2. Вследствие гетерохронии роста отдельных сегментов тела в периоде первого детства происходит постепенное изменение формы тела ребенка, которое можно подразделить на два этапа. На первом этапе четырёхлетия жизни наблюдается следующее: резкое уменьшение жироотложения сочетается с большим приростом одновременно продольных и поперечных размеров скелета. На втором этапе (5-6 годы жизни) пропорции тела перестраиваются в направлении долихоморфии при стабильном или возрастающем жироотложении. Сочетание признаков, изменяющихся на каждом этапе, не позволяет отождествлять их с периодами "полноты" и "вытяжения".
3. На фоне возрастных изменений у детей 3- 6 лет, активно участвующих в подвижных играх с элементами гимнастики, проявляются индивидуально-типологические различия в телосложении, включающие в себя достоверные различия в пропорциях, составе массы тела и форме отдельных частей тела.
4. Выявлена взаимосвязь морфологических показателей и моторики детей, активно участвующих в подвижных играх с элементами гимнастики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вершинин, М.А. Методика использования спортивных игр в физическом воспитании детей дошкольного возраста / М.А. Вершинин, О.А. Сабуркина, Н.В Финогенова // Фундаментальные исследования. - 2015 - № 2. - С. 1289-1293.
2. Гаврилова, Л.Г. Подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста / Л.Г. Гаврилова, О.А. Сабуркина // Актуальные проблемы подготовки специалистов в спортивных играх на основе применения современных технологий обучения : материалы Всероссийской научно-практической конференции 31 октября - 1 ноября 2013 г. / Волгоградская государственная академия физической культуры. - Волгоград, 2013. - С. 34-36.
3. Сабуркина, О.А. Влияние подвижных игр с элементами гимнастики на морфофункцио-нальные показатели детей дошкольного возраста / О.А. Сабуркина, Л.Г. Гаврилова, В.А. Овчаров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 12 (106). - С. 53-55.
REFERENCES
1. Vershinin, M.A, Saburkina, O.A. and Finogenova, N.V. (2015), "The method of using sports games in physical education of preschool children", Fundamental research, No. 2, pp.1289-1293.
2. Gavrilova, L.G and Saburkina, O.A. (2013), "Moving games for preschool and primary school children", Actual problems of training specialists in sports games based on the use of modern teaching technologies: materials All-Russian scientific-practical conference October 31 - November 1, 2013, The Volgograd State Academy of Physical Culture. Volgograd, pp. 34 36.
3. Saburkina, O.A., Gavrilova, L.G and Ovcharov, V.A. (2013), "Influence of mobile games with elements of gymnastics on morpho-functional indicators of children of preschool age", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 106, No. 12, pp. 53-55.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.04.2018
УДК 796.062
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ
«ЗАРЯ» Г. ХАБАРОВСКА
Сергей Викторович Галицын, доктор педагогических наук, профессор, Олег Зуфарович
Зиганшин, доцент, председатель Федерации хоккея с мячом г. Хабаровска, Павел Анатольевич Ткаченко, кандидат педагогических наук, доцент, Никита Владимирович
Тюхай, магистрант, Дальневосточная государственная академия физической культуры
(ДВГАФК), Хабаровск
Аннотация
Данная статья, посвящена особенностям деятельности детско-юношеской спортивной школы в г. Хабаровске, спортивной инфраструктуре, кадровому составу специалистов, социальной
обстановке. Рассматривается вопрос кадрового менеджмента по таким видам спорта, как бейсбол, футбол, хоккей с мячом. В статье рассмотрена спортивная квалификация тренеров и занимающихся, в частности по таким видам спорта, как бейсбол, футбол, хоккей с мячом. Проанализирована динамика количества занимающихся в ДЮСШ. Проанализирован административный состав ДЮСШ и количество спортивных сооружений. Рассмотрено соотношение доходов и расходов в деятельности ДЮСШ, наилучшие достижения учащихся ДЮСШ и выполнение занимающих в ДЮСШ спортивных разрядов.
