Научная статья на тему 'Инновации - главное направление инвестиционного процесса'

Инновации - главное направление инвестиционного процесса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
442
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновации - главное направление инвестиционного процесса»

ИННОВАЦИИ - ГЛАВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА

А.И. БАСОВ,

кандидат экономических наук, профессор, директор Института финансов Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова

Как было отмечено ранее', по мнению автора, защита и обеспечение устойчивости рубля не является самоцелью, а лишь средством достижения главной цели — повышения уровня социально-экономического развития России, достижения Россией такого положения в мировой экономике, которое бы соответствовало ее природному, интеллектуальному и духовному потенциалу.

В этой связи представляет определенный интерес вывод правоведов, в частности А. Викули-на, который полагает, что «сопоставление целей деятельности и функций Банка России, предусмотренных в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», свидетельствует о смешении неравнозначных понятий, об их подмене.

Так, в ч. 2 ст. 75 Конституции РФ установлено, что защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Банка России. В то же время в ст. 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» защита и обеспечение устойчивости рубля названа уже одной из основных целей деятельности Банка России.

Таким образом, то, что в Конституции определено как функция, в Законе определяется как цель деятельности. Между тем, это неравнозначные понятия.

' См.: журнал «Финансы и кредит». № 24(114) 2002 года, № 3(117) и 4(118) 2003 года.

2 См.: Философский энциклопедический словарь. М, 1983. С. 751.

3 См.: Там же, с. 763.

4 Викулин А.Ю. Антимонопольное регулирование рынка банковских услуг нормами банковского и антимонопольного законодательства. Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. Ин-т государства и права РАН, М., 2001, с. 225 - 226.

s См.: Немецкий Федеральный банк. Денежная политика Федерального банка. Франкфурт-на-Майне, 1995. С. 30.

6 Бэкер А. Банк Англии и его взаимоотношения с правительством // Бизнес и банки. 1999. № 6. С. 7.

Функция — это роль, которую определенный социальный институт выполняет относительно потребностей общественной системы более высокого уровня организации2.

Цель — это один из элементов поведения и сознательной деятельности, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств3.

Следовательно, функция является средством для достижения какой-то цели, и смешивать их неправомерно»4.

Далее А. Викулин отмечает, что в правовой доктрине укрепилась и нашла отражение в законодательстве точка зрения, согласно которой обеспечение устойчивости национальной валюты — это не основная, а второстепенная функция центрального банка.

Так, в §3 Закона о Немецком федеральном банке понятие целей центрального банка толкуется в том смысле, что его многообразные и кажущиеся независимыми функции служат одним и тем же целям, он может этими функциями распоряжаться таким образом, чтобы постоянно справляться со своими главными задачами по сохранению политической стабильности5.

Согласно Закону о Банке Англии от 1 июня 1998 года, во взаимоотношениях Банка Англии и правительства произошли изменения, цель которых в четком разграничении полномочий для обеспечения большей эффективности политики6.

Обеспечение устойчивости национальной валюты не является целью деятельности и Банка Японии. В ст. 1 Закона о Банке Японии в качестве целей центрального банка рассмотрены сохранение и улучшение кредитной системы в соответствии с национальной политикой, а также адекватное усиление общеэкономической деятельности нации. Эти положения интерпретируются как «поддержание стабильности денежного обращения и благоприятных кредитных условий»,

а также как «поддержание стабильности развития японской экономики»7.

Таким образом, везде цель национального центрального банка, состоящая в обеспечении стабильности (цен, денежного обращения, валюты), рассматривается лишь как этап в достижении более важной цели — стабильности национальной экономики либо политической стабильности в стране8.

В условиях распространения процессов глобализации положение страны в мировом хозяйстве все больше зависит от трудно определяемого и еще более трудно обеспечиваемого качества, именуемого конкурентоспособностью.

При этом среди факторов, определяющих конкурентоспособность, все большее значение придается качеству инновационных систем9.

