— Вестник «Oрлеу»-kst -
ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КОЛЛЕДЖА НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ГРАМОТНОГО СПЕЦИАЛИСТА
К.И. Кункенов, директор, И.А. Щербакова,
заместитель директора по УР КГКП «Костанайский профессионально-технический колледж», Костанайская область
Становление, развитие и функционирование - это разные уровни жизни образовательного учреждения. Режим развития колледжа - это обобщенная характеристика его работы, где акцент ставится на наиболее существенных особенностях.
Функционирование колледжа - тоже развитие, но для него характерна больше случайность, нежели закономерность в процессе циклического воспроизведения функций колледжа. При функционировании отсутствует направленность изменений, так как они не могут накапливаться.
В процессе функционирования колледжа не прослеживаются существенные преобразования. Повторяемость цикла обеспечивает взаимосвязь только отдельных изменений, не обеспечивающих целостность системы. Поэтому перед нашим коллективом стоит задача перехода от функционирования колледжа к этапу - этапу развития.
Острая проблема повышения качества обучения и профессиональной подготовки студентов стоит перед любым педагогическим коллективом и каждым преподавателем в частности [1, с.6]. Но как решается данная проблема в нашем колледже? ^ Одним из средств повышения качества
К обучения и профессиональной подготовки сту-^ дентов является повышение педагогического И мастерства преподавателей, а связующим в у единое целое всю систему работы колледжа, ^ является методическая работа, роль которой Н значительно возрастает в современных усло-® виях в связи с необходимостью перехода от ^ традиционного обучения к инновационным
И технологиям, позволяющим организовать де-8
ятельность студентов на уроке таким образом, что обучающиеся из пассивных слушателей становятся активными участниками процесса обучения.
Методическая работа - это ведущее направление управления колледжем, позволяющее обеспечить качественное научно -методическое оснащение педагогического процесса; сопровождать научно - исследовательскую, экспериментально - методическую деятельность преподавателей, совершенствовать их профессиональную компетентность в области проектирования, организации, анализа учебно - воспитательного взаимодействия и сотрудничества преподавателя и студентов; корректировать и координировать методику и технологию обучения и воспитания.
Верно, определенные направления в методической работе позволяют сделать так называемый «шаг» в развитии, где под шагом подразумевается переход к целостной системе сразу, а не отдельных фрагментов и тем более компонентов из одного состояния в другое [2, с.14]. Данный «шаг» коллектив нашего колледжа уже сделал. Поэтому возросла роль методической работы, так как возникла необходимость оперативно и рационально использовать новые методы, приемы и формы обучения, опыт, накопленный в ходе работы по решению образовательных и воспитательных проблем. На сегодняшний день разработана модель методической работы колледжа, а также план работы со ступенями сопровождаемого уровневого перехода преподавателей. Системно осуществляется отслеживание методического и профессионального роста. Ведь организация учебной деятельности сту-
Вестник «Oрлеу»-kst
дентов напрямую зависит от педагога, его мастерства, компетентности. Именно этим направлениям уделяется большое внимание. В колледже системно проводятся методические советы, научно-практические семинары, в том числе с приглашением преподавателей казахстанских и российских ВУЗов, на которых педагоги и мастера производственного обучения получают новую информацию о достижениях в педагогической науке и практике, это: «Системный подход в обучении», «Развитие критического мышления через чтение и письмо», «Технология контекстного обучения», «Технология обучения в сотрудничестве», «Информационные технологии» и т.д.
Данное количество профессионально-значимого материала для коллектива дает свои «плоды», стимулируя преподавателей и мастеров производственного обучения к совершенствованию педагогической деятельности, определению методов, приемов, форм обучения, использованию интерактивного оборудования, созданию электронных версий уроков и электронных дидактических материалов к ним, электронных пособий, электронных сборников наглядных материалов для уроков спецдисциплин, сборников дидактического материала, сборников технологических карт к урокам производственного обучения, терминологических глоссариев по спецпредметам на трех языках, сборников заданий (дифференцированных, разноуровневых, творческих), методических рекомендаций с пошаговым выполнением действий. В текущем учебном году ведется разработка сборников лабораторных работ по предметам для создания полной подшивки ЛПЗ по всем предметам в разрезе специальностей.
