Научная статья на тему 'ИНИЦИАТИВНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ'

ИНИЦИАТИВНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНИЦИАТИВНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / СОСТОЯНИЕ / ТРЕНДЫ / МЕСТНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ / ТИПОЛОГИЯ / СОФИНАНСИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барлыбаев Адигам Агзямович, Барлыбаев Азамат Адигамович, Насыров Г.М.

В статье проанализирован опыт Республики Башкортостан в разработке и комплексной реализации практик инициативного бюджетирования (ИБ). В ходе исследования выполнены задачи по количественной и качественной оценке всех реализуемых на территории региона проектов ИБ. Отражена динамика и отличительные особенности каждой практики ИБ, реализуемой в Республике Башкортостан. Полученные данные послужили основой для разработки рекомендаций по совершенствованию реализуемых практик ИБ. Основным результатом проведенного исследования стала комплексная оценка реализации всех практик ИБ, реализуемых в регионе. Научная новизна исследования состоит в выработке практических рекомендаций по реализации действующих, разработке и внедрению новых практик ИБ. Практическая ценность результатов исследования заключается в возможности использования разработанных рекомендаций в деятельности региональных органов исполнительной власти для повышения гражданской активности и финансовой грамотности населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Барлыбаев Адигам Агзямович, Барлыбаев Азамат Адигамович, Насыров Г.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INITIATIVE BUDGETING IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN: CURRENT SITUATION AND PROSPECTIVE DIRECTIONS OF DEVELOPMENT

The article analyzes the experience of the Republic of Bashkortostan in the development and complex implementation of several practices of initiative budgeting (IB)In the course of the study, the tasks of quantitative and qualitative assessment of all information security projects implemented in the region were completed. The dynamics and distinctive features of each IB practice implemented in the Republic of Bashkortostan are reflected. The data obtained served as the basis for the development of recommendations for improving the implemented IS practices. The main result of the study was a comprehensive assessment of the implementation of all IS practices implemented in the region. The scientific novelty of the research consists in the development of practical recommendations for the implementation of existing ones, the development and implementation of new IS practices. The possibility of using the developed recommendations in the activities of regional executive authorities to increase civic engagement and financial literacy of the population is the practical value of the research results.

Текст научной работы на тему «ИНИЦИАТИВНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ»

Regional development

Барлыбаев А.А. Barlybaev A.A.

доктор экономических наук, профессор, Сибайский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Сибай Российская Федерация

Барлыбаев А.А. Barlybaev A.A.

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, ГАНУ

«Институт стратегических исследований РБ», г. Уфа, Российская Федерация

Насыров Г.М. Nasyrov G.M.

кандидат экономических наук, доцент, Сибайский

институт (филиал) ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Сибай, Российская Федерация

УДК 336.146 (470.57)

DOI: 10.17122/2541-8904-2021-1-35-74-81

ИНИЦИАТИВНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ1

В статье проанализирован опыт Республики Башкортостан в разработке и комплексной реализации практик инициативного бюджетирования (ИБ).

В ходе исследования выполнены задачи по количественной и качественной оценке всех реализуемых на территории региона проектов ИБ. Отражена динамика и отличительные особенности каждой практики ИБ, реализуемой в Республике Башкортостан. Полученные данные послужили основой для разработки рекомендаций по совершенствованию реализуемых практик ИБ.

Основным результатом проведенного исследования стала комплексная оценка реализации всех практик ИБ, реализуемых в регионе.

Научная новизна исследования состоит в выработке практических рекомендаций по реализации действующих, разработке и внедрению новых практик ИБ.

Практическая ценность результатов исследования заключается в возможности использования разработанных рекомендаций в деятельности региональных органов исполнительной власти для повышения гражданской активности и финансовой грамотности населения.

Ключевые слова: инициативное бюджетирование, состояние, тренды, местные инициативы, типология, софинансирование.

The article analyzes the experience of the Republic of Bashkortostan in the development and complex implementation of several practices of initiative budgeting (IB).

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Республики Башкортостан в рамках научного проекта № 19-410-020019 «Социокультурные факторы экономического развития территорий» (руководитель - Ситнова И.А.).

INITIATIVE BUDGETING IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN: CURRENT SITUATION AND PROSPECTIVE DIRECTIONS OF DEVELOPMENT

Региональное развитие

In the course of the study, the tasks of quantitative and qualitative assessment of all information security projects implemented in the region were completed. The dynamics and distinctive features of each IB practice implemented in the Republic of Bashkortostan are reflected.

