Научная статья на тему 'ИНКЛЮЗИВНОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ В "КОРОНАВИРУСНЫЙ" ПЕРИОД ПАНДЕМИИ'

ИНКЛЮЗИВНОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ В "КОРОНАВИРУСНЫЙ" ПЕРИОД ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ / КОРОНАВИРУСНЫЙ ПЕРИОД ПАНДЕМИИ / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ / ИНДИКАТОРЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корабейников Игорь Николаевич, Борисюк Николай Константинович, Смотрина Ольга Сергеевна

Актуальность рассматриваемой в статье проблемы обусловлена тем, что в «коронавирусный» период пандемии заметно замедлился экономический рост не только развивающихся, но и развитых стран, и как следствие, отдельных регионов. Подобное обстоятельство требует корректировки инструментов текущей социальной и финансово-экономической политики, способной преодолеть кризисные явления. В условиях пандемии коронавируса, провоцирующего вынужденные простои многих отраслей, особенно предприятий среднего и малого бизнеса, можно прогнозировать ощутимый рост безработицы, снижение доходов населения, его обнищание. Цель статьи заключается в определении и систематизации индикаторов инклюзивного развития экономики. В рамках анализа авторами раскрыты приоритетные направления стратегии инклюзивного развития экономики и определены меры по достижению основных показателей устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCLUSIVE ECONOMIC DEVELOPMENT IN THE CORONAVIRUS PERIOD OF THE PANDEMIC

The relevance of the problem considered in the article is due to the fact that during the coronavirus period of the pandemic, the economic growth of not only developing, but also developed countries, and as a result of individual regions, significantly slowed down. Such a circumstance requires adjustment of the tools of the current social and financial and economic policy that can overcome the crisis phenomena. In a pandemic coronavirus provoking downtime in many industries, especially small and medium-size enterprises, the forecast of significant growth of unemployment, incomes reduction, and growth of poverty can be made. The purpose of the article is to identify and systematize indicators of inclusive economic development. As part of the analysis, the authors revealed the priority directions of the strategy for inclusive economic development and identified measures to achieve the main indicators of sustainable development.

Текст научной работы на тему «ИНКЛЮЗИВНОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ В "КОРОНАВИРУСНЫЙ" ПЕРИОД ПАНДЕМИИ»

>

Первое ■ экономическое издательство

инклюзивное развитие экономики в «коронавирусный» период пандемии

Корабейников И.Н. 1, Борисюк Н.К. 1, Смотрина О.С. 2

1 Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия

2 Оренбургский государственный аграрный университет, Оренбург, Россия

ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО

Том 11 • Номер 1 • Январь 2021 ISSN 2222-534Х Journal of Economics, Entrepreneurship and Law

аннотация:_

Актуальность рассматриваемой в статье проблемы обусловлена тем, что в «коронавирусный» период пандемии заметно замедлился экономический рост не только развивающихся, но и развитых стран, и как следствие, отдельных регионов. Подобное обстоятельство требует корректировки инструментов текущей социальной и финансово-экономической политики, способной преодолеть кризисные явления. В условиях пандемии коронавируса, провоцирующего вынужденные простои многих отраслей, особенно предприятий среднего и малого бизнеса, можно прогнозировать ощутимый рост безработицы, снижение доходов населения, его обнищание. Цель статьи заключается в определении и систематизации индикаторов инклюзивного развития экономики. В рамках анализа авторами раскрыты приоритетные направления стратегии инклюзивного развития экономики и определены меры по достижению основных показателей устойчивого развития.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инклюзивное развитие экономики, коронавирусный период пандемии, приоритетные направления развития экономики, индикаторы устойчивого развития экономики.

Inclusive economic development in the coronavirus period of the pandemic

Korabeynikov I.N. 1, Borisyuk N.K. 1, Smotrina O.S. 2

1 Orenburg State University, Russia

2 The Orenburg State Agrarian University, Russia

Введение

Кризисные явления в экономике в «коронавирусный» период пандемии обозначились не только в развивающихся, но и развитых странах и затронули целые регионы. По оценке специалистов Минэкономразвития РФ, за каждую нерабочую неделю только в апреле 2020 г. снижение ВВП составляло около 500 млрд руб., прогнозируемое снижение за год должно составить - 2,5-4% [14] (Ьеуепкоу, 2015). В данной ситуации неизбежно следует ожидать падения валового внутреннего и регионального продукта (ВВП и ВРП), что влечет такие социальные проблемы, как безработица, бедность и рост неравенства различных слоев населения. В условиях объявленной Всемирной орга-

низацией здравоохранения (ВОЗ) пандемии коронавируса и вынужденных простоев многих отраслей производства, особенно предприятий среднего и малого бизнеса, можно прогнозировать ощутимый рост безработицы, равно как и снижение доходов населения, его обнищание. Подобное обстоятельство требует пересмотра существующих инструментов монетарной, экономической и социальной политики во всем мире. Представляется целесообразным всестороннее рассмотрение одного из вариантов «неглобального» выхода из сложившегося кризиса региональной экономики. В данной ситуации, по нашей оценке, необходима выработка новой модели экономического развития - модели инклюзивного развития экономики, что определяет актуальность темы исследования. Цель исследования заключается в определении и систематизации индикаторов инклюзивного развития экономики. Научная новизна работы состоит в уточнении содержания приоритетных направлений стратегии инклюзивного развития экономики России и характеристики мер по достижению основных показателей устойчивого развития.

