И.Ю. Антонов
ИННОВАЦИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Аннотация. Статья посвящена проблеме конкурентоспособности национальной экономики. Автор рассматривает основные причины, сдерживающие инновационное развитие российской экономики, и предлагает направления повышения экономических, социальных и финансовых результатов инновационного развития региональной экономики в долгосрочном периоде.
Ключевые слова: инновации, развитие, регион, экономика.
Облик экономики постиндустриального общества имеет инновационный характер развития. Уровень развития научно-технической сферы (науки, образования, наукоемких отраслей, мировых рынков технологий) определяет границы между богатыми и бедными странами, создает основу динамичного экономического роста, является важнейшим фактором формирования центров силы. Можно также утверждать, что выбор приоритетов в научно-технической сфере имеет значение, выходящее за рамки перспектив ее собственного развития.
Особенность современного периода заключается и в том, что наиболее важные приоритеты научно-технического развития все более связываются не с грандиозными, дорогостоящими проектами прорывного, демонстрационного характера, а с долгосрочной, кропотливой работой по укреплению всех звеньев национальных инновационных систем. Перспективы повышения конкурентоспособности России, обеспечения высоких темпов роста ВВП и уровня жизни в большой степени зависят от скорости перехода экономики на инновационный путь развития.
Для России характерна низкая инновационная активность экономики. Так, уровень инновационной активности организаций промышленного производства и сферы услуг по экономике России в целом в последние годы не достигал 10%. В числе основных причин, сдерживающих инновационное развитие экономики, можно назвать следующие:
- отсутствие реального спроса, невостребованность инноваций, поскольку российская экономика не нуждается или не в состоянии использовать результаты научных разработок, а отсутствие потребности определяется невосприимчивостью к инновационному развитию, монополизацией экономики, слабостью механизмов конкуренции;
- низкая платежеспособность заказчиков, связанная с невысокими реальными доходами основной массы населения и неспособностью платить более высокие цены за «качественную продукцию», а также неспособностью предприятий приобретать высококачественные машины и оборудование; низкая инвестиционная активность экономики, не способная обеспечить создание конкурентоспособной продукции для мирового и внутреннего рынка; недостаточная численность высококвалифицированных специалистов, способных работать в инновационной сфере; высокий коммерческий риск вложения средств в инновационную деятельность [1].
Опыт развитых стран показывает, что особенность развития и реализации инновационной политики заключается в объеме ресурсов, которые направляются на достижение этих целей. Реализация инновационной политики (освоение в промышленности новейших техно© Антонов И.Ю., 2013
логий, выпуск инновационной продукции и завоевание рынков) требует систематических и крупных вложений. Динамика инвестиций на протяжении последних лет отличается нестабильностью, ограниченностью источников кредитования. В структуре инвестиций продолжают преобладать вложения в пассивную часть основных фондов - здания и сооружения, что негативно сказывается на развитии отраслей по производству отечественного оборудования.
Основной задачей современного этапа обозначенной в стратегии развития России до 2020 г. является переход к новой модели высокотехнологической модернизации экономики, повышения конкурентоспособности отечественных отраслей и компаний на основе изменения практически всех используемых в стране технологий, почти всего парка машин и оборудования. Достижение поставленной цели возможно только проведением эффективной государственной инновационной политики, учитывающей современные реалии мировых трансформаций и опирающейся на непреложный императив повышения качества жизни, знаний (науки), человеческого потенциала как главной предпосылки, движущей силы всех преобразований в обществе. Инновация является мощным фактором повышения конкурентоспособности экономики. Здесь необходимо отметить важный, по нашему мнению фактор, а именно фактор времени. В современных условиях инвестиционная и технологическая составляющая играют ключевую роль в обеспечении роста и развития экономических систем западных стран.
Но не менее существенную роль играет и фактор времени. Наличие того или иного воспроизводственного фактора не дает существенного преимущества, если данный фактор не используется вовремя и достаточно быстро. Более того, в современных условиях фактор времени может играть ключевую роль, когда две или более экономические системы обладают схожими инновациями. Тот, кто первый применил данную инновацию, тот и получил конкурентное преимущество, создав квазиренту и обеспечив более быстрый рост и развитие своей экономической системы.
