Научная статья на тему 'ИНКЛЮЗИВНАЯ ГРАМОТНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ, ВЛИЯНИЕ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ'

ИНКЛЮЗИВНАЯ ГРАМОТНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ, ВЛИЯНИЕ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
445
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ИНИЦИАТИВНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СТУДЕНТЫ БАКАЛАВРИАТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горюнова Лилия Васильевна, Тимченко Екатерина Сергеевна, Тимченко Иван Владимирович

Цель данного исследования - обосновать необходимость развития инклюзивной грамотности студентов бакалавриата, влияющей непосредственно на процесс проектирования индивидуальных траекторий профессионального развития обучающихся в вузе. В статье представлено описание инклюзивной грамотности как качественной характеристики студентов современного вуза; проанализирована практика организации инициативной проектной деятельности студентов, которая рассматривается как ресурс формирования инклюзивной грамотности студентов бакалавриата; установлена взаимосвязь уровня инклюзивной грамотности студентов и динамики их профессиональных намерений и интересов, влияющих на процесс проектирования индивидуальных траекторий профессионального развития. Научная новизна исследования заключается в доказательстве того, что инклюзивная грамотность является фактором, влияющим на актуализацию индивидуальных траекторий профессионального развития студентов в контексте конкретизации его ведущих векторов в сторону специфической профессиональной направленности, инициативной проектной социально-ориентированной и научно-образовательной деятельности. В результате обобщены данные практической апробации дополнения моделей организации учебного процесса, направленных на формирование инклюзивной грамотности студентов, ресурсом инициативной проектной деятельности; представлены концептуальные положения социально-ориентированного научно-образовательного метапроекта «Университет инклюзивной грамотности»; выделены основные эффекты инклюзивной грамотности в контексте проектирования индивидуальных траекторий профессионального развития студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горюнова Лилия Васильевна, Тимченко Екатерина Сергеевна, Тимченко Иван Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSITY STUDENTS’ INCLUSIVE LITERACY: GENERAL CHARACTERISTICS, WAYS OF FORMATION, INFLUENCE IN THE CONTEXT OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT

The paper aims to ground the need to develop undergraduate students’ inclusive literacy which directly influences the process of projecting individual paths of university students’ professional development. The article describes inclusive literacy as a qualitative term to characterize modern university students; analyzes the practice of organizing students’ initiative project activity which is considered a resource for formation of undergraduate students’ inclusive literacy; ascertains the connection between the level of students’ inclusive literacy and the dynamics of their professional intentions and interests which influence the process of projecting individual paths of professional development. The scientific originality of the research lies in the fact that it proves that inclusive literacy is a factor which influences the actualization of individual paths of students’ professional development in the context of specification of its leading vectors towards specific professional direction, initiative project socially-oriented and scientific-educational activity. As a result, the data on the practical approbation of complementing the models of learning process organization that aim to form students’ inclusive literacy which is considered a resource for initiative project activity have been summarized; the conceptual principles of the socially-oriented scientific-educational metaproject “University of inclusive literacy” have been presented; the main effects of inclusive literacy in the context of projecting individual paths of students’ professional development have been identified.

Текст научной работы на тему «ИНКЛЮЗИВНАЯ ГРАМОТНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ, ВЛИЯНИЕ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»

^rpomoTQ

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2021. Том 6. Выпуск 6. С. 1027-1034 | 2021. Volume 6. Issue 6. P. 1027-1034

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Инклюзивная грамотность студентов вуза: общая характеристика, способы формирования, влияние в контексте профессионального развития

Горюнова Л. В., Тимченко Е. С., Тимченко И. В.

Аннотация. Цель данного исследования - обосновать необходимость развития инклюзивной грамотности студентов бакалавриата, влияющей непосредственно на процесс проектирования индивидуальных траекторий профессионального развития обучающихся в вузе. В статье представлено описание инклюзивной грамотности как качественной характеристики студентов современного вуза; проанализирована практика организации инициативной проектной деятельности студентов, которая рассматривается как ресурс формирования инклюзивной грамотности студентов бакалавриата; установлена взаимосвязь уровня инклюзивной грамотности студентов и динамики их профессиональных намерений и интересов, влияющих на процесс проектирования индивидуальных траекторий профессионального развития. Научная новизна исследования заключается в доказательстве того, что инклюзивная грамотность является фактором, влияющим на актуализацию индивидуальных траекторий профессионального развития студентов в контексте конкретизации его ведущих векторов в сторону специфической профессиональной направленности, инициативной проектной социально-ориентированной и научно-образовательной деятельности. В результате обобщены данные практической апробации дополнения моделей организации учебного процесса, направленных на формирование инклюзивной грамотности студентов, ресурсом инициативной проектной деятельности; представлены концептуальные положения социально-ориентированного научно-образовательного метапроекта «Университет инклюзивной грамотности»; выделены основные эффекты инклюзивной грамотности в контексте проектирования индивидуальных траекторий профессионального развития студентов.

