Е.С. БЫСТРОВА, ЕМ ЛОЦМАНОВА, Н.В. РАМАЗАНОВА
ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ АРХИВАЛ.Д. КОБЕЛЯЦКОЙ-ИЛЬИНОЙ ИЗ СОБРАНИЯ СЕКТОРА АРХИВНЫХ ФОНДОВ ОТДЕЛА РУКОПИСЕЙ РОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ
Русские архивы XVIII-XXI вв. составляют более половины всех хранящихся в Отделе рукописей РНБ фондов и принадлежат к числу крупнейших собраний документов по истории отечественной культуры, литературы, театра, музыки, изобразительного искусства. Многочисленные и разнообразные архивные документы отражают также богатую политическую и социально-экономическую историю России и Европы, развитие науки и общественной мысли на протяжении трех столетий.
Уникальные исторические, литературные, иконографические и другие материалы сохранились как в личных архивных фондах, так и в коллекциях, и в собраниях отдельных поступлений. То обстоятельство, что более века Императорская Публичная библиотека являлась главной библиотекой России и была средоточием интеллектуальных и культурных ценностей страны, во многом обусловило полноту собраний материалов по истории России и русской культуры XVIII-XXI вв. Б частности, история отечественного театра, кинематографа и эстрады отражена в различных документах из фондов драматических актеров и оперных певцов, режиссеров, театральных художников.
Фонд 355 представляет собой архив оперной певицы и педагога Лидии Дмитриевны Кобеляцкой-Ильиной (1874-1947). Лидия Дмитриевна родилась в Баку в семье врача. Б 1883-1891 гг. она училась в петербургской Александровской гимназии. Музыке и пению обучалась под руководством композитора и пианиста Эразма Длусского. Впервые выступила в 1894 г. в Петербургской консерватории с романсами П.И. Чайковского. Б 1895 г., став членом Петербургского общества музыкальных собраний, Лидия Дмитриевна принимала участие в постановках опер «Геновева» и «Псковитянка». Совершенствовалась в пении в Париже у музыкального педагога Матильды Маркези де Кастроне, после чего дебютировала в партии Эрды (опера «Золото Рейна») в Королевской опере в Брюсселе. На сцене этого же театра Лидия Дмитриевна выступала в партиях Орфея (опера «Орфей и Эвридика») и Фрики (опера «Валькирия»), Б конце апреля 1899 г. по приглашению австралийской певицы Нелли Мельбы приехала в Лондон, где участвовала в ее концертах, а также выступала с сольной программой в Альберт-холле.
Вернувшись в 1900 г. в Россию, Лидия Дмитриевна выступала с камерными концертами в Москве, Петербурге, Киеве. Затем с огромным успехом гастролировала в Германии, Нидерландах, Франции, Сербии, Хорватии. Исполняла романсы П.И. Чайковского, H.A. Римского-Корсакова, А.Г. Гречанинова, Ц.А. Кюи, М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, М.А. Балакирева. Выступала со многими симфоническими оркестрами и видными дирижерами.
Во время Первой мировой войны Лидия Дмитриевна работала сестрой милосердия, затем операционной сестрой и эпизодически участвовала в концертах. После 1917 г. вернулась к творческой деятельности.
С 1919 г. Л.Д. Кобеляцкая-Ильина преподавала во 2-й Государственной музыкальной народной школе им. М.П. Мусоргского, в 1925 г. вела класс пения в театре Ленинградского областного Совета профессиональных
союзов. С 1932 г. она преподавала постановку голоса солистам Ленинградской академической капеллы. Б 1924 г. состоялся концерт, посвященный 30-летию артистической деятельности певицы [2].
