Научная статья на тему 'Innovation as an economical category'

Innovation as an economical category Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Nikulin V. V.

The article gives the definitions of innovation, innovation process, and innovation activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Innovation as an economical category»

ИННОВАЦИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ В.В. Никулин

Nikulin V.V. Innovation as an economical category. The article gives the definitions of innovation, innovation process, and innovation activity.

Новый технологический уклад в экономической системе страны определяется комплексным преимуществом использования научно-технологических инноваций в качестве основных факторов обеспечения устойчивости хозяйствующих образований, воспроизводства инновационных товаров и услуг и всех исходных условий на непрерывной основе.

Инновационный тип развития экономики предполагает наличие следующих компонентов:

1) постоянное обновление ассортимента выпускаемой продукции и услуг, их диверсификация;

2) обновление и создание новых производственных систем;

3) наращивание эффективности научноинновационной деятельности, и прежде всего повышение творческой отдачи и активности персонала и производительности труда;

4) разработка и реализация стратегии и тактики борьбы за лидерство на основе концентрации усилий и ресурсов на наиболее перспективных направлениях развития техники, технологий, освоения ниш и сегментов рынка.

Новация (новшество) - новый или обновленный продукт чьей-либо творческой деятельности (исследовательской, проектной, производственной или какой либо другой), предлагаемый потребителям для дальнейшего преобразования и использования. Новшество может представлять собой новый материал, новое изделие, новый метод, новую технологию, новую программу, новую организационную форму, новую услугу.

Новация, прежде всего, характеризуется признаком новизны. Поэтому к новшеству можно относить то, что является результатам творческой деятельности (продукт труда, содержащий новое решение), и то, что является новым для потребителя (новое для него

оборудование, новая для него технология и т. п.).

Инновация (нововведение) - новшество, ставшее предметом процесса освоения, внедрения. Производственная инновация товара означает создание нового или модифицированного продукта; нововведение в процессе производства означает новый или модифицированный способ изготовления продукта.

Инновационный процесс - совокупность состояний инновации, сменяющих друг друга в процессе преобразования начального состояния (например, предложенной маркетинговой, конструкторской или технологической идеи новшества) в конечное состояние (поступившие в потребление, используемые и дающие эффект новые материалы, изделия, методы, технологии). Инновационный процесс может осуществляться на разных уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, фирменном. По охвату и масштабу он может быть межотраслевой и отраслевой.

После приобретения в процессе преобразования инноваций последние проходят ряд промежуточных состояний: идея, потребности, конструкторское и технологическое выражение идеи; новый товар, новый элемент технологического процесса или новая технология потребителя; новый социальноэкономический эффект.

Инновационная деятельность - совокупность действий участника инновационного процесса, имеющего определенную цель, средства достижения цели, осуществляющего свои функции соответственно своей роли в инновационном процессе и достигающего определенных результатов.

Инновационная деятельность может осуществляться на разных уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, фирменном. По охвату и масштабу он может быть межотраслевой и отраслевой.

Инноватор - принявший новшество к потреблению, то есть к дальнейшему преоб-

разованию или использованию. После принятия новшества к потреблению инноватор создает необходимые условия для его использования, внедряет, осваивает и использует либо предварительно преобразовывает. Инноватор также может быть юридическим и физическим лицом.

Большинство прогрессивных нововведений находит реальное воплощение в создании наукоемкой и конкурентоспособной продукции, что является одним из важных результатов инновационной деятельности. Диапазон распространения нововведений расширяется на основе практики, когда их ценность проявляется при вступлении в контакт с человеком, его потребностями.

Инновационная деятельность связана с привлечением различных ресурсов. Основными из них являются инвестиции и затраты времени как на проведение исследований и разработок, так и на выполнение проектнотехнологических и других работ, связанных с масштабным освоением новой продукции. В целостную систему инновационной деятельности входят такие составляющие компоненты, как наука, технология, экономика и образование.

Инновационный процесс, обобщающий результаты инновационной деятельности, наиболее полно раскрывается этапами его организации, которые установлены в соответствии с основными стадиями эволюции научного знания в цикле работ «исследования - разработки - производство». Последовательно сменяющиеся этапы инновационного процесса предусматривают как зарождение и обоснование идеи нового метода удовлетворения общественных потребностей, так и создание, распространение, использование на практике конкретного продукта, технологии, услуги.