Теоретико-методический подход

Инклюзивный экономический рост обеспечивает стабильное и долгосрочное улучшение жизни всех слоев населения, что стимулирует ускорение роста ВВП. Концепция инклюзивного развития экономики в настоящее время активно обсуждается широким

abstract:_

The relevance of the problem considered in the article is due to the fact that during the coronavirus period of the pandemic, the economic growth of not only developing, but also developed countries, and as a result of individual regions, significantly slowed down. Such a circumstance requires adjustment of the tools of the current social and financial and economic policy that can overcome the crisis phenomena. In a pandemic coronavirus provoking downtime in many industries, especially small and medium-size enterprises, the forecast of significant growth of unemployment, incomes reduction, and growth of poverty can be made. The purpose of the article is to identify and systematize indicators of inclusive economic development. As part of the analysis, the authors revealed the priority directions of the strategy for inclusive economic development and identified measures to achieve the main indicators of sustainable development.

keywords: inclusive economic development, coronavirus period of the pandemic, priority areas of economic development, indicators of sustainable economic development

JEL Classification: F69, oi1, Q56 Received: 13.12.2020 / published: 31.01.2021

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Korabeynikov I.N. (igor.korabeynikov0mai[.ru)

citation:_

Korabeynikov I.N., Borisyuk N.K., Smotrina O.S. (2021) Inklyuzivnoe razvitie ekonomiki v «koronavirus-nyy» period pandemii [Inclusive economic development in the coronavirus period of the pandemic]. Eko-nomika, predprinimatelstvo i pravo. 11(1). - 11-26. doi: 10.18334/epp.10.12.111431

кругом специалистов. Однако пока не выработан единый подход к понятию и содержанию «инклюзивное развитие экономики». Например, Всемирный банк определяет инклюзивное развитие экономики как устойчивое, широко распространенное по всем секторам экономики, вовлекающее значительную часть трудовых ресурсов и характеризующееся равенством возможностей в доступе к рынкам и ресурсам [14] (Ьеуепкоу, 2015).

Исследование инклюзий или социальных страт современного общества представляет уникальные возможности оценки стимулирования развития экономики. Такой подход дает возможность государству более эффективно исполнять свои социальные обязательства перед населением страны. Системный анализ баз данных по инклюзивной экономической модели значительно воздействует на коррупцию, а сформированный через цифровые решения подход к различным инклюзиям позволит значительно сократить промежуточные затраты при перечислении социальных выплат государства населению. Такая экономическая модель позволяет рассчитывать на более прозрачные взаимоотношения между человеком и системой.

По мнению многих исследователей, разработка модели инклюзивной экономики таит в себе потенциал не только вывода мировой экономики из регресса и стагнации, но и стимулирование экономического роста в более чем значимых параметрах [17] (Моу1коу, Уикта, 2018). Миссия любого социально ориентированного государства -найти баланс между интересами государства, общества и бизнеса. Каркасом социально ориентированного управления может служить инклюзивная экономика, обеспечивающая экономическую независимость и беспрепятственное взаимодействие между социальными группами [17] (Моу1коу, Уикта, 2018).

ретроспективный анализ проблемы

В условиях кризисного периода экономика России вступила в экономическую турбулентность. При этом в отличие от финансового кризиса 2008-2009 годов, когда рушились банки и финансовая система, а их клиенты, в том числе и бизнес, теряли деньги, нынешний кризис основной удар наносит по спросу и предложению, произ-

об авторах:_

Корабейников Игорь Николаевич, заведующий кафедрой менеджмента, кандидат экономических наук, доцент (igorkorabeynikov0mai1.ru)

БорисюкНиколай Константинович, профессор кафедры менеджмента, доктор экономических наук, профессор

Смотрина Ольга Сергеевна, специалист службы научных консультантов, кандидат исторических наук, доцент (o1ysmotrina0mai1.ru)

цитировать статью:_

Корабейников И.Н., Борисюк Н.К., Смотрина О.С. Инклюзивное развитие экономики в «коронави-русный» период пандемии // Экономика, предпринимательство и право. - 2021. - Том 11. - № 1. -С. 11-26. сЫ: 10.18334/ерр.10.12.111431

водительности труда. Люди уже сегодня покупают в основном жизненно необходимые вещи. Следовательно, спрос упадет, а за ним и предложение. Тем более что в стране двойной кризис: и пандемия, и низкие цены на нефть. По данным Росстата, в стране в докризисный период 26% предприятий были убыточными. Отсюда можно сделать вывод, что они создают никому не нужный продукт, и если эти финансово неустойчивые организации уйдут с рынка, ничего усугубляющего кризис не случится. Только через разрушительное обновление возможно выйти на созидательную экономическую траекторию.

