Научная статья на тему 'Инклюзивное образование: опыт работы мастеров производственного обучения'

Инклюзивное образование: опыт работы мастеров производственного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
308
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИЯ / INCLUSION / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / МЕТОДОЛОГИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / SOCIOCULTURAL APPROACH / METHODOLOGY COMPETENCE / ИНКЛЮЗИВТіК / БіЛіМ БЕРУ / құЗЫ-РЛЫқ / әЛЕУМЕТТіК МәДЕНИ КөЗқАРАС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Первушина Н. Н., Иванова Н. М., Муменова Ж. М.

В статье представлен опыт работы мастеров производственного обучения по инклюзивному образованию, её положительные моменты и ограничения. Описаны возможности и эффективность инклюзии, а также ее пределы. Рассмотрены возможности включения детей с ОВР в трудовую деятельность. Продемонстрировано, что в основание проекта могут быть положены идеи совместной деятельности и активного вмешательства социума в процесс развития человека и идея содействия естественному развитию человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Inclusive education: professional training teachers’ experience

Experience of training officers is presented in article by inclusive education, its positive moments and restrictions. There are described opportunities and efficiency of inclusive education. Possibilities children with limited opportunities in work are considered. On the basis of the project can be ideas of joint activity and assistance to development of the person.

Текст научной работы на тему «Инклюзивное образование: опыт работы мастеров производственного обучения»

и%

Вестник «Qp.fiey»-kst

Н.Н. Первунина,

мастер производственного обучения КГКП «Костанайский колледж бытсервиса»

в; s

m

о

Рч

w О

I—

О §

ш Е-

S

Рч

о

ш Е-

с

Н.М. Иванова,

мастер производственного обучения КГКП «Костанайский колледж бытсервиса»

Ж.М. Муменова,

мастер производственного обучения КГКП «Костанайский колледж бытсервиса»

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОПЫТ РАБОТЫ МАСТЕРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Ацдатпа

Макал ада ещцрютш окыту шеберлершщ жумыс тэжчри-беамен инклюзивтш бшм беру мен оньщ тшмд1 жерлер1 жэне шектеу кою ту стары усынылган. Инклюзияньщ мумкшд1ктер1 мен тшмдшп, сонымен катар оньщ шектен шыгу ту стары аньщталган. Балалардьщ ОТЖ -нан енбек кызметше косылу мумкшд1ктер1 карастырылган. Жоба жуйесшде адамньщ та-биги дамуына ьщпал жасау идеясы мен адамньщ даму жуйесше социумньщ белсещц араласуы жэне б1рлесш кызмет ету идея-лары карастырылган.

Аннотация

В статье представлен опыт работы мастеров производственного обучения по инклюзивному образованию, её положительные моменты и ограничения. Описаны возможности и эффективность инклюзии, а также ее пределы. Рассмотрены возможности включения детей с ОВР в трудовую деятельность. Продемонстрировано, что в основание проекта могут быть положены идеи совместной деятельности и активного вмешательства социума в процесс развития человека и идея содействия естественному развитию человека.

Annotatoin

Experience of training officers is presented in article by inclusive education, its positive moments and restrictions. There are described opportunities and efficiency of inclusive education. Possibilities children with limited opportunities in work are considered. On the basis of the project can be ideas of joint activity and assistance to development of the person.

Нег1зг1 свздер: инклюзивтт , бшм беру, методология, к\ зы-рлыц, элеуметтт мэдени квзцарас.

Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, методология, компетенция, социокультурный подход.

Keywords Inclusion, inclusive education, methodology competence, sociocidtural approach.

Перед системой образования Казахстана стоит задача достижения нового современного качества общего и профессионального образования. Современная система образования все больше концентрирует в себе функции социализации личности независимо от ее физических возможностей. Остро ощущается потребность в оказании помощи нуждающимся людям полноценно включиться в жизнь общества. С одной стороны, это должны быть структуры профессионального образования, с другой стороны, важен аспект дополнительного социокультурного образования. И именно инклюзивное образование старается разработать подход к

Вестник «Орлеу»-!^

Ж

преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.

Инклюзивное — это общее, адекватное для всех его участников образование, с помощью которого каждый сможет решить свои задачи социализации. Но только построение такого образования требует от профессионалов помимо общих, принятых в сфере образования компетенций и компе-тентностей еще и тех, что соответствуют преодолению специфических трудностей при создании общности обучающихся, у которых чрезвычайно много отличий.

