Научная статья на тему 'ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ АРХИВА Л.Д. КОБЕЛЯЦКОЙ-ИЛЬИНОЙ ИЗ СОБРАНИЯ СЕКТОРА АРХИВНЫХ ФОНДОВ ОТДЕЛА РУКОПИСЕЙ РОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ'

ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ АРХИВА Л.Д. КОБЕЛЯЦКОЙ-ИЛЬИНОЙ ИЗ СОБРАНИЯ СЕКТОРА АРХИВНЫХ ФОНДОВ ОТДЕЛА РУКОПИСЕЙ РОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
59
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУКОПИСЬ / АРХИВ / ПАСПОРТ СОХРАННОСТИ / БАЗА ДАННЫХ / ПОВРЕЖДЕНИЕ / КОНСЕРВАЦИЯ / MANUSCRIPT / ARCHIVE / PRESERVATION DATA SHEET / DATABASE / DETERIORATION / CONSERVATION

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Быстрова Е.С., Лоцманова Е.М., Рамазанова Н.В.

Архив оперной певицы и педагога Л.Д. Кобеляцкой-Ильиной включает разнообразные материалы, отражающие, главным образом, ее артистическую деятельность. В их числе: программы, афиши, отзывы, рецензии, списки репертуаров, переписка. Фонд представляет интерес для биографов Л.Д. Кобеляцкой-Ильиной и для изучения различных вопросов, связанных с вокальным искусством и вокальной педагогикой. Выполнена экспертиза сохранности документов, отмечены повреждения носителя информации и материала записи информации. Разработан электронный паспорт и сформирована электронная база Microsoft Access «Фонд Ильиной». Даны рекомендации по консервации: реставрация документов, обеспыливание, организация фазового хранения. Ключевые слова: рукопись, архив, паспорт сохранности, база данных, повреждение, консервация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

L.D. KOBELYATSKAYA-ILYINA’S ARCHIVE FROM THE COLLECTION OF THE RUSSIAN NATIONAL LIBRARY MANUSCRIPT DEPARTMENT: CONDITION SURVEY

The archive of the opera singer and educator L.D. Kobelyatskaya-Ilyina includes various records, mostly connected with her performing career. Among them are handbills, posters, reviews, repertoire lists, and correspondence. The collection is of great interest to scholars studying the life and work of L.D. Kobelyatskaya-Ilyina and various issues related to the art of singing and vocal pedagogy. The experts have carried out an assessment of the collection condition, detecting deterioration of the record medium. The team have developed an electronic preservation data sheet and formed a Microsoft Access database “The Ilyina Collection.” Furthermore, they have provided preservation recommendations: restoration of documents, dust removal, and organization of phase storage.

Текст научной работы на тему «ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ АРХИВА Л.Д. КОБЕЛЯЦКОЙ-ИЛЬИНОЙ ИЗ СОБРАНИЯ СЕКТОРА АРХИВНЫХ ФОНДОВ ОТДЕЛА РУКОПИСЕЙ РОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ»

Е.С. БЫСТРОВА, ЕМ ЛОЦМАНОВА, Н.В. РАМАЗАНОВА

ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ АРХИВАЛ.Д. КОБЕЛЯЦКОЙ-ИЛЬИНОЙ ИЗ СОБРАНИЯ СЕКТОРА АРХИВНЫХ ФОНДОВ ОТДЕЛА РУКОПИСЕЙ РОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

Русские архивы XVIII-XXI вв. составляют более половины всех хранящихся в Отделе рукописей РНБ фондов и принадлежат к числу крупнейших собраний документов по истории отечественной культуры, литературы, театра, музыки, изобразительного искусства. Многочисленные и разнообразные архивные документы отражают также богатую политическую и социально-экономическую историю России и Европы, развитие науки и общественной мысли на протяжении трех столетий.

Уникальные исторические, литературные, иконографические и другие материалы сохранились как в личных архивных фондах, так и в коллекциях, и в собраниях отдельных поступлений. То обстоятельство, что более века Императорская Публичная библиотека являлась главной библиотекой России и была средоточием интеллектуальных и культурных ценностей страны, во многом обусловило полноту собраний материалов по истории России и русской культуры XVIII-XXI вв. Б частности, история отечественного театра, кинематографа и эстрады отражена в различных документах из фондов драматических актеров и оперных певцов, режиссеров, театральных художников.

