Научная статья на тему 'ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инклюзивное образование / иностранный язык / современные методы / образовательная система. / inclusive education / foreign language / modern methods / educational system

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Силоян Кристина Хачиковна

инклюзивное образование играет важную роль в современной образовательной системе, позволяя учащимся с ограниченными возможностями получать качественное образование наравне с другими учениками. Для успешного обучения этой группы детей необходимо, чтобы педагоги владели основами инклюзивного образования, использовали современные методы здоровьесбережения и учитывали индивидуальные особенности каждого ученика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCLUSIVE LEARNING IN ENGLISH LESSONS

inclusive education plays an important role in the modern educational system, allowing students with disabilities to receive quality education on an equal basis with other students. To successfully educate this group of children, it is necessary that teachers master the basics of inclusive education, use modern health-saving methods and take into account the individual characteristics of each student.

Текст научной работы на тему «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Силоян К.Х.

Силоян Кристина Хачиковна - учитель английского языка Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №100

г. Сочи

Аннотация: инклюзивное образование играет важную роль в современной образовательной системе, позволяя учащимся с ограниченными возможностями получать качественное образование наравне с другими учениками. Для успешного обучения этой группы детей необходимо, чтобы педагоги владели основами инклюзивного образования, использовали современные методы здоровьесбережения и учитывали индивидуальные особенности каждого ученика.

Ключевые слова: инклюзивное образование, иностранный язык, современные методы, образовательная система.

INCLUSIVE LEARNING IN ENGLISH LESSONS Siloyan K.Kh.

Siloyan Kristina Khachikovna - English teacher, MUNICIPAL BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION SECONDARY COMPREHENSIVE SCHOOL № 100,

SOCHI

Abstract: inclusive education plays an important role in the modern educational system, allowing students with disabilities to receive quality education on an equal basis with other students. To successfully educate this group of children, it is necessary that teachers master the basics of inclusive education, use modern health-saving methods and take into account the individual characteristics of each student.

Keywords: inclusive education, foreign language, modern methods, educational system

УДК:1751

Согласно статистическим данным, в современном обществе, несмотря на прогресс в технологиях и медицине, наблюдается ухудшение здоровья молодого поколения, особенно среди детей школьного возраста. Это приводит к увеличению числа детей, имеющих статус «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ) [4, 23].

Исследователи отмечают, что определение статуса «ребенок с ОВЗ» может быть размытым, поскольку оно объединяет как детей с незначительными отклонениями, так и детей с тяжелыми формами нарушений, такими как дети с тяжелой формой детского церебрального паралича (ДЦП).

Согласно определению современной педагогической науки, обучающиеся с ОВЗ — это дети, чья жизнедеятельность сопровождается ограничениями или отсутствием способности выполнять деятельность способом, считающимся нормальным для их возраста [1, 45].

После определения состава этой социальной группы важно установить требования, предъявляемые Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) для данной категории обучающихся. ФГОС основного общего образования предусматривает вариативность содержания образовательных программ, а также возможность формирования программ различной сложности и направленности с учетом потребностей и способностей обучающихся, включая одаренных детей и детей с ОВЗ [6, 12].

Для данной категории обучающихся предусмотрены методы инклюзивного и интегрированного обучения. Важно отметить, что в крупных городах проводятся педагогические эксперименты, где выбираются различные методы обучения для изучаемой группы учащихся. [4, 31] Анализ современного отечественного опыта в области инклюзивного образования указывает на важность связи между качественным развитием инклюзивных образовательных основ и постоянным усовершенствованием методов, форм и инструментов обучения.

Инклюзивное обучение позволяет включить учащихся с ОВЗ в современную образовательную среду таким образом, чтобы они могли получить качественное образование наравне с нормотипичными сверстниками [5, 12].

Для успешного обучения детей с ограниченными возможностями учителю необходимо овладеть следующими навыками: понимание основ инклюзивного образования, знание современных методов здоровьесбережения, умение преподносить материал с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика и использование эффективных методик обучения [6, 67].

В современном мире владение иностранным языком становится ключевой задачей, обусловленной быстрым развитием телекоммуникационных сетей, различных информационных платформ и дистанционного обучения. Обучение детей с ОВЗ иностранному языку становится важной целью современной образовательной системы. Учитывая, что многие из них проводят много времени в Интернете из-за ограничений в передвижении, знание иностранного языка помогает им общаться с сверстниками из других

стран [3, 45]. Хотя в современной педагогике уделяется большое внимание инклюзивному образованию, методики обучения иностранному языку для этой социальной группы пока недостаточно разработаны.

Смещение акцента с перегруженности информацией на развитие личностных качеств и культурных навыков подчеркивает важность практического овладения иностранным языком в современном образовании. Замечается, что в данной ситуации особое внимание уделяется аудированию и говорению при обучении иностранному языку детей с ограниченными возможностями, так как эти навыки являются основой для развития умений в чтении и письме [7, 211]. Этот подход основан на нескольких методических принципах, учитывающих психофизиологические особенности данной группы обучающихся.

Принцип подвижности подразумевает использование активных методов обучения для стимуляции интереса к изучению языка и привлечения внимания детей с ОВЗ, которые часто имеют рассеянное внимание. Частая смена видов учебной деятельности помогает им концентрироваться на учебных заданиях [1, 37].

