УДК 376
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Дынько Е. А.
КГУ «Макинская средняя школа №5» (г. Макинск, Республика Казахстан)
Аннотация. В статье отражены цель, задачи и методы работы опорной школы по инклюзивному образованию. В статье приведены примеры работы с детьми с ограниченными возможностями. Раскрыта работа логопеда и психолога школы.
Ключевые слова: опорная школа, коррекция, особые образовательные потребности.
Наша школа является опорной по инклюзивному образованию с 2013 -2020 уч.год
Всего обучается 41 ребенок с особыми образовательными потребностями (ООП).
На данное время имеются 3 коррекционных класса ( 2 класс - 4 ученика, 3 класс - 6 учеников, 4 класс- 6 учеников). В них обучается 21 ребёнок.
Обучаются инклюзивно 23 ребенка с особыми образовательными потребностями (дети обучаются в общеобразовательных классах, но имеют заключение ПМПК)
- Дети с задержкой психического развития;
- Дети с нарушением интеллекта легкой степени;
- Дети с нарушением интеллекта умеренной степени;
- Дети с иными расстройствами.
На дому обучается 6 учащихся.
Из них:
-Дети с ранним детским аутизмом;
- Дети с задержкой психического развития;
- Дети с нарушением интеллекта легкой степени;
- Дети с нарушением интеллекта умеренной степени;
-Дети Дауны;
-Дети с сохранным интеллектом;
- Дети с иными расстройствами.
Все педагоги, работающие с данными детьми, прошли курсы по инклюзивному обучению.
Проведены:
• Семинары: «Реализация прав детей с ограниченными возможностями на образование», «Создание безбарьерной среды, как условие включения детей с особыми потребностями в образовательное пространство», «Успешная
социализация учащихся инклюзивного обучения через взаимодействие семьи и школы ».
• Мастер классы: «Разработка сопроводительного маршрута семьи учащегося инклюзивного обучения» (Орлова Т.П.); «Коррекция на уроках, через развитие речи» (Сыздыкова Л.Ф.).
Планируем открыть 5 коррекционный класс, так как по заключению ПМПК, были получены рекомендации о необходимости продолжить работу с данными детьми.
1. Курсовая подготовка: «Содержание образовательной среды в условиях инклюзивного образования» - прошли все педагоги школы.
2. Участие в семинарах по инклюзивному обучению: г.Кокшетау, 4-5 января 2016 - Максимова Ольга Ильинична.
В 2017 году приняла участие в Международной научно-практической конференции «Толерантность в современном образовании» - Вольская Н.Н.
Обучают данных детей учителя начальных классов, прошедшие курсовую подготовку по инклюзивному обучению: Турайкина Зоя Николаевна, Михайлева Лариса Михайловна, Максимова Ольга Ильинична, Деревенько Галина Игоревна, Касымова Анар Жунусовна, Вольская Нургуль Нурланбековна. Так же с детьми занимается педагог-психолог - Орлова Татьяна Павловна.
Для каждого ребенка разработан образовательный проект в соответствии с рекомендациями ПМПК и диагнозом.
Регулярно проводится работа с родителями (беседы, консультации, собрания).
Работа логопеда:
Логопедический пункт посещает три группы: дети со стертой формой дизартрии, дети с ОНР, дети группы НВОНР.
Поскольку основные проявления дизартрии состоят в расстройстве артикуляции звуков, нарушениях голосообразования, а также в изменениях темпа речи, ритма и интонации учителем- логопедом проводятся коррекционные работы по улучшению речи. Поэтому основными задачами обучения являются: коррекция двигательной сферы, пространственного гнозиса, фонетической стороны речи (в частности, просодических характеристик речи), фонации, дыхания.
Работа с группой НВОРН:
Основные требования к знаниям и умениям учащихся: учащиеся должны уметь: соотносить звуки с буквами, которые их обозначают; использовать в активной речи термины звук, буква; правильно произносить все пройденные звуки, дифференцировать их; последовательно выделять звуки из слов, написание которых не расходится с произношением; различать гласные и согласные звуки, твердые, мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, правильно называть их, использовать в активной речи термины гласный звук, согласный звук, твердый согласный, мягкий согласный, глухой согласный, звонкий согласный; различать все пары звонких и глухих согласных, правильно обозначать их на письме в четкой позиции; правильно писать строчные и заглавные буквы и их соединения; различать сходные по начертанию буквы (о-а, и-у, л-м, и-ш, г-п, е-з); выделять предложение (заглавной буквой и точкой); использовать термин предложение; вычленять слова из предложений, состоящих из двух-пяти слов; использовать термин слово; списывать
с печатного и рукописного текста слова и предложения; писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением и предложение, состоящее из таких слов; читать сознательно, правильно, плавно небольшие тексты; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; различать слова-предметы, слова-признаки и слова-действия; ставить вопросы что? кто? какой? какая? какое? что делает?, дифференцировать их.
Работа с группой ОНР
Основные задачи коррекционного обучения:
1. Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
2. Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
3. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР.
4. Формирование грамматического строя речи.
5. Развитие связной речи старших школьников. Развитие коммуникативности, успешности в общении.
Согласно плану работы с родителями учителем-логопедом были проведены родительские собрания по темам: «И дома играем, фонематический слух развиваем». Для родителей группы ОНР, «Речь на кончиках пальцев», «Учимся говорить правильно». Родителям были даны памятки по выполнению логопедических упражнений в домашних условиях. Дополнительно проходили индивидуальные консультации родителей детей со стертой формой дизартрии, так как данный диагноз требует особого внимания.
Согласно годовому и индивидуальному плану работы учителем-логопедом выполняются все запланированные работы. Работа с детьми-логопатами проходит как в групповой, так и в индивидуальной форме.
Работа психолога:
Работа с учащимися инклюзивного образования проводится в соответствии с годовым планом.
1. С учащимися надомного обучения ведётся работа по плану «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Родителям оказывается психологическая помощь, даются рекомендации.
2. Работа с учащимися классов КРО проходит как в групповой, так и в индивидуальной форме.
За 1 четверть проведены по 5 групповых занятий в каждом классе на сплочение коллектива.
За 2 четверть проведены по 7 индивидуальных занятий с каждым учащимся.
3. Учащиеся, которые обучаются включено, входят в группу «риска». Периодически с ними проводится работа по результатам диагностики, отслеживается их социальный статус, самооценка, уровень тревожности.
4. С родителями учащихся проводится работа по просвещению и взаимодействию в учебно-воспитательном процессе. Они получают консультации по созданию необходимых условий для всестороннего развития детей.
5. С учителями проведены тренинги: «Взаимодействие с семьёй в условиях инклюзивного обучения», «Ребёнок инклюзива - какой он?», «Особенности познавательной деятельности учащихся инклюзивного обучения».
Дынько Евгения Артуровна, заместитель директора по воспитательной работе, КГУ «Макинская средняя школа №5» (Республика Казахстан, г.Макинск).
e-mail: dynko_1977@mail.ru
Дата поступления статьи: 19.11.2020
© Е.А.Дынько