Научная статья на тему 'ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В ШКОЛЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ХЭЙХЭ (КНР)'

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В ШКОЛЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ХЭЙХЭ (КНР) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / НОЗОЛОГИИ / КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ / ШКОЛА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ХЕЙХЭ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полевая Наталия Михайловна, Ситникова Виктория Владимировна

В статье охарактеризовано инклюзивное образование детей-инвалидов в школе специального образования г. Хэйхэ, а также выделены проблемы инклюзивного образования в КНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCLUSIVE EDUCATION OF DISABLED CHILDREN AT THE SCHOOL OF SPECIAL EDUCATION IN HEIHE, CHINA

This article describes the inclusive education of disabled children at the special education school in Heihe, China, and also highlights the problems of inclusive education in China.

Текст научной работы на тему «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В ШКОЛЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ХЭЙХЭ (КНР)»

УДК 378:364

Полевая Наталия Михайловна

Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: natabra85@list.ru Ситникова Виктория Владимировна Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: vikatk@mail.ru Polevaya Natalia Mihailovna Amur State University Blagoveshchensk, Russia E-mail: natabra85 @list.ru Sitnikova Viktoria Vladimirovna Amur State University Blagoveshchensk, Russia E-mail: vikatk@mail.ru

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В ШКОЛЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ХЭЙХЭ (КНР)

INCLUSIVE EDUCATION OF DISABLED CHILDREN AT THE SCHOOL OF SPECIAL EDUCATION IN HEIHE, CHINA

Аннотация. В статье охарактеризовано инклюзивное образование детей-инвалидов в школе специального образования г Хэйхэ, а также выделены проблемы инклюзивного образования в КНР.

Abstract. This article describes the inclusive education of disabled children at the special education school in Heihe, China, and also highlights the problems of inclusive education in China.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети-инвалиды, нозологии, категории детей-инвалидов, школа специального образования г. Хейхэ.

Key words: inclusive education, disabled children, nosology, categories of disabled children, Heihe Special Education School.

DOI: 10.22250/20730268_2022_96_72

Важным направлением социальной политики в КНР является социальная защита детей. В последние годы в китайских СМИ появляется все больше публикаций на эту тему (Фу Юмин, Сун Лэй, Дун Сучжан, Лу Чжипэн, Ци Юй). Один из основных факторов, способствующих поиску правительством новых путей и моделей защиты прав и свобод детей в Китае, - трудовая миграция, когда родители оставляют своих детей на попечение старшего поколения.

В последние годы государство уделяет все больше внимания и инвестирует в инклюзивное образование. В частности, пересматривается концепция инклюзивного образования детей-инвалидов, реализуются два последовательных специальных плана для улучшения образования, разработаны руководящие заключения по укреплению обязательного образования детей и подростков с ограни-

ченными возможностями. Эта политика постепенно улучшила структуру образования детей-инвалидов, способствовала осуществлению интегрированного образования и в значительной степени гарантировала их право на образование.

В настоящее время основными субъектами инклюзивного образования детей-инвалидов на муниципальном уровне являются школы специального образования.

Школа специального образования города Хэйхэ, подведомственная Управлению образования города Хэйхэ, создана в сентябре 2009 г., это одна из школ в городе, где обучаются дети-инвалиды. В ней работают 39 преподавателей.

В школе обучается 143 ребенка-инвалида. Всех обучающихся можно разделить на несколько категорий (рис. 1) в зависимости от нозологии: 50 детей-инвалидов с нарушением двигательных функций (35%); 27 - с нарушениями интеллекта (18,9%); 25 - с нарушением слуха (17,5%); 25 - с нарушениями речи (17,5%); 16 - инвалиды по зрению (11,1%).

11,10%

17.50%

17,50°/с^

■ Детн-ннвалнды с нарушением двигательных функции

I Дети-инвалиды с нарушениями интеллекта

Детей-инвалнды с нарушением слуха

■ Детн-ннвалнды с нарушениями речи

■ Дети-инвалиды по зрению

18.90%

Рис. 1. Категории детей-инвалидов в зависимости от нозологии.

Следует отметить, что в школе обучаются дети-инвалиды, страдающие аутизмом. Они характеризуются замкнутостью, эгоистичностью, своенравностью, страхом перед внешним миром, боязнью общаться с людьми.

Учитывая специфику обучающихся, виды нозологий детей, школа совершенствует инструменты и ресурсы инклюзивного образования с целью развития функциональности учащихся, а также повышения качества их образования.

Здесь реализуются следующие концепции: «Каждый цветок расцветает», «Уважение, понимание, прием, идентичность», «Каждый ребенок - наш ребенок».

В школе имеется 28 специальных функциональных классов, включая мультисенсорные, ситуационные, домашние и другие, отвечающие реабилитационным потребностям учащихся.

