Научная статья на тему 'Инклюзивное образование как способ реализации права на труд'

Инклюзивное образование как способ реализации права на труд Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / ТРУДОУСТРОЙСТВО ИНВАЛИДОВ / EMPLOYMENT OF DISABLED PEOPLE / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIVITIES / МОТИВАЦИЯ ИНВАЛИДОВ / MOTIVATION OF DISABLED PEOPLE / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С РАБОТОДАТЕЛЕМ / RELATIONSHIPS WITH THE EMPLOYER / СОЦИУМ / SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боровиков А.П.

В статье рассматривается инклюзивное образование в контексте его взаимосвязью с трудовой деятельностью инвалидов. Исследуя существующие точки зрения в сфере занятости и образования людей с инвалидностью, автор приходит к собственным выводам и формулирует свою точку зрения по поводу проведенного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCLUSIVE EDUCATION AS A METHOD OF IMPLEMENTATION RIGHTS TO WORK

The article considers inclusive education in the context of its relationship with the work of disabled people. Examining existing points of view in the field of employment and education of people with disabilities, the author comes to his own conclusions and formulates his point of view about the research carried out.

Текст научной работы на тему «Инклюзивное образование как способ реализации права на труд»

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРАВА НА ТРУД

А.П. Боровиков1, студент

Научный руководитель: Е.О. Боровикова2, магистр 1Курганский государственный университет

Южноуральский государственный гуманитарно-педагогический университет

1(Россия, г. Курган)

2

(Россия, г. Челябинск)

Аннотация. В статье рассматривается инклюзивное образование в контексте его взаимосвязью с трудовой деятельностью инвалидов. Исследуя существующие точки зрения в сфере занятости и образования людей с инвалидностью, автор приходит к собственным выводам и формулирует свою точку зрения по поводу проведенного исследования.

Ключевые слова: инклюзивное образование, трудоустройство инвалидов, универсальные учебные действия, мотивация инвалидов, высшее образование, повышение квалификации, взаимоотношения с работодателем, социум.

Сложно представить современное социальное государство, вкладывающее значительные материально-технические и административно-правовые ресурсы в построение цивилизованного общества, без достаточного уровня образования каждого гражданина.

В эпоху формирования постиндустриального информационного общества вопрос о качестве образования в синхронизации с трудовой деятельностью приобретает стратегическое значение.

Принимая во внимание сложившуюся в последние годы напряженную социально-экономическую ситуацию в нашей стране, мы считаем модернизацию системы образования во взаимосвязи с основами занятости населения важнейшей задачей государства.

Современная реформа системы образования породила огромное количество различных споров, но главным ее достижением, с нашей точки зрения, является создание инклюзивного образования, позволяющего людям с инвалидностью стать полноправными членами общества.

Актуальность нашего исследования обусловлена Ратификацией Российской Федерацией Конвенции ООН «О правах инвалидов», ставшей новым витком в истории системы образования в Российской Федерации.

Следует особо подчеркнуть, что именно инклюзивное образование позволяет ре-

шить ряд важнейших социальных проблем, таких как формирование позитивного образа инвалидов в социуме, создания условий для преодоления социальной изоляции и дискриминации людей с инвалидностью, а также растущей безработицы среди людей, имеющих те или иные ограничения по здоровью.

Согласно ст. 26 Всеобщей декларации прав человека «Каждый имеет право на образование» [1] - это означает, что каждый человек и гражданин имеет неотъемлемое право на получение доступного образования без какой-либо дискриминации.

Нормами Международного права установлено, что образование по возможности должно быть бесплатным, по крайней мере начальное и общее.

В Российской Федерации гарантия бесплатного образования на начальном и основном общем уровне устанавливается ст. 43 Конституции Российской Федерации. И кроме того, существует возможность получения на конкурсной основе бесплатного высшего образования.

Одновременно с этим согласно ст. 24 Конвенции ООН «О правах инвалидов»: «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обуче-

ние в течение всей жизни, стремясь при этом:

- к полному развитию человеческого потенциала, а также чувства достоинства и самоуважения и к усилению уважения прав человека, основных свобод и человеческого многообразия;

- к развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных и физических способностей в самом полном объеме;

- к наделению инвалидов возможностью эффективно участвовать в жизни свободного общества» [2].

Следовательно, государственная политика в сфере образования, на наш взгляд, должна затрагивать правоотношения, возникающие не только в сфере инклюзивного образования, но и в других сферах жизнедеятельности общества.

Важным, с нашей точки зрения, представляется процесс развития инклюзивного образования с учетом возможностей дальнейшего трудоустройства людей с инвалидностью.

Нормами действующего законодательства предписано создание специальных условий трудовой занятости инвалидов на специально оборудованных (созданных) рабочих местах.

Вместе с тем, согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» «реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни» [3].

По мнению И.С. Самохина инклюзивное образование - «...процесс, при котором образовательная система пытается подстроиться под каждого учащегося: и обычного, и «особого»» [7].

Но из данного суждения неясно должна ли система инклюзивного образования

включать в себя мотивацию к трудовой деятельности людей с инвалидностью.

Феталиева Л.П. обращает внимание на то, что «Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Школьники учатся и используют полученные знания по-разному. Тем не менее, цель образования заключается в достижении всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждении своей социальной значимости» [8].