Ключевые слова: ДЮСШ, спортивные кадры, спортивная инфраструктура, спорт.
ANALYSIS OF ACTIVITY OF CHILDREN-YOUTH SPORTS SCHOOL "ZARYA" OF
KHABAROVSK
Sergey Viktorovich Galitsyn, the doctor of pedagogical sciences, professor, Oleg Zufarovich Ziganshin, the senior lecturer, chairman of the Federation Bandy the city of Khabarovsk, Pavel Anatolevich Tkachenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Nikita Vladi-mirovich Tyukhay, the master student, Far Eastern State Academy of Physical Culture,
Khabarovsk
Annotation
This article is devoted to the features of the activities of the children and youth sports school in Khabarovsk, the sports infrastructure, the staffing of specialists, the social situation. The issue of personnel management in such sports as baseball, football, hockey with ball is considered. The article considers the sports qualification of coaches and those involved, in particular, in such sports as baseball, football, hockey. The dynamics of the number of people engaged in the Youth Sports School is analyzed. The administrative structure of the Sports School and the number of sports facilities are analyzed. The ratio of income and expenditure in the activities of the sports school, the best achievements of the students of the sports school and the performance of sports categories in sports schools are considered.
Keywords: Sports school, sports personnel, sports infrastructure, sports.
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа "Заря" основано в 1980 году. МАОУ ДО ДЮСШ «Заря» является государственным специализированным учебно-спортивным заведением, на которое возложены функции спортивной подготовки детей, подростков и юношества.
Основные цели образовательного процесса Учреждения:
- реализация государственных образовательных программ на уровне государственных стандартов;
- создание благоприятных условий для самосовершенствования, познания и творчества;
- достижение уровня спортивных успехов сообразно способностям;
- развитие физических и нравственных способностей ребенка;
- формирование здорового образа жизни.
В МАОУ ДО ДЮСШ «Заря» организует работу с постепенным и переменным составом учащихся в течение года. В каникулярный период функционирует спортивно-оздоровительный лагерь, с дневным пребыванием детей. Обучение ведется на русском языке. Минимальный возраст зачисления детей в МАОУ ДО ДЮСШ «Заря» определяется программами по видам спорта. Принимаются все желающие, имеющие медицинский допуск, письменное согласие родителей. Медицинское обслуживание осуществляется штатным медицинским персоналом.
Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями, к числу которых относятся и спортивные школы, строится на принципах единоначалия и самоуправления. Исходя из этих принципов, МАОУ ДО ДЮСШ «Заря» возглавляет директор, прошедший аттестацию, назначенный на должность начальником управления по физической культуре и спорту администрации города Хабаровска (учредителем). В
прямом подчинении директора находится заместитель директора по учебно-воспитательной работе (УВР), заместитель директора по административно-хозяйственной части (АХЧ), делопроизводитель, специалист по кадрам. Заместителю директора по УВР подчиняются заместитель директора по спортивной работе (СР), заместитель директора по методической работе (МР), инструктора-методисты, спортсмен-инструктор и врач. У заместителей по СР и МР в подчинении находятся инструктора-методисты и старшие тренеры-преподаватели видов спорта, культивируемых в учреждении. Формами самоуправления в спортивной школе является педагогический совет. В свою очередь в ДЮСШ работают тренеры - преподаватели по футболу, бейсболу, хоккею с мячом.
В 2017 году осуществляли учебно-тренировочный процесс: 22 тренера-преподавателя, из них 13 штатных, (11 по футболу, 6 по бейсболу, 5 по хоккею с мячом), из них высшее образование имеют - 22 чел., I квалификационную категорию имеют - 1 чел., высшую - 1 чел.
Звание «Мастера Спорта» имеют - 3 человека. «Отличник физической культуры и спорта» - 3 человека, «Заслуженный тренер РСФСР» - 1 человек.