Фонд 355 представляет собой архив оперной певицы и педагога Лидии Дмитриевны Кобеляцкой-Ильиной (1874-1947). Лидия Дмитриевна родилась в Баку в семье врача. Б 1883-1891 гг. она училась в петербургской Александровской гимназии. Музыке и пению обучалась под руководством композитора и пианиста Эразма Длусского. Впервые выступила в 1894 г. в Петербургской консерватории с романсами П.И. Чайковского. Б 1895 г., став членом Петербургского общества музыкальных собраний, Лидия Дмитриевна принимала участие в постановках опер «Геновева» и «Псковитянка». Совершенствовалась в пении в Париже у музыкального педагога Матильды Маркези де Кастроне, после чего дебютировала в партии Эрды (опера «Золото Рейна») в Королевской опере в Брюсселе. На сцене этого же театра Лидия Дмитриевна выступала в партиях Орфея (опера «Орфей и Эвридика») и Фрики (опера «Валькирия»), Б конце апреля 1899 г. по приглашению австралийской певицы Нелли Мельбы приехала в Лондон, где участвовала в ее концертах, а также выступала с сольной программой в Альберт-холле.

Вернувшись в 1900 г. в Россию, Лидия Дмитриевна выступала с камерными концертами в Москве, Петербурге, Киеве. Затем с огромным успехом гастролировала в Германии, Нидерландах, Франции, Сербии, Хорватии. Исполняла романсы П.И. Чайковского, H.A. Римского-Корсакова, А.Г. Гречанинова, Ц.А. Кюи, М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, М.А. Балакирева. Выступала со многими симфоническими оркестрами и видными дирижерами.

Во время Первой мировой войны Лидия Дмитриевна работала сестрой милосердия, затем операционной сестрой и эпизодически участвовала в концертах. После 1917 г. вернулась к творческой деятельности.

С 1919 г. Л.Д. Кобеляцкая-Ильина преподавала во 2-й Государственной музыкальной народной школе им. М.П. Мусоргского, в 1925 г. вела класс пения в театре Ленинградского областного Совета профессиональных

союзов. С 1932 г. она преподавала постановку голоса солистам Ленинградской академической капеллы. Б 1924 г. состоялся концерт, посвященный 30-летию артистической деятельности певицы [2].

В 1935 г., как вдова высокопоставленного царского чиновника А.И. Кобеляцкого, Лидия Дмитриевна была выслана в Казахстан, с 1936 г. переведена в Рыбинск, где работала педагогом-вокалистом в кружке художественной самодеятельности авиационного института. Здесь организовала студенческий хор, осуществила постановку оперы «Евгений Онегин». Руководила также народным хором Дома учителя, занималась по вокалу с артистами Рыбинского драматического театра. Б 1941 г., после многочисленных ходатайств дочери, получила разрешение вернуться в Ленинград, где вновь преподавала в академической капелле, а также Малом оперном театре и Театре комедии; в годы блокады давала частные уроки пения. Учениками Лидии Дмитриевны были О. Ольшевская, Н. Пестов, С. Холенкова. Скончалась Л.Д. Кобеляцкая-Ильина в 1947 г. в Ленинграде, после продолжительной болезни.

Фонд 355 сложился из поступлений разных лет, из которых первым стало небольшое собрание с автографами, полученное в 1945 г. Основной массив документов был приобретен у дочери певицы, ТА. Кобеляцкой, в 1961 г. Некоторые дополнительные материалы получены у нее же в 1962 и 1963 гг. Документы представляют интерес для биографов Л.Д. Кобеляцкой-Ильиной и музыковедов, изучающих вокальное искусство и вокальную педагогику.

Фонд состоит из 213 документов. Это разнообразные материалы, отражающие главным образом артистическую деятельность Л.Д. Кобеляцкой-Ильиной с 1887 по 1928 г. Все документы фонда выполнены на бумаге. Б большинстве они являются изданиями, напечатанными типографской краской, но есть и рукописные. В их числе программы, афиши, отзывы, рецензии (как отечественные, так и зарубежные), списки репертуаров, переписка. Б состав фонда входят 12 альбомов, содержащих материалы о концертной деятельности Л.Д. Кобеляцкой-Ильиной в разные годы ее карьеры. В альбомы вклеены программы концертов и билеты, газетные вырезки с отзывами и рецензиями. Значимое место занимает биография артистки, составленная ее дочерью Т.А. Кобеляцкой в 1962 г. Б фонде имеются автографы музыкальных произведений как самой Л.Д. Кобеляцкой-Ильиной, так и других лиц, в том числе композиторов А.Г. Гречанинова, Ц.А. Кюи, H.A. Римского-Корсакова и др. Это нотные тетради в бумажной обложке с записями тушью и карандашом. Многие имеют пометы железо-галловыми и анилиновыми чернилами. Есть также печатные ноты, 9 книг с автографами — дарственными надписями и несколько писем. В архиве 49 фотографий, как студийных, так и любительских (фотопортреты фондообразовательницы и других артистов и музыкантов). Студийные фотографии монтированы на картон, на обороте большинства из них размещена информация о фотостудии. Многие имеют золотой обрез, штемпель фотостудии и дарственные надписи. Б составе фонда есть альбом, содержащий

