Научная статья на тему 'Хоккей как стиль жизни и зрелище: социологический анализ'

Хоккей как стиль жизни и зрелище: социологический анализ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2938
347
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЛАРУСЬ / СОЦИОЛОГИЯ СПОРТА / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ХОККЕЙ / СТИЛЬ ЖИЗНИ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ОПРОСЫ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Синиченко Р. П.

Показана роль хоккея как стиля и образа жизни граждан, проведен сравнительный анализ основных показателей развития белорусского и мирового хоккея, намечены конкретные меры по развитию социологии спорта в Республике Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOCKEY AS A LIFE STYLE AND SPECTACLE

The role of hockey as a style and way of citizen’s life has been pointed out, comparative analyses of main characteristics of development of Belarusian and world hockey has been carried out, certain measures on development of sociology of sport in the Republic of Belarus have been scheduled.

Текст научной работы на тему «Хоккей как стиль жизни и зрелище: социологический анализ»

Р. П. СИНИЧЕНКО,

Белорусское физкультурно-спортивное общество «Динамо»

ХОККЕЙ КАК СТИЛЬ ЖИЗНИ И ЗРЕЛИЩЕ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Показана роль хоккея как стиля и образа жизни граждан, проведен сравнительный анализ основных показателей развития белорусского и мирового хоккея, намечены конкретные меры по развитию социологии спорта в Республике Беларусь.

Ключевые слова: Беларусь, социология спорта, общественное мнение, хоккей, стиль жизни, социологические опросы, перспективы развития.

Радикальные социально-экономические, политико-правовые изменения, происходящие в последние двадцать лет в стране, провозглашение независимости республики, переход к новой модели экономического развития в условиях жесткой конкурентной борьбы сопровождается изменением мышления и поведения людей, пересмотром системы ценностей общества в значительной степени влияет на достижения спортсменов. Спорт в целом, хоккей, в частности, В республике Беларусь постепенно становится не только зрелищем, но и образом и стилем жизни, определенным образом влияет на выступления спортсменов. Проанализируем итоги выступления белорусских хоккеистов на соревнованиях высочайшего уровня. Олимпийские игры 2010 года в Ванкувере (9-е место), Чемпионат мира 2011 года в Словакии (14-е место), Чемпионат мира 2012 года в Финляндии - Швеции (14-е место), а также снижение позиции национальной команды по хоккею с шайбой в мировом рейтинге Международной федерации хоккея на пять пунктов (с 8 места в 2009 году на 13-е место в 2012 г.) свидетельствуют о том, что в отечественной системе спорта высших достижений существуют значительные недостатки и в тоже время возможности прогрессивных изменений в процессе развития, необходимость изучения которых возрастает в условиях интенсивной конкуренции, сложной экономической ситуации и динамического нарастания социальных функций спорта.

Успех национальной сборной Республики Беларусь по хоккею с шайбой в 2002 г. на зимних олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити стал грандиозным событием. О Республике Беларусь заговорили во всем мире как о сильном и прогрессивно развивающемся государстве. Борьба белорусских клубов в Континентальной хоккейной лиге, Высшей и Молодежной хоккейных лигах объединяют нацию, способствуют ее сплочению, сопереживанию за свою страну, своих соотечественников. Необходимо понимать, что выступления белорусских спортсменов, неважно в каком виде спорта, не только повышает престиж

страны на мировой арене, но позволяет привлечь подрастающее поколение в спортивные клубы и секции. Благодаря поддержке Главы государства здоровый образ жизни стал визитной карточкой нашей республики.

В то время как немало внимания уделяется вопросам методики тренировки, технической и тактической подготовки, фармакологического обеспечения, медицинского восстановления, усовершенствована спортивная экипировка и инвентарь, вопросы находящиеся в компетентности социологии спорта в отечественной науке не в достаточной мере изучены и используются при подготовке спортсменов.