EN

University Students' Inclusive Literacy: General Characteristics, Ways of Formation, Influence in the Context of Professional Development

Goryunova L. V., Timchenko E. S., Timchenko I. V.

Abstract. The paper aims to ground the need to develop undergraduate students' inclusive literacy which directly influences the process of projecting individual paths of university students' professional development. The article describes inclusive literacy as a qualitative term to characterize modern university students; analyzes the practice of organizing students' initiative project activity which is considered a resource for formation of undergraduate students' inclusive literacy; ascertains the connection between the level of students' inclusive literacy and the dynamics of their professional intentions and interests which influence the process of projecting individual paths of professional development. The scientific originality of the research lies in the fact that it proves that inclusive literacy is a factor which influences the actualization of individual paths of students' professional development in the context of specification of its leading vectors towards specific professional direction, initiative project socially-oriented and scientific-educational activity. As a result, the data on the practical approbation of complementing the models of learning process organization that aim to form students' inclusive literacy which is considered a resource for initiative project activity have been summarized; the conceptual principles of the socially-oriented scientific-educational metaproject "University of inclusive literacy" have been presented; the main effects of inclusive literacy in the context of projecting individual paths of students' professional development have been identified.

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20210135

© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Введение

Актуальность исследования. В настоящее время университет является уникальным культурно-образовательным пространством, которое объединяет самых разных студентов, независимо от их возраста, пола, национальной принадлежности, религиозных убеждений, индивидуальных особенностей здоровья и образовательных потребностей. Одной из основных задач современного вуза является подготовка квалифицированных кадров, обладающих необходимым для работодателя уровнем профессиональных компетенций, готовых к эффективному выполнению трудовых функций и практических задач. В пространстве университета каждый студент получает возможность использовать ресурсы университета в целях проектирования индивидуальной траектории профессионального развития, которая во многом зависит от содержания образования, предлагаемого университетом, и включения студентов в различные виды деятельности, способствующие их самореализации и раскрытию их личного потенциала.

В современных условиях, когда инклюзивные процессы стали неотъемлемой частью жизни общества, особенно актуально формирование у студентов способности корректно и грамотно взаимодействовать с лицами разных категорий в инклюзивном обществе. Формирование инклюзивной грамотности студентов способствует «перезагрузке» восприятия социальных процессов и обновлению представлений о содержании собственной профессиональной деятельности в контексте задач социальной и образовательной инклюзии, что обусловливает также актуализацию индивидуальных траекторий профессионального развития студентов. Вышеизложенное обусловливает необходимость исследования взаимосвязи инклюзивной грамотности и процесса проектирования индивидуальных траекторий профессионального развития.

Цель исследования обусловила следующие задачи:

- рассмотреть сущность инклюзивной грамотности как качественной характеристики студентов современного вуза;

- раскрыть возможности учебной и инициативной проектной деятельности как способов формирования инклюзивной грамотности студентов бакалавриата;

- проанализировать влияние уровня инклюзивной грамотности студентов на проектирование индивидуальных траекторий профессионального развития.

В работе были использованы следующие методы исследования: обзорный анализ исследований, посвященных проблемам инклюзивной культуры, инклюзивной компетентности, инклюзивного общества; обобщение, синтез, педагогическое наблюдение, анкетирование; математическая обработка анкетирования; качественно-количественный анализ полученных в ходе исследования данных.

Теоретической базой исследования послужили исследования, раскрывающие специфику инклюзивных процессов в социальной и образовательной сферах (Алехина, 2013; 2015; Арпентьева, 2018; Ахметова, 2014; Головина, 2014; Кириллова, 2014; Сигал, 2014); научные работы, характеризующие требования и ожидания по отношению к профессионалам, работающим в условиях инклюзии (Богданова, 2016; Бородина, 2014; Горюнова, 2018; Ромашевская, 2017; Хафизуллина, 2008); концептуальные положения исследований, посвященных проблематике создания инклюзивного общества и проектирования инклюзивного образовательного пространства (Антилогова, Пустовалова, Лазоренко, 2020; Ковалев, Ковалева, 2015; Лихорадова, Тишуков, 2020; Староверова, 2017).

Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные выводы о взаимосвязи уровня инклюзивной грамотности студентов бакалавриата с процессом проектирования индивидуальных траекторий профессионального развития могут быть использованы при планировании профориентационных мероприятий по программам уровня магистратуры по укрупненной группе направлений подготовки 44.00.00 Образование и педагогические науки. Полученные результаты составляют содержательную основу программы поддержки студенческих проектных инициатив на уровне университета, а также могут быть использованы при планировании форматов взаимодействия со стратегическими партнерами вуза, потенциально заинтересованными в социальных эффектах формирования инклюзивной грамотности.

Инклюзивная грамотность как качественная характеристика студентов современного вуза

Анализ современных исследований, посвященных разнообразным аспектам инклюзии как глобальной идеи, пронизывающей все сферы нашей жизни, показывает, что такие понятия, как «инклюзия» (Сигал, 2014), «инклюзивное образование» (Алехина, 2013; 2015; Ахметова, 2014), «инклюзивная культура» (Арпентьева, 2018; Кириллова, 2014), «инклюзивная компетентность» (Богданова, 2015; Бородина, 2014; Горюнова, 2018; Хафизуллина, 2008) достаточно прочно вошли в нашу жизнь на современном этапе. Их используют как в профессиональном, так и в более широком социальном контексте.

Так, например, инклюзивная культура может рассматриваться и как социальное явление, и как личностное качество. По мнению М. Р. Арпентьевой (2018), инклюзивная культура является ключевым понятием педагогики взаимопомощи. Именно гуманистический посыл взаимопомощи и поддержки становится ключевым мотивом функционирования всех сфер общественной жизни в эпоху включенного сознания. А. Ю. Шеманов и А. С. Екушевская (2018), раскрывая проблемы формирования инклюзивной культуры и практики, отмечают, что создание инклюзивной культуры общества связано с рядом рисков. Именно поэтому важно соблюдать

баланс при соотношении целей образования, общества и инклюзии как социальной практики (Антилогова, Пустовалова, Лазаренко, 2020; Головина, 2014).

Одной из важнейших задач современного вуза является проектирование инклюзивного пространства (Ковалев, Ковалева, 2015; Лихорадова, Тишуков, 2020; Ромашевская, 2017; Староверова, 2017), объединяющего ресурсы, возможности и усилия науки, образования и культуры как ключевых агентов, влияющих на становление мировоззрения современного общества.

Актуализация федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом требований профессиональных стандартов (ФГОС 3++), начавшаяся в 2017 году, в настоящее время продолжается, перечень обновленных стандартов высшего образования пополняется, о чем свидетельствуют сведения портала федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. В 2020 году дополнен перечень универсальных компетенций, что обусловливает необходимость обновленного подхода к проектированию содержания образовательных программ высшего образования на уровне бакалавриата. Требования профессиональных стандартов обусловливают практико-ориентированный характер образовательных программ высшего образования, что актуализирует необходимость формирования готовности студентов к проектированию гибких индивидуальных траекторий профессионального развития, а расширение перечня универсальных компетенций свидетельствует о значении различных видов функциональной грамотности в контексте подготовки будущего выпускника вуза.

Мы полагаем, что основой становления и развития инклюзивной культуры общества в целом и каждой отдельной личности может выступить такой вид функциональной грамотности, как инклюзивная грамотность. Инклюзивная грамотность является «базовой составляющей инклюзивной культуры личности, определяющей ее когнитивную сторону и способность человека корректно действовать в ситуациях личного общения и социального взаимодействия с лицами, имеющими инвалидность или ограниченные возможности жизнедеятельности» (Горюнова, Тимченко, Тимченко, 2020, с. 831).

Обновление федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в контексте требований профессиональных стандартов и их дополнение рядом компетенций, являющихся, по сути, в обобщенном виде вариантами функциональной грамотности, доказывает признание на государственном уровне необходимости расширения пула универсальных результатов освоения профессиональных образовательных программ. Инклюзивная грамотность является ядром формирования инклюзивной компетенции. При этом важно отметить, что данная компетенция относится к категории универсальных, что говорит о необходимости ее формирования у всех студентов независимо от пола, возраста, профессиональных и научных предпочтений, индивидуальных особенностей и ограничений. Таким образом, инклюзивная грамотность является качественной характеристикой личности каждого студента.

