Научная статья на тему 'Инклюзия в профессиональном образовании человека с ограниченными возможностями здоровья: социально-институциональные аспекты'

Инклюзия в профессиональном образовании человека с ограниченными возможностями здоровья: социально-институциональные аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
349
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЧЕЛОВЕК С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дегтярева Татьяна Николаевна

В статье осуществлена попытка теоретического осмысления инклюзивного образования людей с ограниченными возможностями здоровья и условий его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дегтярева Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инклюзия в профессиональном образовании человека с ограниченными возможностями здоровья: социально-институциональные аспекты»

УДК 378.1

Дегтярева Татьяна Николаевна

Старший преподаватель кафедры социальной работы и социальной антропологии Новосибирского государственного технического университета, dtn14@mail.ru, Новосибирск

инклюзия в профессиональном образовании человека С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТяМИ здоровья: СОЦИАЛьНО-ИНСТИТУЦИОНАЛьНЫЕ АСПЕКТЫ

Аннотация. В статье осуществлена попытка теоретического осмысления инклюзивного образования людей с ограниченными возможностями здоровья и условий его развития.

Ключевые слова: инклюзивное образование, человек с ограниченными возможностями здоровья, условия развития инклюзивного образования.

Degtyareva Tatiyana Nikolaevna

Senior lecturer of the department of social work and social anthropology at the Novosibirsk state technical university, dtn14@mail.ru, Novosibirsk

INKLYUZIYA IN PROFESSIONAL EDUCATION OF THE PERSON WITH DISABILITIES: SOCIAL AND INSTITUTIONAL ASPECTS

Abstract. The article makes an attempt to theoretical interpretation of inclusive education for people with disabilities and conditions for its development.

Keywords: inclusive education, people with disabilities, conditions for the development of inclusive education

Становление социальных практик специального обучения людей с отклонениями детерминирована ростом антропологической проблематики, развитием философско-ан-тропологического обоснования педагогической теории и практики, в центре внимания которой становится человек как центр бытия. Данные тенденции не могли не коснуться такого важного социального института как образование в целом, и образование человека с ограниченными возможностями здоровья - в частности.

В настоящем профессиональное образование людей с ограниченными возможностями здоровья является институтом государства, который возникает и развивается как особая форма отражения и реализации ценностных ориентаций государства и культурных норм общества, вследствие чего каждый этап истории развития системы образования соотносится с определенным периодом в эволюции отношения государства и общества.

Система образования инвалидов прошла длительный путь от развития сегрега-

ционных учебных заведений до интегрированных форм обучения [Подроб. см.: 3]. О кардинальном повороте в вопросе обучения людей с ограниченными возможностями здоровья свидетельствуют европейские нормативные акты о введении специального образования: Акт об обязательном обучении глухих (1817 г., Дания,), Закон о начальном образовании, предусматривающий введение «минимального плана» для бедных детей и «детей с недостаточной способностью приобретать знания в полном объеме, предлагаемом системой образования»(1842 г., Швеция ), Закон об обязательном обучении глухих (1881 г., Норвегия), Закон о начальном образования глухих и слепых (1893 г., Англия) и пр. [Там же]. Все это подтверждает признание со стороны властвующих субъектов права на обучение нетипичных людей. В настоящем реализации права на образование для всех способствует международная нормативная правовая база, позволяющая продвигаться к достижению целостного взгляда на образование как ведущего фактора строительства социального капитала и социально-

го единства. Она включает ряд международных документов (Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенцию о правах ребенка, Декларация Саламанки, Дакарский план действий, Конвенция о защите прав инвалидов), являющихся ведущими документами, определяющими стратегию, программы и рекомендации по праву на образование.

Инклюзивное (включающее) образование с точки зрения права можно рассматривать как систему мероприятий (механизмов), обеспечивающих реализацию права людей с ограниченными возможностями на образование. Такое образование позволяет обеспечить действительное (а не только формальное) равенство прав при получении образовательных услуг и в равной мере доступное образование для любых граждан независимо от их состояния здоровья и ограничений жизнедеятельности в условиях обычной организации учебного процесса, стандартного содержания учебных программ. Тем не менее, обращаясь к теоретической экспликации самого понятия, отметим, что традиционно термин «инклюзивное образование» применяется в отношении групп учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, и представляет собой процесс и результат специально организованных условий передачи знаний, умений и навыков человеку с ограниченными возможностями здоровья.

Идея «включенного» образования людей с ограниченными возможностями здоровья опирается на идеи социальной интеграции (Т. Парсонс), в рамках которой основной функцией общества является интеграция социальных субъектов, способных к «социальной солидарности», и достаточно обладающими социальными компетентностями, эмоциональной интегрированностью и пр. [4]. Э. Дюркгейм [2] рассуждал о социальной интеграции как о состоянии зависимости, что определяет необходимость разделять единые социальные ценности и нормы, т. е. ощущать себя частью единого целого. Взаимосвязь понятий «интеграция» и «солидарность» очевидна в структурно-функциональной рефлексии.