Социологические исследования спортивной отрасли позволяют определить влияние физической культуры и спорта на общественную жизнь. Отсутствие социологических исследований в области спорта (в частности в хоккее) в Республике Беларусь заставляет с неподдельным интересом сравнить основные показатели развития мирового хоккея с отечественным. По данным Международной федерации хоккея с шайбой (International Ice Hockey Federation) Республика Беларусь находится на 13-м месте в мировом хоккейном рейтинге (табл. 1).

Таблица 1. мировой рейтинг национальных сборных по хоккею с шайбой

Место в рейтинге Сборная Очки Движение (в сравнении с предыдущей позицией)

1 Россия 3425 0

2 Финляндия 3345 0

3 Чехия 3330 +2

4 Швеция 3280 -1

5 Канада 3255 -1

6 Словакия 3100 +4

7 США 30б5 -1

8 Норвегия 29б0 +1

9 Швейцария 2910 -2

10 Германия 2885 -2

11 Латвия 27б5 +1

12 Дания 2710 +1

13 Беларусь 2705 -2

14 Франция 2бб0 0

15 Австрия 24б5 0

П р и м е ч а н и е: представлены первые 15 стран рейтинга.

Показатели развития хоккея ближайших конкурентов Республики Беларусь представлены на рис. 1.

Сравнивая такой показатель, как «население страны» и зависимость от него высоты позиции в рейтинге, наблюдается отсутствие прямо пропорциональной зависимости между данными показателями. Так сборная Латвии при населении в 2,2 млн человек опережает на два пункта сборную Франции с населе-

Рис. 1. Показатели развития хоккея в Республике Беларусь и странах-конкурентах

нием в 65,6 млн человек, сборная Дании (5,5 млн человек) находится впереди Беларуси (9,6), Франции (65,6), Австрии (8,2) и других конкурентов, население которых гораздо больше. Наиболее полная картина представлена на рис. 2.

По данной гистограмме можно констатировать, что количество населения страны не является приоритетным показателем оценки спортивной «мощи» страны, а наоборот, свидетельствует о том, что небольшие страны при грамот-

I Население мля. чел.

П р и м е ч а н и е: страны расположены слева направо согласно мирового хоккейного рейтинга.

Рис. 2. Влияние количества населения страны на место занимаемое в мировом рейтинге

но выстроенной системе подготовки спортсменов и четко продуманной политике менеджмента могут успешно бороться за ведущие позиции в мировых рейтингах. Количество крытых ледовых площадок в зависимости от места в мировом рейтинге наиболее выгодно отличает Чехию, Словакию, Норвегию, Латвию, Данию и Беларусь (рис. 3).

Небольшого количества крытых спортивных сооружений указанным странам достаточно для тренировок основного состава национальной сборной, который может базироваться на одной-двух основных многофункциональных аренах. Данная формула уместна для спорта высших достижений и экономии бюджетных средств. Однако, спорт - это не только высшие достижения. В целях приобщения детей к занятиям физической культурой и спортом, популяризации здорового образа жизни среди граждан большое количество арен является безусловным плюсом для страны.

Анализируя такой показатель как «количество игроков» (табл. 2), сборная России (64 326 человек) с большим перевесом занимает первое место по результатам достижений своих хоккеистов, несмотря на то, что по данному показателю ее обходят многие страны, расположившиеся в рейтинге ниже. Финляндия (56 626 человек) уверенно обходит Канаду (617 107), Словакия (9 034) обходит США (511 178), Швейцарию (26 166) и Германию (27 068). Страны с небольшим количеством занимающихся: Латвия (3 979), Дания (4 405) и Беларусь (3 937) находятся впереди Франции (17 381) и Австрии (11 202) при этом уверенно «наступая на пятки» более сильным конкурентам Швейцарии (26 166) и Германии (27 068). Данная статистика свидетельствует о том, что количество игроков занимающихся каким-либо видом спорта не является основным фактором способствующим достижению ведущих позиций в современном спорте.

