Научная статья на тему 'ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)'

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПОРНАЯ ШКОЛА / КОРРЕКЦИЯ / ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дынько Евгения Артуровна

В статье отражены цель, задачи и методы работы опорной школы по инклюзивному образованию. В статье приведены примеры работы с детьми с ограниченными возможностями. Раскрыта работа логопеда и психолога школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)»

УДК 376

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Дынько Е. А.

КГУ «Макинская средняя школа №5» (г. Макинск, Республика Казахстан)

Аннотация. В статье отражены цель, задачи и методы работы опорной школы по инклюзивному образованию. В статье приведены примеры работы с детьми с ограниченными возможностями. Раскрыта работа логопеда и психолога школы.

Ключевые слова: опорная школа, коррекция, особые образовательные потребности.

Наша школа является опорной по инклюзивному образованию с 2013 -2020 уч.год

Всего обучается 41 ребенок с особыми образовательными потребностями (ООП).

На данное время имеются 3 коррекционных класса ( 2 класс - 4 ученика, 3 класс - 6 учеников, 4 класс- 6 учеников). В них обучается 21 ребёнок.

Обучаются инклюзивно 23 ребенка с особыми образовательными потребностями (дети обучаются в общеобразовательных классах, но имеют заключение ПМПК)

- Дети с задержкой психического развития;

- Дети с нарушением интеллекта легкой степени;

- Дети с нарушением интеллекта умеренной степени;

- Дети с иными расстройствами.

На дому обучается 6 учащихся.

Из них:

-Дети с ранним детским аутизмом;

- Дети с задержкой психического развития;

- Дети с нарушением интеллекта легкой степени;

- Дети с нарушением интеллекта умеренной степени;

-Дети Дауны;

-Дети с сохранным интеллектом;

- Дети с иными расстройствами.

Все педагоги, работающие с данными детьми, прошли курсы по инклюзивному обучению.

Проведены:

• Семинары: «Реализация прав детей с ограниченными возможностями на образование», «Создание безбарьерной среды, как условие включения детей с особыми потребностями в образовательное пространство», «Успешная

социализация учащихся инклюзивного обучения через взаимодействие семьи и школы ».

• Мастер классы: «Разработка сопроводительного маршрута семьи учащегося инклюзивного обучения» (Орлова Т.П.); «Коррекция на уроках, через развитие речи» (Сыздыкова Л.Ф.).

Планируем открыть 5 коррекционный класс, так как по заключению ПМПК, были получены рекомендации о необходимости продолжить работу с данными детьми.

1. Курсовая подготовка: «Содержание образовательной среды в условиях инклюзивного образования» - прошли все педагоги школы.

2. Участие в семинарах по инклюзивному обучению: г.Кокшетау, 4-5 января 2016 - Максимова Ольга Ильинична.

В 2017 году приняла участие в Международной научно-практической конференции «Толерантность в современном образовании» - Вольская Н.Н.

Обучают данных детей учителя начальных классов, прошедшие курсовую подготовку по инклюзивному обучению: Турайкина Зоя Николаевна, Михайлева Лариса Михайловна, Максимова Ольга Ильинична, Деревенько Галина Игоревна, Касымова Анар Жунусовна, Вольская Нургуль Нурланбековна. Так же с детьми занимается педагог-психолог - Орлова Татьяна Павловна.

Для каждого ребенка разработан образовательный проект в соответствии с рекомендациями ПМПК и диагнозом.

Регулярно проводится работа с родителями (беседы, консультации, собрания).

Работа логопеда:

Логопедический пункт посещает три группы: дети со стертой формой дизартрии, дети с ОНР, дети группы НВОНР.

Поскольку основные проявления дизартрии состоят в расстройстве артикуляции звуков, нарушениях голосообразования, а также в изменениях темпа речи, ритма и интонации учителем- логопедом проводятся коррекционные работы по улучшению речи. Поэтому основными задачами обучения являются: коррекция двигательной сферы, пространственного гнозиса, фонетической стороны речи (в частности, просодических характеристик речи), фонации, дыхания.

Работа с группой НВОРН:

Основные требования к знаниям и умениям учащихся: учащиеся должны уметь: соотносить звуки с буквами, которые их обозначают; использовать в активной речи термины звук, буква; правильно произносить все пройденные звуки, дифференцировать их; последовательно выделять звуки из слов, написание которых не расходится с произношением; различать гласные и согласные звуки, твердые, мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, правильно называть их, использовать в активной речи термины гласный звук, согласный звук, твердый согласный, мягкий согласный, глухой согласный, звонкий согласный; различать все пары звонких и глухих согласных, правильно обозначать их на письме в четкой позиции; правильно писать строчные и заглавные буквы и их соединения; различать сходные по начертанию буквы (о-а, и-у, л-м, и-ш, г-п, е-з); выделять предложение (заглавной буквой и точкой); использовать термин предложение; вычленять слова из предложений, состоящих из двух-пяти слов; использовать термин слово; списывать

с печатного и рукописного текста слова и предложения; писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением и предложение, состоящее из таких слов; читать сознательно, правильно, плавно небольшие тексты; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; различать слова-предметы, слова-признаки и слова-действия; ставить вопросы что? кто? какой? какая? какое? что делает?, дифференцировать их.

Работа с группой ОНР

Основные задачи коррекционного обучения:

1. Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).

2. Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)

3. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР.

4. Формирование грамматического строя речи.

5. Развитие связной речи старших школьников. Развитие коммуникативности, успешности в общении.

Согласно плану работы с родителями учителем-логопедом были проведены родительские собрания по темам: «И дома играем, фонематический слух развиваем». Для родителей группы ОНР, «Речь на кончиках пальцев», «Учимся говорить правильно». Родителям были даны памятки по выполнению логопедических упражнений в домашних условиях. Дополнительно проходили индивидуальные консультации родителей детей со стертой формой дизартрии, так как данный диагноз требует особого внимания.

Согласно годовому и индивидуальному плану работы учителем-логопедом выполняются все запланированные работы. Работа с детьми-логопатами проходит как в групповой, так и в индивидуальной форме.

Работа психолога:

Работа с учащимися инклюзивного образования проводится в соответствии с годовым планом.

1. С учащимися надомного обучения ведётся работа по плану «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Родителям оказывается психологическая помощь, даются рекомендации.

2. Работа с учащимися классов КРО проходит как в групповой, так и в индивидуальной форме.

За 1 четверть проведены по 5 групповых занятий в каждом классе на сплочение коллектива.

За 2 четверть проведены по 7 индивидуальных занятий с каждым учащимся.

3. Учащиеся, которые обучаются включено, входят в группу «риска». Периодически с ними проводится работа по результатам диагностики, отслеживается их социальный статус, самооценка, уровень тревожности.

4. С родителями учащихся проводится работа по просвещению и взаимодействию в учебно-воспитательном процессе. Они получают консультации по созданию необходимых условий для всестороннего развития детей.

5. С учителями проведены тренинги: «Взаимодействие с семьёй в условиях инклюзивного обучения», «Ребёнок инклюзива - какой он?», «Особенности познавательной деятельности учащихся инклюзивного обучения».

Дынько Евгения Артуровна, заместитель директора по воспитательной работе, КГУ «Макинская средняя школа №5» (Республика Казахстан, г.Макинск).

e-mail: dynko_1977@mail.ru

Дата поступления статьи: 19.11.2020

© Е.А.Дынько

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.