Учебная и инициативная проектная деятельность

как способы формирования инклюзивной грамотности студентов бакалавриата

В 2019-2020 году на базе Южного федерального университета (ЮФУ) была проведена опытно-экспериментальная работа по апробации моделей организации учебного процесса, направленных на формирование инклюзивной грамотности студентов:

1) основная педагогическая дисциплина с элементами включения дополнительного содержания, ориентированного на формирование инклюзивной грамотности;

2) педагогическая дисциплина, ориентированная на дополнение общих задач освоения основной профессиональной образовательной программы (в Южном федеральном университете такие дисциплины относятся к модулю университетской академической мобильности);

3) факультативная дисциплина с возможностью построения гибкой траектории освоения - показали разную степень эффективности в процессе формирования у студентов бакалавриата инклюзивной грамотности (Горюнова, Тимченко, Тимченко, 2020).

Представленные организационные модели учебного процесса выступают в качестве основных способов формирования инклюзивной грамотности студентов бакалавриата и магистратуры. Результаты проведенного исследования были представлены в публикациях и выступлениях в рамках международных конференций.

В 2020-2021 году работа по формированию инклюзивной грамотности студентов была продолжена. Помимо уже апробированных организационных моделей учебного процесса была развернута работа по поддержке и развитию инициативных проектов студентов в рамках «Модуля проектной деятельности» и функционирования студенческого научного объединения кафедры инклюзивного образования и социально-педагогической реабилитации Академии психологии и педагогики ЮФУ «Инклюзия в образовании и обществе». Внимание к инициативной проектной деятельности студентов в контексте формирования инклюзивной грамотности неслучайно, так как во время занятий по дисциплинам студенты разрабатывали проекты, большинство из которых можно, при соответствующей корректировке, успешно внедрить в практику деятельности учреждений социального обслуживания населения и образовательных организаций региона.

Так, в течение учебного года студентами разных направлений подготовки были инициированы проекты, ориентированные на решение теоретических и прикладных задач в сфере социальной и образовательной инклюзии. В частности, были разработаны и частично внедрены в практику работы образовательных организаций Ростова-на-Дону и Ростовской области, проекты по организации тьюторского сопровождения обучающихся

разных нозологических групп в условиях инклюзивного образовательного процесса в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, а также организациях среднего профессионального и дополнительного образования; предложены проекты, моделирующие условия дистанционного и онлайн-образования лиц с ограниченными возможностями здоровья; разработана линейка воспитательных мероприятий для школ, реализующих инклюзивную практику; апробированы методики социально-педагогической реабилитации детей с приобретенной инвалидностью в условиях инклюзивного образовательного процесса и др. Таким образом, инициативная проектная деятельность дополнила перечень основных способов формирования инклюзивной грамотности студентов.

Масштабность результатов и количество инициативных проектов студентов актуализировали необходимость обобщения и институционализации данного опыта в формате крупномасштабного социально-ориентированного и научно-образовательного метапроекта «Университет инклюзивной грамотности», который призван объединить в условиях университетского образовательного пространства ресурсы, возможности и усилия науки, образования и культуры как ключевых агентов, влияющих на становление мировоззрения современного общества.

Целями проекта являются:

• формирование инклюзивной грамотности населения города и региона с использованием оффлайн-и онлайн-форматов взаимодействия;

• реализация третьей миссии университета как центра развития просвещения, науки, культуры и образовательных инноваций;

• стимулирование активной социальной и жизненной позиции студенческой молодежи посредством вовлечения в проектирование и реализацию социально-ориентированных и научно-образовательных проектов инклюзивной направленности;

• вовлечение родителей и общества в жизнь образовательных организаций;

• тиражирование практик успешного проведения научно-образовательных и просветительских мероприятий, направленных на формирование инклюзивной культуры и инклюзивной грамотности участников образовательных отношений и населения региона в целом;

• использование потенциала студенческой молодежи как целевой группы, которая может расширить информационное поле инклюзивных практик и вывести его за пределы образовательного пространства университета, обеспечивая тем самым трансляцию идей инклюзии в социуме.