Канада и США являются обладателями самого большого количества хоккеистов (617 107 и 511 178) и количества крытых ледовых площадок (2486 и 2000 соответственно). Это обусловлено в первую очередь тем, что в данных странах большое внимание уделяется развитию хоккея и его популяризации, а также

N Т» ’Ъ Ъ Ь ч'' ^

■ Количество крытых ледовых площадок (согласно данных ННР)

П р и м е ч а н и е: команды расположены по возрастанию итогового места в мировом рейтинге.

Рис. 3. Гистограмма количества крытых ледовых площадок

здесь функционирует сильнейшая мировая хоккейная лига - Национальная хоккейная лига, где выступают звезды со всего мира.

Наибольшие значения «количества занимающихся мужчин» наблюдаются у США (139 033 - 7-е место в рейтинге), Канады (74 626 - 5-е место в рейтинге), Чехии (58 654 - 3-е место в рейтинге), Финляндии (16 752 человек - 2-е место в рейтинге) и Швеции (13 084 - 4-е место в рейтинге). Однако в процентном соотношении «количества занимающихся мужчин» от общего числа игроков расстановка выглядит иным образом: Чехия (61,7 % - 3-е место в рейтинге), Латвия (59 % - 11-е место в рейтинге), Австрия (52,6 % - 15-е место в рейтинге), Швейцария (42,9 % - 9-е место в рейтинге).

Таблица 2. характеристика отдельных элементов развития хоккея (лидеры мирового хоккейного рейтинга)

Страна (численность населения, млн чел.) Всемирный мужской рейтинг Количество крытых ледовых площадок (согласно данных ІЮТ) Количество игроков Количество занимающихся мужчин

Россия (138,1) 1 346 64326 2606 (4 %)

Финляндия (5,3) 2 246 56 626 16 752 (29,6 %)

Чехия (10,2) 3 148 95094 58654 (61,7 %)

Швеция (9,1) 4 342 69921 13084 (18,7 %)

Канада (34,3) 5 2486 617107 74626 (12,1 %)

Словакия (5,5) 6 47 9034 2041 (22,6 %)

США (313,8) 7 2000 511178 139033 (27,2 %)

Норвегия (4,7) 8 41 6893 2130 (30,9 %)

Швейцария (7,7) 9 158 26166 11219 (42,9 %)

Германия (81,3) 10 198 27068 8042 (29,7 %)

Латвия (2,2) 11 16 3979 2348 (59 %)

Дания (5,5) 12 25 4405 1764 (40 %)

Беларусь (9,6) 13 28 3937 1154 (29,3 %)

Франция (65,6) 14 124 17381 6400 (36,8 %)

Австрия (8,2) 15 45 11202 5897 (52,6 %)

Наименьшие значения «количества занимающихся мужчин» отмечены у следующих стран: Беларусь (1 154 - 13-е место в рейтинге), Дания (1 764 - 12-е место в рейтинге), Словакия (2 041 - 6-е место в рейтинге), Норвегия (2 130 -8-е место в рейтинге), Латвия (2 348 - 11-е место в рейтинге), Россия (2 606 -1-е место в рейтинге). Национальная сборная Республики Беларусь, обладая самым малым количеством официально зарегистрированных игроков, входит в число лучших мировых сборных по хоккею с шайбой.

Удивительным образом в данной статистике оказался лидер хоккейного рейтинга сборная России. Относительно малое количество мужчин-хоккеи-стов для такой огромной державы и четырехпроцентный показатель «количества занимающихся мужчин» обусловлен тем, что лучшие российские игроки предпочитают развивать свою карьеру в национальных чемпионатах других

стран, что, вероятно, связано со стремлением к материальным ценностями. Также низкие процентные показатели «количества занимающихся мужчин» имеют Канада (12,1 % - 5-е место в рейтинге), Швеция (18,7 % - 4-е место в рейтинге) и Словакия (22,6 % - 6-е место в рейтинге). Как мы видим, данные команды возглавляют рейтинг. В связи с этим можно предположить, что в основе стратегии развития хоккея в странах-лидерах лежит принцип системного продуманного с точки зрения теории и методики физического воспитания и спорта перехода юношей в молодежный и взрослый спорт, финансовой поддержки детско-юношеского спорта, что подтверждают статистические данные (таблица 3). Данное суждение является ключевой проблемой всего белорусского спорта, когда перспективный спортсмен в юном возрасте показывает выдающиеся результаты, а при переходе во взрослый спорт не может себя проявить.