Охвативший мир коронавирус многие аналитики сравнивают со временем Великой депрессии. В России ее не было, хотя в недалеком прошлом пришлось пережить в 90-е гг. XX в. распад страны, переход экономики на рыночные отношения и дефолт 98-го, кризис 2008 года. В качестве механизма безопасности, как правило, правительством формируется подушка безопасности. Перед кризисом 98-го года золотовалютные резервы Центрального банка РФ составляли 5 млрд долл. США (по данным бывшего министра экономики РФ А. Нечаева). Сейчас резервы ЦБ составляют порядка 587,6 млрд долл. США. К 1998 году Россия подошла с огромными внешними долгами, образовавшимися в результате принятия на себя долгов бывшего СССР и кредитов Российской Федерации. Сегодня внешний долг России составляет 461,2 млрд долл. США [6].

В 90-е годы XX века зависимость страны от нефти не была значительной, так как цена нефти составляла 8 долл. за баррель. Сейчас же доходы от нефти составляют почти половину доходов федерального бюджета. Исходя из того, что сегодня цена на нефть значительно упала и дошла до отрицательных цен, а согласно новой сделке ОПЕК+ Россия должна сократить добычу нефти на 2,5 млн баррелей в сутки, следует принимать меры по реструктуризации экономики.

Предложения по инклюзивному развитию экономики

Индекс инклюзивного развития включает в себя 12 индикаторов, объединенных в три группы и отражающих устойчивое повышение уровня жизни населения [12] (Kalaytanova, Vakhrusheva, 2018). ВЭФ ежегодно составляет рейтинг стран по уровню инклюзивного развития, отдельно осуществляется ранжирование развитых и развивающихся стран. Главное отличие двух групп - уровень бедности. В последнем рейтинге верхние строчки среди развитых стран занимают Скандинавские страны. Экономика Норвегии признана самой инклюзивно развитой [17] (Novikov, Vitkina, 2018).

В рамках стратегии инклюзивного развития экономики можно выделить пять приоритетных направлений (рис. 1).

1. Качественное воспроизводство человеческого потенциала и эффективное его использование.

Воспроизводство человеческого потенциала предполагает создание условий для накопления населением запаса здоровья, компетенций, творческой, предпринима-

Качественное воспроизводство человеческого потенциака и эффективное его использование

УАкимеppие развитие

BЬАИKИTеСРИКИГАЧРЬС

производств и ускуг

СивемшеРАTвиваРАе АРАTАTуЦАИРаКЕРИЙ

среды и фоммимоваРие бкагоприятРой бизнес-среды

Рост ЭKАПИМTРИГИ потенциала

Экокогизация производства и обеспечение экокогической безипаАРИАTА

Рисунок 1. Приоритетные напревления стратегии инклюзивного ивзвития эконим ики Источник: составлено авторами.

Таблица 1

Показатели, характеризующиме восприизводство человеческого вотенциала

13 Роиуии в 2019 г.

показатель Предельно критическое значение фактичтское состояние факточеское состояние к предельно критическому

Коэффицсент рождаемости (на 1000 чклк-век населения) 22 11 В 2 раза меньше

Уровень смертности (на 1000 человек населения) 12,5 12 На 0,5 меньше

Естественный прирост (на 1000 человек населения) 12,5 -1 Убыль населения

Миграционный прирост населения (человек на 1000 жителей) 1,1 8,5 В 7,7 раз больше

Доля мигрантов (% к численному составу населеноя) 3 8,5 В 2,8 раза болуше

Темпы роота производительности ттида,% в год 12 2,8 В 4 раза мнньше

Продолжттельность жизни населения, лет 75 71,2 На 3,8 года меньше

Уровень бедности,% 7 19 В 2,7 рака больше

Уровень безработицы по методологии Международной организации труда (МОТ) 5 4,4 На 0,6 меньше

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), пунктов 0,800 0.743 На 0,057 меньше

Источник: составлено авторами.

тельской и гражданской активности, необходимых для реализации индивидуальных и общественных целей. Ученые выделяют множество индикаторов, позволяющих оценить воспроизводство и использование человеческого потенциала.