Ил. 1. Изменение цвета бумаги документа в местах контакта с газетными вырезками

Ил. 2. Окрашивание волокон картона папок для упаковки документов реактивом Херцберга: а — древесная целлюлоза и древесная масса; б — текстильные лубяные волокна

Ил. з. Изменение цвета документа под воздействием листа использования

Ил. 5- Форма электронного паспорта базы состояния документов «Фонд Кобеляцкой-Ильиной»

Шифр :ФЗДб ______________________№ддо*гивиш

Дрлтрамяй Кс(югни»ея Ильина Лвдия Динтрнвыа ЫГОПОКК ИадйтИльспк: ЬЬвзваим

Рекомендации то

еонсегаации

Реставраикя ллом

аестаирйцич переплата

переплета

вдирврмщи мримн»

доишлнанш

НЭЛВД'ИМН»

Ьр-^агп ольЛзыз гладкэр, шчогпкниаи, гик+елте!*1« с-т гаэсп'ык

Дсшспиип

ИЖМОйлчнме перагг»в1й

II;; I

^ ЫОГКЭ I Н-ОТО 3 Л*ПИ ЙПГ£ММН ЙЬлКШНШГИКЧЬ

ыегкэ 2 ОТ.СВ.К!* Б.С

Материалы. Фпюездиеся юн^тной двитйл*+эстм 1609-1910 гт, »Раосим

1рсгрлими сл-спртсо и гзаотниа вырезки с ат^иазии н № Псторй^г

зджь »»журнмл ЖИЗНЬ. ИС^ГХГШа , МЛ ТО НИЗ* г

Пометы

О Шп*ип*л»

О1 ВОДМЫв

У Аппликация

: И Лй^реф

1_! Р^всуисж

ГОи Ксбйпицсй* П Л п

ко«ги1в«** ТА. тмить

пил гарвллета

ис-цЮ ■

Ч»Т«И«Я

МАИСИ

•л^чп.-й

ШНАНпВвЫв

-мОнЛ Л

шпек-гшт

>>---

Т^'Т!-"

\

о~: |

■ н

■М1ЧД01-.

множество рисунков Л.Д. Кобеляцкой-Ильиной, главным образом, сделанных ею копий с шаржей и карикатур. Представляет интерес дворянский ежедневник «Дума за думой. Памятная книга на каждый день», изданный в Санкт-Петербурге в 1885 г. Товариществом М.О. Вольф под покровительством принцессы Е.М. Ольденбургской в пользу Дома милосердия. На каждой странице представлены стихотворные строки A.C. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И.Тютчева, П.А. Вяземского, В.А. Жуковского, A.C. Хомякова, А.Н. Апухтина и многих других. В оформлении книги участвовали замечательные художники: Е.Ф. Жохова, Л.М. Эндоурова, М.Э. Зволянская и др.

Для описания документов коллекции разработан паспорт сохранности «Фонд Кобеляцкой-Ильиной».

Паспорт включает в себя четыре основных раздела:

- библиографическое описание документа;

- сведения об особых характеристиках документа, о носителе и материале записи информации, блоке, переплете;

- оценка повреждений носителя и материала записи информации, блока, переплета;

- степень сохранности документа и рекомендации по консервации.

В первом разделе паспорта указывают шифр документа, его порядковый номер, количество листов. Далее приводят данные описи: вид документа, дату создания, авторский заголовок (имя, род деятельности, родственные или деловые отношения с фон-дообразователем), название, количество листов, язык.

Во второй части паспорта указывают наличие особых характеристик документа: помет, тиснений, водяных знаков, рисунков, штемпелей и пр. Дают характеристику носителя информации и отмечают материал записи информации, в том числе помет.

Степень сохранности оценивают визуально по балльной системе отодоз баллов. Для носителя информации отмечают следующие виды повреждений: механические (деформации, разрывы, утраты, потертости, заломы), физико-химические (фоксинги, изменение цвета, затеки, пятна, общее загрязнение) и биологические (пигментация, плесневый налет, деструкция, повреждение насекомыми и грызунами). Для материала записи информации отмечают растекание, выцветание, осыпание красочного слоя, ореолы вокруг букв, угасание, переход на оборот листа и на соседний лист [3].