Идея данного проекта - результат многолетней работы сотрудников кафедры инклюзивного образования и социально-педагогической реабилитации Академии психологии и педагогики Южного федерального университета. В основу идеи проекта положены научные наработки сотрудников и аспирантов кафедры; опыт реализации образовательных программ бакалавриата и магистратуры, ориентированных на решение задач социально-педагогической реабилитации и инклюзии; практика проектирования и реализации программ переподготовки и дополнительного профессионального образования; многолетний успешный опыт организации научно-образовательных мероприятий (Всероссийский образовательный форум «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы» (2012, 2016, 2017, 2019, 2020 гг.); Всероссийская молодежная конференция «Образование для будущего, или Будущее образования: взгляд молодежи» (2015, 2016, 2017, 2018 гг.); Всероссийская нетворкинговая конференция «Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях пандемии: из реальности в виртуальность» (2020 г.); межрегиональная нетворкинговая конференция «Проблематика расстройств аутистического спектра в контексте мнений современной науки и практики» (2021 г.) и др.); опыт работы студенческого научного объединения «Инклюзия в образовании и обществе» (с 2017 года по настоящее время); взаимодействие и реализация совместных проектов с Министерством общего и профессионального образования Ростовской области и Управлением образования г. Ростова-на-Дону.

Опыт практической деятельности по формированию инклюзивной грамотности в течение 2019-2021 гг. показал, что Южный федеральный университет обладает достаточным количеством ресурсов для организации крупномасштабной работы с населением региона, ориентированной на достижение качественных изменений в сфере социальной и образовательной инклюзии.

Создание проекта «Университет инклюзивной грамотности» позволит охватить широкую целевую аудиторию, доступную для взаимодействия не только в условиях образовательных организаций разных уровней, но и за их пределами.

Реализация проекта включает несколько этапов:

- подготовительный (разработка концепции проекта, определение стратегических партнеров, определение необходимых ресурсов, разработка перспективного плана работы Университета инклюзивной грамотности на ближайшие три года);

- организационный (поиск помещения для реализации проекта, решение материально-технических вопросов, в том числе при необходимости покупка мебели, техники, расходных материалов и др.);

- методический (разработка стартового пакета диагностического инструментария, образовательного медиаконтента для запуска деятельности Университета инклюзивной грамотности);

- деятельностно-практический (реализация мероприятий, заявленных в перспективном плане работы Университета инклюзивной грамотности, проведение исследований и обобщение их результатов в формате научных и методических публикаций).

Предполагается постоянное функционирование Университета инклюзивной грамотности с проведением ежегодного мониторинга результатов выполнения плана работы. Перспективный план работы обновляется ежегодно в соответствии с результатами мониторинга и возможным расширением спектра задач проекта.

В настоящее время инклюзивные процессы, наблюдаемые в образовании и обществе в целом, только начинают приобретать организованный характер в ряде конкретных направлений. Так, в ведущих вузах функционируют ресурсные учебно-методические центры по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, создается сеть аналогичных ресурсных центров на базе организаций среднего профессионального образования, внедряются федеральные государственные образовательные стандарты, учитывающие особые образовательные потребности лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Активную работу ведут общественные организации инвалидов и специализированные учреждения культуры. В то же время инклюзивных практик, аналогичных по потенциалу социального эффекта проекту «Университет инклюзивной грамотности», на сегодняшний день нами в России не обнаружено, что позволяет сделать вывод о новизне проекта.

Реализация проекта имеет социальные эффекты, среди которых:

• изменение уровня инклюзивной грамотности и в целом повышение общей культуры общества;

• вовлечение студенческой молодежи в конструктивную социально-ориентированную проектную деятельность с последующим выходом на создание тиражируемых научно-образовательных метапроектов;

• развитие сетевого взаимодействия между образовательными организациями разных уровней, организациями культуры и социальной защиты населения;

• включение в реализацию социально-ориентированных и научно-образовательных проектов лиц, нуждающихся в социальной адаптации и социально-педагогической реабилитации.

Список социальных эффектов может быть расширен по мере развития проекта «Университет инклюзивной грамотности». В настоящее время регионом реализации проекта является Ростовская область, хотя в перспективе он может быть тиражирован в другие субъекты Российской Федерации, а также на международном уровне. Стратегическим партнером по реализации проекта «Университет инклюзивной грамотности» является Региональное отделение Всероссийского общества родителей детей-инвалидов в Ростовской области.

