Научная статья на тему 'Инклюзивное образование в детских садах Центрального управления министерства образования Самарской области'

Инклюзивное образование в детских садах Центрального управления министерства образования Самарской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ / ДЕТИ С ОВЗ / ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савушкина Л.В., Сборнова Л.А., Пугачева В.П., Кузнецова М.Н., Артамонова Н.И.

Реформирование законодательной базы дошкольного образования вошло в фазу стремительного круговорота. Такого количества изменений в столь короткие сроки детские сады не знали. Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в изменениях адекватных развитию общества и образовательной системы в целом. На современном этапе развития общества обозначилась одна из важных реальных тенденций ухудшение здоровья порастающего поколения, увеличилось количество детей с отклонением в развитии. Педагогическая общественность осознает необходимость перемен в работе образовательного учреждения по помощи детям с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инклюзивное образование в детских садах Центрального управления министерства образования Самарской области»

Инклюзивное образование в детских садах Центрального управления министерства образования Самарской области.

Савушкина Л. В.

заведующий социопсихологическим отделом ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный

центр»

г.оЖигулевск Самарской области, Россия

Сборнова Л. А. руководитель СПДС «Аленушка» г.оЖигулевск Самарской области, Россия

Пугачева В. П. руководитель СПДС «Росинка» с. Тимофеевка, муниципальный район Ставропольский

Кузнецова М.Н. СПДС «Сказка»

с.Хрящёвка, муниципальный район Ставропольский

Артамонова Н. И. СПДС «Радуга»

с.Н.Санчелеево, муниципальный район Ставропольский

centr_rc@samara.edu.ru

Ключевые слова: инклюзивное, инновации, коррекционное обучение, дети с ОВЗ.

Аннотация: Реформирование законодательной базы дошкольного образования вошло в фазу стремительного круговорота. Такого количества изменений в столь короткие сроки детские сады не знали.

Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в изменениях адекватных развитию общества и образовательной системы в целом. На современном этапе развития общества обозначилась одна из важных реальных тенденций - ухудшение здоровья порастающего поколения, увеличилось количество детей с отклонением в развитии.

Педагогическая общественность осознает необходимость перемен в работе образовательного учреждения по помощи детям с ОВЗ.

В настоящее время дети дошкольного возраста с ограниченными возможностями как никогда нуждаются в специальном инклюзивном образовании отвечающим их особым образовательным потребностям. Основным механизмом таких перемен является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в создании адекватных педагогических условий через развитие системы специального образования в деятельности дошкольного образовательного учреждения.

На сегодняшний день система инклюзивной практики в дошкольном образовании Центрального округа развивается в позитивном направлении. Она во многом способна удовлетворить разносторонние потребности детей в образовании, создать широкий спектр новых услуг для более комфортного

протекания коррекционного образовательного процесса по оказанию помощи ребенку. Этому в значительной степени способствуют изменения, происходящие в содержании дошкольного образования: это обращение к личностно-ориентированной педагогике, интегрированное обучение детей с разными образовательными возможностями и потребностями, на основе педагогической диагностики появление оригинальных авторских коррекционно-развивающих программ и методик, использование коррекционно-

развивающих, здоровьесберегающих технологий, информатизация методов обучения, проектирование развивающей среды . Педагогические коллективы СПДС «Аленушка» г.о.Жигулевск, «Росинка» с.Тимофеевка м.р.Ставропольский профессионально решают проблемы инклюзивного образования, эффективно реализуя задачи внедрения системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе.

В условиях вариативности и ориентированности современного образования на инклюзивное образование, у дошкольных учреждений Центрального округа стала одним из приоритетных направлений современной образовательной политики, предоставление качественных образовательных услуг с интеграцией детей с ОВЗ в среду с дошкольниками с общеразвивающей направленностью. Дошкольное образовательное учреждение, как и любое другое, является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды, поэтому :

• Практические работники дошкольного образования готовы решать в условиях детских садов те проблемы которые раньше были специфичными для коррекционных учреждений: во всех детских садах открыты группы компенсирующей и комбинированной направленности , логопункты.

• Педагоги формируют у детей готовность к обучению в условиях массового образования, т.е. наличие у них уровня психофизического и речевого развития, соответствующего возрастной норме позволяющей ребенку овладеть образовательными стандартами в предусмотренные сроки.

• Педагогические коллективы создают в детских садах условия для реализации вариативных моделей интегрированного обучения.

• Специалисты детских садов и воспитатели гибко реагируют на изменяющиеся индивидуальные-типологические особенности и особые образовательные потребности и запросы.

Всему этому способствовали плановая и систематическая работа Центрального управления министерства образования и науки и ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный Центр» г. о. Жигулёвска, предоставляя возможность бесперебойного обеспечения педагогических работников дошкольных учреждений информацией об основных тенденциях и перспективах инклюзивного образования в дошкольном образовании.

На базе дошкольных образовательных учреждений Центрального управления созданы опорные площадки для старших воспитателей, методистов, инструкторов по физическому воспитанию, учителей логопедов, педагогов-психологов, воспитателей, музыкальных работников, руководителей структурных подразделений детских садов.

Осуществление и внедрение в педагогическую практику все новых идей и нововведений по оказанию эффективной , квалифицированной коррекционной помощи посредством организации и методической поддержки семинаров, круглых столов, мастер-классов, конференций организованных для руководителей, старших воспитателей ,специалистов и воспитателей детских садов Центрального округа.

Укрепление здоровья детей является ценностным приоритетом всей воспитательно-образовательной работы детских садов Центрального округа: не только в плане физического воспитания, но и обучения в целом, организации режима, личностно-ориентированного подхода при работе с детьми, вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, их просвещение. Особенностью организации и содержания учебно-воспитательного процесса стал интегрированный подход, направленный на воспитание у дошкольника потребности в здоровом образе жизни, этому способствует программа «Здоровье», реализуемая в СПДС «Сказка» с.Хрящёвка, м.р. Ставропольский.

Выполнение задач по коррекции речевых нарушений, и формированию правильной речи дошкольников, реализующей в полном объёме коммуникативную функцию, в структурном подразделении «Радуга» с.Н.Санчелеево м.р.Ставропольский ,

обеспечивается благодаря комплексному подходу к коррекции недостатков развития, тесной взаимосвязи специалистов педагогического и медицинского профилей.

В Центральном округе активно идет процесс обновления и совершенствования методической работы, обеспечивающий качество образования. В дошкольных учреждениях возросла потребность в педагоге, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.