Научная статья на тему 'Инклюзивный подход в обучении детей с интеллектуальными нарушениями на примере функционирования секции по хоккею на полу'

Инклюзивный подход в обучении детей с интеллектуальными нарушениями на примере функционирования секции по хоккею на полу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
586
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБЪЕДИНЕННЫЙ СПОРТ / ЮНИФАЙД-ХОККЕЙ НА ПОЛУ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / INCLUSIVE PHYSICAL EDUCATION / UNITED SPORT / UNIFIED-FLOOR HOCKEY / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грец Георгий Николаевич, Виноградова Лариса Викторовна, Бобкова Елена Николаевна

В статье представлен анализ практического опыта работы секции по Объединенному спорту (юнифайд-хоккей на полу), функционирование которой строится в соответствии с концепцией об инклюзивном физическом воспитании. Доказано, что совместные занятия детей и подростков с интеллектуальными нарушениями с их нормально развивающимися сверстниками в секции по Объеденному спорту (юнифайд-хоккей) расширяют рамки образовательного и воспитательного процессов, позволяют добиться обеспечения максимально возможного (с учетом имеющегося основного дефекта) психологического комфорта, обеспечить оказание комплексной помощи «особым» детям в саморазвитии и самореализации, повысить уровень их социализированности, установить связи и партнерские отношения между детьми с умственной отсталостью и их нормально развивающимися сверстниками из основной общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грец Георгий Николаевич, Виноградова Лариса Викторовна, Бобкова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCLUSIVE APPROACH TO TEACHING CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISORDERS ON THE EXAMPLE OF THE FLOOR HOCKEY SECTION

The article concerns the analysis of the practical experience of the United sport section (unified-floor hockey), the functioning of which is in accordance with the concept of inclusive physical education. It is proved that joint classes of children and teenagers with intellectual disorders and their normally developing peers in the United sports section (unified hockey), expand the scope of learning and educational process. It allows to achieve the maximum possible psychological comfort (taking into account the basic defect), provides comprehensive assistance to “special” children in self-development and self-realization, increases their level of socialization, makes connections and partnerships between children with intellectual disorders and their normally developing peers, studying in secondary school.

Текст научной работы на тему «Инклюзивный подход в обучении детей с интеллектуальными нарушениями на примере функционирования секции по хоккею на полу»

ИНКЛЮЗИВНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ НА ПРИМЕРЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕКЦИИ ПО ХОККЕЮ НА ПОЛУ

Г.Н. ГРЕЦ, Л.В. ВИНОГРАДОВА, Е.Н. БОБКОВА, СГАФКСТ, г. Смоленск, Россия

Аннотация

В статье представлен анализ практического опыта работы секции по Объединенному спорту (юнифайд-хоккей на полу), функционирование которой строится в соответствии с концепцией об инклюзивном физическом воспитании. Доказано, что совместные занятия детей и подростков с интеллектуальными нарушениями с их нормально развивающимися сверстниками в секции по Объеденному спорту (юнифайд-хоккей) расширяют рамки образовательного и воспитательного процессов, позволяют добиться обеспечения максимально возможного (с учетом имеющегося основного дефекта) психологического комфорта, обеспечить оказание комплексной помощи «особым» детям в саморазвитии и самореализации, повысить уровень их социализированности, установить связи и партнерские отношения между детьми с умственной отсталостью и их нормально развивающимися сверстниками из основной

общеобразовательной школы.

Ключевые слова: инклюзивное физическое воспитание, Объединенный спорт, юнифайд-хоккей на полу,

социализация.

INCLUSIVE APPROACH TO TEACHING CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISORDERS ON THE EXAMPLE OF THE FLOOR HOCKEY SECTION

G.N. GRETS, L.V. VINOGRADOVA, E.N. BOBKOVA,

SSAPCS&T, Smolensk, Russia

Abstract

The article concerns the analysis of the practical experience of the United sport section (unified-floor hockey), the functioning of which is in accordance with the concept of inclusive physical education. It is proved that joint classes of children and teenagers with intellectual disorders and their normally developing peers in the United sports section (unified hockey), expand the scope of learning and educational process. It allows to achieve the maximum possible psychological comfort (taking into account the basic defect), provides comprehensive assistance to "special" children in self-development and self-realization, increases their level of socialization, makes connections and partnerships between children with intellectual disorders and their

normally developing peers, studying in secondary school.