Административные работники школы: 5 человек, из них высшее образование имеют 5 человек:
Анализ статистических данных за 2013-2016 годы показал, что в МАОУ ДО ДЮСШ «Заря» численность штатных работников физической культуры и спорта с высшим и средним образованием осталось почти неизменным. Не большое сокращение штатных работников было в 2014 и 2015 года (по 10 тренеров-преподавателей), но в 2013 году, этот показатель вышел на прежний уровень и составил 13 тренеров-преподавателей. Практически все тренеры с высшим образованием, и это один из лучших показателей, среди всех ДЮСШ города Хабаровска. Общее количество штатных работников за пять лет не изменилось. За анализируемый показатель, всего два человека прошли переаттестацию, в 2014 году (один на высшую, второй на первую категорию). На конец 2016 года, так же всего 2 человека имеют категории (Высшую и первую), хотя в предыдущие годы еще трое тренеров имели 2 категорию. За анализируемый год никаких званий работникам не присвоено.
Если сравнивать динамику количества занимающихся с 2013 по 2016 годы, мы можем увидеть, что за четыре года контингент занимающихся увеличился с 721 до 735 человек, причем последние три года, количество занимающихся в МАОУ ДО ДЮСШ «Заря» оставалось неизменным. При этом количество учебных групп сократилось с 49 в 2014 году до 40 в 2016 году.
При анализе количества контингента занимающихся по видам спорта и групп подготовки, мы видим, что, в спортивно-оздоровительных группах (СОГ) направление футбол произошло сокращение занимающихся с 229 в 2014 году до 109 в 2016 году, сокращение произошло практически на 53%. Мы это связываем с тем, что произошло увеличение занимающихся в группах начальной подготовки (ГНП) с 91 в 2014 году до 187 в 2016 году.
Что касается направления хоккей с мячом в группе СОГ, то здесь также произошло снижение занимающихся со 114 в 2014 году, до 79 в 2016 году, но также, как и в футболе, произошло увеличение в группах ГНП с 41 в 2014 году до 113 в 2016 году.
В бейсболе и софтболе в группах СОГ, ситуация с контингентом занимающихся обстоит сложнее, набор в эти группы был произведен только в 2014 году, в остальных анализируемых годах набора не было. Что касается групп ГНП, то здесь ситуация несколько лучше, чем в группах СОГ, но тоже происходит снижение количества занимающихся, так в 2015 году контингент составлял 96 занимающихся, а в 2016 году всего 51.
Далее, давайте рассмотрим состояние контингента занимающихся в учебно-тренировочных группах (УТГ) и группах спортивного совершенствования (ГСС). В группах УТГ резкое сокращение количества занимающихся наблюдается в направлении хоккей с мячом с 55 в 2013 году до 18 в 2016 году. По направлению футбол, произошел прирост занимающихся с 95 в 2014 году до 110 в 2016 году. В бейсболе и софтболе ситуация
кардинально не изменилась, 74 занимающихся в 2013 году и 68 в 2016 году.
В группах спортивного совершенствования не по одному направлению занимающихся нет, в 2013 году по направлению хоккей с мячом было 15 занимающихся, после чего в 2014 году снизилось до 4.
В 2017 году в исполнении Постановления Правительства РФ о доведении средней заработной платы тренерам-преподавателям до средней заработной платы по региону в 2017 году по г. Хабаровску она составляет 37 926,90 рублей. В соответствии с расчетными данными за 11 месяцев 2017 года по МАОУ ДО ДЮСШ «Заря» этот показатель ниже планового на 8,3% (рисунок 1).
Среднемесячная заработная плата на 01.12.2017 года составляет:
- бюджет + дополнительные платные услуги - 37 861,00 рублей;
- бюджет - 34 786,00 рублей
Для проведения тренировочного процесса используются:
• По договору безвозмездного пользования: МАОУ СОШ № 6, 9, 62, 68, МАОУ НОШ «Первые шаги», детский дом №2 1; стадион «Нефтяник», стадион «Юность», стадион «Заря», Судостроительный техникум.