Не вызывает сомнения, что рост экономики в Российской Федерации во многом зависит от активизации инвестиционной деятельности в сфере новых технологий и выработки механизма ее реализации. Очередной этап развития мировой экономики обусловлен радикальными переменами, связанными с масштабным применением инноваций в области производственных технологий. Мировое развитие перешло в постиндустриальную, информационную эпоху. Движущей силой при этом является инновационный характер капитала, базирующийся на научных достижениях, быстром освоении новых технологий и эффективном менеджменте.

В общей системе экономических отношений инновационной деятельности принадлежит ключевое место, поскольку ее конечными результатами (повышением эффективности производства, ростом объемов выпуска наукоемкой продукции) определяется в современных условиях экономическая мощь страны.

Интеграция во внешнюю рыночную высокотехнологическую среду требует нового инновационного менеджмента, адекватного и быстро реагирующего на ее непрерывные изменения. Инновации связывают различные по характеру и способам управления области хозяйственной деятельности: науку, производство, финансы.

7 Викулин А.Ю. Особенности правового положения Банка Японии. Труды Московской государственной юридической академии. № 2. М., 1997. С. 98.

8 Викулин А.Ю. Антимонопольное регулирование рынка банковских услуг нормами банковского и антимонопольного законодательства. Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. Ин-т государства и права РАН, М„ 2001, с. 227 - 229.

9 Жуковская В.М., Трофимова И.Н., Чертко Н.Т. Конкурентоспособность России в оценках Всемирного экономического форума / Вопросы статистики, № 3, 2001.

«Инновация» является синонимом нововведения, или новшества. По определению, данному в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 — 2000 годы», инновация — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Инновации тесно связаны с научно-техническим прогрессом, являясь, по сути, его результатом. Инновационная деятельность — это деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим обязательным внедрением и эффективной реализацией как на внутреннем, так и на внешних зарубежных рынках. Инновационная деятельность, связанная с капитальными вложениями в инновации, называется инвестиционно-инновационной деятельностью.

Объектами инновационной деятельности являются разработки техники и технологий, научными предприятиями, находящимися независимо от организационно-правовой формы и формы собственности на территории страны.

Субъекты инновационной деятельности — юридические лица независимо от организацион-но-правовой формы и формы собственности, физические лица, иностранные организации и граждане, участвующие в инновационной деятельности.

В литературе предлагаются различные варианты классификации и определения стадий и этапов жизненного цикла инновационного проекта как процесса, протекающего от момента возникновения новой идеи до момента его коммерциализации и практического воплощения. Предлагается главным образом следующая градация инновационных процессов: ранняя стадия

— от возникновения идеи до ее технической проработки, средняя — от технической проработки до коммерческой проработки и заключительная

— от массового производства до реализации ее потребителю. В ряде публикаций используется более подробная классификация ранней стадии инновационного процесса с делением ее на отдельные этапы, характеризующие содержание научных исследований и разработок — фундаментальные, поисковые, прикладные и т.п. Следует отметить, что отличия в классификации ста-

дий и этапов носят в основном терминологический характер. Таким образом, научная разработка включает три основные стадии: исследование и разработка, освоение, серийное производство и реализация разработки на потребительском рынке.

Инновации должны быть ориентированы на рынок, на конкретного потребителя или потребность. К факторам, тормозящим освоение инновации в промышленности, относятся, прежде всего, нехватка собственных финансовых ресурсов предприятий, недооценка инноваций коммерческими банками, экономический риск освоения новой продукции.

К сожалению, в настоящее время подавляющая часть новых разработок и технологий не выходит дальше научно-исследовательских институтов, то есть инновации не находят финансовой поддержки и, как следствие, своего конечного потребителя.

Инновационный потенциал (государства, отрасли, предприятия) — совокупность различных видов ресурсов, включая материально-производственные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые дшя осуществления инновационной деятельности.

Инновационный потенциал в любом государстве относят к категории национального достояния.

Инновационная политика — часть социально-экономической политики, определяющая цели и приоритеты инновационной стратегии, а также механизм ее реализации органами государственной власти.