С другой стороны, с точки зрения антропологического подхода (В. Франкл, М. Хай-деггер, К. Ясперс и др.), человек понятие

многомерное, целостное во всех его психофизиологических и культурных проявлениях. В. Идеи М. Хайдеггера обращают наше внимание на концепты «со-бытийности» человека в мире, на коммуникативную и деятельностную природу человека [5; 6]. Это позволяет рассуждать о необходимости формирования среды, дающей возможности реализации деятельностной природы человека, его не только социальному, но и профессиональному становлению.

Таким образом, инклюзивное образование не сводится к обычному включению студента с ограниченными возможностями здоровья в стандартную образовательную среду.

Прежде всего, необходимо говорить о создании адаптивной среды высшего профессионального образования в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья. Это означает, что вектор интеграции должен строиться не только на необходимости адаптации физического и социального пространства вуза к нуждам такого студента, но и необходима готовность самого студента с ограничениями к такой «солидарности» вплоть до определенного принуждения (взаимонаправленные практики).

Далее, социальная среда вуза должна стать открытой для такого человека: включение студентов в различные социальные практики взаимодействия функционального и межличностного характера в различных сферах студенческой жизнедеятельности (деятельностный характер включения).

Данный тезис базируется на теоретической идее сверхкомпенсации Л. С. Выготского, в рамках которой высшие психические функции человека формируются в специфических условиях социализации [1]. Их развитие возможно в условиях социального взаимодействия. Кроме того, суть сверхкомпенсации заключается в способности организма компенсировать утраченные или ослабленные функции организма человека. Учитывая сказанное, образовательное пространство вуза должно удовлетворять специальным требованиям в отношении развития человека с ограниченными возможностями здоровья.

Система специального сопровождения людей с ограниченными возможностями здоровья сопровождение осуществляется

252

Сибирский педагогический журнал ♦ № № 2 / 2013

посредством разнообразных институциональных форм (учебно-исследовательский и методический центр профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, факультет доступности образования, подготовительное отделение, Центр поддержки обучения студентов и др.), в основе деятельности которых структур лежит задача создания комплексного реабилитационного сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Реабилитационное сопровождение касается мероприятий по восстановлению и компенсации утраченных возможностей носит комплексный характер, учитывая необходимость медицинского, психолого-педагогического и социального сопровождения. Направленность реабилитационного сопровождения заключается в компенсации различных ограничений в получении образования, в жизнедеятельности студента-инвалида, позволяя ему на равных выступать на рынке труда. При этом реабилитацион-но-образовательная среда рассматривается как приспособленная в образовательном учреждении среда к специальным образовательным потребностям инвалидов. Основополагающими принципами ее создания являются: техническое и архитектурное обустройство учебных мест в учебном заведении; создание современных образовательных технологий; создание информационной коммуникативной среды; создание организационно-педагогического сопровождения обучающихся.

Необходимо признать, что система сопровождения становится неэффективной в ситуации, когда общий образовательный уровень студента недостаточен для освоения образовательных программ высшего и среднего профессионального образования. Это указывает на необходимость реализа-

ции принципа преемственности ступеней обучения, особенно в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья. Дифференциация в уровне подготовки учащихся формирует психологические барьеры, препятствующие реализации успешной образовательной траектории.

В построении системы инклюзивного образования должны быть задействованы все субъекты образования: дошкольные учреждения, школы, средние и высшие профессиональные учреждения, что делает актуальным проработанность нормативно-правовового обеспечения, теоретического обоснования, организационного и финансового сопровождения процессов развития инклюзивного образования.

Несмотря на позитивные характеристики инклюзивного профессионального образования, практика включения не может носить всеобщий характер. Условиями включения должны стать способность и готовность человека с ограниченными возможностями здоровья освоить содержание образовательной программы вуза или среднего профессионального учебного заведения.

Библиографический список

1. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М.: Педагогика, 1985. - 230 с.

2. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. - М.: Мысль, 1994. - 399 с.

3. Малофеев Н. Н., Макшанцева Э. Н. Основы управления специальным образованием. - М., Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.

4. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Американская социологическая мысль. - М., 1996. - С. 494-526.

5. Проблемы человека в современной философии. - М.: Изд-во «Наука», 1969. - 431 с.

6. Франкл В. Человек в поисках смысла. -М.: Прогресс, 1990. [Электронный ресурс]. -URL: http://www.philosophy. ru/library/misc/frankl. html (дата обращения: 03.10.2007).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.