Н.С. ВОЛГУШНИНА, С.А.ДОБРУСИНА, Е.В. ГОЛЫШЕВА
ИНКАПСУЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОХРАННОСТИ ДОКУМЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ КОНСЕРВАЦИИ АЛЬБОМА С.М. ПРОКУДИНА-ГОРСКОГО «РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА 1904-1905 гг.»)
Б настоящее время вновь возросло внимание к сохранению книжных памятников, и заметно оживилась дискуссия по этому вопросу среди специалистов. Совсем недавно считалось, что основной составляющей консервации является реставрация — приведение объекта по стилю и функции в соответствие с предъявляемыми эстетическими требованиями. Однако с течением времени изменяющаяся философия реставрации заставляет отказаться от привычных подходов. Сейчас все большее значение приобретает сохранение подлинности объекта. И этому как нельзя лучше способствуют разнообразные способы консервации: стабилизация, контейнерное хранение, инкапсулирование и т.д. [2].
Представление о консервации можно коротко сформулировать так: сохранение предпочтительнее обновления. И даже в том случае, когда реставрация необходима, реставратору следует минимально внедряться в структуру объекта [5].
Инкапсулирование в полимерную пленку как способ консервации документов получил большое распространение в практике консервации [3]. Применяют его для листового материала (карт, брошюр, плакатов, открыток, рукописей и т. д.), который заключают в капсулы/конверты из полиэфирной пленки. Полимерная пленка защищает документ от воздействия окружающей среды, предохраняет от пыли, резких колебаний температуры и относительной влажности воздуха, воздействия вредных газообразных примесей воздушной среды, а также механического воздействия при эксплуатации [4].
Инкапсулирование выполняют следующим образом. Документ вкладывают между листами чистой пленки, края которой сшивают или запаивают. Б Федеральном центре консервации библиотечных фондов (ФЦКБФ) Российской национальной библиотеки (РНБ) защитные капсулы изготавливают на установке «HDS KEEPER» с помощью ультразвуковой сварки. Конверт запаивают с трех сторон, четвертая остается открытой с целью воздухообмена, кроме того, существует возможность достать документ из капсулы и затем поместить его обратно.
Для изготовления капсул используют полиэтиленте-рефталатную (лавсановую) пленку «Melinex» толщиной 75 или loo мкм — прозрачный, эластичный, прочный, светостойкий, долговечный и инертный материал. Прозрачность пленки позволяет четко видеть изображение и текст, экспонировать, ксерокопировать и сканировать документы, не вынимая их из капсулы. Благодаря эластичности пленки даже хрупкие документы, помещенные в капсулу, безопасно брать в руки. Документ и его фрагменты удерживаются в капсуле за счет образующегося на поверхности пленки электростатического заряда, что часто снимает необходимость реставрации документа перед инкапсулированием. С другой стороны, электростатический заряд пленки может способствовать осыпанию некоторых материалов записи информации, плохо связанных с бумагой.
Отбирают документы на инкапсулирование, исходя из следующих критериев: ценность и востребованность документа, нецелесообразность его реставрации. Важно учитывать
определенные факторы состояния документов: материал записи информации и способ нанесения, наличие биоповреждения, значение рН бумаги и степень ее деструкции.
Документы, выполненные графитным или угольным карандашом, пастелью, сангиной и т. п. не рекомендуется инкапсулировать, так как изображение или текст могут быть повреждены из-за электростатического заряда на поверхности пленки.
Документы с биоповреждением необходимо проверять на наличие спор жизнеспособных микроорганизмов. Инкапсулированные после дезинфекционной обработки документы подлежат наблюдению.
Документы на бумаге с повышенной кислотностью (значение рН водной вытяжки меньше 5,5) могут быть инкапсулированы только после предварительной нейтрализации кислотности бумаги. Если нейтрализация документа невозможна, в капсулу с ним необходимо вложить лист долговечной бумаги, имеющей значение рН7,5-8,о, которая будет служить буфером при дальнейшем хранении документа.