Таблица 2

показатели развития человеческого потенциала в россии

показатели 2018 г. 2024 г.

Доля населения обладающего цифровыми навыками,% 26 40

Количество выпускников системы профессионального образования с ключевыми компетенциями цифровой экономики, тыс. чел. 230 800

Количество специалистов, прошедших переобучение по компетенциям цифровой экономики в рамках дополнительного образования, тыс. чел 200 1000

Место в рейтинге привлечения талантов The Global Talent Competitiveness Index, место 52 320

Источник: Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Отдельные показатели, характеризующие воспроизводство человеческого потенциала в России в 2019 году, представлены в таблице 1. В качестве предельно критических значений были взяты показатели, предложенные Глазьевой С.Ю., Локосовой В.В. [9] (Glazeva, Lokosova, 2012). Фактическое состояние показателей определялось по данным Росстата за 2019 год.

Анализ данных таблицы 1 позволил установить, что сохраняются негативные тенденции в показателях, характеризующих воспроизводство человеческого капитала. Снижение рождаемости, высокая смертность, рост мигрантов, снижение продолжительности жизни привели к тому, что одним из приоритетов экономической политики государства в 2018 году была заявлена ее «человекоориентированность».

С целью создания условий для всестороннего раскрытия потенциала граждан в различных сферах общественных отношений и повышения продуктивности человеческого капитала Правительством Российской Федерации осуществляется реализация федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» [4].

Основные показатели развития человеческого потенциала в рамках реализации проекта «Кадры для цифровой экономики» представлены в таблице 2.

В соответствии с заявленными проектными целями развития человеческого потенциала планируемый рост должен составить от 300 до 500%.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» были сформулированы следующие цели развития человеческого потенциала, представленные в рисунке 2, которые могут быть приняты к руководству и на региональном уровне.

2. Ускоренное развитие высокотехнологичных производств и услуг.

Развитие высокотехнологичных производств и услуг предполагает производство наукоемкой продукции и услуг при помощи инновационных технологий, конкурентоспособных на мировом рынке. Основная цель государства в рамках реализации

данного направления - ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов от их общего числа.

Согласно исследованию И.Е. Ильиной, Е.Н. Жаровой, А.В. Клыпина, А.В. Ясакова «Финансирование науки в цифрах», объем внутренних затрат на исследования и разработки в России составляет около 41,9 млрд долл. (по паритету покупательской способности), что позволяет занимать 8-е место в рейтинге ведущих стран мира [20] (Нута, ХЪатоуа, Шурт, Уаэакоу, 2019). Основным источником финансирования российской науки являются средства государственного сектора (66,1%). Средства федерального бюджета составляют 776,7 млрд руб. (с учетом расходов на научные исследования в области национальной обороны, а также в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности).

Объем внутренних затрат на исследования и разработки по отраслям в 20172018 гг. представлен в таблице 3 [20] (Нута, ХЪатоуа, Шурт, Уаэакоу, 2019). Анализ данных таблицы показывает, что приоритетными отраслями в сфере научно-технологического развития в России являются информационно-коммуникационные технологии - рост затрат составил почти 8%; здравоохранение и социальная работа - почти 31%; торговля и ремонт автотранспорта - почти 72%; военная отрасль - почти 61%.

В сфере демографического развития: увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет; увеличение суммарного коэффициента рождаемости до 1,7; увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, а также увеличение до 55 процентов доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом

В сфере здравоохраненияснижение показателей смертности населения трудоспособного возраста (до 350 случаев на 100 тыс. человек), смертности от болезней системы кровообращения (до 450 случаев на 100 тыс. человек), смертности от новообразований, в том числе от злокачественных (до 185 случаев на 100 тыс. человек), младенческой смертности (до 4,5 случаев на 1000 родившихся детей); ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь; обеспечение охвата всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в год; обеспечение оптимальной доступности для населения медицинских организаций, оказывающих ервичную медико-санитарную помощь

В сфере образования: обеспечение глобальной конкурентоспособности российской образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования; воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций

ч.

V

В сфере повышения производительности труда и поддержки занятости: рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики не ниже 5 процентов в год

у

Рисунок 2. Целевые показатели развития человеческого потенциала в России

Источник: [22].

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объем внутренних затрат на исследования и разработки по отраслям в России

в 2017-2018 году, млн руб.

