Научная статья на тему 'Инновации и инновационная деятельность промышленных предприятий в современных условиях'

Инновации и инновационная деятельность промышленных предприятий в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2910
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КЛАС⁢СИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНО⁢СТИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИННОВАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Елена Юрьевна

Рыночные условия развития экономики постоянно выдвигают требования не только количественных, но и качественных преобразований. Эти преобразования можно осуществлять, используя самую передовую технику, технологию, непрерывно развивая научно-исследовательскую базу в целях обеспечения высокого качества нововведений. Таким образом, развитие предприятий во многом обусловлено эффективной работой их инновационного механизма. В статье рассматривается сущность инноваций и инновационной деятельности на предприятиях промышленности, раскрывается процесс перехода хозяйствующих субъектов на инновационное производство. Анализируются составляющие инновационного потенциала. Особое внимание уделяет⁢ся мероприятиям, направленным на внедрение инновационных технологий в деятельность предприятий в ⁢современных у⁢словиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновации и инновационная деятельность промышленных предприятий в современных условиях»

УДК 338.45 (470.6)

Попова Елена Юрьевна

ассистент кафедры финансов и кредита Северо-Кавказского горно-металлургического института г. Владикавказ

schalygina.elena2011 @yandex.ru

Инновации

И ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Elena Yu. Popova

assistant at the Department of Finance and Credit, North Caucasian Institute of Mining and Metallurgy, Vladikavkaz

schalygina.elena2011 @yandex.ru

Innovations and innovative

ACTIVITY OF THE INDUSTRIAL ENTERPRISES IN MODERN CONDITIONS

Аннотация. Рыночные условия развития экономики постоянно выдвигают требования не только количественных, но и качественных преобразований. Эти преобразования можно осуществлять, используя самую передовую технику, технологию, непрерывно развивая научно-исследовательскую базу в целях обеспечения высокого качества нововведений.

Таким образом, развитие предприятий во многом обусловлено эффективной работой их инновационного механизма. В статье рассматривается сущность инноваций и инновационной деятельности на предприятиях промышленности, раскрывается процесс перехода хозяйствующих субъектов на инновационное производство. Анализируются составляющие инновационного потенциала. Особое внимание уделяет ся мероприятиям, направленным на внедрение инновационных технологий в деятельность предприятий в современных у словиях.

Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, клас сификация инновационной деятельно сти, конкуренте спо собно сть, инновационное производ ство, инновационная экономика, инновационные технологии.

Annotation. Market conditions of economy development constantly make demands not only quantitative but also qualitative transformations. These transformations can be implemented using the most advanced machinery, technology and continuously developing the research base in order to ensure high quality of innovations.

Thus, the development of enterprises is largely due to the effective work of their innovative mechanism. The article discusses the nature of innovations and innovation activities in industrial enterprises, reveals the transition of economic entities on innovative production and analyzes the components of innovation potential. Special attention is given to activities aimed at implementation of innovative technologies in the activity of enterprises in modern conditions.

Keywords: innovation, innovative activity, classification of innovation activities, competitiveness, innovation production, innovative economy, innovative technologies.

На современном этапе экономического развития России одной из ключевых и актуальных проблем является разработка путей и механизмов развития реального сектора, его оживления и подъема как основы экономического роста. Рыночная среда со своими условиями хозяйствования применила новые системные свойства хозяйственных структур, которые в прежних условиях не были востребованы. Таким образом, хозяйствующие субъекты для выживания, адаптации и развития в рыночной среде столкнулись с необходимостью самостоятельного, рационального и целенаправленного экономического поведения, ориентированного на конкурентный рынок, тем самым, самостоятельного ведения расширенного воспроизводства в условиях рыночного хозяйства.

Осуществление промышленными предприятиями своей экономической деятельности на инновационной составляющей объясняется экономическими закономерностями, которые характерны для рыночной экономики инновационного типа развития.

Успешно функционирующие предприятия, не нацеленные на освоение и применение новых технологий, которые позволяют производить новые виды продукции более высокого качества и с наименьшими затратами, через определенный промежуток времени рискуют стать неконкуренто способными. В связи с этим, инновационная деятельность становится ключевым условием выживания предприятия в условиях рынка.

165

Целенаправленное осуществление инновационной деятельности дает предприятию существенные преимущества по сравнению с конкурентами и увеличивает, в конечном счете, прибыльность его деятельности.