Keywords: inclusive physical education, United sport, Unified-floor hockey, socialization.

Введение

Проблема отношений «Я и Другой» - это глубокая проблема формирования социального взаимодействия, приобретающая особое значение в современном обществе. Поэтому разработка и реализация программ по обеспечению социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обеспечение их равного доступа к образовательным услугам наравне с нормально развивающимися сверстниками должны стать одним из приоритетных направлений деятельности в России.

В нашей стране инклюзивному образованию как форме образовательного процесса, предполагающей совместное обучение здоровых детей и детей с ОВЗ, только в последние годы стало уделяться внимание со стороны государства. Появились научные работы, посвященные положительному опыту применения инклюзивных форм

обучения, в том числе в физической культуре: в адаптивной двигательной рекреации [3, 6], системе дополнительного образования детей в детско-юношеских спортивно-адаптивных школах [2, 7], программах объединенного спорта (юнифайд-спорта) специального олимпийского движения [4, 5], образовательном процессе [1, 10].

Таким образом, в России проблемы инклюзивного обучения являются новым направлением в области образования и науки, которые требуют глубокого всестороннего изучения, что и определило направление проведенного исследования.

Цель исследования - проанализировать практический опыт функционирования секции по хоккею на полу для детей с интеллектуальными нарушениями, определив роль юнифайд-спорта в процессе инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.

Педагогическое наблюдение охватывает трехлетний период (2017-2019 гг.) функционирования секции по юнифайд-хоккею на полу. Под наблюдением находились юноши от 9 до 17 лет - учащиеся школы-интерната СОГБОУ «Вяземская школа-интернат № 1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (n = 35 чел.) и их здоровые сверстники из общеобразовательной школы (n = 35 чел.), которые совместно посещали занятия в спортивной секции по хоккею на полу 2 раза в неделю по 2 часа.

Психологическое тестирование проводилось совместно с педагогом-психологом по методике, предложенной М.И. Рожковым [9], для изучения социализированности личности ребенка.

Результаты исследования

Инклюзивное обучение, предполагающее организацию и проведение совместных занятий детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников, постепенно входит в практику современной Российской школы. Такой подход в обучении ставит ряд сложных задач перед всеми участниками образовательного процесса - от руководства образовательного учреждения до родителей здоровых и «особых» детей. Но при этом он имеет неоспоримые преимущества, среди которых - расширение социальных контактов, обогащение коммуникативного опыта, а также формирование гуманистического, толерантного отношения общества к лицам с инвалидностью. В «Вяземской школе-интернате № 1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», где обучаются дети с интеллектуальными нарушениями, с 2013 г. функционирует спортивная секция по хоккею на полу по Объединенному спорту. Работа этой секции строится в соответствии с концепцией об инклюзивном физическом воспитании и базируется на научных представлениях, описанных в работах Н.Н. Малофеева, Т.С. Зыковой, Н.Д. Шматко [8] и Л.М. Ши-

пициной [11], в такой форме интегрированного образования, как функциональная интеграция. При функциональной интеграции обучающихся имеет место кратковременное предметное и пространственное объединение детей с разным уровнем психофизического развития на совместных спортивных занятиях, что дает возможность для участия детей с ограниченными возможностями здоровья и их здоровых сверстников в общей деятельности.

Спортивная секция по юнифайд-хоккею объединила под своим началом детей с интеллектуальными нарушениями из «Вяземской школы-интерната № 1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и их нормально развивающихся сверстников - учащихся МБОУ Коробовской СОШ Вяземского района Смоленской области, поскольку эти два образовательных учреждения территориально находятся рядом. Количество детей с нарушением интеллекта (атлеты), постоянно занимающихся в секции, составляет 30-35 чел. юношей от 9 до 17 лет. Количество здоровых детей (партнеры) -10-15 чел. То есть соотношение атлеты/партеры - приблизительно 70 и 30% от общего числа занимающихся.