Паспорт включает в себя сведения о материале форзаца, крышек, крытья, а также информацию о механических, физико-химических и биологических повреждениях книжного блока и переплета.

В паспорта сохранности входят данные о произведенной ранее консервации, рекомендации по консервации, предлагаемые экспертом по результатам обследования. Одна из рекомендаций — реставрация листов. Для блока и переплета может быть предложена реставрация, реконструкция, консервация (обработка кожаного крытья жирующими составами) [8]. В случае изначального отсутствия или утраты переплета — изготовление нового. Уделяется внимание санитарно-гигиенической обработке: обеспыливанию и, при необходимости, дезинфекции. Для защиты от внешних факторов рекомендуется размещение документов в коробках, папках, конвертах из нейтральных материалов (бескислотного картона, бумаги, лавсановой пленки) [5]. При возникновении спорных вопросов необходимо выполнить дополнительные исследования с использованием специальных методик и оборудования. Например, при сильном пожелтении — измерить pH с помощью плоского электрода [4], при биологическом повреждении — обратиться к специалистам-микологам для определения жизнеспособности микроорганизмов [7]. Результатом экспертизы является оценка сохранности носителя информации, материала записи информации, блока и переплета и общей сохранности документа в процентах.

В результате обследования коллекции установлено, что в хорошем состоянии (сохранность более 75 %) находится 81 % документов, в удовлетворительном — 15 %,

неудовлетворительном — 8 %. Наиболее распространены следующие механические и физико-химические повреждения носителя информации: заломы, потертости, общее загрязнение, пятна, изменение цвета. Выявлено изменение цвета бумаги альбомов в местах контакта с газетными вырезками (ил. 1). Некоторые документы повреждены насекомыми — присутствуют засиды мух. Часто встречается умеренный (l балл) переход на оборот листа материалов записи информации, таких как железо-галловые чернила и печатная краска, а также их угасание и переход на соседний лист. У книг наблюдается незначительная деформация блока и крышек, загрязнение и потертости крытья в 1-2 балла. Ремонту подвергался 21 документ — заклеены разрывы, края и сгибы укреплены тонкой бумагой (табл. 1).

Документы хранятся в папках из низкокачественной бумаги и картона, содержащего древесную массу. Некоторые обернуты низкокачественной бумагой. Документы непосредственно соприкасаются с листами использования. Такое хранение было организовано в начале 1960-х гг. при поступлении фонда в Отдел рукописей. Были выполнены лабораторные исследования бумаги и картона упаковки и листов использования. Определены их состав по волокну и кислотность.

Реактивом Херцберга волокна бумаги старых листов использования и части папок окрашиваются в сине-фиолетовый и желтый цвет. Окрашивание и морфологические признаки волокон характерны для древесной целлюлозы и древесной массы (ил. за). Наличие древесной массы в картоне, используемом для хранения ценных документов, недопустимо. Волокна картона небольшого числа папок окрашиваются в терракотовый цвет, что является признаком текстильных волокон. Большинство волокон — средней длины, равномерные по толщине, с продольной и поперечной штриховатостью и сдвигами. Подобная морфологическая структура характерна для текстильных лубяных волокон — льна и конопли (ил. зб).

Кислотность упаковочных материалов определена контактным способом. Установлено, что значение рН упаковочной бумаги и низкокачественного картона лежит в кислой области 4,8-54, что недопустимо при хранении архивных документов, поэтому требуется замена упаковки.

Документ и упаковка оказывают взаимное влияние друг на друга. Выявлено как изменение цвета документов в местах соприкосновения с листами использования (ил. з), так и изменение цвета упаковочных материалов под воздействием документов (ил. 4), что свидетельствует о деструкции целлюлозосодержащих материалов. Глубина протекания этого процесса может быть оценена путем определения оптических свойств поврежденных и неповрежденных участков (координаты цвета RGB и хуz, яркость, насыщенность, длины волн) с помощью программы Matiss Color Test, разработанной в Лаборатории кодикологиче-ских исследований и научно-технической экспертизы документа Отдела рукописей рнб. В местах изменения цвета бумаги и картона по сравнению с неповрежденными участками отмечен рост, в основном, красной составляющей RGB до 17 %, а также увеличение насыщенности цвета на 30-50 %. Расчетные значения индекса желтизны поврежденных участков выше в 3-4 раза.