В школе специального образования г. Хэйхэ регулярно проводятся разнообразные литературные мероприятия, дети активно участвуют в соревнованиях, формируют командный дух. В рамках внешкольных мероприятий, проводимых при участии здоровых детей и детей-инвалидов, обучающиеся легче адаптируются друг к другу. В свою очередь у детей-инвалидов развиваются интерес к учебе и уверенность в успехе обучения.

В школе специального образования делается ставка на специализацию реабилитационной программы, персонализацию учебной программы для детей с особенностями, диверсификацию учебной программы, активно трансформируется общая школьная программа. Из числа реализуемых школой учебных программ и курсов большой популярностью среди детей-инвалидов и их родителей пользуются сенсорные, музыкальные, цифровые, спортивные, ремесленные курсы, а также классы по чтению.

Школа специального образования проводит образовательные кампании в различных формах. При этом в решение вопросов, связанных с инклюзивным обучением, вовлекаются как государственные структуры, так и общественные организации. С момента создания школы руководство при посредничестве федерации инвалидов муниципалитета провело информационно-разъяснительную работу среди учащихся, а также организовало ряд учебных занятий для родителей, имеющих детей-инвалидов, с целью обеспечения всеобщего охвата специальным образованием. Данные кампании нацелены на формирование представлений, что каждый человек обладает талантами, которые нуждаются в выявлении, поощрении, развитии; это будет стимулировать детей-инвалидов становиться самостоятельными, независимыми членами общества.

Таким образом, в последние годы инклюзивному образованию детей-инвалидов в КНР уделяется особое внимание, что позволило достичь определенных успехов. Однако в силу различных факторов у учащихся по-прежнему существуют трудности, связанные с доступной средой и практической реализацией инклюзивного образования.

Комплексный взгляд на инклюзивное образование детей-инвалидов в г. Хэйхэ показывает следующее:

1. Уровень охвата школьным образованием детей-инвалидов в городе Хэйхэ остается все-таки низким. Согласно результатам второго национального выборочного обследования инвалидов, лишь две трети от общего числа детей-инвалидов школьного возраста могут получить обязательное образование, и они сосредоточены в основном в экономически более развитых городских районах на востоке страны, а доля детей-инвалидов школьного возраста в отдаленных районах, таких как запад и сельские районы, намного ниже, чем в среднем по стране.

2. Качество образования и обучения детей-инвалидов пока что недостаточно высокое, что объясняется следующими факторами:

недостаточным числом учителей, имеющих необходимый уровень профессиональной подготовки для качественной реализации инклюзивного образования детей-инвалидов;

нехваткой мест для обучения детей-инвалидов в школе специального образования ввиду ограничений, наложенных на строительство объектов социального назначения в связи с распространением короновирусной инфекции в КНР;

слабой материально-технической базой школ специального образования детей-инвалидов.

3. Остается недостаточно проработанной нормативно-правовая база инклюзивного образования, реализуемого в КНР. Неспособность сформировать надежную правовую систему специального образования является наиболее фундаментальной причиной проблем в образовании детей-инвалидов. Многие из промульгированных в настоящее время правил не имеют конкретных толкований и стандартов измерения, в процессе их фактического осуществления возникает много проблем. Поэтому только правовые положения и политика, имеющие практическую силу, могут гарантировать право на образование детей-инвалидов.

4. В КНР сохраняется предвзятое и даже дискриминационное отношение к детям-инвалидам.

5. Недостаточное государственное финансирование, неравномерное распределение в региональных, городских и сельских районах, неэффективное использование средств - также значимыме причины низкого качества образования и обучения детей-инвалидов.

1. Козырева, О.А. Инклюзивное образование: от теоретической модели к практике реализации // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. - 2015. -№ 2 (40). - С. 10-16.

2. Куратченко, М.А. Роль цивилизационной идентичности в формировании социокультурной парадигмы образовательного процесса в современном обществе (на примере обучения иностранных студентов из КНР) // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2014. - Вып. 1 (33). - С. 108-112.

3. Куратченко, М.А. Инклюзивное образование в Китайской Народной Республике (опыт интерпретации социально-культурной оппозиции «норма» и «антинорма») // Вестник Карагандинского университета. Серия "Педагогика". - 2014. - № 4(76) - Караганда: Изд-во Карагандинского гос. ун-та, - 2014. - С. 58-64.

4. Куратченко, М.А. Норма и антинорма: проблемы и перспективы инклюзивного образования в КНР // Философия образования. - 2014. - №3. - С. 215-227.

5. Халимова, Н.М. Особенности социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования / Н. М. Халимова, О. С. Найданова // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. - 2014. - № 3 (29). - С. 127-130.

6. Лю Яньпэн, Ситникова, В.В. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в Китае // Наука и инновации - современные концепции. Сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума. 22 апреля 2022. - М., 2022. - С. 23-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.