Отрасль 2017 г. 2018 г. Темпы роста

Информация и связь 5788,8 6233,6 107,7

Здравоохранение и социальная работа 3628,3 4747,8 130,9

Культура, спорт, организация досуга и развлечений 2337,3 2162,8 92,5

Торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и автомобилей 1071,8 1838,7 171,6

Обеспечение военной безопасности 825,6 1326,5 160,7

Добыча полезных ископаемых 1071,6 1142,7 106,6

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство 568,5 357,8 62,9

Операции с недвижимым имуществом 990,7 215,6 21,8

Транспортировка и хранение 156,3 160,4 102,6

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздухом 24,0 46,7 194,6

Строительство 59,6 0 -

Финансовая и страховая деятельность 47,8 0 -

Источник: составлено авторами на основе [16, 20] (Ilyina, Zharova, Klypin, Yasakov, 2019).

Сокращение затрат на исследования и разработки наблюдается в сфере культуры, спорта и досуга - на 7,5%; в сельскохозяйственной отрасли, лесном хозяйстве и рыбоводстве - на 37,1%; в сфере операций с недвижимостью - в 4,6 раза. Строительство и финансовая деятельность остаются аутсайдерами научно-технологического развития.

Развитие высокотехнологичных производств и услуг в государстве связано с внедрением сквозных цифровых технологий, цифровой трансформации государственных компаний; развитием искусственного интеллекта; созданием системы государственной поддержки инноваций в регионах и российских компаниях; формированием новой модели управления и регулирования интеллектуальной собственности.

Указом Президента РФ от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» была утверждена Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года [1]. К ожидаемым результатам внедрения стратегии развития искусственного интеллекта можно отнести: увеличение благосостояния населения; повышение производительности труда; повышение безопасности сотрудников при выполнении бизнес-процессов и т.д.

Система государственной поддержки инноваций в регионах включает в себя 10 инновационных научно-технологических центров, которые будут созданы в соответствии с дорожной картой сети ИНТЦ. Для стимулирования инновационной деятельности компаний предполагается реализация проекта «Поддержка частных высокотехнологических компаний-лидеров» («национальные чемпионы»).

Таблица 4

Показатели федерального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»

Показатели Базовое значение 2020 г. 2024 г.

Количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус, с учетом введения налогового режима для самозанятых, тыс. чел 0 800 2400

Объем кредитов, выданных субъектам МСП на реализацию проектов в приоритетных отраслях по субсидируемой ставке, в том числе обеспеченных гарантийной поддержкой в рамках Национальной гарантийной системы, млрд рублей 80 1200 2000

Объем финансовой поддержки, оказанной субъектам МСП в рамках Национальной гарантийной системы, млрд рублей 181 180,1 178,9

Количество субъектов МСП и самозанятых граждан, получивших поддержку в рамках федерального проекта, тыс. единиц 165,7 457,5 2770,7

Общий объем инвестиций в основной капитал субъектов МСП, получивших доступ к производственным площадям и помещениям в рамках созданных в субъектах Российской Федерации на принципах ГЧП промышленных парков, технопарков, млрд рублей 0 20,8 14,1

Количество вовлеченных в субъекты МСП, осуществляющие деятельность в сфере сельского хозяйства, в том числе за счет средств государственной поддержки, в рамках федерального проекта «Система поддержки фермеров и развития сельской кооперации», человек 31222 126690

Количество работников, зарегистрированных в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, принятых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в году получения грантов «Агростартап», человек 4356 17982

Количество принятых членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов (кроме кредитных) из числа субъектов МСП, включая личные подсобные хозяйства и крестьянские (фермерские) хозяйства, в году предоставления государственной поддержки, единиц 22 319 92 260

Количество вновь созданных субъектов малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные потребительские кооперативы, единиц 4 911 18 029

Количество обученных основам ведения бизнеса, финансовой грамотности и иным навыкам предпринимательской деятельности, тыс. человек 0 187,05 453,16

Источник: Министерство экономического развития Российской Федерации.

3. Совершенствование институциональной среды и формирование благоприятной бизнес-среды. Принимая за основу определение институциональной среды развития экономики в России как совокупности основополагающих социальных, политических и юридических правил, включающих нормы и правила социальной жизни общества, а

также базовые правовые нормы, сформулируем основные пути ее совершенствования: совершенствование законодательства в области предпринимательства и поддержка предпринимательской деятельности, включающие инструменты развития территорий, стимулирования инвестиционной деятельности, а также формирование компетенций и ценностей, необходимых для создания и управления бизнесом в современных условиях [19].

Формирование благоприятной институциональной среды и бизнес-среды в России в настоящее время осуществляется в рамках нескольких национальных проектов, одним из которых является федеральный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Цели проекта: улучшение условий ведения предпринимательской деятельности; расширение доступа предприятий малого и среднего бизнеса к финансовым ресурсам; акселерация субъектов малого и среднего бизнеса; создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации; популяризация предпринимательства. Ожидаемые результаты Национального проекта представлены в таблице 4.