В 1935 г., как вдова высокопоставленного царского чиновника А.И. Кобеляцкого, Лидия Дмитриевна была выслана в Казахстан, с 1936 г. переведена в Рыбинск, где работала педагогом-вокалистом в кружке художественной самодеятельности авиационного института. Здесь организовала студенческий хор, осуществила постановку оперы «Евгений Онегин». Руководила также народным хором Дома учителя, занималась по вокалу с артистами Рыбинского драматического театра. Б 1941 г., после многочисленных ходатайств дочери, получила разрешение вернуться в Ленинград, где вновь преподавала в академической капелле, а также Малом оперном театре и Театре комедии; в годы блокады давала частные уроки пения. Учениками Лидии Дмитриевны были О. Ольшевская, Н. Пестов, С. Холенкова. Скончалась Л.Д. Кобеляцкая-Ильина в 1947 г. в Ленинграде, после продолжительной болезни.
Фонд 355 сложился из поступлений разных лет, из которых первым стало небольшое собрание с автографами, полученное в 1945 г. Основной массив документов был приобретен у дочери певицы, ТА. Кобеляцкой, в 1961 г. Некоторые дополнительные материалы получены у нее же в 1962 и 1963 гг. Документы представляют интерес для биографов Л.Д. Кобеляцкой-Ильиной и музыковедов, изучающих вокальное искусство и вокальную педагогику.
Фонд состоит из 213 документов. Это разнообразные материалы, отражающие главным образом артистическую деятельность Л.Д. Кобеляцкой-Ильиной с 1887 по 1928 г. Все документы фонда выполнены на бумаге. Б большинстве они являются изданиями, напечатанными типографской краской, но есть и рукописные. В их числе программы, афиши, отзывы, рецензии (как отечественные, так и зарубежные), списки репертуаров, переписка. Б состав фонда входят 12 альбомов, содержащих материалы о концертной деятельности Л.Д. Кобеляцкой-Ильиной в разные годы ее карьеры. В альбомы вклеены программы концертов и билеты, газетные вырезки с отзывами и рецензиями. Значимое место занимает биография артистки, составленная ее дочерью Т.А. Кобеляцкой в 1962 г. Б фонде имеются автографы музыкальных произведений как самой Л.Д. Кобеляцкой-Ильиной, так и других лиц, в том числе композиторов А.Г. Гречанинова, Ц.А. Кюи, H.A. Римского-Корсакова и др. Это нотные тетради в бумажной обложке с записями тушью и карандашом. Многие имеют пометы железо-галловыми и анилиновыми чернилами. Есть также печатные ноты, 9 книг с автографами — дарственными надписями и несколько писем. В архиве 49 фотографий, как студийных, так и любительских (фотопортреты фондообразовательницы и других артистов и музыкантов). Студийные фотографии монтированы на картон, на обороте большинства из них размещена информация о фотостудии. Многие имеют золотой обрез, штемпель фотостудии и дарственные надписи. Б составе фонда есть альбом, содержащий
Ил. 1. Изменение цвета бумаги документа в местах контакта с газетными вырезками
Ил. 2. Окрашивание волокон картона папок для упаковки документов реактивом Херцберга: а — древесная целлюлоза и древесная масса; б — текстильные лубяные волокна
Ил. з. Изменение цвета документа под воздействием листа использования
Ил. 5- Форма электронного паспорта базы состояния документов «Фонд Кобеляцкой-Ильиной»
Шифр :ФЗДб ______________________№ддо*гивиш
Дрлтрамяй Кс(югни»ея Ильина Лвдия Динтрнвыа ЫГОПОКК ИадйтИльспк: ЬЬвзваим
Рекомендации то
еонсегаации
Реставраикя ллом
аестаирйцич переплата
переплета
вдирврмщи мримн»
доишлнанш
НЭЛВД'ИМН»
Ьр-^агп ольЛзыз гладкэр, шчогпкниаи, гик+елте!*1« с-т гаэсп'ык
Дсшспиип
ИЖМОйлчнме перагг»в1й
II;; I
^ ЫОГКЭ I Н-ОТО 3 Л*ПИ ЙПГ£ММН ЙЬлКШНШГИКЧЬ
ыегкэ 2 ОТ.СВ.К!* Б.С
Материалы. Фпюездиеся юн^тной двитйл*+эстм 1609-1910 гт, »Раосим
1рсгрлими сл-спртсо и гзаотниа вырезки с ат^иазии н № Псторй^г
зджь »»журнмл ЖИЗНЬ. ИС^ГХГШа , МЛ ТО НИЗ* г
Пометы
О Шп*ип*л»
О1 ВОДМЫв
У Аппликация
: И Лй^реф
1_! Р^всуисж
□
ГОи Ксбйпицсй* П Л п
ко«ги1в«** ТА. тмить
пил гарвллета
ис-цЮ ■
Ч»Т«И«Я
МАИСИ
•л^чп.-й
ШНАНпВвЫв
-мОнЛ Л
шпек-гшт
>>---
Т^'Т!-"
\
о~: |
■ н
■М1ЧД01-.