В современных условиях в России центральную роль в создании новой инновационной политики должно сыграть федеральное правительство. При этом государству следует реализовы-вать свою политику одновременно по трем направлениям:

• обеспечение новаторов финансовыми ресурсами;

• создание инфраструктуры, обеспечивающей продвижение на рынок инноваций с помощью маркетинговых, консалтинговых, инжиниринговых фирм, инвестиционных компаний и банков, бирж технологий, а также формирование благоприятной инфраструктуры рынка, включая государственные (федеральные и региональные) программы создания наукоградов (технополисов), технопарков, свободных экономических зон;

• выработка единых цивилизованных правил и механизмов координации деятельности

всех субъектов рынка инноваций на взаимовыгодной основе кооперирования «по интересам» на разных стадиях технологических циклов, обеспечивающих расширенное воспроизводство инноваций и рас пространение действия данного механизма на другие сферы жизнедеятельности (социальные инновации).-

Инновационная политика в России должна стать мощным рычагом, с помощью которого предстоит преодолеть спад в экономике. Государство призвано формировать цели и принципы инновационной политики, собственные приоритеты в этой области. Целями, как правило, являются увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны:

• обеспечение прогрессивных преобразований в сфере материального производства;

• повышение конкурентоспособности национального продукта на мировом рынке;

• укрепление безопасности и обороноспособности страны;

• улучшение экологической обстановки;

• сохранение и развитие сложившихся научных школ и наукоградов.

Практика подтверждает важность государственной поддержки малых инновационных предприятий как высокоэффективного средства преодоления тенденций монополизации рынка информации и новейших технологий крупными фирмами.

Назрела необходимость разработки специапь-ного закона или пакета законов (в США их несколько), регулирующих всю инновационную деятельность отечественного малого бизнеса. За государством, видимо, необходимо оставить функцию главного спонсора фундаментальных исследований. А задачи коммерции состоят в продвижении на рынке уже существующих, но нереализованных разработок, пылящихся во многих научно-исследовательских и конструкторских бюро, то есть реализация результатов прикладной науки.

Для дальнейшего цивилизованного развития малого бизнеса в научно-технической сфере полезен опыт промышленно развитых стран. Малые инновационные предприятия рассматриваются в США как один из важных источников экономического роста и ускорения научно-тех-нического прогресса. Политика стимулирования инновационной активности малого бизнеса проводится сегодня на всех уровнях государственного управления — от федерального правительства до муниципалитетов. Главным в государственной политике в этой области является создание сво-

его рода «инновационного климата», то есть обеспечение благоприятных экономических, правовых, организационных, психологических и других условий для возникновения и развития новых форм, и в первую очередь занятых генерированием, освоением и коммерциализацией научно-технических инноваций.

Главным содержанием государственной инновационной политики в отношении малого бизнеса в США является регулирование финансовых потоков, направленное на облегчение доступа мелких фирм к источникам финансовых средств. Здесь можно выделить направление государственной политики — целенаправленное финансирование из бюджета (через федеральные агентства и ведомства), которое осуществляется в трех формах:

• безвозвратного субсидирования (предоставления грантов);

• предоставления льготных займов через заключение контрактов на разработку новой продукции и технологии;

• привлечения частного капитала к финансированию деятельности малых инновационных предприятий.

В США при этом до одной трети расходов мелких фирм на науку в той или иной форме финансируется государством. Программы безвозвратного субсидирования осуществляют в основном два федеральных ведомства — Администрация по делам малого бизнеса (АМБ) и Национальный научный фонд (ННФ). Федеральное правительство, осуществляя финансовую поддержку программ стимулирования малого бизнеса в сфере научно-технического прогресса, постоянно совершенствует формы такого финансирования.

Именно с малым бизнесом связаны перспективы оживления инновационной деятельности, в частности различных форм внедрения изобретений и технических новинок. В развитых странах малый бизнес обеспечивает примерно половину всех инноваций.

В Российской Федерации малые инновационные предприятия создаются преимущественно учеными и специалистами, чей предыдущий опыт позволяет наладить инновационную деятельность. Из-за отсутствия начального капитала и недоступности банковского кредита малые инновационные предприятия создаются, как правило, на базе государственных предприятий, на которых работал и зачастую продолжает работать их основной состав. Это дает им возможность использовать производственные мощнос-

Журнал «Эксперт». № 40 за 1999 год и № 16 за 2000 год.

ти и оборудование предприятия, научно-техни-ческие заделы, не терять имеющиеся хозяйственные связи.

