географическим неравенством, процветанием, миром и справедливостью [5]. «Повестка дня на период до 2030 года» продолжает борьбу с бедностью людей, голодом, болезнями и неграмотностью, на продвижение гендерного равенства и обеспечение экологической устойчивости. В этом документе уже больше внимание уделяется не только общей бедности населения, но и сельской бедности.
Наступившее десятилетие является сегодня критическим, которое определит, будет ли достигнута глобальная цель ликвидация бедности к 2030 г. или нет в соответствии с целями устойчивого развития. Искоренение сельской бедности должно стать приоритетной задачей в мировом сообществе.
Список использованной литературы:
1. World Data Lab. - URL: https://worlddata.io/ (дата обращения 13.06.2020 г.)
2. World Poverty Clock. - URL: https://worldpoverty.io/map (дата обращения 10.06.2020 г.)
3. Sustainable Development Goals. URL: https://www.un.org/sustainab ledevelopment/ru/ (дата обращения 13.06.2020 г.)
4. An update on the Europe 2020 strategy on poverty. - URL: https://borgenproject. org/eu-2020-strategy-on-poverty/ (дата обращения 05.06.2020 г.)
5. Sustainable Rural Development under Agenda 2030. By Florin-Constantin Mihai and Corneliu Iatu Submitted: December 17th 2018 Reviewed: October 15th 2019 Published: January 15th 2020 DOI: 10.5772/intechopen.90161. URL: https://www.intechopen.com/books/sustainability-assessment-at-the-21st-century/ sustainable-rural-development-under-agenda-2030 (дата обращения 05.06.2020 г.)
6. Homi Kharas, Constanza Di Nucci, Kristofer Hamel, and Baldwin Tong // To move the needle on ending extreme poverty, focus on rural areas. Friday, February 21, 2020. URL: https://www.brookings.edu/blog/future-development/2020/02/21/to-move-the-needle-on-ending-extreme-poverty-focus-on-rural-areas/ (дата обращения 01.06.2020 г.)
14.2. ИНКЛЮЗИВНЫЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ В СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СЕЛЬСКОЙ БЕДНОСТИ Хомяков Д.М. д.т.н., профессор, факультет почвоведения МГУ Е-mail: [email protected]; [email protected] Тел.: 8-(495)-939-34-27; 8-(495)-939-28-52
Во всех странах мира, не зависимо от современного уровня их экономического развития и географического расположения, плотность и доходы на душу населения в сельской местности всегда ниже, чем в городах. Зато выше относительная доля бедных людей, маргиналов, голодающих и недоедающих. По оценкам Всемирного банка на планете проживают свыше 2,1 млрд неимущих и 770 млн страдающих от крайней нищеты. Экономический кризис и пандемия коронавируса 2020 года усугубили ситуацию. Увеличение количества этих людей - одно из главных опасных его последствий.
Страдают все сферы национальных экономик, в том числе и АПК. Резко дешевеют сырьевые товары, а продукты питания растут в цене. Снижение производства и логистические сбои сказываются на мировом балансе продовольствия: страны вводят ограничения на импорт и экспорт, пополняют стратегические запасы, лимитируют и квотируют потребление населения, которое, в свою очередь, пытается реализовать сверхнормативный спрос. Растут потери продуктов питания в цепочке: производство, распределение, обмен, потребление. На отрасль повлияли девальвация национальных валют и закрытие внешних границ, логистические трудности перемещения товаров и рабочей силы внутри стран, прекращение работы рынков и блокирование каналов сбыта.
На прошедшем в апреле 2020 года виртуальном заседании Совета Безопасности ООН прозвучали предупреждения о возможном «голоде библейского масштаба». ООН уже констатировала, что проблему голода на Земле преодолеть не удалось. В 2019 году в мире от него страдало более 820 млн людей, к концу текущего года к ним добавятся еще 265 млн. Следуя этой логике, можно предположить, что количество жителей планеты, испытывающих серьезный уровень отсутствия продовольственной безопасности, с двух млрд человек может увеличиться уже до трех из 7,8 млрд ныне живущих.
