8.3. ИНИЦИАТИВА СНИЖЕНИЯ ДОЛГОВ БЕДНЕЙШИХ СТРАН МИРА С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ЗАДОЛЖЕННОСТИ (HIPC) И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В СТРАНАХ АФРИКИ ЮЖНЕЕ САХАРЫ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОЗАМБИК
Розарио Марцио Клаудио, член мозамбикской делегации, в российско-мозамбикских двусторонних консультациях по вопросу списания долга в рамках Инициативы HIPC
Место работы: посольство республики Мозамбик Контакты автора: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена особенностям реализации Инициативы HIPC в странах Африки южнее Сахары на примере Мозамбика и ее влиянию на экономическое развитие страны. Автор описывает сложности, с которыми сталкиваются страны на пути осуществления экономических преобразований в рамках HIPC. В статье не только дается оценка достигнутым результатам, но и анализируются недостатки, выявленные в ходе реализации Инициативы HIPC.
Ключевые слова: снижение долгов, беднейшие страны мир, высокий уровень задолженности, ХИПК, Мозамбик, списание долга, страна-должник, страна-кредитор, сокращение бедности
HEAVILY INDEBTED POOR COUNTRIES INITIATIVE (HIPC) AND THE PROBLEMS OF ITS REALIZATION IN THE COUNTRIES OF AFRICA SOUTH OF THE SAHARA ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF MOZAMBIQUE
Rosario Marzio Claudio, member of the in Russian-Mozambican bilateral consultations concerning write-off of a debt within the Initiative HIPC
Place of employment: Embassy of the Republic of Mozambique
Annotation: This article is devoted to features of realization of the Initiative HIPC in African countries south of Sahara on the example of Mozambique and to its influence on economic development of the country. The author describes the complexities which the countries face on a way of realization the economic transformations within the HIPC initiative. In the article is given not only the estimation to the reached results, but also analyze the lacks revealed during realization of Initiative HIPC.
Keywords: debt relief, world least developed countries, Heavily Indebted Countries, Heavily Indebted Poor Countries, Debt write-off, indebted country, Poverty reduction
Привлечение средств извне имеет решающее значение для развития любой страны, когда внутренних сбережений недостаточно для финансирования проек-
тов развития в стране. В этом отношении средства, полученные государством в долг, направленные в нужное русло, приносят свои плоды и положительно влияют на экономическое развитие страны. Негативное воздействие внешнего долга на уровень бедности и экономическое развитие в целом наглядно просматриваются: эффект debt-overhang (препятствие частным инвестициям), эффект cash flow (нехватка ресурсов для импорта товаров первой необходимости, так как часть государственного дохода используется для погашения процентов по кредиту).
Понимая, что практически невозможно совместить оплату долга и обеспечение экономического роста, развитые страны объединяют усилия для оказания финансовой помощи наиболее бедным странам с хорошими экономическими перспективами.
Инициатива снижения долгов беднейших стран мира с высоким уровнем задолженности (HIPC) была первым шагом на пути к уменьшению суммы долга этой категории стран, имеющей огромные долги. Она была выдвинута Всемирным Банком и Международным Валютным Фондом в 1996г. и получила еще большее распространение в 1998г. В рамках инициативы HIPC кредиторы берут на себя обязательство снизить чистую приведенную стоимость внешнего долга страны-должника до приемлемого уровня, когда страна-должник достигнет устойчивого уровня платежеспособности.
Так снижение долгов проходит в 2 этапа. На первом этапе, так называемом «моменте принятия решения» (decision point), происходит избрание страны для участия в реализации Инициативы HIPC. На этом этапе выясняется, соответствуют ли экономические показатели страны-должника установленным параметрам для принятия участия в осуществлении программы HIPC: страны должны взаимодействовать с Всемирным Банком и Международным Валютным Фондом; сталкиваются ли они с непосильным бременем задолженности и действительно ли эта проблема не может быть решена традиционными механизмами. Кроме того, страны должны демонстрировать хороший показатель экономического развития за определенный период времени. Так, например, годовой объем экспорта страны-должника должен быть не более, чем в 1,5 раза меньше чистой приведенной стоимости внешнего долга, причем доля экспорта в ВВП должна составлять не менее 30%. Согласно условиям отбора стран для участия в Инициативе HIPC, в них должен быть разработан Стратегический документ Сокращения бедности, а также страны, претендующие на списание долга, должны быть прозрачными в использовании государственных ресурсов.