Развитие малых инновационных предприятий дает стране экономический эффект в том случае, если обеспечивается динамичное развитие крупных фирм, определяющих технический уровень и конкурентоспособность массовой продукции. Малые инновационные фирмы хороши в инициировании новых товаров и технологий на начальных стадиях их разработки, но затем они нуждаются (в случае успеха) в мощной поддержке со стороны крупных фирм, обладающих финансовыми и технологическими возможностями для тиражирования достигнутых результатов. Малый бизнес по оказанию специфических инжиниринговых услуг также связан с крупным наукоемким производством — основным потребителем этих услуг.

Российская наука и техника по-прежнему сильны, но для того, чтобы превратить их в товар, нужны инновационные менеджеры, и ими могут стать работники коммерческого банка, осуществляющие финансирование инноваций.

По данным журнала «Эксперт»10, 40% мирового рынка высоких технологий сегодня контролируют США, Россия — меньше 0,5%. Между тем сопоставление кадрового потенциала дает иную картину: у нас работают около 12% всех ученых и инженеров-разработчиков, а в Америке всего в два раза больше — 25%.

Россия до сих пор имеет потенциально сильные позиции в ядерной энергетике и космической отрасли.

Наши реакторы на быстрых нейтронах, позволяющие создать замкнутый технологический цикл, одни из лучших в мире. Наши ракеты-носители — самые дешевые и надежные. Помимо ядерной энергетики и космоса, специалисты называют еще несколько областей, где мы находимся на мировом уровне: авиастроение, новые материалы, химия (прежде всего каталитическая), биотехнологии, прикладная математика и программирование, технологии добычи и переработки сырья, сверхпроводниковые и лазерные технологии, нетрадиционная энергетика, СВЧ — электроника.

Однако «вписывать» изобретения и разработки в рыночный контекст должны не ученые или чиновники, а совершенно особые люди, знакомые с суровыми буднями рыночной экономики. В западных источниках уже двадцать лет фигурируют термины «инновационный менеджер» и «технологический брокер», обозначающие тип специалистов, связывающих между собой

ученых-разработчиков, производителей и инвесторов в единую цепочку. У нас таких специалистов, естественно, не было. Но в последние годы они стали появляться. Причем, не обладая опытом работы на инновационном рынке, начинали они, как правило, не с управления разработками (инновационный менеджмент), а с торговли уже готовыми технологиями (технологическое брокерство). Правда, и это оказалось совсем непростым делом.

Образование и наука, достаточно затратные статьи бюджета. Содержание научных центров — сродни благотворительности, однако это необходимый атрибут современности. Пока все это не осознают государственные чиновники и частный капитал, мы так и будем жить за счет нефти, добываемой по импортированным технологиям на импортном оборудовании, транспортируемой по импортным трубам на зарубежные сырьевые рынки.

Между тем США ежегодно продают прав на интеллектуальную собственность более чем на 30 млрд дол.", а положительное сальдо США по операциям с интеллектуальной собственностью составляет порядка двадцати с лишним миллиардов долларов.

Но дело не только в том, что интеллектуальный продукт может быть абсолютно ликвидным товаром. Принципиально важно обратить внимание на четкую корреляцию между тем, сколько экономика инвестирует в науку, и тем, как она развивается. Определяя вклад технического прогресса в рост ВВП или иной страны, современные экономисты отводят этому фактору долю в 70 — 80%. Принимая как аксиому эту оценку, можно утверждать, что российская экономика не сможет добиться высоких темпов роста в течение длительного времени при сегодняшнем уровне вложений в науку и еще меньше добьется, если не сможет воспользоваться уже существующим запасом технологий и изобретений. Российская экономика сегодня вкладывает в науку около 1% своего крошечного ВВП, в то время как ЕС советует всем своим членам подтянуть уровень вложений в науку до 2,5% ВВП12.

Впрочем, очевидно, что цифра эта далеко не предел. Страны со значительным объемом ВВП (США, ЕС и т.д.) действительно могут позволить себе, постоянно инвестируя в науку 2 — 3%, чувствовать себя спокойно на рынке высоких технологий. Странам же с меньшим ВВП в этом

" Журнал «Эксперт». № 23 за 1999 год.