Проблематику инклюзивного образования исследовали также и Л.И. Акатов, Н.В. Антипьева, Р. Жаворонков,

В.З. Кантор, Ю.В. Селиванова,

Л.П. Уфимцева, Н.Н. Малофеев и др.

Большинство российских исследований рассматривают инклюзивное образование либо с точки зрения его социально-правовой значимости, либо в контексте включения особых детей в образовательную среду, не забывая при этом проанализировать существующие образовательные методики.

С нашей точки зрения инклюзивное образование должно охватывать все сферы, так или иначе связанные с возможностью трудоустройства людей с инвалидностью.

Козлова В.Н. полагает, что «Отношение к труду определяется субъективными и объективными факторами. К объективным факторам следует отнести содержание и характер труда, которые определяют профессиональное и социокультурное развитие работника, субъективные факторы -это система ориентаций и мотивов трудовой деятельности» [6].

Сложно не согласиться с тем, что мотивация играет важную роль в трудовой деятельности каждого работника. Но такая мотивация должна брать свое начало в процессе получения инклюзивного образования.

Говоря о процессе получения инклюзивного образования, мы обращаем внимание на исследования Т.А. Даньшовой, справедливо заметившей, что «Важнейшей

задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Младший школьный возраст выпадает на возраст 6, 7-9, 10 лет. В первую очередь, в этом возрасте происходит изменение ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную, дети примеряют новую социальную позицию, расширяется сфера общения, познания. Важным становится социальное признание и самовыражение, формируется внутренняя позиция ребенка, складывающееся в новый образ школьной жизни» [5].

Следует обратить внимание и на труды А.Г. Антипьева, заметившего, что «В настоящее время творчески думающие отечественные новаторы-педагоги выдвигают множество интересных проектов по созданию эффективных систем образования. Однако самая лучшая система, замкнутая стенами учебного заведения, без наличия потребности в ней общества, может нанести, как это ни парадоксально, огромный вред и учебному заведению, и личности, и обществу» [4].

Как следует из вышесказанного, современное образование должно опираться не только на передовые педагогические разработки, но и на общество в целом.

Подводя итог данного исследования, мы можем однозначно сказать, что с нашей точки зрения необходимо формирование навыков трудовой деятельности у обу-

чающихся с ограниченными возможностями.

Разумеется, что только комплексный подход к организации образовательного процесса позволит сформировать кадровый потенциал на рынке труда.

Следует также учитывать и необходимость синхронизации послешкольного образования с трудовой деятельностью инвалидов с целью повышения профессиональных навыков и качеств работника.

Как справедливо заметила

Т.А. Даньшова, «Именно в период младшего школьного возраста дети примеряют на себя различные социальные позиции, расширяют сферу общения и познания, переходят с игровой деятельности на учебную».

По нашему мнению, именно во время данного перехода следует формировать основы трудовой деятельности с учетом индивидуальных возрастных особенностей ребенка, его потребностей и навыков.

Образовательная деятельность в синхронизации с системой труда должна способствовать повышению качества производительности труда в течение всего периода трудовой деятельности работников.

Анализируя нормы действующего законодательства, мы приходим к выводам о том, что на сегодняшний день сохранилась неопределенность в вопросе о необходимости создания инклюзивной образовательной среды в период повышения квалификации работника, а также возможной его переподготовки, что в свою очередь обуславливает необходимость проведения

новых исследований в данном вопросе.

Библиографический список

1. «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=120805&fld=134&dst=1 000000001,0&rnd=0.592966770697841#0 (дата обращения: 23.08.2017);

2. «Конвенция о правах инвалидов» (Заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006) [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=37511#0 (дата обращения: 23.08.2017).

3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=221341&fld=134&dst=1 000000001,0&rnd=0.684421472198097#0 (дата обращения: 23.08.2017).

4. Антипьев А.Г. Синхронизация системы высшего образования и рынка труда в трансформирующемся российском обществе / А.Г. Антипьев, Д.Н. Захаров // Гуманизация образования. - 2009.

5. Даньшова Т.А. Формирование универсальных учебных действий, как фактор успешной социализации младших школьников // Вестник молодых ученых и специалистов Челябинской области.- 2014.

6. Козлова В.Н. Трудовая занятость инвалидов: социально-экономический аспект // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - 2011.

7. Самохин И.С. Содержание основных понятий инклюзивного образования // И.С. Самохин, Н.Л. Соколова, М.Г. Сергеева // Научный диалог. - 2016.

8. Феталиева Л.П. Достоинства и недостатки инклюзивного образования и интеграции // Вестник университета. - 2015. - №8.

INCLUSIVE EDUCATION AS A METHOD OF IMPLEMENTATION

RIGHTS TO WORK

A.P. Borovikov1, student

Supervisor: E.O. Borovikova , graduate student

1Kurgan state university

2

2Yuzhnouralsk state humanitarian and pedagogical university

1(Russia, Kurgan) 2

(Russia, Chelyabinsk)

Abstract. The article considers inclusive education in the context of its relationship with the work of disabled people. Examining existing points of view in the field of employment and education of people with disabilities, the author comes to his own conclusions and formulates his point of view about the research carried out.

Keywords: inclusive education, employment of disabled people, universal educational activities, motivation of disabled people, higher education, professional development, relationships with the employer, society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.