• По договору аренды: ООО «Контур детского плавания» («Наутилус»); ФГБОУ ВПО «ДВГАФК» (учебно-спортивный комплекс ул. Суворова, 73).
• Из проведенного анализа МАОУ ДО ДЮСШ «Заря», можно прийти к заключению, о том, что остро стоит вопрос по организации тренировочного процесса, т.к. учреждение не располагает в оперативном управлении спортивными залами. Расходы на аренду площадей из муниципального бюджета за период с 2014-2016 год 19 714,16 млн. руб. Состояние основных фондов материально-технической базы учреждения оценивается в 81% износа.
36000 -35000 -34000 ;Я 33000 -Л 32000 -& 31000 -30000 29000 28000
Рисунок 1 -
В период с 2014-2016 гг. году было выделено из расчета среднего показателя денежных средств по всем источникам финансирования в размере 40 014,19 тыс. руб. из них:
- 34 946,24 тыс. руб. субсидия по целевой ведомственной программе «Развитие
физической культуры и спорта в городе Хабаровске с 20142020 гг.»;
- 5 026,2 тыс. руб. предпринимательская деятельность (доход от оказания до-
полнительных платных услуг)
- 41,75 тыс. руб. добровольные пожертвования и целевые взносы;
Структура расходования денежных средств за период с 2014-2016 гг. (рисунок 2) свидетельствует о том, что большая часть средств расходуется на фонд оплаты труда 27 209,64 тыс. руб. (68%) и на арендную плату за пользование имуществом6 402,27 тыс. руб. (16%) от общего числа финансирования МАОУ ДО ДЮСШ «Заря». В среднем 2% выделяется на обновление основных фондов ДЮСШ, чем и объясняется 81% износа МТБ.
34786
33444 _______
32432
30698^^^^^^
2014 г. 2015 г. 2016 г. за 11 месяцев 2017
Показатели средней заработной платы за период с 2014-2017 гг. (средства бюджета городского округа «город Хабаровск»)
Рисунок 2 - Структура расходования денежных средств за период 2014-2016 гг.
10% (4001,41 тыс. руб.) на прочие расходы: услуги связи, содержание имущества, прочие работы услуги и т.д., 400,14 тыс. руб. (1%) расходы, связанные оплатой коммунальных услуг. Три процента это 1200,42 тыс. руб. расходуются на командирование спортсменов на соревнования различных уровней и в разные регионы РФ.
Количество проведенных соревнований увеличилось в сравнении с 2013 годом, добавились внутришкольные соревнования, связанные с памятными датами, но в связи с нехваткой финансирования уменьшилось число соревнований краевого уровня, ДФО (нет средств на командирование команд).
По сравнению с 2013 годом наблюдается и динамика в результативности соревновательной деятельности. Количество побед в сравнении с 2013 составило:
Наилучшие достижения учащихся ДЮСШ:
Отделение футбола:
- Первенство России по футболу среди команд юношей 2002 г.р. ПФК и спортшкол Зона ДВ - 6 место;
- Спартакиада воспитанников детских домов Хабаровского края - 2 место;
- Первенство Хабаровского края по мини-футболу среди детско-юношеских команд - 1, 3 места;
- Краевой этап Всероссийских соревнований по мини-футболу среди воспитанников детских домов и школ- интернатов «Будущее зависит от тебя» - 3 место;
- Краевой этап Всероссийских соревнований по футболу «Кожаный мяч» среди команд 2003-2004; 2005-2006 г.р. - 3 место;
- Всероссийские соревнования по футболу «Кожаный мяч» ДФО - 2 место.
Отделение бейсбола:
- Кубок Сибири и Дальнего Востока по бейсболу - 2,4 места;
- Первенство России по софтболу среди девочек 10-13 лет - 7 место;
- Первенство России по бейсболу среди юношей 13-15 лет - 9 место.