Создание языковой среды и погружение в нее способствуют более глубокому усвоению языкового материала. Частое аудирование языковых структур, совмещенное с их повторением, помогает преодолеть языковые трудности.

Принцип преемственности и многократного повторения языкового материала важен для долгосрочного запоминания структур в памяти обучающихся [2, 67]. Постепенное введение материала от простого к сложному обеспечивает последовательное усвоение информации.

Развитие творческих способностей обучаемого через изучение английского языка способствует не только их раскрытию, но и активному развитию [5, 22]. Это в свою очередь благоприятно сказывается на обучении других предметов как гуманитарного, так и естественно-научного циклов. Для детей с ограниченными возможностями необходимо использовать разнообразные игровые методики на уроках. Игровые задания помогают детям усваивать материал в неформальной обстановке, при этом каждое задание должно иметь четкую учебную [7, 45]. Использование различных дидактических игр способствует закреплению и тренировке фонетических, лексических и грамматических навыков, которые имеют важное практическое значение, особенно в контексте аудирования и разговорной практики. В ходе данного исследования были успешно применены различные виды дидактических игр, разработанные опытными методистами в области обучения иностранным языкам. Эти игры, использованные с 1960-х годов на углубленных этапах обучения, впервые были адаптированы для обучения детей с ОВЗ иностранному языку, что открывает новые перспективы для эффективного обучения данной категории учащихся.

Да, работа с детьми с особыми образовательными потребностями (ОВЗ) требует специальной подготовки и понимания их индивидуальных потребностей. Профессиональная и психологическая готовность играют важную роль в успешном обучении такой группы учащихся [3, 22].

Для решения этих проблем рекомендуется следующее:

1. Курсы повышения квалификации: Прохождение специализированных курсов поможет педагогам освоить методики работы с детьми с ОВЗ, развить навыки дифференцированного подхода и адаптации учебного материала.

2. Обмен опытом: Общение с коллегами, деление опытом работы с такими учащимися, обсуждение успешных методик и подходов может быть очень полезным.

3. Тьюторские встречи и мастер-классы: Участие в тьюторских встречах и мастер-классах поможет обменяться опытом, получить новые знания и навыки.

4. Стажировки: Посещение стажировок в специализированных центрах или у опытных педагогов поможет погрузиться в профессиональную среду и усвоить лучшие практики.

5. Дистанционные интерактивные образовательные программы: Использование современных технологий для обучения и обмена опытом также может быть эффективным способом повышения квалификации.

Минимизация отрицательных проявлений включения, учащихся с ОВЗ в образовательную среду возможна при условии подготовки педагогов и создания поддерживающей среды, способствующей успешному обучению каждого ребенка.

В современном обучении иностранному языку мультимедийные технологии играют ключевую роль. Например, для развития понимания английской речи можно использовать платформу «ВКонтакте», где доступны материалы для аудирования. Для учебных заданий можно использовать видеоролики с медиа-платформ, проводить игры типа в которых где обучающиеся переводят словосочетания с русского на английский язык. Также важным методом является путешествие по виртуальной реальности, которое позволяет учащимся погрузиться в изучаемое пространство, посещая различные географические объекты и музеи.

Использование игровых технологий в обучении детей с ОВЗ помогает вовлечь всех учащихся, развивает навыки самоорганизации, мотивирует к изучению языка и способствует формированию правильного высказывания. Развитие творческих способностей, памяти, мышления и коммуникативных навыков также является важным аспектом обучения.

Хотя внедрение интернет-технологий в обучение учащихся с ОВЗ имеет свои препятствия из-за материально-технических ограничений, использование подкастов на практических занятиях по английскому языку показало хорошие результаты. Инклюзивное образование с использованием современных методов обучения демонстрирует высокую мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, хотя требует от учителей готовности и навыков работы с разнообразными учениками.

Список литературы /References

1. Алёхина C.B., Алексеева М.А., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного про-цессав образовании. //Психологическая наука и образование. 2011. №1. С. 83-91.

2. Иванов Е.В. О стратегическом планировании развития инклюзивного образования (на примере Великого Новгорода) // Вестник Новгородского государственного университета. 2015. № 5 (88). С. 44.

3. Гусева Т.Н. Инклюзивное образование как путь развития и гуманизации общества // Инклюзивное образование. Вып. 1. М.: Центр «Школьная книга», 2010. С. 3-6.

4. Кучмаева O.B. Образование детей-инвалидов: статистический аспект. //Статистика и экономика. Т. 13.2016. №6. С. 19-24. URL: http://www.gks.iri/free_doc/iiew_site/popiilatioii/zdrav/iiiv-det.litni (дата обращения: 01.07.2017).

5. Макарова IIA. Ролерантность в инклюзии: философский подход // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XXIX междунар. науч.-практ. конф. № 9(29). - Новосибирск: СибАК, 2013.

6. МитрофановаМ.И. Инклюзивное образование в стране и за рубежом. URL: http://www.tcek.ru/2013-04-09-05-32-28/486-2013-04-11 -09-27-45.html (дата обращения: 17.06.2017).

7. Михалъченко КА. Инклюзивное образование - проблемы и пути решения. / К.А. Михальченко // Реория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). СПб.: Реноме, 2012. С. 77-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.