В условиях сложившейся пандемии Министерством экономического развития РФ в апреле 2020 г. были разработаны и утверждены «Меры поддержки бизнеса для преодоления последствий новой коронавирусной инфекции» [5]. Основная поддержка, оказываемая государством, направлена на девять сфер, включающих 22 отрасли экономики, объединяющие 4 млн человек: авиаперевозки, культура, спорт, гостиничный бизнес и туризм, общественное питание и другие.

4. Рост экспортного потенциала.

Рост экспортного потенциала предполагает стимулирование экспортоориентиро-ванного производства продукции и услуг. Деятельность Правительства РФ в международной торговле выстраивается с учетом целей, зафиксированных в Указе Президента Российской Федерации (2018 г.), а также стратегических приоритетов внешнеэкономической политики России, сформулированных в нормативных документах Министерства экономического развития РФ. Товарооборот России в 2018-2019 гг. представлен на рисунке 3.

Анализ товарооборота России за два года свидетельствует, что обозначенные государством стратегические цели пока недостижимы. Происходит пусть незначительное, но снижение экспорта (6,04%) и рост импорта (2,4%) при общем сокращении товарооборота (3,1%).

Товарная структура экспорта России в 2018-2019 гг. представлена на рисунке 4.

Анализ статистических данных показывает, что экспорт сырья по-прежнему является главным направлением внешнеторговой деятельности России. Развитие экспорта несырьевых товаров и услуг - это задача будущего, в частности планируемый рост продукции машиностроения с 14,4 до 50 млрд долл. и агропромышленного комплекса - с 15,6 до 45 млрд долл. к 2024 г.

Ключевые показатели развития экспортного потенциала России в 2016-2019 гг. представлены в таблице 5.

800000 700000 600000 500000 400000 300000 200000 100000 0

666558

товарооборот, мло дилл

РАПпирн, мло долл 12018 ■ 2019

импорт, мло долл

Рисунок 3. Товарооборот России в 2018-2019 гг., млн долл. Источник: составлено авторами на основе: https://russian-trade.com/

300 250 200 150 100 50 0

/ у- ^ у- ^ у ^

Г Ж у .¿Г ^ -1? хГ ,#

* ^ *

/// .о V, Ч

Л»0 ^

/ / /

/

^ <? *

I2018 г I 2019 г.

Рисунок 4. Товарная структура экспорта России в 2018-2019 гг., млрд. долл. Источник: составлено авторами на основе: https://russian-trade.com/

Как показывает анализ данных таблицы 5, объем экспорта несырьевых неэнергетических товаров за рассматриваемый период вырос на 34,5% и в 2019 г. составил 146,7 млрд долл. (при целевых показателях 2024 г. - 250 млрд долл.), при этом доля экспорта несырьевых неэнергетических товаров в общем объеме экспорта составляет чуть больше трети.

5. Экологизация производства и обеспечение экологической безопасности.

Экологизация производства предполагает трансформацию современного производства в чистое, высокоэффективное и технологически совершенное, обеспечиваю-

Таблица 5

Показатели развития экспортного потенциала России в 2016-2019 гг.

Показатель 2016 2017 2018 2019 Темпы роста

Товарооборот, млн долл. 467 753 584 050 688 115 666 558 142,5

Экспорт, млн долл. 285 491 357 083 449 964 422 777 148,1

Импорт, млн долл. 182 262 226 966 238 151 243 781 133,8

Сальдо торгового баланса, млн +103 229 +130 117 +211 812 +178 997 173,4

долл.

Объем экспорта несырьевых неэ- 109100 116000 148000 146700 134,5

нергетических товаров, млн долл.

Доля экспорта несырьевых неэ- 38,2 32,5 32,9 34,7 -

нергетических товаров в общем объеме экспорта товаров

Коэффициент покрытия импорта 1,6 1,6 1,9 1,7 -

экспортом

Источник: составлено авторами на основе: https://russian-trade.com/

щее экологическую защищенность природы и общества. Функционирование экологически безопасной экономики, обеспечивающей рациональное ресурсопотребление, основано на широко обсуждаемой сегодня концепции устойчивого развития. Так называемая зеленая экономика отличается оптимальной отраслевой структурой, предполагающей пропорциональность в развитии природоэксплуатирующих, обрабатывающих и перерабатывающих отраслей [11] (Ignateva, Моска1оуа, 2008).

К основным направлениям экологизации общественного производства в соответствии с целями устойчивого развития ООН относятся: защита и восстановление экологических систем; разработка и внедрение прогрессивных технологий добычи и использования природного сырья; рациональное использование материальных ресурсов; бережливое производство; размещение и территориальная организация производства с учетом требований экологического контроля; предотвращение и ликвидация последствий загрязнения окружающей природной среды.