Сильно поврежденная бумага документов перед инкапсулированием должна быть упрочнена [1].
В рамках реализации Национальной программы сохранения библиотечных фондов выполнено инкапсулирование листов альбома «Русско-японская война 1904-1905 гг.», поступившего в ФЦКБФ РНБ из Дальневосточной государственной научной библиотеки (ДВГНБ).
Фонды ДВГНБ насчитывают огромное количество документов, раскрывающих историю Хабаровского края и Дальнего Востока России. В отчете о деятельности библиотеки за 1915 г. отмечено, что библиотека является «„одной из богатейших книжных сокровищниц страны как по количеству имеющихся в ней томов, так и по характеру и ценности сочинений, а равно и по значению вкладчиков в эту сокровищницу». В библиотеке представлены книжные памятники ХУ1-ХУШ вв., уникальные фотоальбомы, портреты и автографы исследователей Приамурского края.
Альбом «Русско-японская война 1904-1905 гг.» является ценным изданием, запечатлевшим наземные операции Русской армии во время Русско-японской войны.
В альбоме, изданном небольшим тиражом [6] под руководством С.М. Прокудина-Горского Штабом Главнокомандующего в Санкт-Петербурге в 1906 г., собраны фотографии, отпечатанные в технике фототипии. Коллекция снимков имеет шесть тематических разделов, а именно: «Ляоянская операция», «Операция на р. Шахэ», «На позициях у р. Шахэ», «Операция до Мукденского боя», «Бой под Мукденом», «На Сыпингайских позициях».
В настоящее время выявлено лишь несколько экземпляров этого альбома, которые хранятся в Томской универсальной областной научной библиотеке им. А.С. Пушкина, ДВГНБ и частных коллекциях. В фондах самых крупных библиотек России — Российской государственной и Российской национальной — его экземпляры отсутствуют.
Ил. 1. Лист альбома «Русско-японская война 1904-1905 гг.» в капсуле/конверте
Ил. 2. Хранение альбома в фонде
Альбом интересен с исторической точки зрения, заслуживает внимания и личность его создателя. Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863-1944) — русский фотограф, химик, изобретатель, издатель, педагог и общественный деятель, член Императорского Русского географического, Императорского Русского технического и Русского фотографического обществ. Пионер цветной фотографии в России и создатель «Коллекции достопримечательностей Российской империи», он внес значительный вклад в развитие фотографии и кинематографии.
На консервацию поступили 294 отдельных листа с черно-белыми изображениями с подписями и 2 листа «Оглавления», помещенные в папку из плотного картона, покрытого черным коленкором, форматом 30 х 37 см. Название на обложке папки нанесено белым тиснением. Сведений об истории поступления документа в двгнб не имеется.
Востребованность и состояние данного издания соответствовали требованиям, предъявляемым к документам, поступающим на инкапсулирование. При осмотре документов зафиксированы следующие физико-механические повреждения листов: потертости и заломы углов, пятна на углах от частого
использования, следы пальцев. На некоторых листах — механически ослабленные отдельные участки, что со временем могло привести к дальнейшему повреждению бумажной основы и, как следствие, возникновению утрат.
Подготовка листов альбома к инкапсулированию заключалась в обеспыливании. Нейтрализация и дезинфекционная обработка в этом случае не потребовались. Б работе использовали пленку толщиной юо мкм.
Данный метод консервации позволил защитить листы коллекции от возможных механических (заломов, потертостей) и физико-химических повреждений (воздействия пыли, вредных газообразных продуктов из окружающего воздуха) и обеспечить доступ к нему читателей, не опасаясь за его сохранность (ил. i).
Б настоящий момент альбом находится в фонде отдела «Центр консервации документов и изучения книжных памятников Хабаровского края» двгнб (ил. з).