При худшем развитии событий с голодом столкнутся около 30 стран. Его угроза вполне реальна для государств, занимающих первые строчки в рейтинге по уровню ВВП на душу населения. Это - «структурное голодание». Блага среди населения распределяются весьма неравномерно. Даже в США 12% граждан пользуется талонами на питание (food stamps). По ним малоимущие могут покупать продукты первой необходимости в супермаркетах. Поскольку, это в первую очередь национальные товары, оказывается помощь американским фермерам. (В России данная мера опять обсуждается, но не пока реализуется на практике.)
Оценка бедного населения сельской местности показала, что 95 % его проживает в Восточной и Южной Азии, а так же в странах Африки к югу от Сахары. В Ежегодном докладе Международного института исследования продовольственной политики (IFPRI) «Отчет о глобальной продовольственной политике 2020: создание инклюзивных продовольственных систем», представленном в апреле этого года, провозглашено, что их перестройка с учетом бедных и уязвимых слоев населения является приоритетной мировой социальной задачей. Ниже приведены основные положения этого документа.
Устранение последствий беспрецедентного кризиса (от нарушения производственно-сбытовых цепочек в торговли до значительного роста безработицы и увеличения уровня бедности) требует принятия целевых мер социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения. Считается, что т.н.
«инклюзивные продовольственные системы» могут помочь разорвать порочный круг нищеты, голода и недоедания.
Агропродовольственный сектор является источником средств существования для многих людей, особенно в странах с низким уровнем доходов, в которых до 50-65 % населения заняты в сельском хозяйстве. (В РФ этот показатель 1,2%, а всего в сельской местности проживают порядка 25% россиян, доля АПК в ВВП страны составляет 3,0-3,5%.)
В начале, упрощается доступ сельского населения к природным ресурсам: землям сельскохозяйственного назначения, почве, воде. (Полагается, что они есть - должного объема и качества?) Затем к экономическим инструментам: кредитам, агрострахованию, государственной поддержке. Обеспечивается свободный доступ фермеров на рынки. Следующий этап - переработка, организация сбыта и предоставление услуг, создание предприятий и новых рабочих мест. (Есть ли на это финансовые ресурсы у национальных экономик?)
Вырастет спрос - возникнут вопросы безопасности и качества пищевых продуктов. Решение - государственное регулирование, сертификация, инспекции, а также качественное холодильное хранение, транспортировка, оптимизация логистики и т.д. Мелкие агропроизводители и семейные фермы сталкиваются с жесткими стандартами качества, безопасности и однородности продукции, устанавливаемыми супермаркетами и крупными перерабатывающими предприятиями. Следование этим нормам потребует различных «пороговых капиталовложений», увеличат себестоимость товарной продукции и сырья, могут привести к убыточности деятельности.
В инклюзивных продовольственных системах должны присутствовать программы социальной защиты и полноценного питания всех (в том числе бедных) слоев населения. Социальная помощь в форме продовольственной или денежных выплат, - важный фактор предоставления мелким и средним предпринимателям возможности реализации своей продукции на внутреннем рынке и обеспечения стабильность дохода.
Инвестирование в сельскую инфраструктуру (дороги, коммуникации, электроснабжение, склады), является существенным фактором развития. Снижаются потери продукции по всей цепочки производства и потребления. Поддержка агропромышленных парков (инкубаторов) и кластеров предприятий различных отраслей способствует возникновению синергетического эффекта. (Опущен вопрос как будут осуществляться инвестиции и их источник.)
Образование - эффективный стимул социального развития. Квалифицированные кадры имеют возможность трудоустройства в секторах, связанных с переработкой и производством продуктов питания с более высокой производительностью труда. Образование способствует повышению дохода работника, содействует улучшению питания, здоровья, повышению гражданской активности и гендерному равенству. В мире женщины
составляют 43% работающих в сельском хозяйстве, а в некоторых частях Африки и Азии - более 50%. Вклад женщин в продовольственные системы часто официально не признается, они нередко сталкиваются с ограничениями, препятствующими их участию на равноправной основе. Женщины имеют более низкий уровень образования, контролируют меньше ресурсов, имеют меньше возможностей принятия решений и сталкиваются с большими ограничениями по времени.
Ежегодно почти 20 миллионов человек пополняют трудоспособное население в странах Африки, расположенных к югу от Сахары, а к 2050 году их численность возрастет до 30 миллионов. Возможно ли создание достаточного количества рабочих мест для молодых людей в этом регионе, или же большая часть потенциальных и активных трудовых ресурсов будет невостребована?
