and publishers "TANDEM". Publishing house EKMOS, 2008.
5. Fokin, G. Intellectual property: features of software business in Russia / G.Fokin//Intellectual property. The industrial property. - 2011. - № 10. - p. 14-23. -(Management IS).
6. Shuvalova E.B., Shuvalov A.E., Sol-jarik M. A, Fedorov P. Ju, Ermakov V. V Aksenova A.A., Samujlov I.V., Mi-hajlovsky D.M. monograph «the Theory and practice of the state tax control at a stage of innovative development of economy of the Russian Federation», М: MESI, 2011.
7. Ryakhovskyi D.I. Optimization of is standard-legal, administrative and tax regulation with a view of activation of investment activity//the university Bulletin «State university of management» - M., 2010. № 37. - p. 25-29
8. Ryakhovskyi D.I. Optimization of forms and methods of tax administration/ /Business in the law - TH., 2011. № 6. p.102-206.
Экономика, Статистика и Информатика
№2, 2012