Бея коллекция в количестве 296 инкапсулированных листов помещена в контейнер из бескислотного картона (ил. з). Папка, в которой поступил альбом на инкапсулирование, хранится отдельно.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волгушкина Н.С. Методические рекомендации по отбору документов для инкапсулирования // Лабораторные методики и технологические инструкции в консервации документов. СПб.: РНБ, 2016. С. 222-224.
2. Добрусина С.А. Роль консервации в выставочной деятельности // Сохранность культурного наследия: наука и практика. СПб.: Нотабене, 1997. Вып. 2. С. 20-23.
3. Добрусина С.А. Стабилизация бумаги документов: учеб. пособие. М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2014. С. 102-112.
4. Кобякова В.И., Добрусина С.А., Трулев Ю.И., Пялисова Ю.В. Влияние инкапсулирования в полиэтилентерефталатную пленку на сохранность документов // Теория и практика сохранения памятников культуры. СПб.: РНБ, 2003. Вып. 21. С. 37-47.
5. Роос С. История и этика консервации //Теория и практика сохранения памятников культуры. СПб.: РНБ, 1995. Вып. 17. С. 179-184.
6. Стигнеев В.Т. Век фотографии. 1894-1994: очерки истории отечественной фотографии. М.: ЛКИ, 2007. 389 с.
Е.С. БЫСТРОВА, ЕМ ЛОЦМАНОВА, Н.В. РАМАЗАНОВА
ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ АРХИВАЛ.Д. КОБЕЛЯЦКОЙ-ИЛЬИНОЙ ИЗ СОБРАНИЯ СЕКТОРА АРХИВНЫХ ФОНДОВ ОТДЕЛА РУКОПИСЕЙ РОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ
Русские архивы XVIII-XXI вв. составляют более половины всех хранящихся в Отделе рукописей РНБ фондов и принадлежат к числу крупнейших собраний документов по истории отечественной культуры, литературы, театра, музыки, изобразительного искусства. Многочисленные и разнообразные архивные документы отражают также богатую политическую и социально-экономическую историю России и Европы, развитие науки и общественной мысли на протяжении трех столетий.
Уникальные исторические, литературные, иконографические и другие материалы сохранились как в личных архивных фондах, так и в коллекциях, и в собраниях отдельных поступлений. То обстоятельство, что более века Императорская Публичная библиотека являлась главной библиотекой России и была средоточием интеллектуальных и культурных ценностей страны, во многом обусловило полноту собраний материалов по истории России и русской культуры XVIII-XXI вв. Б частности, история отечественного театра, кинематографа и эстрады отражена в различных документах из фондов драматических актеров и оперных певцов, режиссеров, театральных художников.
Фонд 355 представляет собой архив оперной певицы и педагога Лидии Дмитриевны Кобеляцкой-Ильиной (1874-1947). Лидия Дмитриевна родилась в Баку в семье врача. Б 1883-1891 гг. она училась в петербургской Александровской гимназии. Музыке и пению обучалась под руководством композитора и пианиста Эразма Длусского. Впервые выступила в 1894 г. в Петербургской консерватории с романсами П.И. Чайковского. В 1895 г., став членом Петербургского общества музыкальных собраний, Лидия Дмитриевна принимала участие в постановках опер «Геновева» и «Псковитянка». Совершенствовалась в пении в Париже у музыкального педагога Матильды Маркези де Кастроне, после чего дебютировала в партии Эрды (опера «Золото Рейна») в Королевской опере в Брюсселе. На сцене этого же театра Лидия Дмитриевна выступала в партиях Орфея (опера «Орфей и Эвридика») и Фрики (опера «Валькирия»), В конце апреля 1899 г. по приглашению австралийской певицы Нелли Мельбы приехала в Лондон, где участвовала в ее концертах, а также выступала с сольной программой в Альберт-холле.