12 Журнал «Эксперт». № 16 за 2000 год.

13 Там же.

смысле прописано тратить на науку более высокий процент, поскольку цены на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в мире медленно, но верно унифицируются. Например, Япония, единственная, кроме США, страна с устойчиво положительным торговым сальдо по операциям с интеллектуальной собственностью, сознательно инвестирует больше, поскольку собирается соревноваться с США в экспорте интеллектуальной продукции.

Вложения в науку вовсе не являются непременной обязанностью только государства. В странах «семерки» участие государства в инвестировании НТП постепенно неуклонно снижается, поскольку частный сектор считает нужным перехватить инициативу. Государство может себе позволить инвестировать только в образование и фундаментальные исследования, все остальное бизнес делает сам. В США (где осуществляется ровно половина всех инвестиций в НТП стран «семерки») некоторые корпорации вкладывают в исследования суммы, сопоставимые с общегосударственными. General Motors тратит по 10 млрд дол. США в год, Ford — 7 млрд дол. США, IBM — 4 млрд дол. США, Intel — 3,2 млрд дол. США13.

В том, что инвестиции в НТП в целом повышают эффективность хозяйства, можно убедиться на вполне корректном сопоставлении темпов послевоенного развития стран Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Первые вели себя в отношении науки по-русски — затраты не более 1% ВВП. И результат, как у русских, — стагнация хозяйства и ориентация на сырьевые рынки. В то же время благодаря государственной политике стимулирования расходов на науку некоторые страны Юго-Восточной Азии получили возможность направлять до 2,7% ВВП на науку, в какой-то момент обогнав по этому показателю и США, и Германию. В результате Малайзия стала абсолютно конкурентоспособным игроком на рынке микропроцессорной базы, Сингапур — на рынке программного обеспечения и в биотехнологии, Тайвань — в производстве персональных компьютеров, Корея — в бытовой электронике. Никто не удивляется, что компания Samsung, начав со сборки простейшей радиоэлектроники и направив эти доходы, с одной стороны, в лицензирование разработок мелких американских фирм, а с другой — в собственные научные исследования, теперь выпускает свои версии чипов, биотелевизоров, телевизоров со сверхбольшим экраном, плоских настенных телевизоров, цветных дисплеев для ноутбуков, конкурируя с Японией и Америкой.

Финансовые ресурсы для развития инноваций на российском рынке могут быть представлены следующим образом:

• бюджетными ассигнованиями;

• средствами специальных внебюджетных фондов;

• финансовыми ресурсами коммерческих структур (инвестиционные компании и банки, страховые общества, финансово-промышленные группы и т.п.);

• собственными средствами промышленных хозяйствующих субъектов;

• частными сбережениями.

Бюджетных ассигнований и средств специальных внебюджетных фондов в России крайне недостаточно, с собственными средствами в промышленности аналогичная ситуация. Частные сбережения находятся по большей части под «подушкой» у населения. Из финансовых ресурсов коммерческих структур на объемные инвестиционные проекты в инновации способны немногие — коммерческие банки и аффилированные с ними предприятия, образующие финансово-про-мышленные группы в основном сырьевого сектора экономики.

В результате крупнейшие банки сформировали под своей эгидой финансово-промышленные группы, рассматривающиеся в настоящий момент в России в качестве одной из приоритетных форм участия банков в деятельности промышленности.

При этом банки не ограничиваются циклом работы инвестиционного банка — оценкой, скупкой, реструктуризацией, проведением финансового менеджмента и маркетинга продукции предприятия с последующей перепродажей. Инвестиции российских банков носят стратегический и долговременный характер, нацелены на устойчивое развитие и рост приобретенных крупных промышленных активов.

Целями создания финансово-промышленной группы являются: технологическая и экономическая интеграция для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест. Организационные формы интеграции могут не предусматривать официальную регистрацию финансово-промышленной группы и принимать форму корпораций, реализующих основные принципы функционирования группы. Основная же масса хозяйствующих субъектов малого бизнеса в своей инновационной деятельности ориентируется на внешние источники финансирования.