При достижении страной очевидных успехов в соответствии с установленными критериями, Исполнительные органы МВФ и Всемирного банка включают ее в программу по облегчению долгового бремени, и международное сообщество соглашается на сокращение долга до уровня, считающегося устойчивым. Как только страна достигла свой «момент принятия решения», она сразу может рассчитывать на получение временного облегчения в обслуживании долга. На этой стадии, страны-должники приступают к осуществлению реформ, согласованных с международными кредиторами. Кредиторы определяют, на какую сумму будет сокращен долг и какие требования должны выполнить на этом этапе страны-должники.
На втором этапе, так называемой «точке завершения» (completion point), для того, чтобы получить пол-
Бизнес в законе
4'2010
ное и безвозвратное сокращение долгов, доступное по Инициативе HIPC, страна должна выполнить следующие условия: предоставить хорошие показатели в соответствии с программами, поддержанными ссудами от Международного Валютного Фонда и Всемирного банка; удовлетворительно провести ключевые реформы, согласованные в «момент принятия решения»; принять и реализовать свой Стратегический документ Сокращения бедности в течение, по крайней мере, одного года.
После выполнения всех своих обязательств страна может достигнуть своего «момента завершения», который позволяет ей получить полное облегчение долга в размере, определенном и согласованном в «момент принятия решения».
В 1999 г. Была принята Инициатива HIPC II, которая позволила Фонду обеспечивать быстрее, глубже, и более широкое облегчение долга и усилила связи между облегчением долга, сокращением бедности, и социальной политикой. Уже в 2005 г. для ускорения продвижения к Целям развития Тысячелетия Организации Объединенных Наций (Millennium Development Goals), к Инициативе HIPC была добавлена Многосторонняя инициатива списания задолженности (MDRI). MDRI учитывает 100-процентное облегчение долга странам, решившим задачи HIPC, при финансовой поддержке Всемирного банка, Международного Валютного Фонда и Африканского банка развития.
В настоящее время в Инициативе HIPC участвуют 36 стран, 30 из которых расположены на Африканском континенте.
Список стран, имеющих право на получение начальной
Международное сообщество уделяет особое внимание укреплению связей между облегчением бремени задолженности и сокращением масштабов нищеты. Списание долгов связано с прогрессом в реализации стратегии по снижению уровня нищеты (Poverty Reduction Strategy). Таким образом, оказывается не только финансовая помощь для погашения долгов, но и поддержка проводимых в стране реформ.
Несмотря на все предпринятые действия, Инициативы HIPC недостаточно для облегчения долгового бре-
мени большинства стран Африки. Например, Танзания, хотя получила благодаря этой программе некоторую помощь в течение последних лет, по-прежнему продолжает брать миллиарды долларов у своих иностранных кредиторов. Если на момент вступления в Инициативу HIPC ее внешний долг составлял 7,1 млрд. долл. США, то в результате привлечения новых кредитов, по прогнозам, к 2011 г. ее долг может увеличиться до 8 млрд. долл. США1. Ситуация в Танзании характерна и для многих других африканских стран, расположенных к югу от Сахары, являющихся участниками Инициативы HIPC, которым по-прежнему не хватает средств для стимулирования своей экономики. В нынешних условиях понадобится долгое время для того, чтобы эти страны избавились, наконец, от своей задолженности.
Мозамбик и Уганда стали единственными странами, получившими к октябрю 2001 г. право на списание своими кредиторами всех долгов, согласованных в рамках Инициативы HIPC.
На момент получения независимости Мозамбика в 1975 г. в стране соотношение уровня долга было приемлемым, особенно если рассматривать его с точки зрения экспорта. Однако, в период с 1978 г. по 1979 г. уровень задолженности вырос быстрыми темпами, и страна начала накапливать большие объемы внешних обязательств.
Задолженность, которая составила в 1984 г. около 90% от всего объема внешнего долга страны была перед СССР, а затем перед ее приемником - Россией. Однако в последующие годы произошли изменения в заимствованиях со стороны национальных властей, которые предпочитали брать долги у международных организаций. Задолженность международным организациям, значительно увеличилась со всего лишь 4,0% от общего объема в 1985 г. до 35% в 1998 г.