The data obtained served as the basis for the development of recommendations for improving the implemented IS practices.

The main result of the study was a comprehensive assessment of the implementation of all IS practices implemented in the region.

The scientific novelty of the research consists in the development of practical recommendations for the implementation of existing ones, the development and implementation of new IS practices.

The possibility of using the developed recommendations in the activities of regional executive authorities to increase civic engagement and financial literacy of the population is the practical value of the research results.

Key words: initiative budgeting, state of affairs, trends, local initiatives, typology, co-financing.

В основе российского инициативного бюджетирования лежит широко известное за рубежом «партисипаторное бюджетирование», подразумевающее обязательное участие органов власти, регулярность проведения и широкое публичное обсуждение проектов для бюджетного финансирования, а также итогов их реализации.

В 2019 году на региональном и местном уровнях было реализовано 249 практик инициативного бюджетирования в 69 субъектах РФ. На финансирование проектов было направлено более 24 млрд руб., что превосходит показатели 2018 года на 5 млрд руб. Объем средств бюджетного софинансирова-ния, направленного на реализацию проектов из региональных бюджетов Российской Федерации, вырос более чем на 2,6 млрд руб. и достиг 13,11 млрд руб. Более чем на 1 млрд руб. увеличился вклад муниципальных бюджетов. При этом также наблюдается рост внебюджетного софинансирования, значение которого в 2019 году достигло 2,18 млрд рублей [7].

По состоянию на начало 2020 года, по критериям вовлеченности населения, количества реализованных проектов и действующих практик ИБ Республика Башкортостан является безусловным лидером в РФ.

В процессе пятилетнего цикла развития ИБ в регионе выделяются следующие ключевые этапы: старт проекта поддержки местных инициатив в «пилотном режиме» (2014 г.), создание проектного офиса (2016 г.), запуск проекта развития общественной инфраструктуры по всей территории региона (2016 г.), разработка «Приоритетной региональной программы развития инициативного

бюджетирования», предусматривающей запуск 10 практик инициативного бюджетирования [13].

На сегодняшний день в регионе успешно реализуются следующие практики инициативного бюджетирования: конкурсный отбор проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах (ППМИ), проекты «Реальные дела», «Башкирские дворики», «Доходогене-рирующие проекты в сельском хозяйстве» и «Наше село».

Конкурсный отбор проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах - на сегодняшний день самая успешная практика ИБ, реализуемая на территории республики.

Реализация данной практики ИБ позволила через объединение усилий местных жителей, бизнеса, органов государственной власти и местного самоуправления совместно решать наиболее острые социальные проблемы местного значения, пропуская их через фильтр общественного публичного обсуждения.

При реализации проектов в рамках данной практики предусмотрено софинансирование из регионального бюджета (не более 1 млн руб. на проект), местных бюджетов, средств населения и спонсоров.

За время реализации данной практики ИБ (с 2014 г.) достигнуты следующие результаты:

- общее количество конкурсных заявок достигло 1061 по сравнению со 116 в 2014 г. (с 2016 г. практика охватила все муниципалитеты региона);

Regional development

- количество реализованных проектов развития общественной инфраструктуры превысило 2800 ед.;

- общая стоимость проектов достигла 2,8 млрд руб. в 2020 г.

- общий объем субсидии регионального бюджета, выделенной на финансирование, превысил 1,89 млрд руб.;

- около 942,7 млн руб. составил объем софинансирования со стороны органов мест-

ного самоуправления, спонсоров и населения (муниципальные образования - 397,6 млн руб. (14 %), население - 300,9 млн руб. (11 %), спонсоры - 244,2 млн руб. (8 %));

- 1906 населенных пунктов региона реализовали проекты на своей территории (41,7 % от всех населенных пунктов региона);

- благополучателями практики стали 19,5 % жителей республики.

660 787 833 759 1 563

__ 487 484 1 JJO

2016 год 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год

■ Количество поданных заявок ■ Количество победивших заявок

Рисунок 1. Количество заявок, поданных и признанных победителями конкурсного отбора в 2016-2020 гг. (ед.) [10]

В 2020 г. уровень вовлечения поселения региона в проект составил 86 % (из 832 поселений в конкурсном отборе приняло участие 716). В значительной части муниципальных районов (свыше 50 %) было отмечено участие всех поселений в проекте. В ряде районов (Бакалинский, Илишевский, Кигинский, Чекмагушевский) был достигнут максимальный результат, все поселения указанных районов приняли участие и стали победителями конкурсного отбора.