множество рисунков Л.Д. Кобеляцкой-Ильиной, главным образом, сделанных ею копий с шаржей и карикатур. Представляет интерес дворянский ежедневник «Дума за думой. Памятная книга на каждый день», изданный в Санкт-Петербурге в 1885 г. Товариществом М.О. Вольф под покровительством принцессы Е.М. Ольденбургской в пользу Дома милосердия. На каждой странице представлены стихотворные строки A.C. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И.Тютчева, П.А. Вяземского, В.А. Жуковского, A.C. Хомякова, А.Н. Апухтина и многих других. В оформлении книги участвовали замечательные художники: Е.Ф. Жохова, Л.М. Эндоурова, М.Э. Зволянская и др.
Для описания документов коллекции разработан паспорт сохранности «Фонд Кобеляцкой-Ильиной».
Паспорт включает в себя четыре основных раздела:
- библиографическое описание документа;
- сведения об особых характеристиках документа, о носителе и материале записи информации, блоке, переплете;
- оценка повреждений носителя и материала записи информации, блока, переплета;
- степень сохранности документа и рекомендации по консервации.
В первом разделе паспорта указывают шифр документа, его порядковый номер, количество листов. Далее приводят данные описи: вид документа, дату создания, авторский заголовок (имя, род деятельности, родственные или деловые отношения с фон-дообразователем), название, количество листов, язык.
Во второй части паспорта указывают наличие особых характеристик документа: помет, тиснений, водяных знаков, рисунков, штемпелей и пр. Дают характеристику носителя информации и отмечают материал записи информации, в том числе помет.
Степень сохранности оценивают визуально по балльной системе отодоз баллов. Для носителя информации отмечают следующие виды повреждений: механические (деформации, разрывы, утраты, потертости, заломы), физико-химические (фоксинги, изменение цвета, затеки, пятна, общее загрязнение) и биологические (пигментация, плесневый налет, деструкция, повреждение насекомыми и грызунами). Для материала записи информации отмечают растекание, выцветание, осыпание красочного слоя, ореолы вокруг букв, угасание, переход на оборот листа и на соседний лист [3].
Паспорт включает в себя сведения о материале форзаца, крышек, крытья, а также информацию о механических, физико-химических и биологических повреждениях книжного блока и переплета.
В паспорта сохранности входят данные о произведенной ранее консервации, рекомендации по консервации, предлагаемые экспертом по результатам обследования. Одна из рекомендаций — реставрация листов. Для блока и переплета может быть предложена реставрация, реконструкция, консервация (обработка кожаного крытья жирующими составами) [8]. В случае изначального отсутствия или утраты переплета — изготовление нового. Уделяется внимание санитарно-гигиенической обработке: обеспыливанию и, при необходимости, дезинфекции. Для защиты от внешних факторов рекомендуется размещение документов в коробках, папках, конвертах из нейтральных материалов (бескислотного картона, бумаги, лавсановой пленки) [5]. При возникновении спорных вопросов необходимо выполнить дополнительные исследования с использованием специальных методик и оборудования. Например, при сильном пожелтении — измерить pH с помощью плоского электрода [4], при биологическом повреждении — обратиться к специалистам-микологам для определения жизнеспособности микроорганизмов [7]. Результатом экспертизы является оценка сохранности носителя информации, материала записи информации, блока и переплета и общей сохранности документа в процентах.