Таким образом, инициативная проектная деятельность студентов стала основой для обобщения и тиражирования опыта по формированию инклюзивной грамотности не только для студенческой аудитории, но и для общества в целом.

Инклюзивная грамотность студентов вуза: влияние в контексте профессионального развития

Работа по формированию инклюзивной грамотности студентов бакалавриата в рамках трех основных моделей организации учебного процесса, а также инициативной проектной деятельности сопровождалась педагогическим наблюдением, которое позволило выявить по итогам 2020-2021 учебного года следующий факт: более 45% студентов бакалавриата, включенных в освоение дисциплин, ориентированных на формирование инклюзивной грамотности, и в инициативную проектную деятельность, склонны к актуализации индивидуальных траекторий профессионального развития.

Для подтверждения результатов наблюдения нами была составлена анкета, вопросы которой позволили выделить профессиональные намерения и планы студентов на момент окончания обучения в бакалавриате. В частности, студентам, помимо заполнения общей информации о себе, было предложено ответить на вопросы: «Каковы Ваши профессиональные планы после завершения обучения в бакалавриате?», «Планируете ли Вы продолжить обучение в магистратуре?», «Какие образовательные программы магистратуры Вы рассматриваете в качестве возможных перспектив для дальнейшего профессионального развития?», «Планируете ли Вы дальнейшее развитие своего проекта после окончания обучения в университете?» и др. В анкетировании приняли участие 56 студентов 3 курса и 27 студентов 4 курса, обучающихся по направлениям «Педагогическое образование», «Юриспруденция», «Экономика», «Психолого-педагогическое образование», «Психология», «Филология» и «Специальное (дефектологическое) образование».

Результаты анкетирования позволили сделать следующие выводы:

- большинство (более 70%) студентов 4 курса направлений подготовки «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование», ориентированных на подготовку кадров для системы образования, обозначили в качестве наиболее вероятных векторов дальнейшего профессионального развития продолжение образования в магистратуре по узко-направленным программам «Инклюзивное образование», «Тьюторство в сфере образования», «Теория и методика работы с лицами с расстройствами аутистического спектра», «Клиническая логопедия» и др. с целью совершенствования уже приобретенных и освоения новых профессиональных компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования;

- студенты направлений подготовки «Юриспруденция», «Экономика», «Филология», «Психология», обучающиеся на 3 курсе, заявили об актуализации сферы профессиональных интересов и намерении продолжить инициативную проектную деятельность, доведя начатые ими проекты до уровня действующих стартапов и приняв участие в целевом отборе проектов Агентства стратегических инициатив в номинациях «Проекты, направленные на повышение качества жизни лиц с ОВЗ» и «Улучшение качества социальных услуг и сервисов для граждан»;

- более 50% опрошенных студентов 3 и 4 курсов ведут личные и профессиональные аккаунты в социальных сетях, раскрывая в публикациях различные аспекты взаимодействия с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья, а также участвуют в социально-ориентированных и научно-образовательных мероприятиях по теме инклюзии.

Обобщение результатов анкетирования происходило параллельно с мониторингом сформированное™ инклюзивной грамотности студентов по итогам освоения учебных дисциплин и участия в инициативной проектной деятельности.

Уровни сформированности инклюзивной грамотности студентов университета определялись на основе анализа двух критериев. Первый критерий - когнитивный - предполагает знание специфических особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья различных нозологических групп, второй - процессуально-результативный - рассматривает количество правильно решаемых ситуационных задач, предполагающих взаимодействие и общение с лицами с ограниченными возможностями здоровья в условиях делового, личного, ситуационного и других видов общения.

«Исходя из сочетания выделенных критериев, мы определили содержание высокого, среднего и низкого уровней сформированности инклюзивной грамотности студентов университета. Высокий уровень предполагает, что студент свободно ориентируется в специфических особенностях общения с лицами с ограниченными возможностями здоровья различных нозологических групп, правильно решает большинство (от 80 до 100%) ситуационных задач, связанных с общением с лицами с ОВЗ в различных условиях (деловое общение, личное общение, ситуационное общение и т.п.). Средний уровень определяется у тех студентов, которые знают большинство специфических особенностей общения с лицами с ОВЗ различных нозологических групп, правильно решают от 50 до 79% ситуационных задач, связанных с общением с лицами с ОВЗ. Низкий уровень показывают студенты, которые частично осведомлены о специфических особенностях общения с лицами с ОВЗ различных нозологических групп и могут правильно решить менее 50% ситуационных задач, связанных с общением с лицами с ОВЗ» (Горюнова, Тимченко, Тимченко, 2020, с. 831).

