УДК 378:364
Полевая Наталия Михайловна
Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: natabra85@list.ru Ситникова Виктория Владимировна Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: vikatk@mail.ru Polevaya Natalia Mihailovna Amur State University Blagoveshchensk, Russia E-mail: natabra85 @list.ru Sitnikova Viktoria Vladimirovna Amur State University Blagoveshchensk, Russia E-mail: vikatk@mail.ru
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В ШКОЛЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ХЭЙХЭ (КНР)
INCLUSIVE EDUCATION OF DISABLED CHILDREN AT THE SCHOOL OF SPECIAL EDUCATION IN HEIHE, CHINA
Аннотация. В статье охарактеризовано инклюзивное образование детей-инвалидов в школе специального образования г Хэйхэ, а также выделены проблемы инклюзивного образования в КНР.
Abstract. This article describes the inclusive education of disabled children at the special education school in Heihe, China, and also highlights the problems of inclusive education in China.
Ключевые слова: инклюзивное образование, дети-инвалиды, нозологии, категории детей-инвалидов, школа специального образования г. Хейхэ.
Key words: inclusive education, disabled children, nosology, categories of disabled children, Heihe Special Education School.
DOI: 10.22250/20730268_2022_96_72
Важным направлением социальной политики в КНР является социальная защита детей. В последние годы в китайских СМИ появляется все больше публикаций на эту тему (Фу Юмин, Сун Лэй, Дун Сучжан, Лу Чжипэн, Ци Юй). Один из основных факторов, способствующих поиску правительством новых путей и моделей защиты прав и свобод детей в Китае, - трудовая миграция, когда родители оставляют своих детей на попечение старшего поколения.
В последние годы государство уделяет все больше внимания и инвестирует в инклюзивное образование. В частности, пересматривается концепция инклюзивного образования детей-инвалидов, реализуются два последовательных специальных плана для улучшения образования, разработаны руководящие заключения по укреплению обязательного образования детей и подростков с ограни-
ченными возможностями. Эта политика постепенно улучшила структуру образования детей-инвалидов, способствовала осуществлению интегрированного образования и в значительной степени гарантировала их право на образование.
В настоящее время основными субъектами инклюзивного образования детей-инвалидов на муниципальном уровне являются школы специального образования.
Школа специального образования города Хэйхэ, подведомственная Управлению образования города Хэйхэ, создана в сентябре 2009 г., это одна из школ в городе, где обучаются дети-инвалиды. В ней работают 39 преподавателей.
В школе обучается 143 ребенка-инвалида. Всех обучающихся можно разделить на несколько категорий (рис. 1) в зависимости от нозологии: 50 детей-инвалидов с нарушением двигательных функций (35%); 27 - с нарушениями интеллекта (18,9%); 25 - с нарушением слуха (17,5%); 25 - с нарушениями речи (17,5%); 16 - инвалиды по зрению (11,1%).
11,10%
17.50%
17,50°/с^
■ Детн-ннвалнды с нарушением двигательных функции
I Дети-инвалиды с нарушениями интеллекта
Детей-инвалнды с нарушением слуха
■ Детн-ннвалнды с нарушениями речи
■ Дети-инвалиды по зрению
18.90%
Рис. 1. Категории детей-инвалидов в зависимости от нозологии.
Следует отметить, что в школе обучаются дети-инвалиды, страдающие аутизмом. Они характеризуются замкнутостью, эгоистичностью, своенравностью, страхом перед внешним миром, боязнью общаться с людьми.
Учитывая специфику обучающихся, виды нозологий детей, школа совершенствует инструменты и ресурсы инклюзивного образования с целью развития функциональности учащихся, а также повышения качества их образования.
Здесь реализуются следующие концепции: «Каждый цветок расцветает», «Уважение, понимание, прием, идентичность», «Каждый ребенок - наш ребенок».
В школе имеется 28 специальных функциональных классов, включая мультисенсорные, ситуационные, домашние и другие, отвечающие реабилитационным потребностям учащихся.
В школе специального образования г. Хэйхэ регулярно проводятся разнообразные литературные мероприятия, дети активно участвуют в соревнованиях, формируют командный дух. В рамках внешкольных мероприятий, проводимых при участии здоровых детей и детей-инвалидов, обучающиеся легче адаптируются друг к другу. В свою очередь у детей-инвалидов развиваются интерес к учебе и уверенность в успехе обучения.