В результате обследования коллекции установлено, что в хорошем состоянии (сохранность более 75 %) находится 81 % документов, в удовлетворительном — 15 %,
неудовлетворительном — 8 %. Наиболее распространены следующие механические и физико-химические повреждения носителя информации: заломы, потертости, общее загрязнение, пятна, изменение цвета. Выявлено изменение цвета бумаги альбомов в местах контакта с газетными вырезками (ил. 1). Некоторые документы повреждены насекомыми — присутствуют засиды мух. Часто встречается умеренный (l балл) переход на оборот листа материалов записи информации, таких как железо-галловые чернила и печатная краска, а также их угасание и переход на соседний лист. У книг наблюдается незначительная деформация блока и крышек, загрязнение и потертости крытья в 1-2 балла. Ремонту подвергался 21 документ — заклеены разрывы, края и сгибы укреплены тонкой бумагой (табл. 1).
Документы хранятся в папках из низкокачественной бумаги и картона, содержащего древесную массу. Некоторые обернуты низкокачественной бумагой. Документы непосредственно соприкасаются с листами использования. Такое хранение было организовано в начале 1960-х гг. при поступлении фонда в Отдел рукописей. Были выполнены лабораторные исследования бумаги и картона упаковки и листов использования. Определены их состав по волокну и кислотность.
Реактивом Херцберга волокна бумаги старых листов использования и части папок окрашиваются в сине-фиолетовый и желтый цвет. Окрашивание и морфологические признаки волокон характерны для древесной целлюлозы и древесной массы (ил. за). Наличие древесной массы в картоне, используемом для хранения ценных документов, недопустимо. Волокна картона небольшого числа папок окрашиваются в терракотовый цвет, что является признаком текстильных волокон. Большинство волокон — средней длины, равномерные по толщине, с продольной и поперечной штриховатостью и сдвигами. Подобная морфологическая структура характерна для текстильных лубяных волокон — льна и конопли (ил. зб).
Кислотность упаковочных материалов определена контактным способом. Установлено, что значение рН упаковочной бумаги и низкокачественного картона лежит в кислой области 4,8-54, что недопустимо при хранении архивных документов, поэтому требуется замена упаковки.
Документ и упаковка оказывают взаимное влияние друг на друга. Выявлено как изменение цвета документов в местах соприкосновения с листами использования (ил. з), так и изменение цвета упаковочных материалов под воздействием документов (ил. 4), что свидетельствует о деструкции целлюлозосодержащих материалов. Глубина протекания этого процесса может быть оценена путем определения оптических свойств поврежденных и неповрежденных участков (координаты цвета RGB и хуz, яркость, насыщенность, длины волн) с помощью программы Matiss Color Test, разработанной в Лаборатории кодикологиче-ских исследований и научно-технической экспертизы документа Отдела рукописей рнб. В местах изменения цвета бумаги и картона по сравнению с неповрежденными участками отмечен рост, в основном, красной составляющей RGB до 17 %, а также увеличение насыщенности цвета на 30-50 %. Расчетные значения индекса желтизны поврежденных участков выше в 3-4 раза.
Полученные при обследовании фонда данные сведены в электронную базу данных «Фонд Кобеляцкой-Ильиной», которая разработана на основе программного пакета MS Access, входящего в MS Office (ил. 5). Использование начальной версии программы делает базу совместимой со всеми последующими версиями [1]. Б базу можно вводить информацию, при необходимости редактировать ее, осуществлять поиск по различным признакам, переносить в файл текстовые и графические данные или распечатывать их. Паспорт состоит из 29 текстовых, 47 числовых и 69 логических полей. Компактное размещение полей существенно упрощает работу с базой. В паспорте предусмотрено поле «Примечание», куда можно вносить описание консерва-ционных мероприятий, их исполнителя и дату выполнения, план и результат дополнительных исследований документа,
Таблица i
Основные повреждения документов
Вид повреждения Количество документов е повреждением, игт.