Защита прав землепользования, развитие механизмов аренды, залога и продажи земли, может расширить доступ фермеров к кредитам, лизингу, средствам производства и агротехнологиям. Мелкие фермерские хозяйства, их численность в мире оценивается свыше 510 млн, играют важную роль в продовольственной системе, но получают непропорционально малую долю добавленной стоимости в реализованных конечным потребителям продуктах питания.
Стимулирование предпринимательства и диверсификации занятости в сельской местности требует повышения культурного уровня, развития общих навыков ведения экономической деятельности и использования информационных и телекоммуникационных технологий. Без них невозможно предоставления качественных консультационных услуг, установления связей между агропроизводителями и покупателями их продукции.
Сложность проблемы требует комплексного подхода к решению, в том числе в политической сфере. Следует расширять возможность роста занятости селян в других секторах экономики вне АПК.
Заключение. Обеспечение продовольственной, национальной, экономической, экологической безопасности, а так же жизни и здоровья граждан - неразрывно взаимосвязаны. Неопределенность положения и сложность выбора решения зависит именно от приоритета последнего пункта - санитарно-эпидемиологическая ситуация пока непредсказуема. Инклюзивные продовольственные системы, конечно, не позволят решить проблему, но смогут временно снять ее остроту. Семейные фермы и малые хозяйства с устаревшими агротехнологиями, большой долей ручного труда на участках площадью 2-15 га не смогут существовать долго и быть эффективны.
Посткризисная реальность - «низкоуглеродная» и «экологически ответственная» с рациональным потреблением природных ресурсов и ростом производительности труда. Цели устойчивого развития предполагают «климатически нейтральное» сельское хозяйство, где обязательно
обеспечивается воспроизводство плодородия почв, исключена их деградация и дегумификация (декарбонизация), а пахотные площади не превышают 0,2 га на человека при предельном значении 1640 млн га на Земле.
Цена и стоимость продовольствия и сельскохозяйственного сырья будет расти, а углеводородов, как источника энергии, - снижаться. Формирование «зеленой» экономики взамен «углеводородной» ускорится. В иней более справедливое распределение между гражданами национального богатства своей страны будет способствовать преодолению бедности, в том числе и сельской.
14.3. МЯСНОЕ СКОТОВОДСТВО - ОСНОВНОЙ ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ БЕДНОСТИ СЕЛЬСКИХ ЖИТЕЛЕЙ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ Крылатых Э.Н., д.э.н. проф., академик РАН, гл.н.сотр. Фролова Е. Ю., к.э.н., вед.н.с. ВИАПИ им. А. А. Никонова - филиал ФГБНУ
ФНЦ ВНИИЭСХ
Адрес: [email protected], тел. 8 (495) 628-30-69, 8 (985) 763 -54 -27
Животноводство является ведущей отраслью мирового сельского хозяйства и обеспечивает благосостояние значительной части занятых сельскохозяйственным производством жителей. Производство и переработка продуктов животноводства представляет собой длинные рыночные цепочки, в которых занято не менее 1,5 млрд чел. во всем мире и которые обеспечивают существование свыше 600 млн бедных мелких фермеров в развивающихся странах [1]. Наличие домашнего мясного скота во многих странах является условием выживания, поскольку обеспечивает питание и используется как тягловое средство для выращивания сельскохозяйственных культур в домохозяйствах. Особенно это характерно для стран Африки и Азии.
В тех странах, где наблюдается рост уровня жизни и доходов населения (Китай, Индонезия), параллельно растут и внутреннее потребление мяса, и его импорт. В целом растущий спрос на мясные продукты, особенно в сегменте мяса крупного рогатого скота (далее - КРС) в развивающихся странах при практически стагнирующим спросе в промышленно развитых странах дает этим странам импульс для развития преимущественно мясного животноводства. В развитых странах производство и увеличение потребления продуктов мясного животноводства в настоящее время растут незначительно или уже остановились, достигнув потолка ресурсного обеспечения и физиологических норм.
Развитие мирового животноводства имеет разные тренды в развивающихся и развитых странах. Общий объем производства мяса в развивающихся странах в период с 1980 по 2002 год увеличился в 3 раза (с 45 до 134 млн тонн (World Bank 2009) [1]. В 2019 году по данным ФАО