По итогам конкурсного отбора победителями были признаны 57,4 % и 49 % заявок муниципальных районов и городских округов соответственно.

В структуре заявленных на конкурсный отбор заявок поселений в 2020 г. преобла-

дали проекты, связанные с ремонтом учреждений образования (24,3 %), ремонтом дорог (20,8 %), содержанием мест захоронения (12,4 %).

Одновременно в республике успешно реализуются и собственные оригинальные практики, разработанные на принципах инициативного бюджетирования.

Проект «Реальные дела» разработан региональным отделением партии «Единая Россия», предназначен для финансового обеспечения наказов избирателей, исполняемых депутатами регионального законодательного собрания. Общее количество реализованных проектов составляет 6114 (см. рис. 2).

1260

1063 Qfiq __ 1057

870 895 ^^ ybJ

■ I I I I I

2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год

Рисунок 2. Количество реализованных проектов в рамках «Реальные дела» (ед.) [11]

Целевые направления реализованных проектов схожи с типологией ППМИ. Они затрагивают и учреждения образования, и сель-

Региональное развитие

ские дома культуры и т.д. В таблице 1 представлены наименования целевых направлений.

Таблица 1. Целевые направления реализованных проектов в рамках «Реальные дела» за 2015-2020 гг. [11]

Целевое направление В % от общего числа проектов

Ремонт и укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений 38

Благоустройство населенных пунктов, парков, включая приобретение инвентаря для благоустроительных работ, водо-, электро-, тепло-, газоснабжение населения, ремонт канализации 30

Приобретение, установка спортивных и детских площадок 18

Благоустройство памятников, аллей Воинской славы 6

Благоустройство и техническое оснащение мемориальных мест 4

Обустройство, ограждение мест захоронения ТКО, приобретение спецавтотранспорта для вывоза ТКО 2

Обеспечение пожарной безопасности 2

Прочие 1

Согласно данным, представленным специалистами Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан, общая

стоимость реализованных проектов за 20152020 гг. составила 1378,0 млн руб. Источники финансирования представлены на рисунке 3.

Рисунок 3. Источники финансирования проектов в рамках «Реальные дела» за 2015-2020 гг. [11]

Проект «Башкирские дворики».

Реализация проекта «Комплексное благоустройство дворовых территорий «Башкирские дворики» осуществляется во всех муниципалитетах региона с 2019 года.

Цель программы заключается в создании комфортных условий для проживания жителей многоквартирных домов и обеспечении

безопасной комфортной среды на дворовых территориях.

Координатором программы является профильное республиканское ведомство, курирующее вопросы жилищно-коммунального обеспечения.

Обязательным условием участия является определенный перечень работ, в который вхо-

Regional development

дят озеленение, установка наружного освещения, ведеонаблюдения, монтаж детских и спортивных площадок с резиновым покрытием, контейнерных площадок, обустройство парковочных мест, архитектурных форм, информационных стендов. На проектные организации возложена обязаность выработки нормативной базы.

В 2019 году реализовано 400 проектов, в 2020 году - 380. Общая стоимость реализованных проектов за 2019-2020 гг. составила 3504,4 млн руб. Проект реализуется с привлечение средств республиканского бюджета (94 %), местного бюджета (5 %), средств собственников МКД (1 %) [9].

Доходогенерирующие проекты. Следующая практика инициативного бюджетирования - региональная (конкурсная) программа поддержки доходогенерирующих проектов (ДГП), в рамках которой участникам оказывается грантовая поддержка в самом начале становления сельскохозяй-

ственного бизнеса. В основу программы заложен принцип инициативного бюджетирования: за счет инициативы и софинансиро-вания граждан, составляющих инициативные группы, создаются сельскохозяйственные потребительские кооперативы (СПоК) и имущественные объекты коллективного пользования (для хранения, переработки, оказания услуг), которые используются в интересах инициативной группы (в последующем -пайщиков СПоК) и приносят дополнительный доход ее участникам.

Профильное республиканское министерство выступает организатором конкурсного отбора участников на предоставление указанных грантов.

За небольшой период реализации ДГП создано 276 СПоКов. На рисунке 4 представлена информация о количестве образованных кооперативов по годам.