1 балл 2 балла 3 балла
Деформации 68 1 -
Разрывы 89 12 1
Заломы 103 14 4
Утраты 23 - -
Потертости 121 16 1
Фоксинги IL 2 1
Изменен» цвета 108 73 16
Затеки 10 2 -
Пятна 106 S -
Обшее эдрязаенне 146 40 1
Повреждение насекомым» 6 - -
Переход на оборот листа 26 4 1
Переход на соседний лист 20 5 -
Угасание 50 - -
Ореолы вокруг букв 5 - -
Растекание 8 - -
информацию о публикациях, ссылках в печатных работах, в описях, исторические справки, расширенное библиографическое описание документа.
Поиск и сортировка информации по всем полям легко осуществляется стандартными средствами MS Access, в частности, применением фильтров. Выполнение поиска позволяет осуществлять просмотр свойств массива документов фонда, формировать группы документов по видам повреждений, выявлять документы различной степени сохранности, сортировать их в соответствии с рекомендациями по консервации (фазовое хранение, дезинфекция, реставрация и т.д.). В итоге, анализируя результаты поиска, можно составить план работы с обследованным фондом [6].
В результате экспертной оценки документов фонда 355 из собрания Отдела рукописей рнб можно сделать следующие выводы: сохранность 172 документов составляет 70-80 %; существующее фазовое хранение не соответствует современным требованиям. По результатам обследования рекомендуется реставрация 16 документов, микробиологические исследования 3 документов, обеспыливание всей коллекции. Необходима организация фазового хранения с использованием безопасных материалов — изготовление папок из долговечной офсетной бумаги массой 160-200 г/ма без содержания древесной массы (например, производства АО «Гознак») с нейтральным или слабощелочным значением рН для замены первичной упаковки, а также контейнеров из бескислотного картона для компактного хранения папок с документами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Добрусина С.А., Подгорная Н.И., Лоцманова Е.М., Быстрова Е.С., Саноцкий Б.И. Создание электронных баз данных о состоянии особо ценных документов из фондов Российской национальной библиотеки // Исследования в консервации культурного наследия: материалы междунар. науч.-практич. конф. М.: Индрик, 2005. С. 71-77.
2. Каратыгин В. В Кружке друзей камерной музыки // Жизнь искусства. 1924. № ю. С. 14-15.
3. Лоцманова Е.М., Быстрова Е.С. Атлас повреждений бумаги, блока, переплета библиотечных и архивных материалов. СПб.: РНБ, 2011. юб с.
4. Мамаева Н.Ю., Беликова Т.Д. Инструкция по измерению pH бумаги контактным методом // Лабораторные методики и технологические инструкции в консервации документов. СПб.: РНБ, 2016. С. 213-219.
5. Национальная программа сохранения библиотечных фондов России: нормативная и методическая база реализации. 2001-2010 гг. М.: Межрегиональный центр библ. сотрудничества, 2011. 304 с.
6. Подгорная Н.И., Лоцманова Е.М., Добрусина С.А., Быстрова Е.С. Электронный паспорт сохранности редкой книги. Создание базы данных состояния документов // Теория и практика сохранения памятников культуры. Вып. 25. СПб.: РНБ, 2017. С. 38-90.
7. Трепова Е.С., Беликова Т.Д. Экспресс-метод определения зараженности документов. Комплексное обследование книгохранилищ: методич. пособие. СПб.: РНБ, 2007. С. 161-166.
8. Хазова С.С., Горяева А.Г. Инструкция по стабилизации кожаных переплетов жирующими композициями // Лабораторные методики и технологические инструкции в консервации документов. СПб.: РНБ, 2016. С. 87-91.