С началом в 1987 г. программы государственного экономического и социального восстановления необходимые для реализации программы ресурсы стали поступать со стороны Всемирного банка и МВФ. Новая политика в области задолженности объясняется тем, что кредиты международных организаций были более льготными, и как следствие произошло быстрое увеличение задолженности страны этим учреждениям.
На момент вступления в Инициативу HIPC в 1998 г. внешний долг Мозамбика составил $6 млрд., из которых 46% были долгом Парижскому клубу, а 37%- многосторонним кредиторам (около половины из них составлял долг Всемирному банку). В том же году Мозамбик был пятой страной, избранной для осуществления инициативы HIPC, в результате чего долг был снижен c 241% ВВП в 1998 г. до 58% ВВП в 2008 г.
Среднегодовая разница в обслуживании долга в период 2000-2006 гг. благодаря Инициативе HIPC снизилась почти на 120 млн долл. США (с 171,9 млн долл. США до 52,1 млн долл. США). Уменьшение задолженности придает новую динамику борьбе государства с нищетой. Финансовые ресурсы, которые могли бы идти на оплату процентов кредита используются для активизации производства. Например, в рамках программы «Multilateral Debt Relief Initiative» Мозамбик должен был бы в 2007-2008 гг. заплатить Ассоциации
1 African Economic Outlook. Tanzania. 2010// http://www.africane-conomicoutlook.org/en/countries/east-africa/tanzania ; Afrodad. Country Profile. Tanzania. 2010.
помощи HIPC (с 1 июля 2010 г.)
Страны на этапе «момента завершения»
Афгани- стан Гайана Камерун Мозамбик Сенегал
Бенин Гамбия Либерия Нигер Сьерра- Леоне
Боливия Гана Мавритания Никарагуа Т анзания
Буркина- Фасо Г ондурас Мадагаскар Республика Конго Уганда
Бурунди Демократическая Республика Конго Малави Руанда Центральная Африканская Республика
Гаити Замбия Мали Сан-Томе и Принсипи Эфиопия
Страны между этапами «момент принятия решения» и «момент завершения»
Гвинея Каморы Того
Гвинея-Биссау Кот-д'Ивуар Чад
Страны на этапе «момента принятия решения»
Киргизия Сомали Судан Эритрея
Источник: IMF. Debt Relief Under the Heavily Indebted Poor Countries (HIPC) Initiative. Fact Sheet . July, 2010. P4
международного развития 32 млн долл. США, а в
Несмотря на усилия, предпринятые международными организациями для привлечения числа кредиторов и упрощения своих процедур, процесс все еще остается несовершенным. Остались нерешенными проблемы, связанные с кредитами, полученными от стран- не участников Парижского клуба и торговых кредиторов, составляющими в общей сумме около 25% общего объема помощи, оказанной по Инициативе Н1РС.
В свете программы Н1РС долг рассматривается в соответствии с двусторонними договорами между конкретными странами. Каждая страна-кредитор настаивает на своих правилах игры, которые зачастую не соответствуют внутренним законам страны-должника. Рассмотрим схему «прощения» долга, предложенную некоторыми странами:
1. Открытие специального счета в иностранной валюте в Центральном Банке страны-должника банком-поручителем страны-кредитора, на который правительство страны-должника вносит по утвержденному графику платежи в счет долга.
2. Министерства тех отраслей, которые были обозначены как приоритетные для развития страны-должника, создают проекты развития и отдают на утверждение их в Министерстве финансов.
3. Предлагаемые проекты анализируются и отправляются в Министерство финансов страны-кредитора на согласование.
4. После утверждения проекта Министерство финансов страны-должника оповещает Министерства тех отраслей, которые были обозначены как приоритетные для развития страны-должника, проводит выборы компании для осуществления проекта.
5. Министерство финансов страны-должника отправляет документы о выбранной компании и требуемой сумме Министерству страны-кредитора и в Центральный Банк.
6. Министерство финансов страны-кредитора отправляет данные об избранном предприятии в свой банк-поручитель.
7. Центральный банк страны-должника, в свою очередь, направляет прошение о финансировании проекта в банк страны-кредитора.