118 119

39 ■

2017 год 2 018 год 2 019 год

Рисунок 4. Количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов, основанных за 2017-2019 гг. [12]

Возможными направлениями использования средств гранта являются следующие: приобретение техники, оборудования, конструкций для возведения каркасно-тентовых строений сельскохозяйственного назначения.

Предоставление гранта производится в сумме не более 3 млн руб., но не превышающей 91 % от стоимости всего проекта.

Проект «Наше село». Муниципальный проект инициативного бюджетирования «Наше село» успешно реализуется с 2018 г. При его реализации не предусмотрена возможность привлечения средств регионального бюджета. Финансирование проекта про-

изводится за счет собственных средств муниципальных районов и сельских поселений, а также населения. Отличительной особенностью проекта является полная автономия муниципалитета при определении основных параметров конкурса - целевой направленности проектов, количества заявок от сельского поселения, требований к конкурсной документации, параметров оценки заявок и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Муниципальный проект «Наше село» имеет сходства с программой поддержки местных инициатив. Но по сравнению с ней стоимость проектов в рамках «Наше село»

Региональное развитие

Таблица 2. Основные сведения о реализации муниципального проекта «Наше село» за 2018-2020 гг.

Параметры 2018 год 2019 год 2020 год Итого

Количество районов 6 (Альшеевский, Бакалинский, Бураевский, Илишевский, Калтасинский, Миякинский районы) 6 (Бакалинский, Балтачевский, Бураевский, Илишевский, Калтасинский, Миякинский районы) 5 (Аскинский, Белокатайский, Благовещенский, Илишевский, Чекмагушевский районы) 11

Количество поданных заявок 50 40 12 102

Количество победивших проектов 40 33 10 83

Вклад бюджетов муниципальных районов, тыс. руб. 6624,3 6788,8 1753,4 15166,5

Вклад бюджетов сельских поселений, рублей 1395,6 959,7 328,2 2683,5

Вклад населения, тыс. рублей 1643,3 1360,0 503,8 3507,1

Вклад спонсоров, тыс. рублей 1144,7 971,0 296,9 2412,6

Число участников собраний 2430 4142 964 7536

Количество благополучателей 8000 8496 12847 29343

небольшая. Зачастую проекты, не прошедшие конкурсный отбор по ППМИ, реализуются в рамках проекта «Наше село».

Типология реализованных проектов за 20182020 гг. представлена в таблице 3.

Таблица 3. Типология реализованных проектов в рамках «Наше село» за 2018-2020 гг.

Типология Количество

Водоснабжение 14

Детские площадки 4

Ремонт дорог 33

Обустройство памятников 7

Спорт 1

Места захоронения 19

Уличное освещение 1

Ремонт сельских домов культуры 3

Ремонт административного здания 1

Выводы

Таким образом, учитывая успешный опыт региона, а также современные мировые тренды в развитии ИБ, считаем необходи-

мым дальнейшую разработку и совершенствование практик по следующим направлениям:

Regional development

1) проекты, ориентированные на определенные социальные группы (инвалиды, студенты, молодежь и т.п.);

2) интеграция проектов инициативного бюджетирования в политику бюджетной открытости;

Список литературы

1. Барлыбаев А.А., Барлыбаев А.А., Ситнова И.А. Инициативное бюджетирование как фактор социально-экономического развития сельских территорий (на примере районов Республики Башкортостан) // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2020. - № 12-2. - С. 218-222; URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1499 (дата обращения: 01.02.2021).

2. Барлыбаев А.А., Барлыбаев А.А. Результаты реализации проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах в Республике Башкортостан: достижения, проблемы и пути их решения // Вестник Евразийской науки.

- 2020. - № 5. URL: https://esj.today/ PDF/29ECVN520.pdf (дата обращения 02.02.2021).

3. Барлыбаев А.А., Барлыбаев У.А., Колечкина М.А. Перспективные направления цифровизации инициативного бюджетирования в регионе // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2020. - № 3.

- С. 38-41.

4. Вагин В.В. Программы (концепции) развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации // Российские регионы: взгляд в будущее. -2020. - Т. 7. - № 2. - С. 76-104.

5. Вагин В.В., Шаповалова Н.А. Актуальные вызовы и проблемы развития инициативного бюджетирования // Финансовый журнал. - 2020. - Т. 12. - № 1.

- С. 9-26.