Указом Президента России от 19 апреля 2017 года № 176 была утверждена Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, определившая приоритетные направления в сфере обеспечения экологической безопасности [3]: совершенствование законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, а также институциональной системы обеспечения экологической безопасности; внедрение инновационных и экологически чистых технологий, развитие экологически безопасных производств; развитие системы эффективного обращения с отходами производства и потребления, создание индустрии утилизации, в том числе повторного применения таких отходов; повышение эффективности осуществления контроля в области обращения радиационно, химически и биологически опасных отходов; строительство и модернизация очистных сооружений, а также вне-

дрение технологий, направленных на снижение объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросов загрязняющих веществ в водные объекты; минимизация (снижение до установленных нормативов) рисков возникновения аварий на опасных производственных объектах и иных чрезвычайных ситуаций техногенного характера и т.д.

Исследования ученых позволяют выявить взаимосвязь между устойчивым развитием экономики и обеспечением экологической безопасности производства [10] (БоЬу1уоу, ШтушЫп et а1., 2019). Отмечается, что с 2019 г. в экономике страны началась своеобразная технологическая революция. Индикаторы, отражающие состояние эко-безопасной экономики России, представлены в таблице 6.

Таблицаб

Показатели развития зеленой экономики в России

Показатель Значение

Доля производства электроэнергии за счет солнца и ветра,% 0,2

Доля ВИЭ в производстве электроэнергии,% 2,25

Энергоемкость ВВП,% 58

Ожидаемая продолжительность жизни населения, лет 70

Доля переработки ТКО,% 10

Источник: составлено авторами [10] (Bobylyov, Kiryushin et al., 2019).

Анализ данных таблицы 6 показывает, что развитие зеленой экономики для России - это сложнейшая цель, которая требует трансформации экономической системы.

Заключение

На основе проведенного анализа авторами был сделан вывод о том, что инклюзивная экономика может служить инструментов выхода из кризиса в условия пандемии. Для реализации приоритетных направлений стратегии инклюзивного развития экономике России требуется кардинальная перестройка. В настоящее время подготовлена нормативная база для модернизации экономики в стране. Однако анализ фактических показателей по всем пяти направлениям показал их отставание от целевых по отдельным индикаторам в несколько раз. Как вывод, прежде чем формулировать перспективные значения новой модели экономики, необходимо вывести существующие показатели развития человеческого потенциала, экспортного потенциала, экологической безопасности и инновационного производства к предельно критическим. Только в этом случае возможно построение инклюзивной экономики.

ИСТОЧНИКИ:

1. Указ Президента РФ от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72738946.

2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71937200 (дата обращения: 24.09.2020).

3. Указ Президента России от 19 апреля 2017 года №176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года». Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41879 (дата обращения: 30.09.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Паспорт федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». Digital.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/866 (дата обращения: 12.11.2020).

5. Меры поддержки бизнеса для преодоления последствий новой коронавирусной инфекции. Правительство РФ. Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/73745400 (дата обращения: 30.09.2020).

6. Оценка внешнего долга Российской Федерации на 1 октября 2020 года. Банк России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/ ext-debt/#:~:text=По%20оценке%20Банка%20России%2C%20внешний,461%2C2%20 млрд%20долларов%20США (дата обращения: 14.11.2020).

7. Борисюк Н.К., Прытков Р.М. Основные направления развития экспортного потенциала региона // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2008. -№ 85. - c. 64-70.

8. Васютченко И.Н. Система показателей оценки экспортного потенциала региона // Региональная экономика: теория и практика. - 2010. - № 21. - c. 40-46.

9. Глазьева С.Ю., Локосова В.В. Оценка предельно критических значений показателей состояния Российского общества и их использование в управлении социально-экономическим развитием // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2012. - № 4(22). - c. 22-41.

10. Бобылёв С.Н., Кирюшин П.А. и др. Зелёная экономика и цели устойчивого развития для России. / Коллективная монография. - М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2019. - 284 c.

11. Игнатьева М.Н., Мочалова Л.А. Экологизация промышленного производства: направления, инструментарий // Экономика региона. - 2008. - № 1(13). - c. 153-166.

12. Калайтанова Д.В., Вахрушева А.И. Индекс инклюзивного развития как показатель благосостояния государства // Современные тенденции развития экономики России в условиях глобализации: материалы межрегиональной научно-практической конференции. Ростов н/Д, 2018. - c. 17-20.

13. Кнобель А.Ю., Фиранчук А.С. Внешняя торговля России в 2019 году: стабилизация несырьевого неэнергетического экспорта // Экономическое развитие России. -2020. - № 4. - c. 7-15.

14. Левенков А. Инклюзивный рост: понятие, индикаторы, международный опыт // Банковский вестник. - 2015. - № 12(629). - с. 41-46.

15. Морозенкова О.В. Потенциал несырьевого неэнергетического экспорта России // Российский внешнеэкономический вестник. - 2018. - № 12. - с. 31-49.