8. Банк-поручитель страны-кредитора сверяет документы с теми, которые были представлены ранее Министерством финансов страны-кредитора и дает согласие на оплату.
Такая схема подходит далеко не всем. Например, для Мозамбика она непрактична, так как усложняет осуществление государственного контроля и планов развития из-за того, что денежные средства не проходят через государственный бюджет. Это противоречит законам Республики Мозамбик, потому что функции платежных поручителей не входят в функции Цен-
трального банка Мозамбика. Кроме того, множество процедур до осуществления оплаты ведет к усложнению и удорожанию этих проектов, приводит к сложностям государственного внебюджетного учета и увеличению временного периода для осуществления проекта.
Список литературы:
1. African Economic Outlook. Tanzania. 2010//http://www.africaneconomicoutlook.org/en/countries/eastafr ica/tanzania ;
2. Afrodad. Country Profile. Tanzania. 2010.
IMF. Debt Relief Under the Heavily Indebted Poor Countries (HIPC) Initiative. Fact Sheet . July, 2010. P4
3. GMD. Divida Pública de Moçambique: O endividamento externo e interno e consideraçôes sobre suas ligaçôes com a pobreza e desenvolvimento. 6 ediçao. Dezembro, 2004.
4. Multilateral Debt Relief Initiative. Fact Sheet . July, 2006.
5. Republic of Mozambique: Poverty Reduction Strategy Paper—Economic and Social Plan for 2005// IMF Country Report № 05/312. August 2005.
6. República de Moçambique: Carta de Intençôes, Memorando de Política Económica e Financeira e Memorando Técnico de Entendimento. Fundo Monetário Internacional. Washington, 2008.
7. The World Bank Group, Quick Quer selected from World Development Indicators. 2009 http://ddpext.worldbank.org /ext/DDPQQ/member.do?method=getMembers&userid=1&queryI d=135
8. World Bank//Press Release No:2010/141/AFR. WASHINGTON D.C., November 12, 2009 http://go.worldbank.org /JW09S3YI80
9. Desafios para Mocambique. Maputo. 2010.
РЕЦЕНЗИЯ
Статья М.К. Розарио посвящена проблемам реализации Инициативы ХИПК в Республике Мозамбик. Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку внешняя задолженность представляет собой серьезную проблему для бедных стран, переживающих период становления национальной экономики, особенно в период глобального кризиса и рецессии мировой экономики.
Автор на основе большого фактического материала анализирует особенности проведения социальноэкономических преобразований в Мозамбике в рамках ХИПК. Важным моментом при оценке качества статьи является то, что автор в статье излагает актуальную и достоверную информацию, поскольку он принимал непосредственное участие в российско-мозамбикских двусторонних консультациях по вопросу списания долга в рамках Инициативы ХИПК.
В статье обращается внимание на то, что международное сообщество, списывая долги, не только оказывает финансовую помощь стране, но и поддерживает проводимые в ней реформы. Автор вместе с тем справедливо отмечает, что Инициативы ХИПК недостаточно для облегчения долгового бремени большинства стран Африки, и указывает на проблемы, связанные с кредитами, полученными от стран-доноров и торговых кредиторов, не участвующих в программах Парижского клуба. Интересным в статье является анализ схемы списания долга и обозначение ее слабых мест.
Научная статья М.К. Розарио «Инициатива снижения долгов беднейших стран мира с высоким уровнем задолженности (ХИПК) и проблемы ее реализации в странах Африки южнее Сахары на примере Республики Мозамбик» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода, и поэтому рекомендуется к публикации.
Профессор кафедры мировой экономики
Российской Экономической Академииим
Г.В. Плеханова
к. э. н. В.П. Морозов
2009-2011 гг.- 97 млн долл. США.
Влияние HIPC на обслуживание долга ____________ (в млн долл. США) ______________
2000-2006 2007-2012 2013-2017
Без HIPC 171.9 202.7 251.4
С HIPC I 73.0 99.0 116.8
C HIPC II 52.1 82,0 98.4
Источник: GMD. Divida Pública de Mo?ambique: O endividamento externo e interno e considera?oes sobr suas liga9oes com a pobreza e desenvolvimento. 6 edi?ao. Dezembro, 2004. Р.27.