В основе конкуренте способности и на глобальном государственном уровне, и на региональном уровне, и на уровне отдельного хозяйствующего субъекта или товара лежит способность к реализации инноваций. В этом смысле конкурентоспособность и способность к реализации инноваций тождественно связаны.

Инновация представляет собой сочетания различных видов деятельности, а именно научных исследований, стратегического и тактического планирования, маркетинга, менеджмента и т.д. При этом очень важно выявить источники появления и внедрения инноваций в деятельность хозяйствующего субъекта. Так как от вида источника будет зависеть и политика их управления.

К основным источникам инновации относят: изменение потребностей производственного процесса; изменения в структуре отрасли или рынка; демографические изменения; новые знания.

Рассмотрим более подробно перечисленные источники инновационных возможностей.

1. При изменении потребностей производства на предприятиях происходит совершенствование производственного процесса, замена слабого звена, перестройка старого процесса в соответствии с новыми потребностями рынка.

2. При изменениях в структуре отрасли обычно образуются быстрорастущие сегменты рынка. Основными факторами, свидетельствующими об изменениях в отраслевой структуре, являются: быстрый рост отрасли; сближение технологий, ранее считавшихся аболютно самостоятельными.

3. Под демографическими понимаются изменения численности населения, его возрастной структуры, состава, занятости, уровня образования и доходов.

4. Инновации, в основе которых лежат новые знания, становятся объектом внимания и приносят большие доходы.

Все хозяйствующие субъекты стремятся к тому, чтобы их считали инновационными, так как инновации в производстве не просто желательны, а жизненно необходимы. Ведь именно они выступают как эффективнейшее антикризисное средство и как средство поддержки экономики.

Немаловажным условием успешного функционирования предприятий любой организационноправовой формы считается активное осуществление стратегически направленного и детально проработанного комплекса мероприятий по созданию или укреплению явных и скрытых преимуществ перед своими конкурентами. Одним из определяющих факторов получения новых или сохранения ранее существующих конкурентных преимуществ является инвестиционная деятельность.

Под инновационной деятельностью подразумевается комплекс всех мероприятий по созданию, приобретению, освоению и распространению новых и усовершенствованных видов продукции, услуг, технологий, сырья и материалов, методов организации производства и управления. Инновационная деятельность должна играть решающую роль в максимизации прибыли предприятия. Хаотичная и избыточная инновационная деятельность может стать убыточной и разрушительной силой для состоявшегося бизнеса или, как ни парадоксально, будет тормозить его развитие.

При этом, анализ влияния инновационной деятельности на прибыльность должен идти по двум направлениям. Во-первых, это анализ доли прибыли каждого инновационного продукта в общем объеме прибыли предприятия. Во-вторых, это поэлементный анализ приро ста прибыли, который будет складываться из прироста прибыли за счет расширения ассортимента реализуемых изделий, увеличения цен реализации и снижения затрат на закупки и до ставку товара. Подобный анализ позволит не только обозначить возможные направления инновационной деятельности, но и обосновать, какое из них наиболее экономически эффективно.

Цель управления инновационной деятельностью -генерировать, инициировать, контролировать новые идеи, а также создавать условия для скорейшего вывода инновационной продукции на рынок.

К основным видам инновационной деятельности относятся:

1. Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ по созданию инновационного продукта.

2. Комплексное научно-технологическое, индикативное планирование и целевое программирование, организация и нормативно-правовое обеспечение работ по созданию инновационного продукта.

3. Технологическое переоснащение и подготовка производства для выпуска инновационного продукта (услуги), технологии.

4. Проведение и спытаний и о своение потребителем инновационного продукта.

5. Продвижение инновационного продукта, включая правовую защиту результатов интеллектуальной деятельности, использованных в продукте.

6. Передача либо приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности, включая их вовлечение в гражданско-правовой оборот.

7. Экспертиза, консультационные, информационные, юридические и иные услуги (втючая организацию финансирования инновационной деятельности) по созданию и реализации нового и усовершенствованного инновационного продукта.

К основным стадиям инновационной деятельности относят:

166

1. Поиск и отбор наиболее перспективных инновационных идей.

2. Оценку жизнеспособности идей.

3. Разработку детального бизнес-плана инновационного проекта.

4. Оценку бизнес-плана.

5. Экспериментальное производство инновационного продукта.

6. Корректировку производства.