Сказанное выше подтверждают статистические данные. У первых десяти стран процентное соотношение детей занимающихся хоккеем составляет более 50 % - Россия (96,3 %), Швеция (86 %), Канада (79,6 %), Словакия (79,4 %), Норвегия (68,2 %), США (61 %), Финляндия (55,1 %), исключение составляет Чехии - 33,9 %. Еще раз акцентируя проблему перехода юных белорусских спортсменов во взрослый спорт отмечаем, что процентное соотношение детей, занимающихся хоккеем, в республике составляет 62,8 %.

Женский хоккей с шайбой, в отличие хоккея на траве, в настоящий момент не является популярным видом спорта в нашей стране. По данным Международной федерации хоккея с шайбой, официально в Республики Беларусь зарегистрировано 36 хоккеистов-женщин, что составляет 0,8 % от общего числа спортсменов данного вида спорта.

В рамках программы Ассоциации «Федерация хоккея Республики Беларусь» по развитию хоккея на территории Республики Беларусь на 2010-2014 гг., 27 мая 2010 г. создана и зарегистрирована женская профессиональная хоккейная команда «Пантера». В настоящий момент команда является ассоциированным членом Ассоциации «Федерация хоккея Республики Беларусь» и рассматривается как базовый клуб для формирования национальной сборной Беларуси.

Лидерами в рейтинге женских хоккейных сборных являются команды Канады, США и Финляндии занимающие 1-е, 2 и 3-е места соответственно. В названых странах женским хоккеем занимаются 86 675, что составляет 15,1 % от общего числа занимающихся, 66 692 (13,3 %) и 3 945 (6 %) соответственно. Из данных табл. 3 следует, что больше количество занимающихся позволило странам завоевать лидирующие позиции. Вместе с тем такие страны, как Россия, где женским хоккеем занимается всего 500 человек (0,8 % от общего числа занимающихся), Словакия (417 - 5 %) успешно борются за верхние строчки рейтинга.

Мы считаем, что позиция в мировом рейтинге не может является основной целью развития и функционирования спортивной отрасли государства. Один из бесспорных лидеров то темпам наращивания производства, положительных результатов экономических отчетов и бурного развития государства

в целом Катар - на ХХХ Олимпийских играх в Лондоне занимает лишь 75-е место с двумя бронзовыми медалями. При этом население этого государства активно занимается физической культурой и спортом, созданы все условия для культурно-спортивного время препровождения, а руководством страны поддерживаются инициативы по оздоровлению нации.

Таблица 3. характеристика отдельных элементов развития хоккея в различных странах

Страна Всемирный рейтинг мужской (женский) Количество игроков Количество занимающихся женщин Количество занимающихся детей

Россия 1 (6) 63 580 500 (0,8 %) 61220 (96,3 %)

Финляндия 2 (3) 65 251 3945 (6 %) 35929 (55,1 %)

Чехия 3 (12) 100 668 2327 (2,3 %) 34113 (33,9 %)

Швеция 4 (5) 62 003 3503 (5,6 %) 53334 (86 %)

Канада 5 (1) 572 411 86675 (15,1 %) 455806 (79,6 %)

Словакия 6 (7) 8 280 417 (5 %) 6576 (79,4 %)

США 7 (2) 500 579 66692 (13,3 %) 305453 (61 %)

Норвегия 8 (10) 6 177 551 (8,9 %) 4212 (68,2 %)

Швейцария 9 (4) 26 166 1172 (4,5 %) 13775 (52,6 %)