Внедряя инновации в производство, необходимо понимать какие факторы способны затормозить или ускорить инновационный процесс. На наш взгляд, к числу негативных факторов следует отнести: недостаток средств для финансирования инновационных проектов; слабость материальной и научно-технической базы; отсутствие резервных мощностей; ограничения со стороны антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства; устоявшаяся организационная структура компании; излишняя централизация, авторитарный стиль управления; преобладание вертикальных потоков информации, иными словами излишняя бюрократизация. К числу позитивных (ускоряющих) инновационный процесс факторов относятся: наличие финансовых и материально-технических средств, технологий, необходимой хозяйственной и научно-технической инфраструктуры; законодательные меры, поощряющие инновационную деятельность; государственная поддержка инноваций; моральное поощрение участников инновационного процесса, общественное признание, обеспечение возможностей самореализации; гибкость организационной структуры, отсутствие бюрократических барьеров.
По данным официальной статистики, средний возраст оборудования по крупным и средним коммерческим организациям составлял 21,2 года, при коэффициенте обновления основных фондов промышленности 1,9 % и коэффициенте выбытия 1 %. Отсюда следуют два главных вывода. Первый - в хозяйстве в целом и в промышленности продолжает использоваться старое оборудование; второй - с такими темпами выбытия сложно построить инновационную экономику.
При этом развитые страны характеризуются высокими показателями наукоемкости,
которые обеспечиваются значительной долей компаний частного сектора в национальных затратах на НИОКР. Такие показатели свидетельствуют о зрелости и сбалансированности национальных инновационных систем. В прогнозном периоде для группы наиболее развитых стран возможно небольшое наращивание или стабилизация показателей наукоемкости ВВП.
В настоящее время основной объем научно-технических ресурсов мира сосредоточен в Индии, Китае, странах ОЭСР и России. На долю США приходится около 30 % мировых расходов на НИОКР, ЕС - около 25, Японии - 13 %. Сложившаяся триада основных научно-технических центров (США, ЕС, Япония) будет расширяться в сторону динамичных стран Азии, прежде всего Китая и Индии.
Анализ распределения инновационных хозяйствующих субъектов национальной экономики по секторам деятельности позволяет сделать вывод о том, что для повышения экономических, социальных и финансовых результатов инновационного развития в долгосрочном периоде необходимо проведение глубокой модернизации, которая бы включила в себя:
- содействие росту числа хозяйствующих субъектов, выполняющих НИР в предпринимательском секторе, где произошло значительное снижение числа инновационно-активных предприятий;
- сохранение и развитие научно-исследовательского потенциала организаций государственного сектора и высшего профессионального образования, увеличение объемов финансирования выполняемых инициативно и по государственному заказу фундаментальных исследований, НИОКР.
Однако в России еще сохраняется ряд отраслей экономически конкурентоспособных на мировом рынке - это топливно-сырьевой комплекс, черная и цветная металлургия, химическая, деревообрабатывающая, авиационная и аэрокосмическая промышленность, приборостроение, судостроение. Для полной картины необходимо рассмотреть и те направления, которые были предприняты государством за последние годы с целью построения инновационного ориентированной экономической системы. Правительство разрабатывает ряд программ и мер экономической политики, направленных на увеличение конкурентоспособности отраслей, не связанных с сырьевыми секторами, и стимулирование инновационной экономики. Эта стратегия, главным образом, заключается в государственном стимулировании отдельных секторов экономики или отдельных географических территорий, в том числе особых экономических зон, научно-технологических парков, государственных венчурных фондов, государственного банка развития, налоговых льгот, программ обучения, стимулирования экспорта и прямого государственного участия в некоторых секторах экономики [3].
Так, правительством Российской Федерации была поставлена цель создания национальной системы поддержки инноваций и технологического развития - содействие масштабному технологическому обновлению производства на основе передовых научно-технических разработок, формирование конкурентоспособного национального сектора исследований и разработок, обеспечивающих научное и технологическое лидерство России в мире по направлениям, определяющим ее конкурентные преимущества и национальную безопасность. Основными показателями достижения данной цели являются:
- доля России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг достигнет не менее 10 % по 4-6 и более позициям к 2020 году;
- удельный вес экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров увеличится до 2 % к 2020 году;
- валовая добавленная стоимость инновационного сектора в ВВП составит 17-20 % к 2020 году;
доля предприятий, осуществляющих технологические инновации возрастет до 15 % в 2010 году и до 40-50 % в 2020 году;
- удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции увеличится до 6-7 % в 2010 году и 25-35 % в 2020 году;
- внутренние затраты на исследования и разработки повысятся до 3,5-4 % ВВП в 2020 году [2].
В 2007 году была образована государственная корпорация нанотехнологий («Рос-нанотех»), и для ее функционирования правительство выделило 130 млрд рублей. Это превышает объемы финансирования нанотехнологий в большинстве развитых стран мира в то время, как бюджетные ассигнования на науку в этих странах выше, чем в России.