Важным компонентом методической работы является профессиональное самообразование. Самообразовательной деятельности в колледже уделяется большое внимание. Методистом колледжа разработаны индивидуальные рекомендации по самообразованию, систематизирована деятельность по диагностике состояния самообразования, отслеживанию его регулярности и целенаправленности.
Самообразовательная деятельность способствует развитию личного опыта преподавателей и мастеров производственного обучения и позволяет прогнозировать рост
профессионализма каждого из них, а также планировать методическое просвещение и поддержку этого роста [3, с.5]. Разработка программы индивидуального исследования на учебный год по выбранной методической теме систематизирует и «подстегивает» преподавателей к деятельности.
Ранее педагоги разрабатывали папки самообразования, где отражали свои ежегодные наработки. На сегодняшний день они имеют собственные электронные портфолио, в которых систематизирован весь наработанный материал, позволяющий всем наглядно увидеть профессиональные достижения преподавателей и мастеров производственного обучения. Наличие фотоматериала с уроков и аналитических материалов наглядно показывает практическую значимость имеющихся наработок.
Ежегодно в колледже проводится июньская итоговая конференция, где преподаватели колледжа в ходе работы одной из секций осуществляют обобщение опыта работы. Все материалы по обобщению передового педагогического опыта педагогов и мастеров производственного обучения систематизируются и хранятся в методическом кабинете.
В своих выступлениях педагоги колледжа раскрывают тот опыт, который накоплен ими и может послужить образцом для других учебных заведений.
За последние три года обобщили опыт работы:
• Чемезова Н.А., преподаватель спецдисциплин, по теме: «Использование игровой технологии на уроках спецдисциплин как средство повышения мотивации к развитию профессиональных качеств будущих специалистов» (2012г.);
• Малых Е.А., преподаватель истории, по теме: «Применение методов развивающего обучения на уроках истории как способ активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся» (2014 г.);
• Кужанова Г.Е., преподаватель физики и информатики, по теме: «Применение информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности» (2014 г.);
• Нурпеисов Р.Т., преподаватель НВП, по теме: «Патриотическое воспитание как средство воздействия на формирование мировоззрения личности выпускника колледжа»
го
а
^
н и
н
и =
Рч
н
н =
2
щц
Вестник «Oрлеу»-kst
го
а
^
н и
Н
И =
Рч
и
н =
2
(2014г.);
• Иохим Т.С., преподаватель спецдисциплин, по теме: «Расширение обучающих возможностей содержания учебного материала посредством использования исследовательской деятельности» (2011г.);
• Бекенова Р.М., преподаватель русского языка и литературы, по теме: «Использование информационных технологий на уроках гуманитарного цикла как средство повышения познавательной активности обучающихся» (2011г.);
• Бектыбаева А.К., преподаватель математики, по теме: «Организация досуговой деятельности обучающихся как фактор нравственного воспитания» (2012 г.).
В обобщении опыта педагоги наглядно показали построение работы по преподаваемым предметам, какие цели достигнуты и посредством чего, каким образом достигается повышение качества обучения и профессиональной подготовки студентов колледжа.
Совместная деятельность по повышению педагогической компетентности преподавателей и мастеров производственного обучения, освоению инновационных технологий, привнесению информационных технологий в учебную среду направлена на профессиональный рост педагогического коллектива в целом, который можно отследить в имеющихся печатных изданиях (в перечне представлена только часть печатных изданий):
- Соколова М.М. «Отработка трудовых приемов как способ обеспечения качества подготовки обучающихся к реальным условиям производства» (Сборник материалов международных педагогических чтений «Современные подходы к преподаванию специальных дисциплин в системе ТиПО» 2011 г.);
- Бекенов Б.К. «Взаимодействие наставника и молодого специалиста» (Сборник статей международной конференции «Научная мысль и инновации» г.Магнитогорск, 2012 г.);
- Геря В.Г. «Индивидуальное планирование самообразовательной деятельности как способ повышения профмастерства» (Сборник статей международной конференции «Научная мысль и инновации» г. Магнитогорск, 2012 г.);
- Карбаев С.А. «Полное включение обучающихся в деятельность на занятии, как
способ поддержания физической активности» (Сборник статей международной конференции «Научная мысль и инновации» г. Магнитогорск, 2012 г.);
- Нурспеисов Р. Т. «Взаимосвязь обучения и воспитания в патриотическом становлении гражданина РК» (научно-методический вестник «Бшм-инфо», №1-2, 2012 г.);
- Щербакова И.А. «Влияние гуманизации педагогического процесса на повышение качества обучения» (сбоник материалов международной научно-практической конференции «Психология и педагогика: актуальные проблемы и тенденции развития» г.Новосибирск, 2013 г.).