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении.

Существует восемь принципов инклюзивного образования:

• ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

• каждый человек способен чувствовать и думать;

• каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

• все люди нуждаются друг в друге;

• подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

• все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

• для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

• разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Больше всего особых образовательных потребностей у детей с ограниченными возможностями в развитии (ОВР) и детей-инвалидов, именно они являются главной фокусной группой, когда речь идет об инклюзивном образовании. Их особые образовательные потребности задаются видом нарушения психофизического развития (нарушение слуха, зрения, интеллекта, речи, мобильности, эмоциональной сферы), с учетом которых нужно строить обучение и воспитание, максимально пре-

одолевая недостатки развития и облегчая детям процесс овладения академическими знаниями и социальными навыками. Можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВР, вот некоторые из них:

- введение в содержание обучения ребенка специальных разделов, не присутствующих в программах образования типично развивающихся сверстников;

- использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;

- индивидуализация обучения в большей степени, чем требуется для нормально развивающего ребенка;

- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;

- специальное психолого-педагогическое сопровождение и др.

Выбор оптимального направления в дифференцированной системе обучения с учетом индивидуальных особенностей в развитии психических функций реализуется в совместной работе психолога и педагога. При этом осуществляется поиск наиболее адекватных путей воздействия, гармонизирующих развитие обучающегося, ослабляющих влияние травмирующих факторов, улучшающих функциональное состояние организма, а, значит, благоприятных для развития в целом.

В соответствии с изученной лите- w ратурой и собственными наблюдениями w мастеров производственного обучения m Первуниной H.H., Ивановой Н.М., имею- ^ щих педагогический стаж более 25 лет, и й молодого специалиста Муменовой Ж.М. ^ нашего колледжа трудности в обучении мо- £ гут быть обусловлены разными факторами: § быстрой утомляемостью, вялостью, сон- ^ ливостью, плохим самочувствием, голов- ^ ными болями, нежеланием учиться. Такие к студенты справляются хорошо с задания- § ми, которые рассчитаны на небольшой вре- о менной отрезок и не требуют конкретных S знаний, усвоенных в процессе обучения.

Вестник «Эрлеу»-!^

в;

т

о

Рч РЧ

О

и

О §

ш Е-

к

Рч

о

ш Е-

Отсюда вытекает, что напряженная работа на производственном обучении у обучающихся неизменно сопровождается резким снижением результативности и часто приводит непросто к низкой успеваемости, но и ухудшает состояние здоровья. Учитывая эти критерии мы крайне аккуратно дозируем нагрузку, даем студенту перерывы при выполнении продолжительных заданий, постоянно ищем индивидуальные пути решения. Таких обучающихся стараемся более интенсивно нагружать в начале производственного обучения и снижаем нагрузку к концу занятий, чтобы избежать непредвиденных ситуаций.

Интенсивная работа на производственном обучении всегда приводит к накоплению напряженности и сопровождается чрезмерной двигательной активностью на последнем этапе данного занятия. Для снятия напряжения мы разрешаем обучающимся вставать и проводим физкультминутки (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз и т.д.)

Многим нашим воспитанникам присуща эмоционально-волевая незрелость, поэтому мастера широко используют поощрения. Отрицательные оценки деятельности студента, особенно в нашем случае, влияют крайне неблагоприятно. Создание положительного эмоционального отношения, ситуации успеха, важный фактор успешной адаптации к условиям колледжа, фактор улучшения усвоения профессиональных знаний и навыков.

Следующая важная проблема, с которой сталкивается мастер производственного обучения, работающий с обучающими ОВР - это недостаточное развитие памяти. Проявляется это в том, что хорошо понятный и усвоенный материал уже на следующий день может восприниматься как незнакомый. Через некоторое время он всплывает в памяти и снова может исчезнуть. Важно добавить, что узнавание ранее воспринятого обычно сопровождается положительными эмоциями. Поэтому мы целесообразно начинаем инструктаж с краткого повторения хорошо усвоенных понятий, а затем переходим к малознако-

мому, изучение которого начато недавно и завершаем объяснением нового. Положительный эффект дает запись на доске нового материала и сохранения его до следующего занятия производственного обучения. Для лучшего запоминания мы обычно дважды читаем соответствующий материал. Хорошо действует дополнительное прочтение того же отрывка отдельными обучающимися (желательно с хорошей дикцией) и положительный результат дает хоровое проговаривание. Можно задавать наводящие вопросы. Эффективна запись на доске основных положений совместно со студентами и поэтапная работа.