Внешние источники финансирования инноваций формируются за счет банковских кратко-и долгосрочных займов, выпуска акций, коммерческих кредитов, прямых иностранных инвестиций. В экономически развитых странах основным источником финансирования является выпуск акций по объекту инновации (новые акции). Если эмиссия новых акций не покрывает потребности в финансовых средствах для инвестиций в новшества, то прибегают к долгосрочным банковским или облигационным займам.

Следует отметить различие между этими двумя видами финансирования производственных инноваций. Продавая новые акции, хозяйствующий субъект в дальнейшем, как правило, выплачивает по ним больше, чем по банковским займам. Таким образом, банковские займы в принципе обходятся хозяйствующему субъекту дешевле, чем финансирование за счет выпуска новых акций.

Также в финансировании инноваций повышается роль внутренних источников, главным образом амортизации, а в использовании внешних средств происходит возрастание значения долгосрочных банковских займов по сравнению с выпуском новых акций.

Система инвестирования инноваций содержит определенное количество взаимосвязанных элементов, имеющих иерархическую соподчинен-ность и индивидуальную функциональную нагрузку, и включает следующие составные части:

• источники инвестиций;

• механизм аккумуляции средств;

• механизм вложения аккумулированного капитала;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• механизм контроля инвестиций;

• механизм возврата инвестиций.

Прикладные исследования обеспечиваются,

главным образом, за счет средств заинтересованных организаций при поддержке государства. При этом, чем больше исследования, направленные на разработку и создание инноваций, ориентированных на рынок, тем меньше должно быть участие государства в их финансировании. В этих условиях особая роль отводится инновационным коммерческим банкам, специализирующимся на финансировании разработок, внедрении и эксплуатации нововведений.

За рубежом созданы специальные венчурные фонды, или фонды рискового финансирования. Цели и механизм деятельности этих фондов достаточно специфичны и обусловлены необходимостью финансирования характерных для эпохи научно-технической революции малых инновационных фирм в области передовых технологий.

Венчурный капитал, сочетающий в себе различные формы приложения капитала (акционерного, ссудного и предпринимательского), выступает посредником в учредительстве стартовых наукоемких мероприятий, так называемых в мировой практике — венчуров, путем создания рисковых фирм-инвесторов.

Одним из примеров инвестиций в инновационные технологии является компания «Технокон-салт». Она учреждена в 1993 году как раз для того, чтобы получать прибыль на технологическом брокерстве. Ее основатели решили создать «экспертную панель», с помощью которой можно было бы вести эффективный поиск необходимых «ноу-хау» под конкретного заказчика. Они искали российских разработчиков по заданию иностранных компаний, но поскольку не знали, какой будет следующий запрос, то не могли себе позволить специализироваться в какой-то конкретной области, скажем, электронике или химии. Специалистами компании были завербованы сотни экспертов в самых разных сферах науки и техники. Оказалось, что поиск «ноу-хау» — это не менее творческая задача, чем собственно разработка или исследование. Формально-логические рассуждения о том, где искать, часто давали сбой.

И тогда у компании возникла идея открыть третье направление в деятельности фирмы — са-

мостоятельное продвижение технологий на рынок. Сегодня в офисе Техноконсалта все чаще стали появляться российские предприниматели, нуждающиеся в модернизации своей производственной базы. Раньше российские предприниматели зачастую рассчитывали на короткие деньги и высокую доходность, чего инновационный бизнес гарантировать не мог, а сейчас все чаще рассуждают по-другому: смогут ли завтра сохранить свою долю на этом рынке и останется ли послезавтра контроль над отраслью в их руках? А для этого нужно рисковать — искать и внедрять инновации.

Следовательно, с учетом всех вышеперечисленных факторов возможно сделать вывод о том, что на современном этапе экономических реформ коммерческие банки являются единственным институциональным элементом инвестиционной инфраструктуры, обладающим достаточным организационным, технологическим, финансово-производственным потенциалом для аккумуляции и оптимального перераспределения необходимых инвестиционных ресурсов. Уже сейчас имеются сотни уникальных разработок, которые просто необходимо запустить в серию. В противном случае этими результатами воспользуются зарубежные конкуренты — за российские деньги будет повышаться конкурентоспособность зарубежных товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.