Вернувшись в 1900 г. в Россию, Лидия Дмитриевна выступала с камерными концертами в Москве, Петербурге, Киеве. Затем с огромным успехом гастролировала в Германии, Нидерландах, Франции, Сербии, Хорватии. Исполняла романсы П.И. Чайковского, H.A. Римского-Корсакова, А.Г. Гречанинова, Ц.А. Кюи, М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, М.А. Балакирева. Выступала со многими симфоническими оркестрами и видными дирижерами.
Во время Первой мировой войны Лидия Дмитриевна работала сестрой милосердия, затем операционной сестрой и эпизодически участвовала в концертах. После 1917 г. вернулась к творческой деятельности.
С 1919 г. Л.Д. Кобеляцкая-Ильина преподавала во 2-й Государственной музыкальной народной школе им. М.П. Мусоргского, в 1925 г. вела класс пения в театре Ленинградского областного Совета профессиональных
союзов. С 1932 г. она преподавала постановку голоса солистам Ленинградской академической капеллы. Б 1924 г. состоялся концерт, посвященный 30-летию артистической деятельности певицы [2].
В 1935 г., как вдова высокопоставленного царского чиновника А.И. Кобеляцкого, Лидия Дмитриевна была выслана в Казахстан, с 1936 г. переведена в Рыбинск, где работала педагогом-вокалистом в кружке художественной самодеятельности авиационного института. Здесь организовала студенческий хор, осуществила постановку оперы «Евгений Онегин». Руководила также народным хором Дома учителя, занималась по вокалу с артистами Рыбинского драматического театра. Б 1941 г., после многочисленных ходатайств дочери, получила разрешение вернуться в Ленинград, где вновь преподавала в академической капелле, а также Малом оперном театре и Театре комедии; в годы блокады давала частные уроки пения. Учениками Лидии Дмитриевны были О. Ольшевская, Н. Пестов, С. Холенкова. Скончалась Л.Д. Кобеляцкая-Ильина в 1947 г. в Ленинграде, после продолжительной болезни.
Фонд 355 сложился из поступлений разных лет, из которых первым стало небольшое собрание с автографами, полученное в 1945 г. Основной массив документов был приобретен у дочери певицы, ТА. Кобеляцкой, в 1961 г. Некоторые дополнительные материалы получены у нее же в 1962 и 1963 гг. Документы представляют интерес для биографов Л.Д. Кобеляцкой-Ильиной и музыковедов, изучающих вокальное искусство и вокальную педагогику.
Фонд состоит из 213 документов. Это разнообразные материалы, отражающие главным образом артистическую деятельность Л.Д. Кобеляцкой-Ильиной с 1887 по 1928 г. Все документы фонда выполнены на бумаге. Б большинстве они являются изданиями, напечатанными типографской краской, но есть и рукописные. В их числе программы, афиши, отзывы, рецензии (как отечественные, так и зарубежные), списки репертуаров, переписка. Б состав фонда входят 12 альбомов, содержащих материалы о концертной деятельности Л.Д. Кобеляцкой-Ильиной в разные годы ее карьеры. В альбомы вклеены программы концертов и билеты, газетные вырезки с отзывами и рецензиями. Значимое место занимает биография артистки, составленная ее дочерью Т.А. Кобеляцкой в 1962 г. Б фонде имеются автографы музыкальных произведений как самой Л.Д. Кобеляцкой-Ильиной, так и других лиц, в том числе композиторов А.Г. Гречанинова, Ц.А. Кюи, H.A. Римского-Корсакова и др. Это нотные тетради в бумажной обложке с записями тушью и карандашом. Многие имеют пометы железо-галловыми и анилиновыми чернилами. Есть также печатные ноты, 9 книг с автографами — дарственными надписями и несколько писем. В архиве 49 фотографий, как студийных, так и любительских (фотопортреты фондообразовательницы и других артистов и музыкантов). Студийные фотографии монтированы на картон, на обороте большинства из них размещена информация о фотостудии. Многие имеют золотой обрез, штемпель фотостудии и дарственные надписи. Б составе фонда есть альбом, содержащий