6. Вагин В.В., Шаповалова Н.А. Гаврилова Н.В. Мониторинг развития инициативного бюджетирования: методика и практика организации // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. - 2019. - Т. 2 (48). -№ 1. - С. 51-64.

3) проекты, ориентированные на развитие приоритетных для региона отраслей бизнеса (туризм, переработка отходов т.п.).

7. Доклад о лучшей практике развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях / Минфин России. 2020. URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/ library/2020/10/main/0570_Doklad_IB_2020_ itog.pdf. (дата обращения 12.12.2020)

8. Игтисамова Л.З. Республика Башкортостан: комплексный подход к развитию инициативного бюджетирования // Финансы. - 2019. - № 6. - С. 7-14.

9. Официальный сайт Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. URL: http://house.bashkortostan.ru (дата обращения: 13.12.2020).

10. Официальный сайт Программы поддержки местных инициатив в Республике Башкортостан [Электронный ресурс]. URL: https://ppmi.bashkortostan.ru (дата обращения: 13.12.2020).

11. Официальный сайт Проекта «Реальные дела» [Электронный ресурс]. URL: http:// реальные-дела.рф (дата обращения: 13.12.2020).

12. Официальный сайт Центра сельскохозяйственного консультирования Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. URL: http:// http://www.cckrb.ru (дата обращения: 13.12.2020).

13. Распоряжение Правительства Республики Башкортостан № 911-р от 25 сентября 2018 года об утверждении Приоритетной региональной программы «Развитие инициативного бюджетирования в Республике Башкортостан». https://minfin. bashkortostan.ru/documents/active/212260/ (дата обращения: 10.12.2020).

References

1. Barlybaev A.A., Barlybaev A.A., Sitnova I.A. Initiative budgeting as a factor in the socio-

economic development of rural areas (on the example of the regions of the Republic of Bashkortostan) // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. - 2020. - No. 12-2. - P. 218-222; URL: https://vaael.ru/ru/article/ view?id=1499 (date of access: 02/01/2021).

2. Barlybaev A.A., Barlybaev A.A. Results of the implementation of projects for the development of public infrastructure based on local initiatives in the Republic of Bashkortostan: achievements, problems and ways to solve them // Bulletin of Eurasian Science. - 2020. - No. 5. URL: https://esj.today/PDF/29ECVN520.pdf (date of access 02.02.2021).

3. Barlybaev A.A., Barlybaev U.A., Kolechkina M.A. Perspective directions of digitalization of initiative budgeting in the region // Economics and Management: scientific and practical journal. - 2020. - No. 3. - P. 38-41.

4. Vagin V.V. Programs (concepts) for the development of initiative budgeting in the constituent entities of the Russian Federation // Russian regions: a look into the future. - 2020.

- V. 7. - No. 2. - P. 76-104.

5. Vagin V.V., Shapovalova N.A. Actual challenges and problems of development of initiative budgeting // Financial Journal. - 2020.

- Vol. 12. - No. 1. - P. 9-26.

6. Vagin V.V., Shapovalova N.A. Gavrilova N.V. Monitoring of the development of initiative budgeting: methodology and practice of the organization // Research Financial Institute. Financial journal. 2019.Vol. 2 (48). No. 1. P. 51-64.

Региональное развитие

7. Report on the best practice of developing initiative budgeting in the constituent entities of the Russian Federation and municipalities / Ministry of Finance of Russia. 2020. URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/ library/2020/10/main/0570_Doklad_IB_2020_ itog.pdf. (date of treatment 12.12.2020)

8. Igtisamova L.Z. Republic of Bashkortostan: an integrated approach to the development of proactive budgeting // Finance. - 2019. - No. 6. - Р. 7-14.

9. Official site of the Program for Supporting Local Initiatives in the Republic of Bashkortostan [Electronic resource]. URL: https://ppmi.bashkortostan.ru (date of access: 12/13/2020).

10. Official site of the Project "Real Affairs" [Electronic resource]. URL: http: // real-business.rf (date of access: 12/13/2020).

11. Official site of the Center for Agricultural Consulting of the Republic of Bashkortostan [Electronic resource]. URL: http: // http://www. cckrb.ru (date of access: 13.12.2020).

12. Order of the Government of the Republic of Bashkortostan No. 911-r dated September 25, 2018 on the approval of the Priority Regional Program "Development of Initiative Budgeting in the Republic of Bashkortostan". https:// minfin.bashkortostan.ru/documents/ active/212260/ (date of access: 10.12.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.