16. Научно-технологическое развитие Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.xn--m1agf.xn--p1ai/analytics/finansirovanie-nauki-v-tsifrakh (дата обращения: 24.09.2020).

17. Новиков А.И., Виткина М.К. Инклюзивная экономика и социальная ответственность в регионах мира: дилемма или общественное согласие // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. - 2018. - № 2(54). - с. 1.

18. Петровская И.А., Титов В.А. Институциональная среда предпринимательства в России // Вестник московского университета. серия 6: экономика. - 2017. - № 5. - с. 21-39.

19. Руководство по измерению бедности. Information Service United Nations Economic Commission for Europe. [Электронный ресурс]. URL: https://www.unece.org/ fileadmin/DAM/stats/publications/2018/ECECESSTAT20174_ru.pdf (дата обращения: 12.11.2020).

20. Ильина И.Е., Жарова Е.Н., Клыпин А.В., Ясаков А.В. Финансирование науки в цифрах. IMG Print. [Электронный ресурс]. URL: https://riep.ru/activity/publications/ drugie-izdaniya/798002/ (дата обращения: 24.09.2020).

21. Хаирова Э.А Методика определения инклюзивной экономики // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2019. - № 11-3. - c. 90-94. - doi: 10.17513/vaael.930 .

REFERENCES:

Bobylyov S.N., Kiryushin P.A. i dr. (2019). Zelyonaya ekonomika i tseli ustoychivogo razvitiya dlya Rossii [Green Economy and Sustainable Development Goals for Russia] M.: Ekonomicheskiy fakultet MGU imeni M. V. Lomonosova. (in Russian). Borisyuk N.K., Prytkov R.M. (2008). Osnovnye napravleniya razvitiya eksportnogo po-tentsiala regiona [Main directions of the region's export potential development]. Bellutin of Orenburg State University. (85). 64-70. (in Russian). Glazeva S.Yu., Lokosova V.V. (2012). Otsenka predelno kriticheskikh znacheniy poka-zateley sostoyaniya Rossiyskogo obshchestva i ikh ispolzovanie v upravlenii sotsialno-ekonomicheskim razvitiem [Assessment of extremely critical values of indicators of the Russian society and their use in the management of socio-economic development]. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. (4(22)). 22-41. (in Russian).

Ignateva M.N., Mochalova L.A. (2008). Ekologizatsiya promyshlennogo proizvodstva: napravleniya, instrumentariy [Industrial production's ecologizing: directions, instruments]. Economy of the region. (1(13)). 153-166. (in Russian).

Kalaytanova D.V., Vakhrusheva A.I. (2018). Indeks inklyuzivnogo razvitiya kak poka-zatel blagosostoyaniya gosudarstva [Index of inclusive development as an indicator of the state's well-being] Current trends in the development of the Russian economy in the context of globalization. 17-20. (in Russian).

Khairova E.A (2019). Metodika opredeleniya inklyuzivnoy ekonomiki [Methodology for defining an inclusive economy]. Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki iprava. (113). 90-94. (in Russian). doi: 10.17513/vaael.930 .

Knobel A.Yu., Firanchuk A.S. (2020). Vneshnyaya torgovlya Rossii v 2019 godu: sta-bilizatsiya nesyrevogo neenergeticheskogo eksporta [Russia's foreign trade in 2019: stabilization of non-oil and gas exports]. Russian Economic Developments. 27 (4). 7-15. (in Russian).

Levenkov A. (2015). Inklyuzivnyy rost: ponyatie, indikatory, mezhdunarodnyy opyt [Inclusive growth: concept, indicators, international experience]. Bankovskiy vestnik. (12(629)). 41-46. (in Russian).

Morozenkova O.V. (2018). Potentsial nesyrevogo neenergeticheskogo eksporta Rossii [Potential for Russia's non-primary and non-energy export]. Russian Foreign Economic Bulletin. (12). 31-49. (in Russian).

Novikov A.I., Vitkina M.K. (2018). Inklyuzivnaya ekonomika i sotsialnaya otvetstven-nost v regionakh mira: dilemma ili obshchestvennoe soglasie [Inclusive economy and social responsibility in the regions of the world: dilemma or public consent]. Regional economics and management: electronic scientific journal. (2(54)). 1. (in Russian).

Petrovskaya I.A., Titov V.A. (2017). Institutsionalnaya sredapredprinimatelstva v Rossii [Institutional environment for entrepreneurship in Russia]. Vestnik moskovskogo universiteta. seriya 6: ekonomika. (5). 21-39. (in Russian).

Vasyutchenko I.N. (2010). Sistema pokazateley otsenki eksportnogo potentsiala regio-na [System of indicators for assessing the export potential of the region]. Regional Economics: Theory and Pactice. (21). 40-46. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.