Анализ результатов исследования уровня инклюзивной грамотности студентов бакалавриата и данных, полученных в процессе анкетирования, с помощью коэффициента корреляции Пирсона показал прямую зависимость между уровнем инклюзивной грамотности и актуализацией профессиональных намерений и интересов респондентов. Студенты, имеющие высокий уровень инклюзивной грамотности (более 45% от общего числа респондентов), демонстрируют высокие баллы академической успеваемости по соответствующим дисциплинам, что также обусловливает успешную реализацию разработанных ими инициативных проектов. Все студенты, показавшие высокий уровень инклюзивной грамотности, планируют продолжить работу над начатыми инициативными проектами на уровне стартапов после завершения обучения в университете или совершенствовать свои профессиональные компетенции на следующем уровне образования.

Студенты, продемонстрировавшие средний уровень сформированности инклюзивной грамотности (32,5% от общего числа участников анкетирования), также склонны к актуализации индивидуальных траекторий профессионального развития, но на настоящий момент еще не определились с выбором конкретного направления изменений индивидуальных траекторий профессионального развития (рассматриваются возможности продолжения обучения в магистратуре не сразу, а спустя несколько лет после завершения бакалавриата, создания и продвижения собственных некоммерческих организаций, построения карьеры в университете и др.).

Низкий уровень сформированности инклюзивной грамотности был зафиксирован у 18 респондентов (21,5% от общего числа), которые посещали занятия по соответствующим дисциплинам, но не проявили интереса к проектной деятельности. Их академические успехи ограничились получением зачета на основании минимально допустимого количества баллов. Данные студенты заявили о своих планах, которые не связаны с продолжением обучения и не ориентированы на дальнейшее профессиональное развитие даже в рамках осваиваемых направлений подготовки (4 студента на момент проведения опроса планировали уйти в академический отпуск, 7 студентов заявили о желании строить свою карьеру в силовых структурах, 6 студентов на момент опроса были активно задействованы в семейном бизнесе и рассматривали получение высшего образования как простимулированную родственниками необходимость, а не возможность для дальнейшего профессионального развития).

Таким образом, проведенный анализ результатов нашей практической деятельности не только показал состояние сформированности инклюзивной грамотности опрошенных студентов, но и позволил выявить проблемы, напрямую не связанные с задачами нашего исследования (отсутствие мотивации к получению инклюзивной грамотности).

Заключение

Таким образом, проведенное исследование позволило сделать ряд важных выводов:

1. Инклюзивная грамотность является универсальной характеристикой, органично дополняющей компе-тентностную модель выпускника современного вуза и определяющей возможность гибкого проектирования индивидуальных траекторий профессионального развития, как в условиях вуза, так и вне пространства университета. В настоящее время изменения в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования и состояние инклюзивной грамотности студентов бакалавриата актуализируют необходимость целенаправленной работы по ее формированию у всех студентов, независимо от направления подготовки или специальности, по которой они получают образование.

2. Инициативная проектная деятельность студентов, наряду с формализованным учебным процессом, является не только ресурсом формирования инклюзивной грамотности студентов бакалавриата, но и выступает в качестве катализатора для «запуска» крупномасштабного социально-ориентированного и научно-образовательного метапроекта «Университет инклюзивной грамотности», ориентированного на реализацию третьей

миссии университета как центра развития просвещения, науки, культуры и образовательных инноваций в регионе. Объединение в условиях университетского образовательного пространства ресурсов, возможностей и усилий науки, образования и культуры как ключевых агентов, влияющих на становление мировоззрения современного общества, позволит повысить уровень инклюзивной грамотности не только студентов университета, но и населения города и региона.

3. Уровень инклюзивной грамотности зависит от специфики направления подготовки, по которому обучаются студенты бакалавриата, и влияет на проектирование индивидуальных траекторий профессионального развития. Студенты бакалавриата, демонстрирующие высокий уровень инклюзивной грамотности, склонны к актуализации индивидуальных траекторий профессионального развития, в том числе углублению векторов специфической профессиональной направленности, инициативной проектной социально-ориентированной и научно-образовательной деятельности.