Отделение по хоккею с мячом:
- Всероссийский турнир на призы клуба «Плетенный мяч» - 1 место;
- Краевой турнир по хоккею с мячом клуба «Плетеный мяч» среди мальчиков 12 лет (2003 г.р.) - 3 место;
- Краевой турнир по хоккею с мячом на призы Патриарха Московского и всея Руси среди мальчиков 11-12 лет (2004-2005 г.р.) - 3,6 места.
Также показателем развития учащихся ДЮСШ является присвоение спортивных разрядов (таблица 1). За анализируемый период с 2013 по 2016 годы, мы видим, что ДЮСШ не было подготовлено ни одного мастера спорта. Количество кандидатов в мастера спорта снизилось с 20 в 2014 году, до нуля в 2016 году. Это объясняется тем, что в школе возросло количество групп начальной подготовки, а воспитанники учебно-
тренировочных групп уже имеют спортивные разряды, или окончили школу. Таблица 1 - Присвоение спортивных разрядов __
№ п/п Наименование 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год
1 Разрядников- присвоено: МС - чел. 0 0 0 0
2 КМС- чел. 10 20 1 0
3 1 спортивный разряд - чел. 26 26 10 18
4 Массовые разряды - чел. 37 40 124 150
В 2014 году КМС получило 3 человека (отделение бейсбола и софтбола) и 17 человек (отделение по хоккею с мячом) за победу во Всероссийском турнире на призы клуба «Плетенный мяч».
Количество перворазрядников, тоже снизилось с 26 в 2013 и 2014 годах до 18 в 2016 году. Зато количество массовых разрядов увеличилось с 37 в 2013 году до 150 в 2016 году.
Таким образом, проведенный анализ деятельности детско-юношеской спортивной школы «Заря» г. Хабаровск, выявил ряд проблем: нет собственных спортивных сооружений; всего один тренер с I квалификационной категорией, при этом все 22 тренера имеют высшее образование; средняя заработная плата тренеров, ниже плановой; снизились количество спортсменов, выполнивших норматив кандидата в мастера спорта и мастера спорта. Все вышеперечисленное, говорит о необходимости внесения изменений организационно-управленческого характера в систему управления детско-юношеской спортивной школы «Заря» г. Хабаровск и написании перспектив развития школы в виде «дорожной карты».
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.04.2018
УДК 373.1
ТРУДНОСТИ, ИСПЫТЫВАЕМЫЕ УЧИТЕЛЯМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, РАБОТАЮЩИМИ ПО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ СТАНДАРТУ
Евгения Владимировна Гарина, учитель 1 категории, Муниципальное образовательное учреждение - Гимназия № 2 ( МОУ-Гимназия №2, г. Раменское),
Светлана Викторовна Лепёшкина, кандидат педагогических наук, доцент, Московская государственная академия физической культуры (МГАФК), Малаховка
Аннотация
В данной статье рассматриваются трудности, с которыми сталкивается педагог. Акцент делается на несоответствие программ повышения квалификации, требованиям образовательных и профессиональных стандартов. Выявлено отсутствие современных технологий и методик преподавания физической культуры и низкий уровень материально-технического оснащения образовательных организаций.
Ключевые слова: повышение квалификации, федеральный государственный образовательный стандарт, учитель, образовательные организации.
DIFFICULTIES EXPERIENCED BY TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE WORKING ACCORDING TO THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD
Evgenia Vladimirovna Garina, the teacher of the I category, Municipal Educational Institute - Gymnasium No. 2, Ramenskoe, Svetlana Viktorovna Lepeshkina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow State Academy of Physical Culture, Malakhovka
Annotation
This article discusses the difficulties the teacher faced. The emphasis is on the non-compliance of training programs with the requirements of educational and professional standards. Lack of new and modern