В течение учебного года осуществляется посещение уроков педагогов и мастеров производственного обучения колледжа. В ходе посещений можно проследить индивидуальный стиль ведения урока, оценить уровень их организации, увидеть использование различных форм, методов и средств для повышения качества подготовки будущих специалистов. Преподаватели отмечают, что использование активных методов в ходе учебного времени позволяет плодотворно организовать деятельность студентов, заинтересовать их, активизировать познавательные процессы и повысить мотивацию к изучению материала по предмету.
В колледже ведется активная работа научного общества студентов, где все желающие и склонные к научной деятельности студенты выбрали себе темы исследования и ведут научные разработки, которые затем представляют на научных чтениях. Темы для исследования выбираются различные:
- «Реклама-двигатель торговли» - Ко-прон Р.;
- «Казахстанский автопром: реалии и перспективы» - Чепурненко А.;
- «Цветущий город: проектировка цветника» - Чачидзе А., Дудина Н.;
- «Применение современных систем безопасности в автомобилях как гарант сохранения жизни человека» - Серов В., Шевцов Д.;
- «Польза и вред от энергосберегающих ламп» Колдырев С.;
- «Стиль современной одежды для студентов» - Мартынова Н., Жалекешева Э.
Каждый учитель ставит перед собой
Вестник «Орлеу^-kst
цель - достижение определенного результата в работе, а это способствует организации целенаправленной последовательной, планомерно развивающейся деятельности, которая направлена на повышение качества профессиональной подготовки будущих специалистов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Методическая помощь учителю: опыт перестройки, проблемы.1. Киев: Рад.шк., 1989.-18 с.
2. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал /Психологические пробле-мы/.-М.:» Дело», 1994. 216 с.
3. Никитин Э.М. Условия диктует жизнь. Система повышения квалификации в условиях реформирования образования. //Школа, 1998. N3. С.2-7.
4. Петровский А.В., Слободчиков В.И., Бим-Бад Б.М., Громыко Ю.В. Задачи и направления перестройки педагогической науки // Вопросы психологии. 1998. №3. С.14-19.
РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Т.И. Набатникова,
начальник отдела методического обеспечения инновационного развития, филиал АО «НЦПК «Орлеу» ИПК ПР по Костанайской области
В условиях реализации компетентност-ного подхода система образования решает задачи подготовки «конкурентоспособного и квалифицированного специалиста надлежащего уровня и профиля, который свободно владеет своей профессией и ориентируется в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности и способного к высокорезультативной работе по специальности» [1, с.33].
Вслед за Кан-Каликом мы считаем, что «... сегодня много и плодотворно работают над вооружением педагога научными знаниями. Совершенствуется общая и психолого-педагогическая подготовка учителя. Но, как это ни парадоксально, мало внимания уделяется совершенствованию самой личности педагога, ее . природных качеств, не подвергается активному воспитательному воздействию сама человеческая природа педагога, которую и сам учитель осознает недостаточно, не всегда может ею распорядиться и управлять в раз-
личных областях деятельности» [2].
Школа требует «учителя профессионально компетентного», т.е. имеющего высокую внутреннюю и профессиональную культуру, гибкое нестандартное мышление, умеющего адаптироваться к реалиям современной школы, принимать профессионально грамотное решение в условиях выбора, обеспечивать квалифицированное управление становлением личности учащихся [3].
В педагогической теории наблюдаются различные подходы к обозначению профессиональных компетентностей. Из имеющихся вариантов особо значимых компетентностей, необходимых педагогу в профессиональной деятельности, мы остановимся на управленческой компетентности.
«Профессиональная управленческая деятельность учителя характеризуется тем, что ее содержание и средства сосредоточены в сфере прав, обязанностей, возможностей влиять на учебно-познавательную деятельность и личность школьников, ответственности за
&