Таким образом, проведенное исследование позволило выявить несколько перспективных направлений научного и прикладного поиска, которые ориентированы на: концептуальное обоснование содержания учебных дисциплин, решающих задачи формирования инклюзивной грамотности, во взаимосвязи с профессиональными задачами выпускников бакалавриата разных направлений подготовки; расширение спектра научных и прикладных задач социально-ориентированного научно-образовательного метапроекта «Университет инклюзивной грамотности»; мониторинг реализации профессиональных намерений и изменения индивидуальных траекторий профессионального развития выпускников бакалавриата, имеющих высокий уровень инклюзивной грамотности.

Источники | References

1. Алехина С. В. Психолого-педагогические исследования инклюзивного образования в практике подготовки магистрантов // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 3.

2. Алехина С. В. Развитие инклюзивного образования в свете нового закона «Об образовании в Российской Федерации» // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2013. № 1 (4).

3. Антилогова Л. Н., Пустовалова Н. И., Лазаренко Д. В. Проблемы и перспективы создания инклюзивного общества // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10. № 3.

4. Арпентьева М. Р. Инклюзивная культура и педагогика взаимопомощи // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2018. Т. 29. № 1.

5. Ахметова Д. З. Инклюзивное образование - путь к инклюзивному обществу // Педагогическое образование и наука. 2014. № 1.

6. Богданова Е. В. Структура инклюзивной компетентности студентов в информационно-образовательной среде вуза // Вестник Мининского университета. 2016. № 3.

7. Бородина О. С. Формирование инклюзивной компетентности будущего учителя основ здоровья // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 1 (13).

8. Головина Т. А. Сделать общество «инклюзивным»: о защите прав инвалидов // Идеи и новации. 2014. № 2.

9. Горюнова Л. В. Модель формирования инклюзивной компетентности педагога в процессе его профессиональной подготовки // Гуманитарные науки. 2018. № 2 (42).

10. Горюнова Л. В., Тимченко Е. С., Тимченко И. В. Формирование инклюзивной грамотности студентов в вузе: анализ эффективности организационных моделей учебного процесса // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5. № 6.

11. Кириллова Е. А. Инклюзивная культура как фактор развития поликультурного образования в России // Поликультурное образовательное пространство Поволжья: интеграция регионального и международного опыта: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции (г. Казань, 30 октября 2014 г.). Казань: Отечество, 2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Ковалев Д. С., Ковалева А. С. Инклюзивное образовательное пространство: потенциальные возможности для участников образовательного процесса // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. 2015. № 3 (4).

13. Лихорадова И. Н., Тишуков А. В. Инклюзивное образовательное пространство: проблемы и перспективы // Проблемы социальных и гуманитарных наук. 2020. № 1 (22).

14. Ромашевская Е. С. Профессиональная подготовка педагогов к проектированию инклюзивного образовательного пространства (на примере подготовки магистров): дисс. ... к. пед. н. Ростов-на-Дону, 2017.

15. Сигал Н. Г. Инклюзия как вектор гуманизации образования и общества: зарубежный опыт // Вопросы педагогики и психологии: теория и практика: сборник материалов Международной научной конференции (г. Москва, 26-28 июня 2014 г.). / под ред. проф. В. И. Писаренко. Киров: МЦНИП, 2014.

16. Староверова М. С. Формирование толерантной образовательной среды в инклюзивном пространстве // СОТИС - социальные технологии, исследования. 2017. № 3 (83).

17. Хафизуллина И. Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки: дисс. ... к. пед. н. Астрахань, 2008.

18. Шеманов А. Ю., Екушевская А. С. Формирование инклюзивной культуры при реализации инклюзивного образования: вызовы и достижения // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 1.

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Горюнова Лилия Васильевна1, д. пед. н., доц. Тимченко Екатерина Сергеевна2, к. пед. н. Тимченко Иван Владимирович3

I 2' 3 Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

Goryunova Liliya Vasilievna1, Dr Timchenko Ekaterina Sergeevna2, PhD Timchenko Ivan Vladimirovich3

II 2' 3 Southern Federal University, Rostov-on-Don

1 lvgoryunova@sfedu.ru, 2 esshipankina@sfedu.ru, 3 ivtimchenko@sfedu.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 01.11.2021; опубликовано (published): 28.12.2021.

Ключевые слова (keywords): инклюзивная грамотность; инициативная проектная деятельность; индивидуальная траектория; профессиональное развитие; студенты бакалавриата; inclusive literacy; initiative project activity; individual path; professional development; undergraduate students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.