Германия 10 (8) 28 932 2465 (8,5 %) 16561 (57,2 %)

Латвия 11 (14) 4 424 116 (2,6 %) 1515 (34,2 %)

Дания 12 (19) 4 405 396 (9 %) 2245 (51 %)

Беларусь 13 (не участв.) 4 374 36 (0,8 %) 2747 (62,8 %)

Франция 14 (16) 17 381 1214 (7 %) 9767 (56,2 %)

Австрия 15 (15) 10 489 615 (5,9 %) 4690 (44,7 %)

Очевидно, что небольшая по своим географическим мощностям страна (Словакия, Швейцария, Латвия, Дания) способна привлечь к занятиям спортом и физической культурой большое количество подрастающего поколения, сформировать культуру здорового образа жизни населения, при этом она не будет возглавлять спортивные рейтинги.

В большинстве европейских стран развитие физической культуры и спорта строится при соблюдении приоритета массового спорта. В большинстве стран реализуются единые подходы к ресурсному обеспечению массового спорта, основанные на его приоритетности и признании высокой социальной значимости [1].

За рубежом массовый спорт является в первую очередь средством оздоровления населения, самовыражения и развития, а также средством борьбы против асоциальных явлений. Поэтому государства придают вопросам развития массового спорта особую значимость, ставя основной целью вовлечение населения в занятия массовым спортом.

Как видно, в белорусских спорте и хоккее есть определенные проблемы. Социология спорта способна ответить на множество вопросов, о которых большинство спортивных менеджеров и функционеров даже не задумывалось:

каким образом достижения белорусских атлетов влияют на сознание спортсмена либо гражданина и изменения его ценностных ориентаций, насколько значимо для нынешнего поколения понятие «патриотизм»;

что является основным элементом привлечения молодежи в спортивные секции, занятием спортом населения страны? Как и чем привлечь людей к посещению именно вашего фитнесс-клуба, бассейна любого другого физкультурно-спортивного заведения?;

материальные ценности являются доминирующим фактором в условиях рыночной экономики в спорте? Если да, то каким образом это отражается на спортивной деятельности и особенностях межличностных отношений в системах «спортсмен-тренер», «спортсмен-спортсмен», «руководство-тренер» и т. д.;

каков социальный портрет современного зрителя-болельщика, что ему интересно и важно? Закон спортивного менеджмента гласит: чтобы обеспечить заполняемость трибун, начать нужно с самого простого - определить целевую аудиторию;

каковы особенности формирования и динамики ценностных ориентаций спортсмена. Ценностные ориентации являются отражением в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и мировоззренческих ориентиров. Спорт как социальный институт определяет становление и развитие ценностного сознания личности спортсмена на определенных этапах его жизни, обуславливая и определяя систему ценностей.

Эти и многие другие вопросы в виду отсутствия (либо абсолютно небольшого количества) в спортивной науке Беларуси социологических исследовательских работ обладают значительной степенью новизны, актуальности и представляют интерес для специалистов в области социологии и спорта, тренеров, руководителей спортивных федераций, клубов и иных организаций, спортивного и социального менеджмента, для различных государственных ведомств и учреждений, связанных с вопросами спорта.

Литература

1. Вапнярская, О. И. / Зарубежный опыт управления массовым спортом / О. И. Вапняр-ская, М. И. Золотов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2003 - № 3.- С. 75-83.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Кривцун-Левшина, Л. Н. Социология физической культуры и спорта / Л. Н. Кривцун-Левшина, И. В. Котляров. - Витебск: ВГУ им. П. М. Машерова, 2009. - 269 с.

r. p. sinichenko hockey as a life style and spectacle

summary

The role of hockey as a style and way of citizen’s life has been pointed out, comparative analyses of main characteristics of development of Belarusian and world hockey has been carried out, certain measures on development of sociology of sport in the Republic of Belarus have been scheduled.

Key words: Belarus, sociology of sport, public opinion, hockey, life style, sociological polls, perspectives of development.

Поступила 29.10.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.