Полученные при обследовании фонда данные сведены в электронную базу данных «Фонд Кобеляцкой-Ильиной», которая разработана на основе программного пакета MS Access, входящего в MS Office (ил. 5). Использование начальной версии программы делает базу совместимой со всеми последующими версиями [1]. Б базу можно вводить информацию, при необходимости редактировать ее, осуществлять поиск по различным признакам, переносить в файл текстовые и графические данные или распечатывать их. Паспорт состоит из 29 текстовых, 47 числовых и 69 логических полей. Компактное размещение полей существенно упрощает работу с базой. В паспорте предусмотрено поле «Примечание», куда можно вносить описание консерва-ционных мероприятий, их исполнителя и дату выполнения, план и результат дополнительных исследований документа,

Таблица i

Основные повреждения документов

Вид повреждения Количество документов е повреждением, игт.

1 балл 2 балла 3 балла

Деформации 68 1 -

Разрывы 89 12 1

Заломы 103 14 4

Утраты 23 - -

Потертости 121 16 1

Фоксинги IL 2 1

Изменен» цвета 108 73 16

Затеки 10 2 -

Пятна 106 S -

Обшее эдрязаенне 146 40 1

Повреждение насекомым» 6 - -

Переход на оборот листа 26 4 1

Переход на соседний лист 20 5 -

Угасание 50 - -

Ореолы вокруг букв 5 - -

Растекание 8 - -

информацию о публикациях, ссылках в печатных работах, в описях, исторические справки, расширенное библиографическое описание документа.

Поиск и сортировка информации по всем полям легко осуществляется стандартными средствами MS Access, в частности, применением фильтров. Выполнение поиска позволяет осуществлять просмотр свойств массива документов фонда, формировать группы документов по видам повреждений, выявлять документы различной степени сохранности, сортировать их в соответствии с рекомендациями по консервации (фазовое хранение, дезинфекция, реставрация и т.д.). В итоге, анализируя результаты поиска, можно составить план работы с обследованным фондом [6].

В результате экспертной оценки документов фонда 355 из собрания Отдела рукописей рнб можно сделать следующие выводы: сохранность 172 документов составляет 70-80 %; существующее фазовое хранение не соответствует современным требованиям. По результатам обследования рекомендуется реставрация 16 документов, микробиологические исследования 3 документов, обеспыливание всей коллекции. Необходима организация фазового хранения с использованием безопасных материалов — изготовление папок из долговечной офсетной бумаги массой 160-200 г/ма без содержания древесной массы (например, производства АО «Гознак») с нейтральным или слабощелочным значением рН для замены первичной упаковки, а также контейнеров из бескислотного картона для компактного хранения папок с документами.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Добрусина С.А., Подгорная Н.И., Лоцманова Е.М., Быстрова Е.С., Саноцкий Б.И. Создание электронных баз данных о состоянии особо ценных документов из фондов Российской национальной библиотеки // Исследования в консервации культурного наследия: материалы междунар. науч.-практич. конф. М.: Индрик, 2005. С. 71-77.

2. Каратыгин В. В Кружке друзей камерной музыки // Жизнь искусства. 1924. № ю. С. 14-15.

3. Лоцманова Е.М., Быстрова Е.С. Атлас повреждений бумаги, блока, переплета библиотечных и архивных материалов. СПб.: РНБ, 2011. юб с.

4. Мамаева Н.Ю., Беликова Т.Д. Инструкция по измерению pH бумаги контактным методом // Лабораторные методики и технологические инструкции в консервации документов. СПб.: РНБ, 2016. С. 213-219.

5. Национальная программа сохранения библиотечных фондов России: нормативная и методическая база реализации. 2001-2010 гг. М.: Межрегиональный центр библ. сотрудничества, 2011. 304 с.

6. Подгорная Н.И., Лоцманова Е.М., Добрусина С.А., Быстрова Е.С. Электронный паспорт сохранности редкой книги. Создание базы данных состояния документов // Теория и практика сохранения памятников культуры. Вып. 25. СПб.: РНБ, 2017. С. 38-90.

7. Трепова Е.С., Беликова Т.Д. Экспресс-метод определения зараженности документов. Комплексное обследование книгохранилищ: методич. пособие. СПб.: РНБ, 2007. С. 161-166.

8. Хазова С.С., Горяева А.Г. Инструкция по стабилизации кожаных переплетов жирующими композициями // Лабораторные методики и технологические инструкции в консервации документов. СПб.: РНБ, 2016. С. 87-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.