Актуальность и педагогическая целесообразность функционирования секции по юнифайд-хоккею на полу определяется целью разработанной программы занятий. Она заключается в следующем - социализация и последующая социальная интеграция через создание специальных «включающих» образовательных условий для максимально возможной самореализации детей с нарушением интеллекта, повышения их реабилитационного потенциала, коррекции психофизических возможностей, профилактики различных моторных нарушений, компенсации вторичных отклонений посредством совместных занятий с нормально развивающимися сверстниками. Занятия в секции вписаны в режим дня образовательного учреждения, их кратность составляет 2 занятия в неделю по 2 часа (табл. 1).

Таблица 1

Примерный годовой план работы секции по юнифайд-хоккею

№ п/п Содержание работы Количество часов

I полугодие

1 Отработка передачи шайбы в парах, тройках, пятерках. Определение амплуа игроков 2

2 Отработка броска и удара по воротам из различных положений 2

3 Отработка комбинаций «1 - 1» и «1 - 2» 2

4 Отработка комбинаций «1 - 3», «2 - 2» 2

5 Отработка комбинации «2 - 3» 2

6 Действия защитников при угрозе воротам и при нападении 2

7 Действия крайних нападающих в различных игровых ситуациях 4

8 Действия центрального нападающего и вратаря в различных ситуациях 4

9 Отработка игры в «меньшинстве»: 4 - 5, 3 - 5 4

10 Применение полученных навыков в учебных и двусторонних играх 4

Окончание табл. 1

№ п/п Содержание работы Количество часов

II полугодие

1 Игра в «меньшинстве» (4 - 5) 2

2 Игра в «меньшинстве» (3 - 5) 4

3 Отработка передачи шайбы в парах, тройках, пятерках 4

4 Отработка броска и удара по воротам из различных положений 4

5 Отработка комбинаций «1 - 1» и «1 - 2» 4

6 Отработка комбинаций «1 - 3», «2 - 2» 4

7 Отработка комбинации «2 - 3» 4

8 Учебные игры с применением полученных навыков 4

9 Применение приобретенных навыков в учебных и двусторонних играх 4

На наш взгляд, оценка эффективности работы секции по юнифайд-хоккею должна касаться двух аспектов. С одной стороны - это спортивная результативность, с другой - педагогическая результативность, которую мы оценивали на основании изучения динамики показателей уровня социализированности личности детей (по методике М.И. Рожкова), регулярно посещавших физкультурно-оздоровительные занятия в секции по хоккею на полу в течение 2017-2019 гг.

За все время функционирования секции по юнифайд-спорту учащимся удалось достичь огромных успехов. Так, в апреле 2016 г. в г. Санкт-Петербурге прошла Всероссийская Спартакиада Специальной Олимпиады по юнифайд-хоккею на полу. По результатам этой спартакиады учащиеся Вяземской школы-интерната, победив команды Москвы и Санкт-Петербурга, отобрались на Всемирные зимние Специальные Олимпийские игры в Австрию в 2017 г. Смоленскую область на данных соревнованиях представляли спортсмены Центра адаптивной физической культуры и спорта Смоленской области, воспитанники и партнеры Вяземской школы-интерната.

н Низкий

>5 О

При оценке уровня социальной адаптированности установлено (рис. 1), что за три года занятий в секции по юнифайд-хоккею на полу в группе юношей-атлетов количество молодых людей с низким уровнем социальной адаптированности уменьшилось с 43 до 10%, а каж-

Смоленская команда по юнифайд-хоккею на данных играх в 2017 г. завоевала «золото».

За время работы секции удалось достичь не только высоких спортивных результатов, но и решить первоочередную задачу - добиться эффективной адаптации учащихся с интеллектуальными нарушениями в социум. С научных позиций, показателем социализации человека является так называемая социализированность, проявляющаяся через способность личности реализовывать свой духовно-культурный потенциал в процессе совместной деятельности с другими людьми. Социализированность оценивалась с участием педагога-психолога на основании ретроспективного анализа индивидуальных карт обучающихся по методике М.И. Рожкова [9]. Данная методика позволяет характеризовать социализированность по таким показателям, как социальная адаптированность, автономность, активность и нравственная воспитанность. Мы сравнили результаты психологического тестирования учащихся Вяземской школы-интерната, которые они демонстрировали за трехлетний период занятий в секции по юнифайд-хоккею (2017-2019 гг.).

Рис. 1.

Динамика уровня социальной адаптированности

дый четвертый занимающийся достиг высокого уровня ее сформированности (24% атлетов).