7. Продвижение на рынок инновационного продукта.

8. Массовое производство инновационного продукта.

Система по управлению инновационной деятельностью хозяйствующего субъекта промышленности обязана обеспечивать рациональное управление всеми видами работ инновационной деятельности и их распределение между подразделениями предприятия, оптимальное использование различных ресурсов при выполнении работ на определенной стадии инновационного процесса, при этом своевременно и в полном объеме представлять необходимую информацию руковод ству предприятия и подразделениям для принятия важных решений. Ключевым моментом считается децентрализация принятия оперативных решений и централизация в координации им в контроле при управлении инновационной деятельностью. Таким образом, можно отметить, что стратегическое инновационное предпринимательство опирается на децентрализацию в управлении. Данное обстоятельство, несомненно, у сложняет управление, при этом способствует повышению эффективности данной деятельности за счет вовлечения в процесс принятия решений и ответственности различные подразделения предприятия, проявляя личную инициативу сотрудников и повышая эффективность деятельности субъекта в целом.

В процессе инновационной деятельности возникают мощные информационные потоки, которые удовлетворяют информационные потребности подразделений субъекта хозяйствования, участвующих в инновационной производстве. Система управления инновационной деятельностью на предприятии должна применять единую информационную базу, обеспечивающую полную взаимоувязку работ и устранение дублирования или сосредоточение непрофильных для подразделения видов работ.

Данное обстоятельство необходимо учитывать и принимать за правило, поскольку деятельность, о снованная на инновациях, может успешно о существляться только при наличии прямых и обратных связей между подразделениями, участвующими в инновационной деятельности. Нарушение или не соблюдение принципа об-

ратной связи приводит к нарушениям в осуществлении инновационного процесса и, следовательно, к снижению эффективности развития предприятия в целом.

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что подразделения предприятия являются базой для развития инновационной деятельности предприятия, ведь именно они способствуют осуществлению различных видов инновационной деятельности и определяют возможность предприятия к осуществлению деятельности по созданию и практическому и спользованию нововведений.

При этом, следует отметить, что принятие решений по определенным направлениям инновационной деятельности о сновывается на научной значимости полученных результатов исследований с учетом имеющихся технологических возможностей субъекта хозяйствования, а также возможно стью реализации произведенной продукции на рынке.

В современных условиях каждое предприятие обладает потенциалом инновационной деятельности, но специфические российские условия хозяйствования и влияние различных факторов на инновационные процессы тормозят развитие инноваций. При этом, необходимо четко определить систему факторов, которые влияют на формирование и у словия реализации инновационного потенциала. Факторами признают ся движущие силы развития инновационной деятельности, а условиями - предпосылки, обязательные обстоятель ства, определяющие побуждение к инновационной деятельности.

Все факторы, влияющие на формирование и развитие инновационного потенциала промышленных предприятий, классифицируются по следующим признакам:

1) характеру влияния на формирование и развитие инновационного потенциала (различают ограничивающие или препятствующие и стимулирующие или способствующие формированию и развитию инновационного потенциала);

2) источникам происхождения (выделяют внешние, образовавшиеся во внешней среде, и внутренние, характерные для внутренней структуры предприятия);

3) степени контролируемости (различают слабоконтролируемые или неконтролируемые и контролируемые факторы. При этом, как показывает практика, обычно к слабоконтролируемым или неконтролируемым факторам относят внешние, к контролируемым - внутренние);

4) сферам возникновения (выделяют организационно-управленческие, научно-технические,

финансово-инвестиционные, кадровые, производственно-технологические, инфраструктурные, институциональные, макроэкономические, экологические и т.д.).

167

Помимо изучения вопросов влияния определенных факторов на формирование и развитие инновационного потенциала, важнейшим остается формирование условий хозяйственной деятельности. К основным условиям формирования инновационного потенциала можно отнести:

1) инновационную направленность государственной политики;

2) нормативно-правовую базу, отвечающую требованиям развития экономики инновационного типа;

3) развитую инновационную инфраструктуру;

4) обеспечение эффекта синергии инновационного развития от взаимодействия государства, бизнеса, науки и образования;

5) наличие в достаточном объеме ресурсов, необходимых для инновационной деятельности;

производства, переподготовки работников, капитальных затрат и одновременно связано с риском не получить необходимый результат и потерпеть убытки.