Среди методов и приёмов работы при обучении таких обучающихся главную роль занимают здоровьесберегающие технологии, игровые технологии и активные формы обучения. Поэтому готовясь к уроку, мастер п/о находит такие формы ведения и способы показа трудовых приемов, чтобы не остался ни один студент за границами учебного процесса. Так в группе, в которой учатся обучающиеся с нарушением слуха, форма ведения урока выбирается таким образом, чтобы в ролевой игре «Ромашка» участвовали говорящие, а учащиеся с нарушением слуха работали по карточкам. А на уроках, построенных с применением ролевой игры «Домино», новый материал лучше усваивается. Таким образом, мастер п/о проводит свои занятия не только согласно плану, но и с учётом возможностей детей с нарушением слуха. Огромная роль в обучении таких студентов ложится на плечи сурдопереводчика Аскарову Л.К., важно знание преподаваемых предметов, владение профессиональными терминами и т.д. В процессе игры у обучающихся формируются общие учебные умения и навыки, например, развитие логического мышления.

Основным результатом обучения детей с ограниченными возможностями является, прежде всего, то, что подросток получает профессию, добился определенных знаний самостоятельно и может творчески решать необходимые профессиональные задачи, у него развито чувство социальной значимости и уверенность в своих силах, и

Вестник «Орлеу»-!^

Ш

он является полноценным человеком нашего общества.

Формированию профессиональных навыков способствует самостоятельная работа студентов. Важно не то, что обучающиеся сами работают без непосредственного руководства со стороны преподавателя, а то, что они сами ставят задачи и находят их решения, делают выводы, выявляют ошибки, высказывают свое мнение коллективно, индивидуально.

Каждый мастер производственного обучения, преподаватель испытывают волнения в первоначальный период работы с обучающимися с ограниченными возможностями. Но постепенно понимаешь, что результаты достигаются только в том случае, если найден к каждому студенту нужный индивидуальный подход, так как каждый ребенок по - своему раним. Это, наверное, первое, что нужно учитывать в ребенке, а потом уже его запоминающие возможности, усваивание практических навыков. Обучающий идет на контакт с тем человеком, который его понимает. Он с этим человеком хочет общаться. И вот когда мы становимся этим человеком, мы можем успешно выполнить свои педагогические задачи. И мы, оценивая свою педагогическую деятельность, по скромным подсчетам, в какой - то степени достигаем реальных результатов.

Педагог инклюзивного обучения может быть успешен, если:

- он достаточно гибок;

- ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы;

- уважает индивидуальные различия;

- может слушать и применять рекомендации других членов педагогического коллектива;

- умеет работать с другими специалистами нашего учебного заведения.

Инклюзивное образование — это шаг к культуре, в которой ценность человека определяется не его полезностью в узком прагматическом смысле, а его досто-

инством — возможностью жить, верить, любить, быть любимым. Это накладывает особую ответственность на всех тех, от чьей воли, последовательности, мудрости и профессионализма зависит реализация в жизни этой новой практики, которая в силу своих ценностно-смысловых основ нужна всем, а не только детям-инвалидам.

Инклюзивное образование - это не метод, не система, не педагогическая инновация, а политика государства, направления на реализацию права человека на образование, это начальный раздел адаптации детей с ограниченными возможностями в развитии к общественной жизни.

Мы думаем, что инклюзивное образование должно получить логическое продолжение в государственной политике, тогда дети с ограниченными возможностями будут интегрированы в общество. Затраты государства оправдаются, а наш труд будет не напрасным.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Алехина С. В. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа»[Текст]/С.В. Алёхина, В.К. Зарецкий // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. - М.: МГППУ, 2010. 266 с.

2. Инклюзивное образование в Европе и России: опыт, проблемы и перспективы: материалы и доклады конференции. [Текст] — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. — 224 с.

3. Левитска, A.A. Состояние и перспективы инклюзивного образования в России[Текст]/А.А. Левицкая //Социальная педагогика,- 2009,- № 1,- С. 4—7.

4. Малофеев, Н. Н. Базовые модели интегрированного обучения[Текст]/ H.H. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектология. -2008,-№1.-С. 71—78.

m

о

Ü Рч

W

О

в;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

s

1-4

о §

S

Рч

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.