Если в 2017 г. треть юношей (33%) имели низкий уровень социальной автономности, затруднялись в самостоятельном принятии решений, легко поддавались чужо-

НО

I 43

156

152

124

15

0 20 40 60

%

□ 2017 г. □ 2019 г.

му влиянию, то уже через три года регулярных занятии в секции увеличилось число подростков с высоким (32% занимающихся) и средним (62% занимающихся) уровнем

автономности при уменьшении до 8% числа юношей-атлетов с низким уровнем социальнои автономности (рис. 2).

>5 £ 2 ® С ё!

^ О и

5

ЕЗ

_ О Л X

Низкий

Высокий

20

40

18

■ зз

□ 62

1й7

132

110

60

Рис. 2.

Динамика уровня социальной автономности

80

□ 2017 г.

□ 2019 г.

Также установлено, что к 2019 г. возрос уровень активности (рис. 3). Этот показатель отражает деятельное отношение к участию в социальных процессах. Количество юношей-атлетов с низким уровнем активности снизилось с 35 до 12%. Увеличилось число подростков со средним (2017 г. - 60%, 2019 г. - 77%) и высоким уровнем социальной активности (2017 г. - 5%, 2019 г. - 21%).

>5

N

о я

> 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ о о

Низкий

Высокий

112

□ 35

177

1 60

_1 5 1 21

20

40

60

Рис. 3.

Динамика уровня социальной активности

80

□ 2017 г.

□ 2019 г.

Динамика уровня сформированности нравственной воспитанности также обнадеживает (рис. 4). Если в 2017 г. половина подростков (52%) с умственной отсталостью имели низкую приверженность к гуманистическим ценностям общества, то уже в 2019 г. таких юношей осталось

5 I-

О

-О о

г £ § р

а ^

* 5

о

ш

Низкий

Средний

Высокий

115

I 52

только 15%. В то же время за три года существования секции по юнифайд-хоккею вдвое возросло количество учащихся, считающих человека высшей социальной ценностью и готовых руководствоваться соответствующими гуманистическими принципами в жизни.

148

0

85

20 40

□ 2017 г.

60 80 □ 2019 г.

Рис. 4.

Динамика уровня нравственной воспитанности

100

Выводы

Совместными усилиями работы педагогического коллектива Вяземской школы-интерната в учебное время, в рамках основного образовательного процесса в школе для детей с интеллектуальными нарушениями и дополнительных кружковых занятий во внеучебное время, построенных на принципах инклюзии в рамках функционирования секции по Объединенному спорту (юни-файд-хоккей), позволяющими расширить рамки образовательного и воспитательного процессов, удалось

добиться обеспечения максимально возможного (с учетом имеющегося основного дефекта) психологического комфорта, обеспечить оказание им комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе обучения и занятий физкультурно-спортивной деятельностью, установить связи и партнерские отношения между детьми с умственной отсталостью и их нормально развивающимися сверстниками из основной общеобразовательной школы.

С*)

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие практические рекомендации.

1. На государственном уровне необходимо обеспечить повсеместное внедрение инклюзивных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе за счет создания адекватной нормативно-правовой и материально-технической баз для образовательных учреждений.

2. Руководству образовательных учреждений обеспечить повышение профессиональной компетентности

педагогов по вопросам инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

3. Формировать толерантное, доброжелательное отношение общества здоровых людей к людям с «особыми» потребностями, в том числе за счет широкого привлечения потенциала средств массовой информации.

4. Целесообразно создание секций по Объединенному спорту (Юнифайд) на базе работы физкультурно-оздоровительных клубов и учреждений дополнительного образования для детей.

Литература

1. Аксенов, А.В. Повышение эффективности процесса физического воспитания детей младшего школьного возраста в условиях инклюзивного образования: автореф. дис. ... к.п.н. 13.00.04 / Андрей Владимирович Аксенов. -Санкт-Петербург, 2011. - 25 с.

2. Бобровский, Е.А. Реабилитация инвалидов через адаптивный спорт и физическую культуру / Е.А. Бобровский // Региональный вестник. - 2017. - № 2 (7). - С. 24-26.

3. Гуманитарные технологии в физической культуре: пособие для преподавателей / С.О. Филиппова, А.Е. Ми-тин, В.П. Соломин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 258 с.

4. Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры / С.П. Евсеев. - М.: Спорт. - 2016. - 616 с.

5. Инклюзивное образование: инновационные проекты, методика проведения, новые идеи / под науч. ред. А.Ю. Бело-гурова, О.Е. Булановой, Н.В. Поликашевой: сб. науч.-метод. матер. - М.: Изд-во «Спутник+», 2015. - 254 с.

6. Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции / отв. ред. Алехина С.В. - М.: МГППУ, 2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vcs34.ru/wp-content/ uploads/2017/07/inclusion/5_Sbornik-uchastnikov-mezhdunarodno-prakticheskoj-konferencii.pdf

7. Исаков, Э.В. Развитие адаптивного спорта: организация, экономика, управление. Практикум / Э.В. Исаков. - М.: Издательское ПИАР-агентство М-ОСТ, 2010. -148 с.

8. Малофеев, Н.Н. Методические рекомендации по осуществлению интегрированного обучения в условиях специальных образовательных учреждений / Н.Н. Малофеев, Т.С. Зыкова, Н.Д. Шматко. - М., 2006. - 48 с.

9. Рожков, М.И. Теория и методика воспитания: учебник / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2012. - 415 с.

10. Силаева, О.А. Принципы проектирования инклюзивной физкультурно-образовательной среды дошкольного образовательного учреждения / О.А. Силаева // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems - 2014. - № 4 (36). - URL: https://www. researchgate.net/publication/285566667_PRINCIPY_ PROEKTIROVANIA_INKLUZIVNOJ_FIZKULTURNO-OBRAZOVATELNOJ_SREDY_DOSKOLNOGO_ OBRAZOVATELNOGO_UCREZDENIA доступ

11. Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л.М. Шипицына. - СПб: Речь, 2005. - 477 с.

References

1. Aksenov, A.V. (2011), Improving of the effectiveness of the process of physical education of children of primary school age during the inclusive education: abstract. Dis. ... Ph.D, Sankt Petersburg, 25 p.

2. Bobrovskiy, E.A. (2017), Rehabilitation of disabled people through adaptive sport and physical culture, Regional'niy Vestnik, no. 2 (7), pp. 24-26.

3. Filippova, S.O., Mitin, A.E. and Solomin, V.P. (2017), Humanitarian technologies in physical culture: manual for teachers: Manual, Moscow: SRC INFRA-M, 258 p.

4. Evseev, S.P. (2016), Theory and organization of adaptive physical culture, Moscow: Sport, 616 p.

5. Belogurova, A.Yu., Bulanova, O.E. and Polikasheva, N.V. (eds.) (2015), Inclusive education: innovative projects, methodology, new ideas: scient.digest, Moscow: "Sputnik +" Publishing House, 254 p.

6. Alekhina, S.V. (ed.) (2013), Inclusive education:practice, research, methodology: Proceedings of the II International scientific and practical conference, Moscow: MSUPE [Electronic resource], Mode of access: https://vcs34.ru/ wp-content/uploads/2017/07/inclusion/5_Sbornik-uchast-nikov-mezhdunarodno-prakticheskoj-konferencii.pdf 3.

7. Isakov, E.V. (2010), The development of adaptive sports: organization, economics, management. Practical work, Moscow: Publishing PR-Agency M-OST, 148 p.

8. Malofeev, N.N., Zykova, T.S. and Shmatko, N.D. (2006), Methodological recommendations for the implementation of integrated learning in special educational institutions, Moscow, 48 p.

9. Rozhkov M.I. and Bayborodova L.V. (2012), Theory and methodology of education: textbook, Yaroslavl: Publishing house of YAGPU named after K.D. Ushinsky, 415 p.

10. Silaeva, O.A. Principles of designing inclusive physical culture and educational environment of preschool educational establishment, Modern research of social problems (electronicscientific journal), no. 4 (36), 2014 [Online], URL: https://www.researchgate.net/publication/285566667_ PRINCIPY_PROEKTIROVANIA_INKLUZIVNOJ_ FIZKULTURNO-OBRAZOVATELNOJ_SREDY_DOS-KOLNOGO_OBRAZOVATELNOGO_UCREZDENIA access

11. Shipitsyna, L.M. (2005), "Uneducated" child in the family and society. Socialization of children with intellectual disabilities, SPb: Rech', 477 p.

e*)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.