Инжиниринг - комплекс инженерно-консультационных услуг коммерческого характера по подготовке и обеспечению непосредственно процесса производства, обслуживанию сооружений, эксплуатации хозяйственных объектов и реализации продукции. Инжиниринг охватывает все этапы инновационного цикла.

Тренинг (обучать, воспитывать) - систематическая тренировка или совершенствование определенных навыков и поведения участников тренинга для правильного и грамотного использования инновационных технологий. Различают тренинг делового общения, тренинг продаж, перцептивный тренинг, поведенческий тренинг, тренинг чувствительности, ролевой тренинг, видеотренинг и др.

6) о сознание предприятиями необходимости инновационного развития в целях повышения их конкурентных позиций на внутреннем и внешнем рынках;

7) поддержку инновационного предпринимательства.

Своевременный и полноценный учет факторов, а также условий формирования и развития инновационного потенциала промышленных предприятий позволяет оперативно адаптироваться к условиям рынка, повышая конкурентоспособность своей продукции. А в случаях возникновения проблем в результате негативного влияния факторов и условий на формирование и развитие инновационного потенциала на предприятии необходимо разработать соответствующий инструментарий управления инновационной деятельностью на основе подробного анализа состояния инновационного потенциала.

Необходимо также учитывать, что развитие предприятий происходит благодаря освоению разнообразных инновационных технологий, затрагивающие все сферы деятельности хозяйствующего субъекта.

Инновационные технологии [1] - это наборы методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения. Различают различные виды инновационных технологий, такие как внедрение, тренинг (подготовка кадров и инкубация малых предприятий), консалтинг, трансферт, инжиниринг и другие.

В современном бизнесе используются различные виды инновационных технологий:

Внедрение - распространение нововведений; достижение практического использования прогрессивных идей, изобретений, результатов научных исследований (инноваций). Внедрение инноваций требует перестройки сложившегося

Консалтинг - консультирование производителей, продавцов, покупателей в сфере технологической, технической, инновационной, экспертной деятельности. Услуги по исследованию и прогнозированию рынка, разработке маркетинговых программ и так далее, представляются специализированными консалтинговыми компаниями.

Трансферт - передача одним лицом другому лицу права владения именными ценными бумагами, новыми технологиями и инновационными разработками. Изменение прав собственности на бумаги оформляется изменением записей в реестре.

Инновационные технологии должны применяться тогда, когДа они ясно приведут к финансовому прорыву компании, и будут являться «точкой роста» бизнеса.

Осуществляя внедрение инновационных технологий, необходимо учитывать такой немаловажный фактор, как восприимчивость к этим технологиям. Восприимчивость организаций сокращается по мере возрастания производства и развития организационных структур, преобладания крупносерийного и массового типов производства и реализации. Чем больше объем производства и реализации, выше уровень выпускаемой и реализуемой продукции, тем труднее организация коммерческой деятельности и сложнее производство поддается перестройке.

Наибольшую восприимчивость к новым технологиям имеют небольшие узкоспециализированные организации. Они специализированы на удовлетворении конкретных запросов потребителей и обладают способностью гибко перестраиваться в зависимости от характера и темпов развития промышленного производства. Их организационные структуры менеджмента оказываются наиболее мобильными и чувствительны-ми к современным научно-техническим тенденциям и организационно-экономическим новшествам.

168

Литература:

1. Акбердина В.В. Саморазвитие региональных социально-экономических систем: инновационно-технологические и природоре сурсные приоритеты / В.В. Акбердина, A.B. Душин. Екатеринбург : Институт экономики УрО РАН, 2011.

2. Алексеев А.В. Современные инновационные приоритеты в российской промышленности / А.В. Алексеев, Н.Н. Кузнецова. ЭКО. 2009. № 149.

3. Балацкий Е. Инновационные стратегии компаний на развивающихся рынках // Общество и экономика. 2004. № 4. С. 10о—115.

Literature:

1. Akberdina V.V. Self-development of regional socio-economic systems: innovation and technology and natural resource priorities / V.V. Akberdina, A.V. Dushin. Ekaterinburg : Institute of Economics UB RAS, 2011.

2. Alekseev A.V. Modern innovation priorities in Russian industry / A.V. Alekseev, N.N. Kuznetsova. EKO. 2009. № 149.

3. Balatskii E. Innovation strategies of companies in emerging markets // Society and economy. 2004. № 4. P. 100-115.

169

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.