Основной целью инновационных процессов является концентрация ресурсов на направлениях, которые обеспечивают ускорение научно-технического прогресса с учетом получения и коммерциализации таких новшеств, как изобретения, наукоемкие технологии и услуги, решения финансового и управленческого характера. Основными источниками инвестиций в инновационные процессы являются средства государственного и местного бюджетов, внебюджетные фонды, собственные средства, банковские

кредиты. Любой тип государственного финансирования инновационных проектов предполагает жесткую конкуренцию между подрядчиками, которая обусловливает наиболее эффективное расходование государственных средств. Механизм конкуренции на государственном рынке нововведений обусловливается двумя группами факторов. С одной стороны, механизм конкуренции является следствием продуманной государственной инновационной политики. С другой стороны, интенсивность конкурентной борьбы на государственном рынке нововведений вызывается конкретными преимуществами государственного контракта по сравнению с другими формами деловых соглашений

Инновационная деятельность включает в себя не только инновационный процесс эволюционного преобразования научного знания в новые виды продуктов, технологий и услуг, но и маркетинговые исследования рынков сбыта товаров, их потребительских свойств, конкурентной среды, а также комплекс технологических, управленческих и организационно-экономических мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям, новому подходу к информационным, консалтинговым, социальным и другим видам услуг.

Инновационная деятельность носит альтернативный характер. Она может осуществляться не только на любом из этапов инновационного процесса, но и вне его в процессе приобретения патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, полезных идей. Кроме того, в сферу инновационной деятельности включается модификация продуктов, пользующихся

спросом на товарном рынке, путем доработки конструкций и применения новых технологических процессов с целью улучшения эксплуатационных параметров, снижения себестоимости изготовления, получения дополнительной прибыли.

Систематизация знаний по инноватике, определяемая их принципиальным содержанием, направлениями использования посредством диффузии и трансферта инноваций, находит практическое осуществление в классификаторе новаций, инновационных процессов, нововведений. Он состоит из базовых признаков и группировок инноваций по типологическим понятиям. Базовые признаки, например, в сфере новаций детализированы

по степени новизны и инновационному потенциалу. В сфере инновационных процессов те же признаки раскрываются особенностями их организации. В свою очередь, по типологическим понятиям все новации и нововведения подразделены на технические, технологические, экономические, организационные и управленческие.

Большинство прогрессивных новаций (новшеств) находит применение в сложных, наукоемких продуктах, энергосберегающих и высоких технологиях, сфере услуг. При всем разнообразии новаций весьма важным условием для их практической реализации в нововведениях является современное и достаточное выделение инновационных инвестиций.

Новации и нововведения подразделяются на научно-технические, технологические, экономические, управленческие, организационные.

От степени их новизны и инновационного потенциала зависит принятие решений о создании новой продукции, освоении прогрессивной технологии, расширении сферы услуг. Организуемые с этой целью инновационные процессы обусловлены характером и сущностью нововведений и областью их распространения.

Инновациями можно управлять. Это означает, что можно использовать различные способы и средства управляющего воздействия, позволяющие в той или иной степени влиять на ход инновационного процесса, увеличение продолжительности жизненного цикла инноваций, рост эффективности инноваций.

Текущая потребность в инновации вызывается наличием кризиса хозяйственного или другого процесса и необходимостью немедленной ликвидации этого кризиса за счет нововведений. Такое нововведение представляет собой кризисную инновацию. Главным признаком, определяющим кризисную инновацию, является решение проблемы реализации товара, работ или услуг в связи с падение спроса на этот товар и уменьшением объема его продажи, а также решение более

сложной проблемы - проблемы выживания хозяйствующего субъекта на рынке в условиях жесткой конкуренции. Кризисная инновация направлена на ликвидацию организационного, производственного, экономического или финансового кризиса данного субъекта.

Стратегическая потребность - это потребность в инновации на перспективу. Она вызвана перспективными прогнозами хозяйственной деятельности, например прогнозами потерь конкурентоспособности товара, падения имиджа хозяйствующего субъекта, возможным его банкротством. Целью инновации здесь является повышение конкурентоспособности продукта и всего хозяйствующего субъекта в будущем. Такая инвестиция представляет собой инновацию развития.

Типологические понятия по базовым признакам инновационных процессов раскрывают их основные характеристики. Цели инновационных процессов, длительность времени их проведения и стоимость существенно влияют на решения, связанные с организацией этих процессов. Сама по себе инновационная деятельность может быть организована как с использованием проектнопрограммных методов, так и на конкурсной основе.

Проектно-программный метод применяется на этапе инновационного процесса по технологическому освоению масштабного производства новой продукции. Он связан с крупными инвестициями, наличием коммерческого риска на внутриорганизационном уровне.

Помимо технологических новшеств здесь находят применения многие организационно-экономические новации. Обоснованию целесообразности инвестиций в инновационные процессы окажет существенную помощь классификация базовых и других признаков ожидаемых нововведений.

Поступила в редакцию 19.02.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.