В школе специального образования делается ставка на специализацию реабилитационной программы, персонализацию учебной программы для детей с особенностями, диверсификацию учебной программы, активно трансформируется общая школьная программа. Из числа реализуемых школой учебных программ и курсов большой популярностью среди детей-инвалидов и их родителей пользуются сенсорные, музыкальные, цифровые, спортивные, ремесленные курсы, а также классы по чтению.
Школа специального образования проводит образовательные кампании в различных формах. При этом в решение вопросов, связанных с инклюзивным обучением, вовлекаются как государственные структуры, так и общественные организации. С момента создания школы руководство при посредничестве федерации инвалидов муниципалитета провело информационно-разъяснительную работу среди учащихся, а также организовало ряд учебных занятий для родителей, имеющих детей-инвалидов, с целью обеспечения всеобщего охвата специальным образованием. Данные кампании нацелены на формирование представлений, что каждый человек обладает талантами, которые нуждаются в выявлении, поощрении, развитии; это будет стимулировать детей-инвалидов становиться самостоятельными, независимыми членами общества.
Таким образом, в последние годы инклюзивному образованию детей-инвалидов в КНР уделяется особое внимание, что позволило достичь определенных успехов. Однако в силу различных факторов у учащихся по-прежнему существуют трудности, связанные с доступной средой и практической реализацией инклюзивного образования.
Комплексный взгляд на инклюзивное образование детей-инвалидов в г. Хэйхэ показывает следующее:
1. Уровень охвата школьным образованием детей-инвалидов в городе Хэйхэ остается все-таки низким. Согласно результатам второго национального выборочного обследования инвалидов, лишь две трети от общего числа детей-инвалидов школьного возраста могут получить обязательное образование, и они сосредоточены в основном в экономически более развитых городских районах на востоке страны, а доля детей-инвалидов школьного возраста в отдаленных районах, таких как запад и сельские районы, намного ниже, чем в среднем по стране.
2. Качество образования и обучения детей-инвалидов пока что недостаточно высокое, что объясняется следующими факторами:
недостаточным числом учителей, имеющих необходимый уровень профессиональной подготовки для качественной реализации инклюзивного образования детей-инвалидов;
нехваткой мест для обучения детей-инвалидов в школе специального образования ввиду ограничений, наложенных на строительство объектов социального назначения в связи с распространением короновирусной инфекции в КНР;
слабой материально-технической базой школ специального образования детей-инвалидов.
3. Остается недостаточно проработанной нормативно-правовая база инклюзивного образования, реализуемого в КНР. Неспособность сформировать надежную правовую систему специального образования является наиболее фундаментальной причиной проблем в образовании детей-инвалидов. Многие из промульгированных в настоящее время правил не имеют конкретных толкований и стандартов измерения, в процессе их фактического осуществления возникает много проблем. Поэтому только правовые положения и политика, имеющие практическую силу, могут гарантировать право на образование детей-инвалидов.
4. В КНР сохраняется предвзятое и даже дискриминационное отношение к детям-инвалидам.
5. Недостаточное государственное финансирование, неравномерное распределение в региональных, городских и сельских районах, неэффективное использование средств - также значимыме причины низкого качества образования и обучения детей-инвалидов.
1. Козырева, О.А. Инклюзивное образование: от теоретической модели к практике реализации // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. - 2015. -№ 2 (40). - С. 10-16.
2. Куратченко, М.А. Роль цивилизационной идентичности в формировании социокультурной парадигмы образовательного процесса в современном обществе (на примере обучения иностранных студентов из КНР) // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2014. - Вып. 1 (33). - С. 108-112.
3. Куратченко, М.А. Инклюзивное образование в Китайской Народной Республике (опыт интерпретации социально-культурной оппозиции «норма» и «антинорма») // Вестник Карагандинского университета. Серия "Педагогика". - 2014. - № 4(76) - Караганда: Изд-во Карагандинского гос. ун-та, - 2014. - С. 58-64.
4. Куратченко, М.А. Норма и антинорма: проблемы и перспективы инклюзивного образования в КНР // Философия образования. - 2014. - №3. - С. 215-227.
5. Халимова, Н.М. Особенности социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования / Н. М. Халимова, О. С. Найданова // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. - 2014. - № 3 (29). - С. 127-130.
6. Лю Яньпэн, Ситникова, В.В. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в Китае // Наука и инновации - современные концепции. Сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума. 22 апреля 2022. - М., 2022. - С. 23-28.