Вместе с тем база для коммерциализации научных результатов в России слабая, что отражается в показателях патентной статистики. По данным Роспатента, было получено только около 300 заявок в области нанотехнологий, и пока нет ни одного «нанопатента», тогда как в мире их зарегистрировано около 10 тысяч.
С целью стимулирования инновационных отраслей экономики и создания в России собственной индустрии венчурного инвестирования Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 24 августа 2006 года создана ОАО «Российская венчурная компания» (далее - ОАО «РВК»). ОАО «РВК» организует свою деятельность путем приобретения инвестиционных паев венчурных фондов. В свою очередь венчурные фонды будут инвестировать в малые инновационные предприятия, чья деятельность соответствует Приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации и перечню критических технологий Российской Федерации, утвержденных Президентом Российской Федерации 21 мая 2006 года. ОАО «РВК» приобретает паи венчурных фондов в количестве, равном 49 % от их общего числа и в размере от 600 миллионов до 1,5 миллиарда рублей. Остальной капитал венчурного фонда, равный 51 %, должен быть сформирован частными инвесторами.
В целях поддержки малого бизнеса в научно-технической сфере, а также реализации механизма частно-государственного партнерства путем привлечения частных инвестиций в высокотехнологичные предприятия в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 г. № 249 реализуется программа«Создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере».
Одним из важнейших инструментов по реализации политики перевода отраслей экономики страны на инновационный путь развития являются особые экономические зоны (ОЭЗ). На развитие технико-внедренческой деятельности, соответствующей мировым приоритетам развития науки, техники и технологий, ориентированы ОЭЗ технико-внедренческого типа: они осуществляют поддержку информационных технологий, медицинских и биотехнологий, нанотехнологий и новых материалов, энергосбережения, робототехники, разработку современной элементной базы микроэлектроники.
Бизнес-инкубаторы являются неотъемлемой частью инновационной структуры экономики любой страны. Начиная с 2005 года в Российской Федерации открыто порядка 40 бизнес-инкубаторов в 58 регионах России.
Тем не менее на сегодняшний день можно констатировать, что инновационный потенциал экономической системы России и ее регионов еще далек от совершенства и нуждается в дальнейшем развитии.
Библиографический список
1. Куликов М. Интеллектуальная собственность и инновационное развитие экономики // Проблемы теории и практики управления. - 2009. - № 5.
2. Посталюк М.П. Инновационные отношения в экономической системе: теория, методология и механизмы реализации / М.П. Посталюк. - Казань: Казанский государственный университет, 2006.
3. Гришин А.В. Развитие системы государственной поддержки иновационно-ориентированной деятельности российских компаний (федеральный и региональный аспекты) // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - № 20.
Т.М. Антошкиева
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-
ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
Аннотация. В статье проведен анализ зарубежного опыта применения механизмов государственно-частного партнерства, а также практика применения ГЧП в России. Рассмотрены основные виды ГЧП. Предложены меры, которые необходимо принять для эффективного применения ГЧП в России.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство (ГЧП), механизмы ГЧП, рост инвестиций, сотрудничество государства и частного бизнеса.
Вопрос сотрудничества государства и частного сектора экономики на сегодняшний день представляется достаточно актуальным. Государственно-частному партнерству посвящено большое количество научных работ, а так же вопросы ГЧП активно обсуждаются в СМИ. Однако, при таком обильном потоке информации нет какого-то общего подхода к данному вопросу. Не выделен конкретный механизм осуществления государственно-частного партнерства, наиболее подходящий для реализации в России. В данной статье, на основе имеющихся источников, нами была предпринята попытка провести анализ зарубежного опыта государственно-частного партнерства, а также проанализировать опыт применения ГЧП в России.
Одним из последних этапов развития государственно-частного партнерства можно назвать 90-е годы XX в. В этот период в Великобритании получила развитие британская форма ГЧП - «частная финансовая инициатива» (private financing initiative, PFI). Содержание данного сотрудничества заключалось в том, что государство привлекало частный бизнес для строительства крупных государственных объектов. Частный инвестор брал на себя ответственность по строительству данных объектов исключительно на собственные средства. Выгода для частного инвестора состояла в получении доходов от эксплуатации (так как часто инвестор привлекается к дальнейшей эксплуатации объекта и организации его деятельности), или за счет платежей из бюджета. Инфраструктура, школы, больницы и другие значимые объекты чаще всего выступают объектами частной финансовой инициативы.
В Великобритании ежегодно заключается до 80 новых соглашений. По данным британского правительства, такие проекты обеспечивают 17% экономии для бюджета страны.
© Антошкиева Т.М., 2013